9 мин.

Игорь Корнеев: «Жирков мог бы усилить «Барселону»

За три года работы в сборной России Игорь Корнеев дал считаное количество больших интервью. Живя на два дома, первый помощник Гуса Хиддинка занимался самообразованием, стажировался у Дика Адвоката, выигрывал бронзу чемпионата Европы и держался в стороне от суеты вокруг сборной. За неделю до матча Финляндия – России Корнеев пообщался со Sports.ru и рассказал о предложении питерского «Зенита», старом знакомом Хосепе Гвардиоле, друзьях Пресняковых, сногсшибательной Мадонне, тяжелой доле «Челси» и легких наркотиках.

- Где вы смотрели финал Лиги чемпионов?

– В одном из московских кафе – на большом экране. В компании друзей.

- Почему победила «Барселона»?

– Потому что ей дали играть в свою игру. Я всегда говорил, что с нынешним составом «Барселоны» невозможно играть в футбол. У нее более креативные, более сильные исполнители. Матч с «Челси» показал, как можно играть с «Барсой». Но, к сожалению для «МЮ», они попытались играть в свой футбол. Из-за этого в конечном счете преимущество оказалось на стороне «Барселоны».

- В каких вы отношениях с «Барселоной»? Она остается вашим любимым клубом?

– Будучи в этом клубе один раз, даже на короткое время, у тебя остается чувство к нему. Смотря матчи «Барселоны», я чувствую себя ее частью, пусть даже маленькой. Но в этом сезоне я следил за ними не потому что болею, а потому что они показывали фантастический футбол. Это проявлялось не только в голах – думаю, они побили все существовавшие рекорды. Это проявлялось в идее, в задумке, в исполнении. Приятно смотреть чисто по-футбольному. А матч с «Реалом» на «Сантьяго Бернабеу» – это просто бриллиант. Пособие по тому, как надо играть в футбол.

- Зато в финал Лиги чемпионов она вышла со скандалом. Все и сейчас считают: матч «Челси» – «Барселона» должен был закончиться с другим счетом.

– Абсолютно согласен. Для меня как для человека, имеющего прямое отношение к футболу, непонятно, как судья может закрыть глаза на такие вещи. На таком уровне! Чтобы так явно происходило! Может, он и правда не видел? Не хочу обвинять арбитра в предвзятости, я просто констатирую факт: на таком уровне такого быть просто не может. Если брать финал, там судью просто не было видно, но при этом он держал под контролем даже самые маленькие детали.

- Как скоро после полуфинала вы общались с Гусом Хиддинком?

– Вроде бы на следующий день. Но тему судейства мы не затрагивали, потому что я понимал: он находится под впечатлением. Все, что я думал, я описал ему в своем SMS-сообщении, которое отправил после игры.

- Ваша жена и тесть из Манчестера. За кого они болеют?

– За «МЮ». Ее отец больше болен футболом, чем она. Когда есть возможность, он всегда на «Олд Траффорд». Он болен не только английским футболом, футболом вообще. Осенью 2007 года, когда сборные России и Англии играли между собой, мы активно подкалывали друг друга. Я все время говорил: «У Англии нет ни шанса». Он – с улыбкой на лице: «Без комментариев».

- У вас есть круг общения среди бывших игроков «Барселоны»?

– Не то чтобы тесно общаюсь – со временем контакты утрачивают свою силу. Но, когда я там, вижу Стоичкова, Гвардиолу, Чики Бегиристиана. «Барселона» всегда старается поддерживать отношения с игроками, которые в ней играли. Я уж не говорю о поздравительных открытках – на Новый год они приходят мне на почту до сих пор.

- Гвардиола-тренер сильно отличается от Гвардиолы-игрока?

– Если брать манеру выражения себя на скамейке, то этот тот же игрок, что и был. Уверенный, амбициозный, требовательный. И всегда большая умница. Предполагал ли я, что он выиграет все в первый же сезон? Нет. Но я не сомневался, что это очень креативный человек. И благодаря знанию клуба, города, Каталонии и вообще футбола он добьется успеха.

- Вы по-прежнему единственный россиянин, игравший в «Барселоне». В нынешней сборной есть игрок, который мог бы усилить такую «Барсу»?

– Несомненно. Жирков.

- Пару недель назад вы сдавали последние экзамены, чтобы получить тренерскую лицензию категории А. В чем заключался ваш экзамен?

– Экзаменов было не один, а два. Первый был связан с проведением тренировки. Давалась команда «Фейеноорда» U-18. Я должен был посмотреть игру, найти у команды проблему и, исходя из этой проблемы, построить тренировку. Второй экзамен – по мотивам финала Кубка Голландии, «Херенвен» – «Твенте». Мне дали один день на оценку этой игры. Диплом категории А дает возможность быть вторым тренером. Но если первый тренер увольняется, у тебя есть возможность быть главным вместо него. Мой следующий шаг – категория PRO.

- Многие до сих пор не понимают: как в стране, где разрешены легкие наркотики, может быть такой хороший футбол. И правда – как?

– Возможно, дело в доступности. Когда что-то недоступно – тебе хочется. И наоборот. Кроме того, кофешопы в основном – для туристов, хотя есть и те голландцы, которые пользуются этим. Однако по менталитету голландцы – достаточно специфическая нация в плане профессионализма. Футболисты понимают: если тебя туда занесет, можешь не остановиться и закончить карьеру.

- Гус Хиддинк уже подтвердил, что «Зенит» сделал вам предложение работать у них. О какой работе идет речь?

– Не хочу говорить много на эту тему. В данный момент – все мои мысли о сборной. Но если коротко – речь идет о должности спортивного директора.

- Когда вы дадите ответ?

– Если и нужно будет говорить об этом, то только после матча сборной в Финляндии.

- «Работа в штабе Гуса Хиддинка» – отличная запись в портфолио. Вам ведь уже предлагали самостоятельную работу в России?

– Я никуда не тороплюсь. Предложений, которые меня бы заинтересовали, не было. Но сами предложения были. Это был российский клуб, работа главного тренера. Естественно, ты реагируешь в связи с обстоятельствами. В данный момент я никуда не спешу.

- Бразилец Алекс из «Спартака» сказал, что он когда-то запрограммировал свою карьеру, и отъезд в Европу планировался как раз в 26 лет. Когда, согласно вашей программе, вы должны начать самостоятельную работу?

– У меня программирования на долгий период нет. Обычно я даю адекватную оценку ситуации и прихожу к какому-то знаменателю. Если приходит шанс поработать с интересными и амбициозными людьми – я стараюсь его не упускать.

- Есть вещь, которой вы научились у Гуса Хиддинка?

– Ты можешь принять решение по первоначальной реакции – из-за импульса, характера, момента. Но такие решения не всегда адекватны. Хиддинк дал возможность смотреть на вещи более обширно и думать перед тем, как это решение принять.

- Кто Хиддинк для вас: друг, приятель или все еще просто босс?

– Он остается боссом. Хотя я был бы очень горд, если когда-нибудь смог бы считать его своим другом.

- После четвертьфинала Евро-2008 в Голландии нашлись те, кто угрожал Хиддинку. Как реагировало ваше голландское окружение на этот успех?

– Адекватно. Были друзья, которым я организовал билеты на матч. После игры они плакали и не могли со мной разговаривать. Но чуть позже признали: мы их переиграли.

- Говорят, перед матчем с Голландией в раздевалке вещал Аршавин: «Парни, не бойтесь и пасуйте на меня». Хиддинк этого не вспомнил, но сказал, что не против таких выступлений.

– Я этого тоже не слышал. Но игроки должны чувствовать ответственность и тащить на себе команду, когда это необходимо. Мы только за, если они будут более требовательными к себе и остальным. Взять тот же матч «Челси» и «Барселоны» – Иньеста там был лидером команды. Он не только забил гол, в том матче вся игра шла не от Месси, а именно от Иньесты. Так что мы это только приветствуем. Нам нужны лидеры.

- После приезда с Евро Зырянов пошутил про то, что сборной России не нужен тренер. Вы назвали это заявление фаворитом на звание самой тупой шутки.

– Не хочу к этому возвращаться. Я сказал то, что сказал. На наших отношениях это не сказалось. Зырянов все сам понял.

- Вы с Бородюком остаетесь очень непубличными людьми. Почему вы выбрали такой имидж?

– Насколько я знаю себя, я никому не отказывал в интервью. Публичность? Зачем она? Не надо искать публичности там, где она не нужна. Это мое мнение. А так, я никогда не отказывал вашему брату, от меня трудно услышать «нет». Если я и говорю «нет», значит, просто физически или по каким-то другим причинам не могу пообщаться.

- В Барселоне у вас растут двое сыновей. Младшему скоро в школу?

– Он уже два года в школе. Ему будет шесть лет, но уже ходит на подготовительные занятия.

- Старший?

– Заканчивает последний класс. Потом собирается поступать в университет по финансовой части.

- Ваш старший сын говорит на пяти языках, и вы планировали обучить младшего стольким же. Удается?

– Не очень. Я в какой-то момент перестал говорить с ним на русском. Основной язык, на котором он говорит сейчас, – английский. Подтягивается испанский, потому что он учится в англо-испанской школе в Барселоне.

- Барселона – ваш любимый город?

– Я жил там около пяти лет, знаю его от и до. Для меня этот город лучший в Европе. Что мне нравится? Море. Практически всегда хорошая погода. Если сравнивать с другими городами, достаточно недорогой. Великолепная еда. Большие возможности – не говорю для себя – для любителей ночной жизни. Сам стиль жизни людей – они не живут, чтобы работать, а работают, чтобы жить. График работы до часу дня, до пяти – сиеста, с пяти до восьми они снова работают. Весь процесс построен так, чтобы люди больше наслаждались жизнью. В Голландии в шесть вечера – мертвый сезон, на улицах никого нет, все попрятались по домам. Я не осуждаю это, просто констатирую.

- Как вам последний фильм Вуди Аллена «Вики. Кристина. Барселона»?

– Веселый. Там Барселона показана как город, где может сорвать голову. Так и есть.

- Ваш бизнес в Голландии связан с недвижимостью. Как на нем отразился кризис?

– Бизнес рассчитан на аренду – пара квартир сейчас пустует. Раньше все были забиты.

- Вы в сборной три года, но никто толком не знает о ваших увлечениях. Что составляет вашу жизнь, кроме футбола?

– Я много времени провожу за футбольными книгами, за концептами – размышляю, что бы я сделал в той или иной ситуации. Иногда меня заносит в тренажерный зал. Я просто обожаю теннис.

- У вас есть известные друзья из неспортивного мира?

– Семья Пресняковых. Мы долго знакомы, нас можно назвать друзьями. С Пресняковым-младшим познакомился, когда он только набирал обороты и танцевал в стиле Майкла Джексона. Когда я еще был игроком ЦСКА, он часто выступал с Аллой Пугачевой в «Олимпийском». Я буквально пропадал там вместе с их командой. Такой драйв! Вроде на концертах каждый раз происходит одно и то же, но артисты преподносят это всегда по-новому. С Пресняковым-старшим и его командой мы до сих пор играем в футбол, когда позволяет время.

- Что вы слушаете в плеере?

– Зависит от настроения. Я не слушаю тяжелый рок. Предпочитаю релакс, какие-нибудь хиты. Иногда нравится смотреть концерты вживую. Последний DVD, который я смотрел, – концерт Мадонны. Последний концерт, который я посетил, – это тоже Мадонна. Она потрясающий человек. Когда смотришь на нее, на ее творчество и на ее стремление идти вперед, понимаешь, как мало ты сделал в этой жизни.