7 мин.

Большой разговор. Юрий Дудь, Vol.2

— Какую первоначальную реакцию у вас вызвали слова Андрея Аршавина «То, что мы не оправдали ваши ожидания, — это ваши проблемы»?

— Первоначально — возмущение. А потом я понял, что Аршавин адресовал свои слова персонально депутату Белякову и его друзьям в рамках отдельно взятого разговора. Причем говорил Аршавин это максимально сдержанно, с почти гангстерским флером. Я осознаю, что никогда бы не смог вести себя в подобной ситуации так же спокойно.

— Представьте себе ситуацию. Кафе в центре Москвы. Пицца «Четыре сыра», пицца с козьим сыром и вялеными помидорами, с салатом, ну, и шесть бутылок воды без газа. Только вместо Сергея Игнашевича Дик Адвокат. Какие три вопроса вы бы задали бывшему главному тренеру российской сборной?

— Во-первых, я бы спросил о деталях подготовки сборной России к чемпионату Европы. Чтобы понять, почему сборная бежала ровно половину группового турнира. Второй вопрос: «Не считаете ли, что ваш отлет в Голландию сразу после матча с Грецией выглядел бегством? Не думаете ли, что правильнее по отношению к русским болельщикам было бы вернуться вместе со сборной в Москву и провести там пресс-конференцию?» Третий вопрос… Чем-то схож с вашим. Я попросил бы Адвоката перечислить три главные ошибки, которые он допустил за последний месяц. Правда, думаю, он ответил бы что-то вроде: «Ошибок не было. Нам просто не повезло. Это футбол».

— В одном из текстов на Sports.ru, рассуждая о новом тренере сборной, вы отдали свои предпочтения Леониду Слуцкому.

— Я такое писал?

— Материал назывался «Кто должен возглавить сборную России?»

— А, да, было такое. Но, так или иначе, Леонид Слуцкий не возглавит сборную. Он при работе и как минимум до конца года будет тренировать ЦСКА. А сборную почти наверняка возглавит Валерий Газзаев. Это почти свершившийся факт, как сказал наш коллега Дмитрий Федоров, оснований не верить которому у меня нет. Хотя назначение Газзаева многие журналисты считают возвращением к безуспешному прошлому сборной России, на мой взгляд, это далеко не самый плохой вариант. Валерий Газзаев — один из лучших тренеров-мотиваторов в русском футболе. А в job description специалистов, которые возглавляют сборные, умение мотивировать игроков — это чуть ли не первая строчка.

— А каким вам видится худший вариант действий РФС при поиске тренера сборной?

— Предложить Дику Адвокату зарплату в десять раз больше, чем в ПСВ. Дождаться, пока он откажется от клуба и вернется в сборную России. И, разумеется, отправить лучших юристов в Эйндховен для улаживания конфликта.

— Общаясь с Игнашевичем, вы привели в пример сборную Польши, которая полным составом на следующий день после вылета из турнира встретилась с болельщиками. Как вы себе представляете подобное мероприятие в России?

— Никак. Я считаю, что встреча была бы далеко не обязательна. Попросить прощения можно и не выходя в фан-зону. Когда «Локомотив» провалил чемпионат России пару лет назад, Владимир Маминов — тогда еще игрок, а не тренер — по окончании последнего матча как капитан извинился перед болельщиками. И пустил слезу прямо перед камерой. Это выглядело очень искренне. Так, что люди поняли: да, они облажались, но они это понимают. И так, что людям захотелось поскорее перезимовать, купить абонемент и, начиная с весны, снова рвать за них глотки. Я не предлагаю футболистам сборной России рыдать после каждого проигранного матча. Но извиниться было бы правильно. Тем более, что средств коммуникации миллион — и телевизор, и твиттер, и диктофон Бориса Левина, который всегда рядом. Извинения, которые Андрей Аршавин принес спустя четыре дня, выглядели куда менее искренне и изящно. Мы извиняемся, извиняемся — отстаньте только.

— Ужасно длинный вопрос. Программа «Удар головой еще жестче» на время каникул позаимствовала у Владимира Соловьева идею ток-шоу «Поединок», запустив рубрику «К стенке». В предпоследнем выпуске состоялся спор между Эдуардом Бояковым и Андреем Малосоловым по поводу поведения российских болельщиков в Польше. Позиция какого оппонента лично вам ближе?

— В той ситуации я скорее на стороне Эдуарда Боякова, художественного руководителя самой радикальной театральной площадки России — театра «Практика». Он говорил, что русские болельщики, как и просто русские люди, часто ведут себя заграницей так, что многим другим соотечественникам за них стыдно. Это чистая правда. И такие люди часто провоцируют агрессию по отношению к себе. Но с другой стороны, насколько я могу судить по общению с нашими корреспондентами, которые работали на Евро, в Польше творился совершенный беспредел со стороны кучки местного отребья. То есть я в чем-то согласен с каждой из сторон. И рад, что мне не пришлось между ними выбирать.

— Можно пару оффтоповых вопросов?

— Да.

— Интересоваться мнением о своей стране у иностранца, кажется, не только белорусская фича…

— «От иностранца» :). Смешно звучит.

— Есть немножко. Так вот, какое у вас представление о белорусском футболе?

— Ну… Мое главное представление о белорусском футболе заключается в том, что в нем совершенно точно никто не должен гореть в аду. Если вы понимаете, о чем я.

— Вы сыграли на опережение одного из следующих вопросов.

— Потом зададите :). Белорусский футбол для меня — эта некая общность неплохих игроков, которые в свое время начинали заниматься футболом для того, чтобы когда-нибудь уехать в чемпионат России. Потому что там больше денег, зрителей и просто веселья. Кроме того, любая заметная футбольная новость из Беларуси — напоминание зайти на официальный сайт «Ляписа Трубецкого» и проверить, не в ближайшие ли выходные они выступают в Москве. «Ляписы», на мой взгляд, вершина современной белорусской культуры. Я восхищен той перезагрузкой, которую Сергей Михалок устроил своей группе несколько лет назад. Были несколько попсовым свадебным ансамблем — стали протестной рок-н-ролльной бандой, под которую хочется рубиться до последнего вздоха. И особенно сильно рубиться под композицию «Беларусь Freedom», конечно.

Кстати, я на своем примере знаю, что ваша столица, хоть и не архитектурная жемчужина планеты Земля, полна милых, добрых и по-своему интересных людей. Я приезжал в Минск на матч БАТЭ — «Зенит». И получил огромное удовольствие, пообщавшись с большим количеством приятных людей, съев много драников и выпив много водки.

— Что скажете о стадионе «Динамо»?

— Стадион «Динамо»?.. Полный отстой :). Такой же отстой, как и большинство русских стадионов. Как еще можно называть такие сооружения? Недоколизеи, на которые никогда не будет комфортно ходить нормальным людям. В том числе поэтому и не ходят.

— Александр Глеб провел какое-то время в России, выступая в Самаре. Как вы, сведущий в европейском футболе человек, среагировали на новость о переходе в «Крылья» игрока со столь впечатляющим профайлом?

— Ну, тут только если афиша удивительна: человек, который выигрывал — нет, который поднимал над головой Кубок чемпионов — едет во вторую восьмерку чемпионата России. Но если посмотреть на последние годы карьеры Александра Глеба, то ничего особенного в этом трансфере нет.

— Уместно вас спрашивать о перспективах Александра Глеба?

— Ой, да я его в «Крыльях» видел примерно полтора раза. Могу сказать только, что я вам завидую. У вас есть футболист, которого приглашали в «Барселону». Ту «Барселону», которая уже стала лучшей командой планеты Земля и, возможно, лучшей командой в истории мирового футбола. Я просто жду, что когда-нибудь в России родится (может, уже родился — просто не дорос) футболист, которым нынешняя «Барселона» хотя бы заинтересуется.

— Хорошо. Вот мы и пришли к анонсированному вопросу про горение в аду. Как вы отреагировали на актуальный для Беларуси радиоэфир в исполнении Василия Уткина?

— Ну, реакция была примерно такой же, как и еще на полтора десятка работ Василия за минувший год. Василий — король эпатажа. Василий — спортивный журналист номер один в России. Это всегда легко идентифицировать хотя бы по реакции рекламодателей на медиасреду. Для многих из них, людей, которые в футболе разбираются не очень хорошо, существует абсолютно простое уравнение. Спортивная журналистика = Василий Уткин. Василий не был бы номером один, если бы не эпатировал публику. В том числе и такой огненной тирадой про БАТЭ. Я считаю, что Василий аргументировал свою позицию. Проблема остается только в одном — в буквальном восприятии фразы «должен гореть в аду». Не надо, услышав ее, представлять котел, под который рогатый черт подбрасывает дрова и устраивает варево из всех тренеров, играющих в оборонительный футбол. Если воспринять это как вполне себе безобидный оборот нового русского языка, то ничего возмутительного Василий не сказал. Еще раз: это такой жанр, в котором Вася мастер. И именно потому все мы заходим на Sports.ru, кликаем на его конференцию или блог и хлопаем в ладоши от того, как нам весело и интересно.