15 мин.

Леау саботировал прессинг, «Селтик» напряг «Баварию» и неожиданное поражение «Аталанты». Тактика ЛЧ

Новый выпуск тактических заметок – о первых матчах стыкового раунда Лиги чемпионов. Игре «Манчестер Сити» – «Реал» посвящен отдельный материал.

Мини-комплимент «Бресту» от «ПСЖ»

«ПСЖ» отлично знает «Брест» и по делу победил 3:0. Один побочный нюанс встречи заслуживает особого внимания и даже изучения: команда Луиса Энрике ни разу не разыграла от ворот коротко. Все розыгрыши на этой стадии были дальними. Команда даже не выстраивалась для короткого варианта:

Такой подход крайне нетипичен для «Парижа», но логичен, учитывая крайне близкое знакомство с оппонентом. Прессинг «Бреста» в такие моменты очень цельный и интенсивный. Энрике предпочел даже не заигрывать с ним.

При этом в менее заготовленном давлении, когда «Бресту» нужно переходить в прессинг из среднего блока, команда не так хороша. Поэтому в этой стадии «ПСЖ» использовал привычную структуру и традиционный стиль:

Энрике усмирил давление «Бреста» – вычеркнул из матча его самую опасную стадию. Эффективный уместный ход – он стал следствием прошлых встреч и плотного знакомства. Своего рода тактический комплимент.

Оригинальная структура владения Нико Ковача – слабо работала в первом тайме, но окупилась во втором

В первых двух матчах в «Боруссии» Нико Ковач сохранил схему и почти все игровые нюансы этого сезона, но сделал интригующую точечную корректировку. Против «Спортинга» не разовым, а регулярным было такое расположение в атакующей структуре:

Расположение максимально привычное, а вот наполнение неординарное: вингеры Гиттенс и Адейеми сужаются, а фланги занимают центральные полузащитники Гросс и Брандт.

Крайне редкий вариант. Похожая ротация на одном фланге у некоторых команд встречается. Динамичная смена позиции уже после получения вингером мяча – тоже. А вот такое – сразу на двух флангах и чтобы заранее занимали именно такие позиции – правда редкость. 

В первом тайме прием, как и позиционная атака «Дортмунда», вызывал только недоумение. А во втором Нико почувствовал себя королем – Брандт ассистировал на первый гол именно из этой позиции. Этот мяч стал определяющим. Игра открылась, а «Боруссия» получила важную дозу уверенности. 

Вероятная идея Ковача: Гирасси как ориентир + Гиттенс и Адейеми – скоростная пара под его скидки + Брандт и Гросс – игроки с хорошим пасом для доставки мяча. Кроме гола прошло еще несколько перспективных атак. 

У «Боруссии» появилась замена Матсена?

Мы многократно поднимали тему экспериментов «Боруссии» в розыгрыше. Именно потеря и неспособность напрямую заменить Иана Матсена – стартовая точка и катализатор мучительных поисков. 

Пока шепотом. Но, кажется, в «Дортмунде» появился игрок нужного типажа. В стабильности и уровне еще предстоит разобраться, но начало весьма интригующее. Зимой «Боруссия» взяла 23-летнего Даниэля Свенссона из «Нордшелланда».

В лучших традиция Мастена швед стартовал на левом фланге защиты, а при владении уходил в опорную зону:

Структурно ничего нового, но в плане игры под давлением, своевременных рывков, способности комбинировать он кажется ближе к типажу Матсена, чем любая из опробованных ранее альтернатив. 

«Бавария» забила по формуле Жовера

Из 10 ударов «Баварии» в матче против «Селтика» четыре пришли с угловых. Без этого оружия было бы еще труднее. В этой встрече мюнхенцы расставлялись по заветам Николя Жовера (тот самый гуру стандартов из «Арсенала»).

Формула: подача к створу + группа набегающих в штрафную игроков на дальней штанге + изолированный центральный защитник, стартующий из глубины.

В роли Габриэла выступал Дайо Упамекано. Обычно «Арсенал» выводит на удар именно бразильца. У «Баварии» главную угрозу нес Харри Кейн (отчасти из-за явной путаницы у «Селтика»), но базис максимально похожий.

Еще была и полезная коммуникация в перерыве. Йозуа Киммих рассказал: «После первого тайма Харри подошел ко мне и попросил, чтобы я подавал на дальнюю штангу, он остается там без опеки. Сработало».

Вадим Лукомский (телеграм-канал)

Говорят, «Баварии» недостает гибкости. Но против «Селтика» поменяли расстановку в прессинге

Классическая прессинг-модель «Баварии»: высокое давление, к единственному форварду Харри Кейну в пару поднимается правый вингер Майкл Олисе, Джамал Мусиала играет по опорнику, на крайних защитников выдвигаются левый вингер (здесь Лерой Сане) и правый защитник Конрад Лаймер.

Против «Селтика» «Бавария» выбрала другой вариант. В пару к Кейну поднимался левый вингер Лерой Сане, справа прессинговал Майкл Олисе, слева выдвигался левый защитник Рафаэл Геррейру.

Сработало средне. Как и всегда, «Бавария» регулярно душила соперника прессингом. Однако «Селтик» чаще обычного находил отрезки владения и реже обычного привозил под давлением «Баварии». А если и получалось выходить из защиты, то через фланг Сане и Геррейру: Сане иногда с опозданием подлетал к центральному защитнику, за которым закреплен, Геррейру с опозданием приклеивался к правому защитнику «Селтика». 

Это вынудило Компани к концу первого тайма слегка изменить расстановку: теперь к Кейну добавлялся Мусиала, Сане и Олисе ориентировались на крайних защитников, Геррейру и Лаймер оставались глубже, к опорнику «Селтика» подлетал Йозуа Киммих или Леон Горетцка. 

Интересны причины, почему Компани вообще изменил привычную расстановку. Возможная мотивация – не допустить ситуаций 1-в-1 у Николаса-Геррита Кюна, резкого игрока правого фланга атаки «Селтика», против Геррейру. При новой расстановке Кюн оказывался против Дайера, который тоже не отличается скоростью, но способен хотя бы давить физической мощью. 

И сам факт смены расстановки интересен: Компани пока не отличался адаптациями под соперника, «Бавария» почти не меняется от игры к игре. 

«Селтик» во втором тайме давил в конкретную зону «Баварии». Получалось

На 49-й минуте «Бавария» повела 2:0, а у «Селтика» до сих пор не было ни одного удара. 

Но затем игра изменилась. «Бавария» ослабила хватку, отказалась от стабильного прессинга, сама же попадала под давление и теряла мяч. Когда же «Селтик» восстанавливал владение, он методично давил в одну точку – левый фланг обороны «Баварии». Это разумно: там неосновной Геррейру (Альфонсо Дэвис травмирован), ближайший центральный защитник – неосновной Дайер.

Подмоги тоже не хватало: левый вингер Кингсли Коман, вышедший вместо Сане, слабо помогал Геррейру. Леон Горетцка, ближайший к флангу опорник, тоже страховал с опозданием. Из-за этого «Селтик» постоянно атаковал проникающими передачами в коридор между Дайером и Геррейру. 

Компани пытался потушить игру, убрав Геррейру и выпустив Хироки Ито, но японский дебютант стал лишь еще одним пострадавшим от пожара. 

Пожалуй, еще никто так стабильно и успешно не давил в конкретную зону против «Баварии». Да, были топ-игры от Рафиньи, Омара Мармуша, Ли Чжэ Сона («Майнц»), но они не зависели от конкретной зоны.

Артем Денисов (телеграм-канал)

Леау саботировал прессинг «Милана»

Мы стали свидетелями эпохальной битвы: Феликс и Леау выясняли, кто бесполезнее в прессинге.

Теперь мы знаем ответ. Рафа даже не почувствовал конкуренции. Поистине безграничный потенциал.

На матч с «Фейеноордом» (0:1) Консейсау впервые выпустил квартет Леау – Феликс – Хименес – Пулишич. Предполагалось, что он нереален как раз в силу оборонительной необязательности (сразу два игрока – лентяи) и особенностей миланской полузащиты (Рейндерс и Фофана сильнее с мячом, чем без, и не смогут отработать за других). В общем, тренер рискнул, при этом не отказавшись ни от активного прессинга, ни от обороны числом.

В атаке риск оправдался, если не считать реализации: «Милан» создал достаточно моментов, чтобы не проиграть. В обороне – нет. Сопернику Консейсау позволил не меньше.

По плану атакующая четверка давила на четверку защитников 1-в-1, пользуясь численным равенством. Леау получил право давить на линию паса, без плотного прессинга зеркального оппонента. Так Консейсау попытался совместить его лень с командными нуждами и заодно сэкономил силы самому опасному игроку.

Не сработало по четырем причинам:

1. кипер «Фейеноорда» неплохо играет ногами – разбивал прессинг, даже когда не оставалось коридоров на ближнего;

2. у голландцев было численное преимущество в середине (4-3-3 против 4-2-4): лишний игрок часто создавал открытую линию паса, на которую у миланцев недоставало сил;

3. часто это происходило справа, и уравнять численность должен был Тео Эрнандес, но он редко реагировал вовремя;

4. Леау регулярно не добегал до крайнего защитника.

Пользуясь этим, голландцы легко выходили справа.

«Юве» перевернул прессинг ПСВ (2:1) против него

Занятный парадокс. Во втором тайме «Ювентус» выглядел слабее, чем в первом: меньше двигался, хуже контролировал игру, упустил владение. Пропустил, в конце концов.

При этом в первом, сильном тайме шансов было примерно поровну. Это подтверждает и модель ожидаемых голов, в которой туринцы совсем чуть-чуть превзошли соперника.

Во втором, относительно слабом тайме «Ювентус» втрое перестрелял ПСВ по xG. Хотя общий рисунок смотрелся ровнее.

Секрет в манере, с которой ПСВ прессинговал. Она давала численное преимущество в районе мяча, но выматывала на дистанции и делала команду уязвимой от скорости возврата в защиту, если отбор не сработал – из-за меньшей плотности в других зонах.

После перерыва туринцы все чаще забирали такие дуэли, не выводя мяч из опасной зоны пасом. Рисковали, но риск сработал. Победный мяч – классическая ситуация, в которой план соперника работает против него.

Сначала Гатти ломанулся сквозь прессинг, хотя мог спокойно передать ближнему – вариантов хватало. Собрал троих, разредив остальные зоны, и отдал Мбангула.

Мбангула тут же попал под прессинг, но придержал мяч и тоже собрал двоих: двое вступили в отбор, третий встречал движение. Разреженность стала еще очевиднее. Следующий шаг – пас на совершенно свободного Дугласа. В двух передачах – Консейсау в удобной ситуации 1-в-1.

Из-за манеры прессинга ПСВ не успел прикрыть внешний коридор, когда Консейсау дошел до штрафной. Подстраховался только от смещения в центр, но для португальца даже такая ситуация с предсказуемым шагом – подарок: из-за исключительной взрывной скорости его сложно сдержать в одиночку.

При этом в разреженной защите возникла брешь, в которую врывался Мбангула – за ним не успевали. А на дальней штанге в слепой зоне оказался Копмейнерс.

ПСВ попал в пассивное положение, при котором не мог повлиять на исход – расклад сложился, что гола можно избежать только благодаря ошибке атакующей стороны. «Юве» не ошибся.

Зачем Мотте связующая девятка – на паре примеров

У пяти голов, забитых Коло-Муани после перехода в «Ювентус», есть секрет. Он хуже, чем Влахович, взаимодействовал с командой и работал на других. Реже покидал переднюю линию, меньше играл в пас и помогал в строительстве атак. Не подстраивался под партнеров.

Поэтому у туринцев хуже держался мяч в последних турах, но больше получалось в атаке пространства на индивидуальных действиях: впереди была постоянная опция для заброса за спины.

Это нормально: Рандаль, как и Душан, прямой игрок. Он тоже выражается на пространстве, а не в вовлеченности и отвлекающем движении. Серб провел у Мотты полгода и поднаторел в том, что нужно системе и чуждо ему. Француз – пока нет.

Но в игре с ПСВ случился такой эпизод. Локателли подобрал мяч на своей половине, просеменил метров 15 и наконец не выдержал: обратился прямо к Коло-Муани и пальцем указал зону, в которой тот уже должен был открыться.

«Юве» привык к такому движению и ждал его, но француз держался передней линии – хотя своевременное смещение забрало бы дальнего центрбека, создав выгоднейшее положение для Консейсау.

Через 10 минут ситуация повторилась, но уже с Дугласом. Коло-Муани не стал нарываться на второй окрик, вовремя покинул острие и сместился навстречу пасу.

Дуглас и Тюрам отреагировали одновременным рывком – это одно из главных правил Мотты, «отдал-вбежал». Коло-Муани оказался в опорной, параллельный забег Хефрена привлек внимание и увел лишнего, и Дуглас, оказавшийся в слепой зоне, рванул в огромное опустошенное пространство между защитниками.

В конкретной ситуации атака развернулась иначе – пасующий (центральный защитник Вейга, на которого отыграл Коло-Муани) не отреагировал на рывок. Но это пример путей, которыми модель Мотты создает возможности для атаки пространства. Поэтому ему не нужна девятка-ориентир. Нужны тотальные игроки, особенно в центральной зоне.

Андрей Клещенок (телеграм-канал)

«Аталанта» неожиданно проиграла «Брюгге». Не получалось находить пространство и сломалась персоналка



«Аталанта» неожиданно уступила «Брюгге» (1:2) в гостях и усложнила себе жизнь. Почему это произошло?

Есть несколько причин. Одна из самых очевидных – «Брюгге» внимательно следил за рывками за спину и почти не допускал разрывов. Вингеры опускались на помощь крайним защитникам, при необходимости включались опорники и шли до конца за соперником. Здесь Ардон Яшари увидел движение Шарля де Кетеларе и вовремя сел в линию (в итоге заставил его сделать неудобный пас назад).

Все это привело к тому, что «Аталанта» редко доставляла мяч в штрафную без сопротивления. Любопытно, что Лазар Самарджич после выхода на замену сразу ворвался в брешь между защитниками и опасно пробил (редкая ситуация для гостей).

Другой нюанс – «Брюгге» через комбинации на третьего и стеночки преодолевал персоналку «Аталанты». Обычно один из защитников после передачи сразу открывался под ответный пас и тащил мяч в свободную зону. Так им удавалось закрепиться около штрафной.

Вот правый защитник Хоакин Сейс после стеночки оторвался от Давиде Дзаппакосты и  рванул в центр.

Если бы не внимательность Эдерсона, то у «Аталанты» было бы еще больше проблем в обороне.

Григорий Звоников (телеграм-канал)

Фото: Gettyimages/Alex Bierens de Haan / Stringer, Valerio Pennicino / Stringer, Carlos Rodrigues / Stringer; East News/AP Photo/Peter Dejong