4 мин.

Арестован инвестор «Химок» Садыгов. Версии разные: взятки, госконтракты, матч с «Крыльями»

Вячеслав Федорищев говорит, что не знает о связи.

Дающий «Химкам» деньги бизнесмен Туфан Садыгов задержан в Москве, сообщил вечером в среду инсайдер Иван Карпов.

Связано ли это с футбольной активностью, инсайды расходятся. Вероятно, как минимум частично причина – во взятках, обнаруженных при предпринимательской деятельности Садыгова.

Арест Садыгова – что известно?

Карпов сообщил, что Садыгов находится в одном из следственных изоляторов Москвы и добавил, что накануне во вторник в его компаниях прошли обыски. Инсайдер уточнил, что арест вызван коммерческой деятельностью предпринимателя, не связан с финансовыми проблемами «Химок», где недавно с игроками расплатились за октябрь, а мотивирован серьезным уголовным делом.

Данные Baza о том, что Туфан Садыгов под домашним арестом и задержан еще в ноябре, Карпов опроверг: указал, что это больше похоже на историю другого арестованного Садыгова – человека с такими же инициалами, не имеющего отношения к инвестору «Химок».

По информации Baza, Садыгова задержали сотрудники ФСБ, предположительно по статье «Мошенничество», а меру пресечения пока не выбирали. По данным источников издания, задержание связано не с футболом, а со строительными проектами бизнесмена в Московской области. Садыгов перестал выходить на связь с коллегами и знакомыми после 15:00 вторника, 10 декабря.

У «Матч ТВ» другие сведения: одной из основных причин задержания может быть расследование подозрительного матча «Химки» – «Крылья Советов», сыгранного в РПЛ 24 апреля 2022-го. А это в свою очередь может быть связано с антикоррупционной активностью губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева. Сам глава региона сказал «Матчу», что не знает, есть ли связь между задержанием и коррупционным делом.

Еще одна возможная причина – вопросы по выполнению государственных контрактов, неуплаченные налоги и задержки по зарплате сотрудникам, дополняет «Матч». Долги компаний Садыгова, по данным источников издания, могут достигать 300 млн рублей.

Туфан Садыгов – кто он и на чем заработал?

Еще в 2022-м Денис Пузырев рассказывал, что известно об этом непубличном деятеле российского футбола. С тех пор у Садыгова так и не появилось официального статуса в «Химках», разные медиа представляют его по-разному (что-то около «бизнесмена, поддерживающего клуб»), он постоянно комментирует дела «Химок».

Впервые фамилия Садыгова прозвучала в футбольном контексте перед сезоном-2019/20, тогда в ПФЛ – на третий уровень российского футбола – заявился «Олимп» из Химок. Сезон не доиграли из-за ковида, перед следующим клуб объединился с соседом по зоне Второй лиги «Долгопрудным», а на «Матч ТВ» несколько раз упомянули Туфана как основного акционера. В соцсетях клуб поздравлял Садыгова с днем рождения без указания статуса.

По окончании сезона-2020/21 Садыгов переключился на «Химки», а «Олимп-Долгопрудный» оставил. Оттуда в «Химки» вскоре перешел сын бизнесмена Илья Садыгов.

О бизнесе Садыгова-старшего известно немного. Его впервые упомянули в августе 2014-го, тогда «Ведомости» написали о покупке крупного строительного треста «Волгомост». Туфан был новым лицом для деловых медиа, о нем написали: «Работал в сфере ЖКХ, владел компаниями, получавшими подряды на уборку снега и ремонт дорог в двух округах Москвы – Северном и Северо-Восточном, а также имел гостиничный бизнес в Турции».

В медиа предполагали, что взлет Садыгова мог быть связан с госконтрактами в Москве и прослеживали связь с первым заместителем префекта Северного административного округа (где он и получал большинство контрактов) в 2007-2012 годах Фазилем Измайловым, старшего брата хозяина Черкизовского рынка и одного из самых влиятельных бизнесменов Москвы времен мэра Юрия Лужкова – Тельмана Исмаилова. Есть и документальные подтверждения бизнес-связей Садыгова с семьей Исмаилова (подробнее тут).

О Садыгове еще раз заговорили в 2016-м, когда Владимир Путин обратил внимание на задержку строительства дороги Керчь – Симферополь. Вице-премьер Дмитрий Козак ему ответил, что виноват проектировщик – оказалось, это дочерняя компания «Волгомоста» Садыгова.

Сам «Волгомост» с осени 2016-го был в стадии банкротства, в 2020-м «Интерфакс» сообщал о претензиях кредиторов на 41,1 млрд рублей (среди тех, кто выдавал кредиты, были в том числе Сбер и ВТБ), при этом компания продолжала участвовать в тендерах на госконтракты. Федеральная налоговая служба по итогам изучения делала вывод о том, что «Волгомост» и работал как компания, на которую вешали долги, чтобы бенефициары обогащались с помощью обналичивания денег и других хитростей.

Фото: egov-buryatia.ru/Святослав Базеко