5 мин.

БАСТА. Моя жизнь. Моя правда (автобиография Марко Ван Бастена). История 34

«Для меня ЕВРО-88 был подобен победе на турнире Большого шлема после 5 сетов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОРЫВ

Странно, но эйфория, связанная с победой на чемпионате Европы, должна была резко смениться необходимостью вернуть всех нас на землю. Я почувствовал это. Через час после финала я сказал: «Давайте не будем излишне перебарщивать. На следующей неделе мы все снова вернемся в супермаркет». Это был мой небольшой противовес всем превосходным словам. А впереди еще всех нас ждал круиз по каналу и визит к королеве.

Точно так же, как гол в финале. О нем можно было бы рассказать целую историю. Через пять месяцев мы играли с Германией в товарищеском матче, и я ради шутки сказал: «Дайте мне пас снова». На этот раз, думаю, я забил метров с 23.

Трудно найти объяснение, почему все встало на свои места для меня в 88-м году. Просто вот так случилось. Ты делаешь все, что в твоих силах, но далеко не всегда это оборачивается таким успехом. Ты просто должен быть профессиональным футболистом и однажды точно получишь шанс на самом высоком уровне.

Это может заставить вас сильно нервничать, но вы должны справиться с этим.

Я впервые оказался на самой большой сцене в мире. Весь мир наблюдал за мной, и я справился с этим давлением. Я сыграл решающую роль, несколько раз, на самом деле. Для меня это было нереально, а все вдруг начали задавать вопросы: как это возможно? Как вы это делаете?

Но это до сих пор необъяснимо. В 88-м году все встало на свои места. Такое случается нечасто - на чемпионате мира 1990 года все произошло с точностью, да наоборот. А ведь тогда я был ещё лучше, чем в 1988 году. Это не аксиома: «Если я буду усердно работать, то добьюсь всего». Всегда есть что-то непредсказуемое, какой-то элемент удачи.

Но, возможно, в моем характере есть что-то такое, что помогает мне, поэтому, как правило, все идет правильно. Когда я что-то задумываю, я целеустремлен. Я отгораживаюсь от всего вокруг, хотя на самом деле нервничаю не меньше, чем все остальные.

То же самое с гольфом. Когда я делаю удар, я нервничаю не меньше, чем любой другой человек. Я стою и дрожу перед последним ударом. Но через секунду я сразу отключаюсь. Я спокоен. Технически любой может сделать этот удар, но психологически это совершенно другая история. Я переключаюсь и думаю: это единственный удар, который имеет значение. И затем я просто забиваю его, несмотря на все, что происходит вокруг. После этого все возвращается в фокус. Вы просто справляетесь с напряжением и сомнениями и делаете то, что должны. Но каждый раз - это борьба. Все зависит от менталитета и от того, что для вас финальный приз.

Я считаю, что люди, которые прокладывают себе путь на вершину, психологически подготовлены к частым победам. Возьмите Роджера Федерера. Такой великий чемпион. Он может быть эмоциональным после финала турнира «Большого шлема». И я могу его понять, потому что он тоже испытывает сомнения после неудачных ударов. Он должен пройти через это психологически. Это борьба, которая дает тебе силы научиться справляться с этими сомнениями. Он борется с ними и в конце концов очень часто находит способ победить. Если после пяти часов в финале слезы текут сами по себе, то это из-за полной выхолощенности, вызванной этой душевной борьбой.

Роджер очень эмоционально отреагировал на проигрыш в финале Открытого чемпионата Австралии в 2009 году, об этом много говорили. Но я прекрасно понимал, что произошло. Я написал ему короткую записку, чтобы подбодрить его. И сказать, что я его понимаю. Я был уверен, что он это оценит.

Для меня чемпионат Европы 88-го года был подобен победе на турнире Большого шлема после пяти сетов и пяти часов на корте. Полная разрядка батареи. Все, что произошло, было невероятно. В конце концов, я сыграл на турнире, о котором не мог и не должен был даже мечтать. Я забил пять мячей, и три из них были решающими.

Если честно, я провел 18 месяцев, предшествовавших этому турниру, плывя против встречного ветра, а затем мне посчастливилось вдруг обнаружить, что ветер попутный, в полных парусах. Потому что в итоге этот чемпионат Европы стал моим большим международным прорывом, несмотря на то, что Йохан Кройф советовал мне вообще не ехать. Он вообще никогда больше не упоминал об этом. Однако после чемпионата Европы он сделал мне серьезное предложение перейти в «Барселону», где он был назначен новым тренером. Я недолго думал об этом, и в итоге отказался, потому что мне еще предстояло показать, на что я способен в «Милане».

Продолжение следует…

Спасибо, что читаете!

Подписывайтесь на наш блог, ставьте плюсики, делитесь мыслями. Репостите нас среди друзей и знакомых, рекомендуйте направо и налево!

Мы в Telegram

Мы в Дзен

Камрады, отдельная просьба подпишитесь пожалуйста на канал в ДЗЕНЕ! Мы хотим развиваться вместе с Вами на разных платформах.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ к нашей медиавселенной!

ВСЕМ, кто хотел бы поучаствовать в народной интеллектуальной забаве «Своя игра - онл@йн» на футбольную тему, виллкоммен: сообщение в закрепунделе.