Революция в Каталонии! Ханси Флик — новая эра «Барселоны»
«Барселона» — один из крупнейших брендов спортивного мира в XXI веке. Посмотрите на тренеров каталонского клуба начиная с 90-ых годов прошлого столетия. Голландские и испанские специалисты были перманентным атрибутом команды, с оговоркой на Мартино в сезоне 13/14. Около 30 лет стиль и даже схема «Барселоны», ее знаменитые 4-3-3, оставались неизменными. Но что если я скажу вам, что оплот тики-таки, главный ореол горизонтального владения, больше не будет прежним?
Клуб, знаменитый своей тики-такой и традиционной игрой, фундаменты которой были заложены даже не Кройффом, а еще Ринусом Михельсом теперь поощряет рискованные передачи и вертикальную игру, добавляя к этому сильнейший контрпрессинг. Этот самый стиль однажды сталь причиной смерти привычной «Барселоны», привел ее к историческому дну, с большим отрывом став самым знаменитым разгромом в истории Лиги Чемпионат УЕФА. И вот теперь тот же самый человек, ответственный за катастрофу 14 августа 2020 года в Португалии, старается превратить эти горькие воспоминания в путь к исправлению. Так какая именно тактическая революция происходит прямо сейчас в столице Каталонии на наших глазах? Как контрпрессинг Ханси Флика совмещается с традициями «Барселоны»? Давайте об этом поговорим.
Сперва нам стоит обсудить билд-ап, не даром именно эта фаза игры и считается начальной при построении атак. Базовая схема 4-2-3-1, которую Ханси Флик использует в «Барселоне» — одна из самых вариативных в этом аспекте игры. Дело в том, что в зависимости от роли фуллбэков (будь то инвертированный, атакующий или играющий ниже), 6-ых номеров, широты расположения центральных защитников и даже активности 8-ки, он может кардинально изменяться. Наиболее распространенные варианты билд-апа с этой формацией — 3+2, которая предполагает асимметрию флангов и занятие одним из фуллбэков позиции вингера, 3+1, которая является более смелым идейным дополнением 3+2 с одной техничной шестеркой из пары, способной подниматься выше и 4+2, которую нередко используют команды с акцентом на контроль мяча, «Брайтон» Де Дзерби в пример. Также существуют 4+1, 2+2 и 2+1. В случае с Фликом и его «Барселоной» мы говорим о гибридной версии 2+1, а теперь детальнее.
Базовая формация Флика — это, как и у большинства топ-команд, лишь база, от которой отталкиваются футболисты. Де-факто, уникальность Ханси заключается в том, что он игнорирует 1 фазу билд-апа, которую я называю закреплением владения в своей трети. Обычно тренеры топ-клубов стараются оставлять от 4 до 5 человек в этой самой первой фазе, но Ханси пошел на ступеньку дальше.
При первичном розыгрыше мяча «Барселона» использует голкипера, как одного из полноценных центральных защитников при владении, что позволяет создать номинальную 3+1, где оба центральных, зачастую Иньиго и Пау, располагаются в широких позициях на границах штрафной площади, Бальде и Кунде поднимаются выше, а в центре образуется асимметричный треугольник с Касадо (ранее Берналем) в качестве единственной 6, Педри в роли гибридной 6/8, поскольку по крайней необходимости испанец опускается ниже, помогая партнерам и Ольмо/Рафиньей, как связующим звеном между атакой и обороной.
Изначально, такой гибрид, закладывающий в основу активное участие голкипера в розыгрыше мяча выглядит более чем уместно, поскольку на старте сезона 24/25 у «Барселоне» в составе был живой и здоровый Марк-Андре Тер Штеген, однако из-за его травмы, которая может стать для каталонцев главной трагедией кампании, в воротах оказался Пенья, который настолько плох, что клубу и лично Левандовски пришлось упрашивать Войцеха Щенсны возобновить карьеру до лета 2025. Проблема в том, что поляк не может быть сопоставим с немцем в аспекте игры ногами, особенно в длинных передачах, поэтому дальнейшее существование нынешнего агрессивного билд-апа может быть под вопросом. Тем не менее, я убежден, что Флик от идеи не откажется и, скорее всего, «Барселона» периодически будет страдать от неточных передач Войцеха или Иньяки, но такова цена стиля и немецкий тренер едва ли был бы немецким тренером, если бы так просто от него отказался.
Еще один важный отличительный фактор билд-апа Флика — высота и ширина расположения игроков. Команда Ханси стремится занять максимально возможное пространство. Кунде и Бальде действуют близ бровки, доходя почти до центральной линии уже на этапе начала построения атаки, что отключает для «Барселоны» возможность продвижения через фланги в первой фазе билд-апа, зато открывает дверь целому спектру преимуществ в случае перехода команды во вторую фазу — владению во второй трети поля, которую обычно называют центром. На этом этапе у блауграны появляется численное превосходство, поскольку сразу 8 игроков оказываются в пределах этой зоны. К чему это приводит? Во-первых, у «Барселоны» появляется возможность эффективно вести борьбу за второй мяч, т.е. большинство подборов или спорных эпизодов так или оказываются успешными для команды.
Традиционный метод позиционной обороны, который рассчитан на перекрытие возможности развития атаки для соперника в определенной зоне, в большинстве своем в центре, становится неэффективным против команды Ханси Флика, поскольку далеко располагающиеся друг от друга в первой фазе игроки заставляют соперника либо полностью отдавать контроль в ноги «Барселоны», либо действовать более персонально ориентировано, что приводит к появлению свободного пространства между линиями.
Во-вторых, это открывает возможность для чрезвычайно эффективного контпрессинга, что является одной из сильнейших сторон команды Флика. Игроки «Барселоны» не только активно двигаются по вертикальны, при немецком специалисте также развита и горизонтальная мобильность. Юлиан Нагельсманн всегда впечатлял меня тем, как при противодействии переходу мяча в ноги соперника его команды перемещаются по полю — еще при владении занимают определенный фланг, располагаясь как можно ближе друг к другу, а затем, уже после потери мяча, набрасываются на оппонента группой из 4-5 человек. И, с некоторыми оговорками на кучность, я могу сказать тоже самое и про нынешнюю «Барселону». Иными словами, Флик не просто использует численное преимущество в определенной зоне, он старается сузить диапазон этого преимущества в угоду большей эффективности. Звучит по-немецки.
Флик — это полная противоположность идеи тики-таки, которая видит итоговой ценностью саму передачу, как метод контроля над игрой. Для Ханси каждый пас должен быть осмысленным, иметь значение в продвижении мяча, передача для немца — не более, чем инструмент для достижения главной цели в виде забитого гола, об этом говорил он сам в интервью.
Ханс-Дитер Флик: «С мячом каждый должен чувствовать себя свободным и делать лучшее, что он считает возможным для всех нас...
...Суть в том, что они любят играть (в короткие передачи). Мне также это нравится, но при мне я хочу, чтобы они (игроки) были немного более сфокусированными на забивании голов. Это очень важно для меня».
Здесь же Флик упоминает, что он является сторонником более хаотичного, индивидуального расположения игроков в атаке. Он не заставляет футболистов занимать определенные зоны, как это делали Энрике, Хави и Гвардиола — напротив, Ханси ждет от своих подопечных более осмысленного самостоятельного движения в финальной трети поля, что делает «Барселону» смертельным оппонентом для команд, практикующих персональную опеку.
В свою очередь соперники, старающиеся перекрыть линии передач центрбэков «Барсы» в первой фазе, сталкиваются с этой проблемой в не меньшем объеме — из-за постоянного, в какой-то степени не осмысленного движения атакующей группы из 7-8 человек, оборонительному блоку соперника приходится прибывать в постоянном горизонтальном движении, что ведет к ошибке в построении, появлению свободного коридора для передачи и, опять-таки, пропущенному голу.
В случае, если движение атакующей группы само по себе не приводит к появлению сводной зоны или коридора, инициативу на себя берет центральный защитник, зачастую Кубарси. У Пау появляется возможность вертикального продвижения за счет рывка с мячом и, что открывает сразу два сценария развития событий.
В первом случае, линия обороны соперника будет постепенно опускаться, что само по себе дает «Барселоне» больше возможностей для развития атаки. Во втором, игрок соперника выдвинется в направлении Кубарси с целью отобрать мяч, что приведет к появлению сводного пространства и быстрой цепочке, при которой каждому последующему игроку оппонента придется страховать ошибку предыдущего. При таком сценарии «Барселона» способна при помощи игры со второго на третьего забить после 3-4 точных передач.
Однако после травмы Тер Штегена, если соперник оказывает активное давление на пару центральных защитников, перекрывая углы для передачи, а единственное, что остается Иньиго и Кубарси — отдавать длинные передачи в борьбу, Флик начал использовать асимметричный вариант билд-апа 3+2, в зависимости от фланга, на котором находится мяч. Опорник Касадо опускается в тройку центральных, Педри становится шестеркой, а Кунде/Бальде занимают позицию на одной линии с Гонсалесом, смещаясь немного ближе к центру. Наиболее эффективен этот паттерн справа, поскольку Жюль на мяче лучше Алехандро. В таком случае, главным атрибутом «Барселоны» становится игра со второго на третьего, при которой Педри чаще всего получает первую передачу с фланга, быстро возвращает ее, но уже в ноги Касадо/Кубарси/Иньиго, которые в свою очередь отдают длинный пас на освободившегося в результате комбинации фуллбэка.
Также стоит отдельно отметить трех «джокеров» Флика — Левандовски, Рафинью и, нет, не Ямаля, а Ольмо. Дело в том, что пока Ламин, будучи быстрым и чрезвычайно технически одаренным футболистом, остается в широкой позиции на фланге, вышеперечисленная тройка никогда не стоит в определенной позиции.
Самый стабильный из нестабильных с точки зрения выбора расположения на поле — Левандовски. Роберт нередко опускается ниже в тройку с Ольмо и Рафиньей, если того требует ситуация, составляя пятиугольник с Педри и Касадо, оставляя фланги для Ямаля и Бальде. Следующий на очереди — Рафинья. В этом сезоне он сыграл на двух позициях — как 10 и левый вингер. В обоих случаях бразильца тяготит к центру, где он и комбинирует с Ольмо и Левандовски, в некоторых случаях становясь тем самым третьим игроком, который должен завершать эпизод. Также он способен давать ширину, если ситуация того требует.
Последний в списке — Ольмо. Мастер игры между линиями и, как оказалось, человек без определенной позиции. Да, он тяготит к правому полуфлангу, но он способен играть как слева, так и в центре, если того требует ситуация. Его мобильность и высочайший игровой интеллект, заточенные на поиск пространства, позволяют ему быстро анализировать эпизоды и принимать верные решения, как в вопросе позиционирования, так и в передачах или дриблинге. Очень недооцененное подписание, пока единственной проблемой я вижу его травматичность.
Теперь мы разобрались с принципами билд-апа и позиционных атак «Барселоны». Резюмируем вкратце: вертикальная игра, заточенная под проникающие передачи и комбинации со второго игрока на третьего.
Время перейти к стандартам, а точнее их главному паттерну.
Обратите внимание на этот кадр. Все игроки атакующей группы «Барселоны» находятся в штрафной, кроме одного, стоящего в изоляции. Вы абсолютно верно поняли, это Ламин Ямаль. Но почему?
Дело в том, что Флик тщательно проанализировал выступление испанца на Евро, наряду с его играми в прошлом сезоне и сделал вывод, что он будет наиболее эффективен вдали от толпы, играя на подборах и отскоках. Его потрясающая техника обращения с мячом и удара позволяют ему быть угрозой для ворот практически из любой позиции. Так например был забит гол во втором туре Ла Лиги против «Бильбао» экс-тренера блауграны Эрнесто Вальверде.
Однако, «Барселона», как и предыдущий топ-проект Флика, «Бавария», остается очень уязвимой командой при контратаках на открытом пространстве. Высокая линия обороны и 3 из 4 игроков линии центра защиты/опорной зоны в качестве глубинных плеймейкеров — это палка о двух концах. В случае потери мяча, у соперника открывается уйма сводного проворства для игры в длинный пас на быстроногих вингеров/форвардов, а противостоят им не Канте и Ван Де Вен, а Иньиго (к которому пока нет вопросов, действительно играет превосходно, но, есть ощущение, что до первого топ-соперника) и Касадо/Педри. Как вы прекрасно понимаете, игроки, не способные перекусывать атаки лучших команд мира на регулярной основе.
Ранее я уже упоминал контпрессинг, но считаю нужным еще раз сделать на нем акцент. Немецкий подход к возврату владения базируется на постоянном давлении всех игроков в финальной трети после потери мяча, трата всех сил на возврат мяча именно в чужой трети поля. В удачном случае, «Барселона» получает возможность начать новую волну атаки. В неудачном — еще больше раскрывается и дает возможность сопернику забить после контратаки. Также еще раз уточню, что при контпрессинге игроки «Барселоны» стараются располагаться как можно ближе друг к другу, чтобы выигрывать второй мяч в случае, если первичный отбор приведет к спорной ситуации.
«Барселона» здесь и сейчас — это безоговорочно лучшая атака в мире. Лучшее атакующее трио на планете, один из лучших атакующих тренеров (чей подход к контпрессингу, правды ради, является оборонительным паттерном, но об этом факте уже все давным-давно забыли), одной из самых интересных систем, построенных на проникающих передачах и игре со второго на третьего, с одним из лучших контпрессингов мира, наверное, только «Бавария» способна бросить перчатку каталонцам в этом аспекте и, конечно, лучшим игроком мира с точки зрения реализации шансов здесь и сейчас — Робертом Левандовски. Да, до матча с мюнхенским клубом я котирую поляка буквально на одну тысячную выше, нежели англичанина в вопросе реализации, но разница настолько незначительная, что я готов поставить между ними знак равно.
Лучшее тактическое нововведение — новая роль Педри. Он, пожалуй, как никто в мире может продвигать мяч за счет разворотов и передач в конкретной зоне. Это то, что было нужно ему. Не удивлюсь, если по ходу сезона Гонсалес станет разыгрывающим опорником в определенных матчах. Работа Флика с Берналем, Касадо, Бальде, Рафиньей, Торре и Пау Виктором — нечто невероятное. Возвращение Левандовски в форму — также его достижение.
Ханси уже сейчас строит свою команду, которая может стать новой регулярной силой в Европе в ближайшие годы. Говорят, финансовые проблемы «Барселоны» не вечны и, если все-таки они смогут прийти к возможности тратить нормальное количество денег к 2026 году, а у Флика не сломаются все игроки на дистанции двух лет, эта машина может стать тем, чем обязана была стать «Бавария» после требла 19/20 — лучшей командой мира и, возможно, командой династией.
Флик — это благословение небес для нынешней «Барселоны». Новая эра в столице Каталонии началась в тот момент, когда он стал главным тренером. Как человек, болеющий за «Баварию Мюнхен», передаю вам послание, фанаты «Барсы»: «Берегите его и он вернет вам величие и титул Лиги Чемпионов».
Спасибо за внимание и до скорых встреч.
И кстати у тебя там смешная опечатка в 3 слове: "Так например бля забит гол во втором туре Ла Лиги против «Бильбао» экс-тренера блауграны Эрнесто Вальверде."
Очень крепкий текст, спасибо) А это ваши мысли или адаптация?
Недавно попробовал сыграть в футбольный симулятор после дооолгого перерыва, и понял, что вообще не врубаюсь, как разыгрывать мяч. Оборона - тоже отдельная история, кидаться в подкаты не канает. То есть игра заставила заново посмотреть на футбол как таковой, попытаться понять его заново, что ли. Текст очень в тему.
Касательно Флика - он мастерски сработал в Баварии, но в сборной его подвел определенный фаворитизм - Мюллер, Гнабри, Киммих-Горецка... В Барсе он начал заново, и теперь он снова именно тот топ-тренер, который несколько лет назад выстроил настоящую машину в Мюнхене и вынес всех на пути к ЛЧ. Думается, Лапорта вытянул выигрышный лотерейный билет после мытарств с Хави.