Почему погиб «Пахтакор». Землетрясение
70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики.
11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.
Алжан Жармухамедов: «У меня первая мысль: нас бомбят»
26 апреля 1966 года в пять часов 23 минуты в Ташкенте произошло землетрясение, разрушившее центр города. Правда, по подсчетам при сотнях пострадавших погибло всего восемь человек. Поэтому предстоящий футбольный матч отменять не стали, собрав на трибунах стадион 50 тысяч болельщиков, которые наблюдали победу «Пахтакора» над... минским «Динамо».
В день землетрясения у Берадора Абдураимова до срока родился сын Азамат, в будущем тоже футболист (играл в «Пахтакоре» с 1987 по 1990 годы). Кстати, третий сын Абдураимова — Баходыр — родился 7 августа 1979-го, за четыре дня до авиакатастрофы.
Баскетболист Алжан Жармухамедов вспоминал: «Я тогда жил в общежитии, в посёлке, в 40 километрах от Ташкента. Под утро проснулся от ощущения, что мою кровать кто-то трясет, да еще гул какой-то страшный, выглянул в окно, а там какие-то вспышки, и у меня первая мысль: нас бомбят.
Выбежали на улицу и увидели жуткое зрелище, когда здания ходят ходуном. С другой стороны, они же были еще дореволюционной постройки, непрочные. В общежитие штукатурка осыпалась на кровати, валялись печки, которые стояли в комнатах. Идёшь по улице, а там у дома стена отвалились, и вся обстановка квартир видна как на ладони. Потом город очищали, танками сносили разрушившиеся здания, а мы, как спортсмены-комсомольцы, патрулировали город, чтобы не было мародерства».
Целина вместо «Алжира», плотина на родине Насера вместо ледового дворца на родине Ленина
Надо учесть, что в те годы Советский Союз жил в режиме великих строек. После войны это Атомный проект, предусматривающий строительство на ровном месте десяти городов. Затем Целина, где каждый последующий Генсек отменял решение предыдущего. Хрущев закрыл Алжир (в городе Акмолинске до 1953 года располагался Акмолинский Лагерь Жен Изменников Родины, АЛЖИР). Брежнев отменил Целинный край, который Хрущев создавал на базе пяти областей Казахской ССР. К счастью для Татарской АССР на пустом месте успела вырасти столица татарстанской нефтехимии Нижнекамск, потому, что к моменту землетрясения в Ташкенте наша страна ввязалась в строительство Асуанской плотины в Египте.
Завершая тему землетрясения в Ташкенте. Затратами, понесенными СССР при восстановлении Ташкента, объясняется, в частности, исчезновение в Ульяновске хоккейной команды «Торпедо», поскольку город так и не смог построить запланированный крытый ледовый дворец. А команда была приличной, в ней играли легенда горьковского хоккея с мячом Юрий Фокин, начинал карьеру Юрий Федоров, будущий чемпион мира (Кстати, заканчивал карьеру Федоров в Японии, в команде «Одзи Сейси», куда уезжали Вячеслав Старшинов и Владимир Шадрин, Валерий Белоусов и Юрий Ляпкин. Это к утверждению, что из СССР невозможно было уехать играть в страны капиталистического мира). Вячеслав Дубровин переехал в Череповец, где стал тренером, вырастив, среди прочих, Вадима Шипачева. Но у них судьбы сложились успешно, а вот их бывший партнер Юрий Каленов повесился. Алексей Бутузов начал осваивать хоккей на траве, и погиб в 29 лет, после летней Спартакиады СССР 1971 года.
В восстанавливающийся Ташкент приехали родители Пятницкого, Шацких, Черязовой
С другой стороны, хоккейный наставник Виктор Тихонов вспоминал Ульяновск недобрым словом, за то, что его рижское «Динамо» поселили в местном доме престарелых, из-за проблем с гостиницами. Ну а как же, Виктор Васильевич? Какие гостиницы в СССР, когда плотина в Египте, где Союз, как подорванный, выступал и заказчиком и исполнителем в одном лице, когда другое лицо — Египет — фигурировало только в качеств выгодополучателя. СССР — щедрая душа (за счет РСФСР). Кстати, вот история, частично демонстрирующая «равноправность» взаимоотношений наших стран. В Египте были запланированы соревнования штангистов. Благо в стране была сильнейшая школа тяжелой атлетики. В состав советской делегации был включен бывший штангист, ставший тренером Лев (на самом деле Израиль) Механик, герой-орденоносец, командир спецроты НКВД. Но египетская сторона категорически воспротивилась его приезду. В итоге фронтовика Механика заменили на Рудольфа Плюкфельдера. В будущем это великий тренер, но на момент командировки в Египет, это сын репрессированного немца, чьи отец и брат были превентивно расстреляны в 1941 году.
Ташкент необходимо было отстраивать практически заново. Руководство Советского Союза бросило на это немалое количество финансов, человеческого ресурса. Восстановление Ташкента заняло в общей сложности 3,5 года, грубо говоря, до 1970-го. Город менялся не только внешне, но и внутренне, поскольку в столицу Узбекистана ехали строители со всего СССР. Среди них родители Андрея Пятницкого, Максима и Олега Шацких, фристайлистки Лины Черязовой, в контексте нашего материала можем вспомнить историю семьи Сумочкиных из Тетюш, переехавших в Ташкент в 1969-м. Старшему сыну Алексею было шесть лет, младшему Александру — четыре года, вскоре они стали первыми воспитанниками хоккейной школы «Бинокора». При этом необходимо отметить, что Узбекскую ССР покинула семья Рахмановых, и в будущем штангист Султан Рахманов станет олимпийским чемпионом Москвы-80, представляя Днепропетровск.
Хоккеистка Надежда Чегурдаева: «После землетрясения отстраивать Ташкент приехали люди со всей страны. Отстроили его, там и остались, Ташкент в годы моего детства был русскоговорящим городом. И я бы никогда в жизни не уехала из Узбекистана, сравнивая время моего детства с остальной жизнью, скажу, что там всё было прекрасно».
В 1968 «Пахтакор» играет финал Кубка СССР. Это Москва, 8 ноября, минус 8 на термометре, в соперниках «Торпедо», Эдуард Стрельцов отдает пас пяткой под удар Юрия Савченко и известный в будущем арбитр забивает победный гол, а пас Стрельцова удостоился имени собственного «хрустальная пятка Стрельца». Любопытно, что торпедовцы начинали тот сезон с матча в Ташкенте, когда 19 марта в рамках четвертьфинала Кубка Кубков обыграли «Кардифф Сити» из Уэльса 1:0. Затем состоялась переигровка (правило дополнительного времени ввели позже), и в западнонемецком Аугсбурге победил «Кардифф» 1:0.
Звездный час Пшеничникова
В 1968 году, когда «Пахтакор» добрался до финала Кубка СССР под руководством Евгения Елисеева, бывшего наставника бедового «Зенита», воспитанник Ташкента Юрий Пшеничников защищал ворота ЦСКА и звездил в сборной страны. Звездил настолько, что его травма ставила под сомнение выход в полуфинал чемпионата Европы. Заменивший его Анзор Кавазашвили пропустил два гола от венгров, но вернувшийся в состав Пшеничников закрыл ворота на замок в домашней игре 3:0, спасая, после ударов Флориана Альберта и Кальмана Мезея. Полуфинал с Италией завершился нулевой ничьей, после чего все старания партнеров по сборной пустил насмарку ее капитан Альберт Шестернев, впавший в ступор при ответе на вопрос: какую сторону монеты он выбирает при жребии. Вместо него успешно ответил капитан итальянцев Джачинто Факетти, услышав подсказку Шестерневу от главного тренера Михаила Якушина, которого затем уволили из сборной за итоговое четвертое место. Хотя виновником поражения был остолбеневший капитан.
Партнер по ЦСКА Владимир Пономарев характеризовал Шестернева, как «мог стать прекрасным статистиком, потому что держал в уме не только результаты сыгранных матчей, но и их ход, составы команд». Увы, того, что Шестернев «держал в уме» не хватило для выхода в финал.
Что любопытно, у советского футбола была одна сборная и на чемпионат Европы и на Олимпиаду в Мехико. Вот ее график: 4 и 11 мая в качестве национальной она обыграла Венгрию, 21 мая и 1 июня в качестве олимпийской проиграла Чехословакии, 5 июня играла с Италией полуфинал Евро. Главный тренер Якушин, полевые игроки Пшеничников, Шестернев, Виктор Аничкин, Валентин Афонин, Анатолий Банишевский, Анатолий Бышовец, Валерий Воронин, Геннадий Еврюжихин, Юрий Истомин, Владимир Капличный, Геннадий Логофет, Эдуард Малофеев, Муртаз Хурцилава, Игорь Численко. В олимпийской сборной побывали только двое Владимир Левченко и Гиви Нодия, которые не сыграли за национальную, но были в заявке на чемпионат Европы. Венгры, проигравшие нам на Евро, но выигравшие Олимпиаду под руководством того же тренера Кароля Шооша, использовали в двух сборных одновременно только четырех футболистов. Югославия, вышедшая в финал на Евро, вообще снялась с Олимпиады, зато «наши ребята за ту же зарплату...». Через четыре года ситуация повторилась, когда тренер Александр Пономарев повез и на чемпионат Европы и Олимпиаду девять тех же игроков. Причем, Венгрия тоже попала на оба турнира, но обошлась шестью «повторками».
Скандалы, интриги...
Игравший за киевское «Динамо» Анатолий Боговик (период 1968-1971 годов), отмечал, что «в Ташкенте любили матч на два часа дня поставить, да еще водой поле полить. Жара, испарение такое, что дышать невозможно». Из Киева Боговик перешел в минское «Динамо» (1972-1977 годы), и играл с Иваном Савостиковым, который мог бы ему объяснить, что Ташкент мог быть опасен не только этим.
Двухлетняя работа со сборной для Якушина выглядела как перерыв в работе с «Пахтакором». И там у него напасть за напастью. В начале играет матч с минским «Динамо» во время землетрясения 1966 года. Затем домашняя встреча 1969 года с тем же минским «Динамо» проходит во время националистических волнений (Савостиков принимал участие в обоих матчах). Восстановление Ташкента существенно поменяло состав горожан, и это спровоцировало волнения на национальной почве. Где их легче всего дождаться? В местах массового скопления людей, футбол времён СССР подходил под эти условия идеально. И Ташкент забурлил, а детонатором послужил матч «Пахтакора» с минчанами (0:1), состоявшийся 4 апреля 1969 года. Продолжились народные волнения и во время проведения матча со «Спартаком» (1:2), 8 апреля, и с «Торпедо» (2:1), 12 апреля 1969 года.
Через год «Пахтакор» опять принимает участие в матче, в котором страсти переливались через край. Это игра предпоследнего тура чемпионата страны 1970 года в Кутаиси, выигранная со счетом 4:1, но запомнившаяся скандальным поведением болельщиков хозяев и ряда игроков «Торпедо». По итогам матча Давид Гогия был дисквалифицирован на два года, Автандил Цверава на год (оба дисквалифицированных как ни в чем не бывало играли в следующего году), Малхаз Шергелашивили проблему дисквалификации решил просто, перейдя в ростовский СКА.
Совершенно не разделяя протестных настроений кутаисцев, отметим тех, кто имел полное право возмущаться итогами чемпионата страны, правда, не имея возможности протестовать. Это те, кто пострадал от эпидемии холеры, охватившей СССР с середины 1970 года, которая внесла серьезные коррективы в итоги футбольного сезона.
P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. Мало кто обратит внимание, что косвенным участником двух скандальных матчей советского футбола стал Эдуард Стрельцов. Он играл 14 мая 1957 года в Ленинграде («Зенит» — «Торпедо» 1:5), закончившийся всесоюзным скандалом времен Никиты Хрущева, чьи волюнтаристские решения и сдетонировали столкновениями болельщиков и милиции. Через 12 лет Стрельцов снова в составе, вместе с ним в команде еще Валерий Воронин, играют матч во время националистических беспорядков. Но Воронин в 1957 еще не состоял в торпедовской обойме, будучи 18-летним, а в 1969-м играл и забивал в Ташкенте за дубль, вернувшись в команду после автокатастрофы 1968-го.
Продолжение следует.
Алексей умер в 1971 году.