Четкая идентичность Деза Бакингема
Быть менеджером «Оксфорд Юнайтед» на Уэмбли — команды, на которой я вырос, будучи местным мальчиком, — было особенным моментом для меня и моей семьи. Каким же невероятным опытом было петь национальный гимн на этом поле, на священном месте для английского футбола. Надеюсь, это не случается лишь раз в жизни, но я уже никогда этого не забуду.
Это было далеко от другого особенного оксфордского воспоминания: моего первого посещения футбола, когда моя няня отвезла меня на старый стадион Мэйнор Граунд, когда я был пятилетним ребенком. Так начался мой путь от болельщика до игрока юношеской команды, а затем, с 2003 года, замечательный 10-летний тренерский путь в клубе.
Когда я покинул «Оксфорд» в 2013 году, мой тренерский путь провел меня через Новую Зеландию, Австралию и Индию, а также некоторое время в «Сток Сити». За это время я стал самым молодым менеджером австралийской А-лиги, вывел Новую Зеландию дальше, чем когда-либо, на чемпионате мира среди юношей до 20 лет, квалифицировался на Олимпийские игры в Токио в 2020 году и привел «Мумбаи Сити» к рекордному результату, выиграв чемпионский титул Индийской Суперлиги.
Поддержка, которую я получил от City Football Group на двух моих последних работах, в Мумбаи и Мельбурне, поставила меня в положение, в котором я оказался на виду, когда появилась возможность работать в «Оксфорде». Это был ноябрь 2023 года, когда мне позвонили оттуда; «Бристоль Сити» только что согласовали назначение предыдущего менеджера «Оксфорда» Лайама Мэннинга. Был ли я заинтересован в том, чтобы занять эту должность?
На тот момент «Мумбаи Сити» шли без поражений в Индийской Суперлиге, и мы только что вернулись с матча азиатской Лиги Чемпионов в Узбекистане. Мои мысли обратились к тому, где находился «Оксфорд», когда я ушел оттуда в 2013 году, и во что клуб превратился с тех пор. Оказывается, там был такой большой прогресс во всем.
Затем была цель, которой клуб непременно хотел достичь: Чемпионшип. Более того, то, как они хотели этого добиться, и как это должно выглядеть, действительно соответствовало моим представлениям о месте, в которое я хотел бы вернуться.
Я проработал два с половиной года в Индии и сделал то, что всегда намеревался сделать. Мне казалось, что управление «Оксфордом» было слишком хорошей возможностью, чтобы ее упустить. Тот факт, что это был мой местный клуб, где я вырос, вовсе не сыграл решающей роли в моем решении. Скорее, возвращение было лишь приятной вишенкой на торте.
Когда я приехал сюда, клуб находился в хорошей позиции в Лиге 1, при этом едва избежав вылета в предыдущем сезоне. Лайам был у руля с марта, и всего за одно трансферное окно он очень хорошо настроил команду. Так что речь шла о попытке продолжить ту хорошую работу, которую он до сих пор делал.
Лайам ранее тоже работал в City Football Group, поэтому мы следовали схожим принципам. Но то, как играл его «Оксфорд», и то, чего хотел я, сильно отличалось друг от друга. Я хотел, чтобы мы продолжали показывать хороший футбол, набирая при этом нужные результаты и переходя к стилю игры, отличному от того, который Лайам настроил для команды.
На ранних этапах нам не хватало многих травмированных игроков, и этот переходный период занял немного больше времени, поскольку я пытался внедрить другой стиль игры. Это включало в себя переход от команды, которая хотела сидеть в более глубоком блоке и пробиваться, к команде, которая хотела высоко прессинговать. Затем произошло небольшое изменение состава, в результате которого перед игроками были поставлены нужные роли и обязанности.
В моей первой домашней игре против «Болтона» команда показала, что у них очень четкое понимание в оборонительном блоке и они очень хороши в переходах. Я пытался оценить, как была обучена эта команда, и что работает хорошо. Эту хорошую вещь хочется взять с собой, но, если не понимать, что это такое, можно многое упустить и выбросить без нужды. Наступает момент, когда вам нужно взять на себя ответственность, но это прекрасный баланс, когда вы подходите к середине сезона и пытаетесь определить, когда наступит этот момент.
Через месяц после моего прихода у нас была домашняя игра против «Бертон Альбион». Мы выиграли со счетом 3:0, и это был первый раз, когда мы перешли на систему, которую регулярно использовали позже в этом сезоне. До этого момента я использовал видео, которые у меня были в запасе во время пребывания в Мельбурне и Мумбаи, чтобы показывать их новой команде. Но это не имеет такого же эффекта, как когда вы показываете игрокам примеры того, как они сами действительно это делают.
Однако самым большим поворотным моментом стало тяжелое поражение в начале марта. Мы были в зоне плей-офф и рядом с ней, когда приехали к «Болтону» и проиграли там 5–0. После той игры была пара мрачных дней – и это было настоящее испытание, если честно. В этот момент я даже сказал себе: «У меня не получается».
Я раньше говорил о том, что необходимо дать этому процессу время, но теперь мне нужно было делать все так, как я сам задумывал. Если не получилось, окей, пробуем другой вариант. По крайней мере, я бы попробовал все наработки, что у меня есть, приложил бы все усилия. Как бы то ни было, мы всей командой держались вместе, опираясь на то, что это было очень трудное время абсолютно для всех.
К этому моменту мне удалось привлечь к работе в свой штаб некоторых новых сотрудников, с которыми я работал раньше, после того как первоначально приступил к этой роли самостоятельно. Люк Тейлор стал руководителем тренировочного процесса, а Джо Мур — аналитиком команды. Они уже знали, как я работаю, и их эти методы устраивали. Это помогло мне внести те изменения, которые я хотел, потому что им уже было ясно, как эти изменения будут выглядеть. Это произошло в сочетании с отношениями, которые мне удалось построить за четыре месяца с персоналом и игроками.
Поэтому я вернулся к тому, что я хотел делать и как я хотел это делать, и именно так я успешно формировал свои команды раньше. Мы внесли пару изменений в состав, изменили формацию и стиль. Теперь было совершенно ясно: это то, что мы делаем, и вот как мы это делаем.
Хоть поражение от «Болтона» и было болезненным, оно дало нам трамплин. Когда в следующем матче мы играли с «Порт Вейл» на очень сложном глиняном поле, все вернулось к тому, что мы уже видели против «Бертона». Игроки показали четкое понимание того, что мы поставили, и мы выиграли со счетом 2:0. Это была прочная основа для того, что должно было произойти в течение следующих двух месяцев, включая несколько замечательных выступлений и результатов.
После победы над «Порт Вейл» мы сыграли вничью со «Шрюсбери», затем выиграли 4-0 у «Флитвуда» и 4-0 у «Бертона». Это были хорошие результаты, но против команд, находящихся в нижней части таблицы. Настоящим испытанием того, как далеко мы продвинулись за очень короткий промежуток времени, стал наш следующий домашний матч с «Питерборо».
Они приехали на Кассам Стэдиум, рассчитывая на автоматический промоушен по итогам сезона. Между тем, мы остались без нашего капитана Эллиотта Мура и еще без Кэма Брэннагана, который, возможно, был одним из лучших полузащитников, если не лучшим, в Лиге 1. Тем не менее, мы показали замечательную игру, выиграв 5:0.
С точки зрения укрепления основ того, кем мы являемся, и стиля игры, мы оказались в состоянии, когда теперь могли показать нашим игрокам, как это выглядит, используя в качестве примера нашу собственную, а не другие команды. Затем мы могли бы углубиться в детали того, как выглядят эти позиции, чтобы сделать их более конкретными. Стало намного яснее, что мы пытаемся сделать. Импульс нарастал, и фанаты действительно поддержали нас.
Затем мы провели две домашние игры против других претендентов на плей-офф, «Линкольна» и «Стивинейджа». Они прошли не так, как мы хотели. «Линкольн» выиграл благодаря единственному голу с пенальти и взял три очка, а «Стивинейдж» сыграл вничью благодаря автоголу, не нанеся ни одного удара в створ.
Несмотря на результаты, наши внутренние показатели производительности в этих двух играх были такими же высокими, как и на протяжении всего сезона, включая игры, которые мы выиграли с преимуществом в четыре или пять голов. Все хотят побеждать, но речь шла о том, чтобы доверять тому, что мы делаем, и оставаться верными тому, кто мы есть. После тех игр это было действительно испытание, но именно эта идентичность подготовила нас к последней игре сезона с «Эксетером», а затем к плей-офф.
Мы поехали к «Эксетеру» седьмыми в таблице. Чтобы попасть в плей-офф, нам нужен был свой результат, но также, и чтобы другие результаты вокруг нас шли в нашу пользу. Однако нервозности не было, потому что мы очень четко представляли, что нам нужно делать, чтобы добиться того, как мы хотим играть. Если бы мы проиграли, мы бы все равно знали, как это сделать лучше, и сделали бы все возможное, играя по-своему. В случае победы мы также поймем, как мы это сделали.
Наблюдая за игрой с «Эксетером», игроки четко понимали, что они делают, находясь во владении мячом и вне его. Мы уехали с победой со счетом 2:1 и не только вышли в плей-офф, но и поднялись на пятое место. Это еще раз подчеркнуло необходимость оставаться верными тому, кто мы есть, и что это поможет нам выжить.
Первый матч полуфинала против «Питерборо» прошел дома. Мы понимали, что, обыграв их в прошлый раз со счетом 5:0, теперь нам придется столкнуться с некоторыми изменениями в их игре. Они были тогда очень агрессивны в своем прессинге. Мы смогли пройти через него и использовать пространство впереди, на краях и в переходных периодах.
В первом матче – особенно в первые 60 минут, прежде чем мы забили – они вели себя немного более уважительно, не желая перегружать себя обороной и не давать нам этого пространства. Это означало, что нам нужно было спокойнее, быстрее и разумнее относиться к тому, где мы играем и как мы пытаемся играть.
Мы забили гол благодаря хорошо продуманному стандартному положению, которое продемонстрировало важность работы, которую выполняют наши сотрудники в этом компоненте; тренер вратарей Льюис Прайс, аналитик Айзек Олдер и главный аналитик команды Джо Мур. Они заметили у «Питерборо» слабость на угловых, которой мы потенциально могли воспользоваться: Кэм Брэннаган выигрывал борьбу на дальней штанге лишь для того, чтобы сбросить мяч дальше к Эллиотту Муру, который забил важнейший первый гол, будучи недостаточно прикрытым. Затем речь шла о проверке нашей решимости с точки зрения оборонительной подготовки. Нам удалось завершить игру со счетом 1:0.
Перед ответным матчем нужно было убедиться, что мы уделили достаточно времени сосредоточению на себе. Когда много лет назад я поехал работать в Новую Зеландию, мне посчастливилось познакомиться с Полом Симпсоном, который в то время работал со сборной Англии до 20 лет. Он говорил о работе на 80–20 процентов в пользу контролируемых объектов. Это означает, что вы тратите большую часть своего времени на то, что, как вы знаете, контролируете: свою команду и то, как вы хотите играть. Вы также уважаете остальные 20 процентов – то, что может сделать соперник, но не переоценивайте это. Сосредоточьтесь на себе и на том, как вы это делаете. Это послание запомнилось мне, и именно такой подход мы выбрали во время ответного матча против «Питерборо».
Мы знали, что они будут атаковать нас очень агрессивно, и не разочаровались. Они бросали на нас все ресурсы, но мы выстояли и снова четко поняли, что хотим сделать. Нам пришлось сесть немного глубже – возможно, даже слишком глубоко, на наш вкус – и они забили первый гол на 41-й минуте со стандартного положения. Позже мы сравняли счет с другого стандарта, но только на 91-й и 97-й минутах у них появилось два настоящих больших момента. До этого нам удавалось сдерживать угрозы, которые они представляли, а их было много. Однако мы дотерпели эту игру и стали готовиться к поездке на Уэмбли.
Мы вышли на финал против «Болтона», имея действительно хорошую серию из 10 игр. «Болтон» тоже был отличной командой, мы это уже знали. У них были очень хорошие игроки и менеджер, который действительно добился прогресса в клубе за последние сезоны. Однако внутри мы были очень уверены, что сможем дать им бой.
Между полуфиналом и финалом у нас было 10 дней. В течение восьми из этих дней основное внимание уделялось тому, что мы хотели сделать и как мы собирались это сделать. Когда игра начинается, она не всегда складывается так, как вы ожидаете, но в этом случае игроки оказались в положении, при котором они знали, что от них требуется. Они выглядели спокойными, как будто наслаждались происходящим.
К перерыву мы вели со счетом 2:0 и очень хорошо выполнили то, о чем говорили перед игрой. Затем последовал настоящий тест. Можем ли мы остаться верными тому, кто мы есть, зная, что нам предстоит сыграть еще половину игры, и «Болтон» наверняка ответит нам взаимностью? Можем ли мы остаться настоящими, не начиная задумываться о финальном свистке и о том, что это может принести? Мы определенно не хотели, чтобы прошлое влияло на нас и позволяло «Болтону» диктовать ситуацию.
Мы много говорили о том, чтобы оставаться настоящими и получать от этого удовольствие, играя так, как мы уже были настроены. Именно это мы и сделали во втором тайме, в конечном итоге не позволив «Болтону» нанести хоть один удар в створ ворот. Когда я пересматривал игру, я чувствовал огромную гордость за то, как мы сделали это против замечательной команды, которая, я уверен, многие предсказывали, должна была победить нас.
Клуб давно желал попасть в Чемпионшип. И впервые за 25 лет «Оксфорду» это удалось. Теперь мы хотим стать устойчивым клубом этого дивизиона. У нас есть владельцы и прочие люди, которые за кулисами очень нас поддерживают. Все, что мне было сказано, когда я присоединился, действительно произошло. Это были не просто слова.
Предстоит еще много работы. Я сократил свой отпуск, чтобы убедиться, что мы максимально подготовлены к новому сезону, чтобы соревноваться и побеждать. Мы не хотим быть командой, которая старается просто не проигрывать игры в Чемпионшипе. Я много говорил об идентичности, о том, кто мы и что мы. Я хочу перенести это на новый уровень и посмотреть, как мы сможем это реализовать.
Я не настолько наивен, чтобы думать, что мы можем делать это в каждой игре. Но если матч на Уэмбли что-то и показал, так это необходимость четко понимать, что мы делаем и как мы это делаем, и разумно подходить к настройке. Затем речь идет о наборе игроков и предоставлении им того, что мы можем с точки зрения структуры нашего клуба. Мы будем позиционировать себя как можно лучше, чтобы попытаться заставить людей в Оксфордшире и его окрестностях гордиться тем, что мы делаем и как мы это делаем.