Трибуна
15 мин.

Король саморазрушения. Стиль Винченцо Итальяно сквозь призму дипломной работы и его перспективы в «Болонье»

Данный текст изначально опубликован на портале «Реджиста»

Как иные браки рождаются на небесах, так и иные союзы тренера и клуба будто предначертаны судьбой. Символизм пропитывает футбол, пораженный бюрократией, агентскими интересами и сложными цифрами, до сих пор – нам же так нравится читать истории о том, что, Марадона благословил юного пацана Фабио Каннаваро стать футболистом после того, как попытался его в шутку обыграть – и не смог. Или, например, Джованни Сартори в детстве водил на «Далл’Ара» его отец и с тех пор нынешний технический координатор «Болоньи» является ее страстным поклонником.

Винченцо Итальяно, в прошлом опорный полузащитник «Вероны», дебютировал в Серии А 2 февраля 1997 года. Это был матч с «Болоньей» Ренцо Уливьери на «Ренато Далл’Ара». 

Спустя годы Уливьери станет, по-простому говоря, научным руководителем, ментором Итальяно на тренерских курсах в Коверчано.

Предначертано судьбой. 

Итальяно и Мотта, к тому же, идут по карьере, как две планеты, чья гравитация одновременно притягивает их и отталкивает. Мотта возглавил «Специю» после Итальяно. Итальяно возглавил «Болонью» после Тиагу.

Задача Винченцо – не затмить предшественника (наверное, это невозможно), а дать команде что-то новое, сохранив ту гармонию, которая отличала игру «Россоблу» в прошедшем сезоне. Задача не из легких – и Итальяно, представляется, прекрасно осознает все риски. Но какой же смелостью нужно обладать, чтобы пойти в клуб, который все как один считают выскочкой, недоразумением на светлом лике Италии в Лиге Чемпионов (спойлер – светлый лик не дает Италии победить в ЛЧ уже много лет подряд).

Многие болельщики «Болоньи» изначально относились к назначению Итальяно неоднозначно, или же однозначно негативно. Подобные ощущения у них складывались от незнания, от недостатка отсмотренных матчей, или же попросту от того, что пришел человек из ненавистной «Фиорентины».

Карьера

Первые шаги Итальяно в качестве тренера состоялись в 2014 году, как только он завершил карьеру игрока: тренер стартовал в Серии С в «Венеции» в качестве помощника Алессандро Даль Канто (бывшего защитника «Болоньи» в 2000 году и тренера Винченцо в «Падуе») – опыт, который, однако, завершился преждевременно, спустя четыре месяца.

В 2015 году Итальяно доверили молодежную команду «Лупаренсе Сан-Паоло», что создало плацдарм для первых двух профессиональных команд в самостоятельной тренерской карьере специалиста, обеих в Серии D: в 2016-2017 не очень счастливый союз с «Вигонтиной Сан-Паоло», а в 2017-2018 годах он вывел «Арциньяно Валькьямпо» в плей-офф и впоследствии выиграл его, победив – среди прочих – «Мантову».

В сезоне 2018–2019 Итальяно отправился на Сицилию, в «Трапани»: эффект моментальный и целебный, «Граната» пробилась в Серию Б через плей-офф, обыграв в финале «Виченцу».

Итальяно не остался в «Трапани» во втором дивизионе, перейдя в амбициозную «Специю», и союз оказывается удачным: в ковидном сезоне 2020-2021 он сначала тащит «Орлов» на 3-е место в Серии Б, затем побеждает в плей-офф и завоевывывает путевку в Серию А, выбив «Кьево» и «Фрозиноне»: третий подряд выигранный плей-офф для Итальяно.

Крещение в Серии А прошло для Итальяно не без сложностей, оно и понятно, но в целом произвело впечатление: 15-е место с одним из самых молодых составов всего турнира, несколько громких побед над грандами и невероятная предрасположенность к ротации своих игроков (в том сезоне было задействовано 35 игроков: 32 полевых и 3 вратаря). «Специя» стала командой, обязательной для просмотра, подкупая своей тактической смелостью.

Итальяно, изначально продлив контракт с лигурийцами, поменял свои планы ввиду предложения «Фиорентины». Тосканцы странно поигрались с Рино Гаттузо, который проработал в команде от силы месяц. Подписание Итальяно – одна из главных менеджерских удач «Фиалок». Винченцо проработал с «Фиорентиной» 3 сезона, поставив команде узнаваемый, про-активный футбол и дойдя до 3 финалов: Кубка Италии и дважды – Лиги Конференций.

О флорентийском этапе Итальяно хорошо написано здесь, здесь и здесь. В эту степь не полезем, такой цели не ставится. Интереснее было бы изучить методологию футбола Итальяно и вероятность ее успешной имплементации в «Болонье».

Дипломная работа Итальяно

Начиная знакомиться с дипломной работой Итальяно («Переход от игрока к тренеру. Что следует помнить, а что – отложить в ящик»), сразу же видишь отличия с той, которую написал Тиагу Мотта. Прежде всего, это объем: 25-страничник Мотты снизу вверх взирает на 83-страничный монументальный труд Итальяно. Впрочем, как бывшие (и, может, нынешние) студенты, мы понимаем: объем – ничто без содержания.

С этой точки зрения работа Итальяно на удивление логично и конкретно написана. 3 главы – 2 теоретические и 1 практическая. Итальяно облегчает работу всем, кто хочет изучать его футбол: начиная с 9 страницы он с помощью скриншотов с матчей его бывших команд (прежде всего, «Трапани» и «Специи») описывает те или иные игровые ситуации, наиболее хорошо иллюстрирующие его идеи и его мировоззрение, скажем так.

Но вернемся к теории. В 1 абзаце первой главы («Чувствовать себя тренером…и затем на деле им стать») Итальяно вспоминает о том, что с игроцких лет стремился вникнуть в тренерские задумки с точки зрения Мистера, а не игрока. Винченцо признается, что постоянно ломал голову над тем, что интерпретация тренера и игрока – это совершенно разные измерения. Тренеру приходится постоянно держать в уме не только условную расстановку игроков на поле, но и принимать во внимание их форму, настроение, степень вовлеченности в процесс подготовки к играм (если что-то не так, так ведь и сам процесс нужно преобразовывать!), а также различные около-футбольные, но не менее важные штуки, вроде хотелок президента, болельщиков и так далее. Все это будоражило разум Итальяно, он хотел быть так же вовлечен в работу команды, 24 часа, 7 дней в неделю. «Мне нужно было стать тренером…и как можно скорее!» – заключает он.

2 абзац («О чем я задумался, будучи тренером: от концепта «единственного реджисты» к «все 11 – реджисты») – это, по сути, философские размышления Итальяно. Винченцо вспоминает, как неоднократно на протяжении игроцкой карьеры сталкивался с персональной опекой: его, классического реджисту, держали то треквартиста соперника, то их центральный нападающий. При этом Итальяно отмечал, что, даже в случае отбора мяча, соперник чаще всего не знал, что с ним делать, поскольку два главных креативных игрока их команды (собственно, треквартиста и центрфорвард) не могли одновременно и опекать, и создавать. Игроки других позиций тогда попросту не были обучены вести игру, что навело Итальяно на 2 мысли: 1) является ли подобная одномерность профессиональных игроков признаком плохой подготовки? 2) возможно ли искоренить эту одномерность, и если да, то как? Только лишь в реальных игровых условиях, или же требуемые настройки можно задать на тренировках, день за днем погружая игрока в ситуации, при которых из него, как из пластилина будет вылеплен универсальный реджиста: и уже неважно будет, на какой позиции изначально играет этот футболист – хоть центральный защитник, хоть вингер, хоть даже вратарь: такой игрок в любом случае сможет зачинать игру и правильно распоряжаться мячом. «Если хочешь, чтобы твоя команда играла в футбол, – позволь ей делать это», – пишет Итальяно.

Вторая глава («Тактические мысли») начинается с абзаца «Фазы владения – переход в атаку». Итальяно вспоминает, что самое приятное для него, как игрока, – это касаться мяча на поле, вести его, чувствовать мяч в ногах. Далее тренер говорит о том, что за любым движением игрока на поле стоит большая работа на тренировках. Чтобы правильно распоряжаться мячом, футболист обязан выполнять большое количество различных упражнений, которые моделируют разные игровые ситуации, ставя игрока в сложные положения, например, когда его команда играет в численном меньшинстве или когда игрок вынужден работать с мячом на ограниченном пространстве в окружении превосходящего числа соперников. Все это, по-простому выражаясь, затем, чтобы футболист не «выносил мяч вперед всякий раз, когда на него набегает соперник».

Итальяно объясняет, что при владении он требует придерживаться трех параметров:

- Консолидации: искать вертикализации только когда есть благоприятная возможность, беречь мяч;

- Управления: продвигаться с мячом в ногах как можно дальше в тыл соперника, провоцируя его;

- Анализа пространства: нужно уметь выискивать и проникать в зоны, где соперник в меньшинстве или где явственно читаются варианты для розыгрышей.

Зоны поля с наибольшим контролем отмечены синим. Источник: The Analyst

Итальяно не открывает Америку, когда уточняет, что любой отбор мяча должен быть направлен на то, чтобы забить мяч в ворота соперника. Как можно скорее – лейтмотив абзаца. Итальяно лихо заканчивает его следующей мыслью: «Прямая, быстрая атака продвигает культуру риска: играть на победу, а не чтобы не проиграть. Такой стиль не должен быть омрачен страхом потери мяча.»

Эти мысли немного не вяжутся с тезисами, которые Винченцо излагает буквально парой предложений ранее. Вместе с тем, наблюдав игру «Специи» и «Фиорентины» Итальяно, можно сделать вывод о том, что тезис «контроль мяча» и тезис «стремительная атака сходу» у этого специалиста не вступают в конфронтацию. Команды Итальяно имеют тенденцию форсировать собственные владения: бить по воротам или простреливать в штрафную, чувствуя, что лучшего шанса не предвидится.

Второй абзац второй главы посвящен фазе без мяча. Итальяно лаконичен: если не владеешь мячом – отбери его у соперника. Прессинг – фишка Винченцо, он не любит, когда его команда является сторонним наблюдателем и требует от своих игроков моментально вступать в отбор в случае потери, не давая соперникам времени на подготовку собственной наступательной акции. Отдельной строкой Итальяно упоминает собственных защитников, которые должны обладать мужеством держать защитную линию высоко (далеко от собственных ворот), поджимая соперника и лишая его пространства для разгона. 

В прошлом сезоне его «Фиорентина» была второй по индексу интенсивности прессинга (PPDA), в позапрошлом – первой.

Третий абзац – про адаптивность. Итальяно рассуждает о том, что, несмотря на совершенно различные качества имеющихся в его распоряжении футболистов, имплементация его собственного видения футбола не страдает. Напротив, происходит взаимовыгодный симбиоз, в результате которого рождается ответвление стиля, которое наиболее подходит той или иной команде. «Единый стиль – разные интерпретации». Итальяно иллюстрирует сказанное примерами в исполнении его «Трапани» (Серия Чи) и «Специи» (Серия Б).

Обе команды действовали по схеме 4-3-3, однако условия вынуждали Итальяно преобразовывать свой подход – прежде всего, в зависимости от качества соперников в двух разных дивизионах. В Серии Чи команда Винченцо просто сминала соперников необузданным прессингом. В Серии Б его «Специя» вынуждена была перестроиться на более вдумчивый атакующий стиль с большей ставкой на терпеливый контроль мяча с его передачей из зоны в зону с целью расшатать организованные оборонительные редуты противника.

Новый вызов: что вызывает опасения и что обнадеживает

В своей работе Итальяно концентрируется не на том, «что» он хочет делать, а на том, «как» он хочет это делать. Это крайне увлекательное чтиво, обильно приправленное примерами, что важно, из опыта Винченцо. Это не умозрительные заключения, а выводы, сделанные в результате работы «в полях». Некоторые моменты, оставшиеся не до конца ясными (владения мячом против быстрых атак, описанное выше), приобретают более понятное значение при взгляде на работу Итальяно в «Специи» и «Фиорентине». Опять же, они соотносятся с написанным в других разделах работы: адаптивность – ключ к пониманию футбола Итальяно. Он очень узнаваемый, стилевый – но при этом довольно гуттаперчевый. Он меняется от команды к команде. На примере «Фиорентины» мы видели и изменения в рамках одного цикла: Итальяно впечатляюще – весьма впечатляюще! – перенес футбол «Специи» на более мощный состав «Фиалок», но ближе к концу цикла во Флоренции вынужден был видоизменять игру, упрощая ее и делая футбол «Скуадры Виолы» более примитивным.

Это, пожалуй, главное опасение от прихода Итальяно в «Болонью». Для тренера, который является настолько ярым апологетом определенных идей и определенного стиля, он порой чрезвычайно легко отказывается от своих концептов в пользу упрощения. Это то, чего никогда не позволял себе Мотта: даже в самых неудачных матчах «Болонья» под его началом самозабвенно пасовалась накоротке, не помышляя о форсировании игры. Обострить игру тогда было бы признаком слабости: соперник вынудил нас, а не мы сами увидели возможность. Так вот, Итальяно довольно часто (и особенно – в финальное полугодие во Флоренции) все упрощал. Явный пример – финал Лиги Конференций-2024 с «Олимпиакосом»: в первом тайме «Фиорентина» играла в футбол Итальяно и доминировала, во втором стала испытывать больше сложностей, моментально отказалась от своего стиля и в итоге уподобилась сопернику (чего он как раз и добивался) и проиграла.

В «Болонье» считают, что Итальяно – тот, кто нужен. Футболисты, в частности, Де Сильвестри, Бекема и Ликояннис отмечают следующие детали:

- нагрузка на тренировках увеличилась (по два занятия в день вместо одного, как при Мотте);

- огромное внимание выходу из обороны через короткий пас;

- от центральных защитников требуется поочередно выдвигаться в опорную зону для розыгрышей;

- от фланговых защитников требуется совершать как можно больше кроссов в чужую штрафную.

Форвард Сантьяго Кастро отмечает, что Итальяно просит его быть ориентиром для передач на острие, но, вместе с тем, дает ему действовать свободно – требования, не сильно отличающиеся от тех, что были при Мотте. Вообще, судя по всему, со слов игроков можно вычленить лишь два принципиальных отличия между установками Мотты и Итальяно. Это увеличение попыток кроссов в штрафную (форсирование атак) и, пожалуй, увеличившаяся интенсивность тренировок. Последнее, очевидно, продиктовано опытом участия Итальяно в трех турнирах одновременно.

Тактический обозреватель портала Zerocinquantuno Никола Тальявини пишет и о том, что стиль руководства командой поменялся. Новый Мистер очень экспрессивен, он – настоящий «тренер-игрок», который ведет непрерывный подсказ своим как во время игры, так и после. Последнее хорошо иллюстрирует сцена сразу после финального свистка в товарищеской встрече с «Зюйдтиролем»: Итальяно собрал своих игроков в центре поля и что-то долго им объяснял.

По итогам состоявшихся товарищеских встреч можно отметить еще несколько новых тактических штрихов, отныне присущих «Болонье». 

Конструкция атак происходит по схеме 3+1, где 3 – это защитники, а 1 – опорный полузащитник. Иной раз в эту расстановку добавляется дополнительный опорник, а в других случаях опорник занимает место слева в тройке обороны (вероятно, наиболее понятно это соотнести с позицией Крооса при розыгрышах сборной Германии на Евро). Если соперник прессингует, игроки БФК имеют два варианта: 1) заброс вперед на центрфорварда (реже – на вингеров) и 2) пас «домой» – с последующим возобновлением билд-апа от вратаря.

Билдап с Фройлером в роли фиксированного опорника над линией обороны. Обратите внимание на высокую позицию правого защитника Поша — на Евро в сборной Австрии он действовал в схожих условиях
Билдап с Фройлером на позиции левого центрального защитника

Стоит отметить, что Итальяно, в отличие от своего предшественника, видит позиции игроков более ортодоксально. Из этого следует пресловутая позиция разыгрывающего опорника: при Мотте им мог быть любой из тройки полузащитников, сейчас же это работа исключительно одного. При этом, опорную зону ситуационно может заполнять и кто-то из центральных защитников – стандартная, в общем-то, фишка Итальяно, у которого такие вещи делал Лукас Мартинес Куарта, например.

Фланговые защитники в фазе владения смещаются ближе к центру поля, создавая изоляции для вингеров. 

Центральный защитник Михайло Илич поднимается выше и занимает позицию в средней линии
Хараламбос Ликояннис, будучи левым защитником, идет в центр и освобождает бровку вингеру (за кадром)

Отмечаем и возросшую вертикализацию атак команды. В недавнем матче с «Мальоркой» «Болонья» забила очень характерный гол. Центральный защитник Бекема выполнил передачу в центр на центрхава Моро, тот мгновенно увидел вингера Камбьяги слева и отпасовал ему. Камбьяги пробежал по бровке, прострелил в центр – гол! Как в компьютерной игре, где нетерпеливые геймеры не особо засиживаются в центре поля, стараясь побыстрее доставить мяч вперед.

Также новый тренер видит роли некоторых игроков иначе, чем то делал Мотта. Например, номинальный форвард Йенс Одгор несколько раз пробовался на позиции треквартисты/второго форварда что сразу отсылает нас к флорентийскому эксперименту Винченцо по превращению центрфорварда Бельтрана в атакующего полузащитника широкого профиля.

К сожалению, на данном этапе команда, в своем стремлении вникнуть в стиль нового тренера, допускает ошибки. Наиболее характерная из них – уязвимость при забросах за спину. Гол, пропущенный от «Мальорки» в этом смысле показателен: высокая линия обороны «Россоблу» потеряла концентрацию и упустила форварда испанцев, который спокойно убежал 1 на 1 со Скорупским и забил.

Помимо этого, «Болонье» пока недостает компактности в линиях. Образуются бреши, которые с легкостью заполняет соперник. Команда Итальяно стала визуально гораздо активнее прессинговать на чужой половине (активный прессинг почти всегда начинается с вратаря соперника), но в случае, если оппонент проскакивает, – пиши пропало. 

Первое, что необходимо усвоить: эта «Болонья» – больше не команда Мотты. Итальяно использует явно возросшую после работы Тиагу тактическую осведомленность имеющихся в наличии футболистов, но делает все по-своему. Это может расстраивать, но нужно четко уяснить изменившиеся правила игры – у «Болоньи» новый тренер с проверенными методами. Слом некоторых постулатов игры Мотты проходит болезненно, но динамика положительная. Визуально видны изменения в качестве двигательной активности и принятии решений. Безусловно, на данный момент не все работает идеально – какое-то время калибровка системы будет идти и после старта Серии А. Описанные выше проблемы должны уйти с течением времени. В то, что Итальяно умеет выстраивать интересные коллективы, сомнений нет. 

Самое главное опасение – это то, если, в случае непредвиденных обстоятельств футбол Итальяно не приживется на плодородной эмилианской земле, тренер начнет отходить от его же принципов, как то было в «Фиорентине» последнего полугода. Независимый портал L’Ultimo Uomo как-то назвал Итальяно «Королем саморазрушения». Его приверженность собственным принципам (плотнейший прессинг, дуэли 1 на 1 по всему полю, высокая линия обороны) парадоксально граничит с его же стремлением к экстремальному упрощению игры. Если принцип игры Мотты в сложных ситуациях можно иносказательно описать, как «лучше оставаться львом, пусть и в запертой клетке», то Винченцо, возможно, сам того не осознавая, придерживается позиции, что «лучше оставаться львом, когда ты здоров и силен – и когда вокруг нет более молодых и сильных соперников».

И все же вернемся к главному: то, что было, было прекрасно, но теперь этого нет. Задача Итальяно – планомерно претворять в жизнь свои идеи. Задачи затмить предшественника у него нет.

Хотя, уверен, Винченцо мечтает сделать так, чтобы былое забылось – в частности, как только на «Ренато Далл’Ара» заиграет гимн Лиги Чемпионов.

Все о «Болонье» – в моем Телеграме