Лучшего защитника Евро слил Моуринью. Травма из мотокросса сделала Калафьори уникумом
Тотальный игрок.
С тех пор как наступила 98-я минута решающего матча и Калафьори, прихватив мяч на своей половине, удивительно легко – для такой ноши! – занес Италию в плей-офф, о нем говорит весь континент.
Следует говорить еще громче – несмотря на пропуск 1/8 из-за перебора желтых.
Хроника упадка: как Калафьори оказался ненужным в Италии и почему Моур так бесит Де Росси
Еще до пандемии Калафьори называли самым одаренным левшой Италии. Когда юношеские сборные собирались на важные матчи, он держал край, а Димарко-младший и Дестини Удоджи наслаждались со скамейки и по телевизору. УЕФА включил его в рейтинг 50 главных талантов планеты.
Примерно тогда же в список 60 самых перспективных игроков мира, который ежегодно публикует The Guardian, попало всего два левых защитника – и среди них Рикки. Мир готовился к величию, не сомневаясь в его неизбежности. Римские медиа загодя готовили место рядом с Де Росси и Тотти. Райола кружил вокруг. Великий Конти ходил на матчи Примаверы, чтобы отпугнуть стервятников аурой истинного бандьеры.
В 16 лет Калафьори дебютировал в юношеской ЛЧ против пльзеньской «Виктории». Матч почти доиграли, когда правый костолом Вацлав Свобода прямой ногой протаранил его колено. Рикки сложился. Врач «Ромы» в ужасе вправил чашечку прямо на поле.
Позднее выяснилось, что эта минута спасла карьеру защитника. Травма оказалась ужаснее обычной футбольной страшилки – разрыва крестов. Колено Калафьори фактически взорвалось. Связки, мениски, капсула сустава – все разлетелись. Если бы врач не придал им форму сразу, сегодня б Рикки с трудом передвигался.
«Такие травмы обычно случаются в мотокроссе, а не футболе. Здесь такое происходит раз в десять лет», – объяснял медик Corriere dello Sport.
Калафьори пропустил 300 дней, а вернувшись, снова установил диктат на краю – среди ровесников, которые уступали ему технически и физически. Отдельные крошечные сигналы не замечали, да и не хотели замечать. К парню, которого Бог поцеловал в левую ногу, относились как прежде. Паулу Фонсеке приходилось оправдываться за то, что до сих пор не дал ему шанса: «Дайте ему расти. Я верю, что у него большое будущее, но вы носитесь с ним так, словно он уже лучший в мире. Это не принесет пользы».
В последнем туре сезона-2019/20 он все-таки сдался и выпустил Калафьори в пекло – на левый край гостевого матча с «Ювентусом». Рикки напугал количеством брака и нерешительностью в дуэлях, но дело сделал: заработал решающий пенальти, поймав Данило на ложный замах. Осенью подоспел первый гол – громкая пушка с подбора в группе ЛЕ.
Но прорыва не случилось. Заметно было, что с защитником что-то не так. Он избегал обводок и опасался стыков. Он едва не заплакал, когда болбой «Аякса» бросил в него мячом.
Пришел Моуринью, и любовь прошла. На то давление, от которого дипломатично отбрехивался Фонсека, новый тренер ответил в чисто своем стиле – перешел в контратаку. Объясняя поражение от «Ювентуса», Жозе заявил: «Слушайте, у меня в запасе были Рейнольдс, Кумбулла и Калафьори!» Как будто мало было, что Риккардо поставили в ряд с откровенной серостью, португалец возмущенно цокнул.
В те месяцы Калафьори и правда играл так, словно заново узнает себя. Отдельные эпизоды кружили голову. Игра в целом – нагоняла сон. Ему требовалось время, но Моур не из тех, кто ждет долго. Когда Рикки сыграл главную роль в разносе 1:6 от «Буде-Глимта», терпение кончилось. Тренер отрезал: «Он не должен трястись и просить замену при первом же неприятном ощущении. Ему нужно больше мужества». И забыл о нем.
Месяц назад Даниэле Де Росси признался, что его до сих пор колотит от этой истории: «У меня портится пищеварение, когда вспоминаю о потере Фраттези и Калафьори. Необязательно сразу поднимать молодежь в основу. В «Роме» Калафьори не играл на том уровне, что сейчас. Но я и тогда говорил, что из него получится классный центральный защитник».
Тогда к нему не прислушались. Рикки потратил полгода в «Дженоа», не нашел тепла в сердце Моура и летом 2022-го оказался на рынке. Дома покупателей не было. Бывшей будущей суперзвезде пришлось уехать в Швейцарию.
Хроника перерождения: как Калафьори раскрылся в «Базеле» и «Болонье»
Когда подросток Риккардо лечил первую и самую жуткую травму, 35-летний Капитан Де Росси ежедневно приезжал за ним в больницу и лично отвозил домой. Они подружились. Услышав звонок из «Базеля», защитник ответил: «Подумаю», – и набрал ветерана. Тот посоветовал ехать.
«Я не выбирал «Базель», – вспоминал он впоследствии. – Меня вынудили. Они единственные проявили ко мне интерес. Но с первого же тура я нашел доверие и постоянство, которого мне не хватало. Я получил все, что нужно для роста».
Калафьори еще не знал, что прозорливый директорат «Болоньи» тоже следил о нем, памятуя о таланте и надеясь на вспышку. Но даже вещий Сартори не представлял, какой она будет. В середине сезона «Базель» потерял основного защитника, и тренер поставил Рикки левым центральным в тройке. Неуверенный и слегка перепуганный латераль обернулся в решительного атлета, который бросается на мячи с голодом дикого зверя.
Оказалось, Рикки не совсем итальянец – отъезд от родителей укрепил его, а не доконал: «Этот опыт мне очень помог. Самостоятельная жизнь заставила сконцентрироваться на футболе. Я почувствовал себя взрослым». У него наконец появилось время обдумать травму и реакцию на нее, не выслушивая причитаний. И он понял, что не изменился. А значит, остановить его невозможно: «Парадокс, но благодаря травме я осознал, что доберусь до топ-уровня».
А потом он познакомился с Моттой. «В первый же день Тиаго сказал, что видит меня центральным. Я предупредил, что играл только в тройке, а он ответил, что различий не так уж много и вообще он доверяет мне. Стиль Стоунза близок мне, но не я решаю, когда подниматься в полузащиту. Это диктует тренер. Он перевернул мой способ читать противника и анализировать пространство».
Сартори заплатил 4 миллиона, и хватило нескольких месяцев, чтобы понять: «Базель» продешевил. К концу осени Калафьори утвердился в статусе лучшего защитника Серии А. Он успевал везде: второй в клубе по контрпрессингу, один из лидеров по вовлеченности и заработанным фолам. Лучший по возврату владения. Лучший вверху.
«Болонья» критически теряла в качестве, когда он пропускал матч. Результативность падала в два (!) раза – до 0,8 гола за игру. Пропущенные вырастали на 25%. Калафьори был для клуба всем: лучшим ассистентом (реально лучшим, 2+5 за сезон), ведущим защитником, главным плеймейкером. Без него команда набирала 1,1 балла за матч. С ним – 2.
«Калафьори инициативен на поле, решает проблемы по ходу игры и заставляет других играть правильно, – восхищался Мотта. – Он важнейший игрок на поле и в раздевалке. Когда он получил повреждение, я перепугался. А он даже слышать не захотел о замене».
«Болонья» вышла в ЛЧ с одной из лучших оборон в топ-лигах во многом (пусть не в первую очередь – Мотта важнее) благодаря Калафьори. Активный персональный прессинг и мгновенный возврат, на котором заморочен Тиаго, требует особенных талантов от центральных защитников. За полузащитой часто остается пространство. Если его не съедать, реагируя на вертикальный пас – конец. Если опоздать с выдвижением, будет еще хуже.
Рикки закончил сезон с 50 перехватами (шестой в Серии А). Когда соперник чувствовал, что нащупал изъян, защитник в два шага съедал пространство и сминал форварда – причем настолько самоуверенно, что почти никогда не делал этого на приеме: выскакивал из-за спины и чисто возвращал мяч, сразу начиная ответку.
В мае он забил витринный гол – лучший для понимания стиля: задавил Влаховича на вертикали, прочитал ошибку Бремера и, открывшись в его зоне, элегантно перебросил кипера слабой правой.
Рискованные выдвижения порой дорого обходились «Болонье», но эти промахи – неизбежная побочка дерзкого стиля. Важно, что они были редки. Уязвимость Калафьори спрятана в другом компоненте – дуэлях лицом к лицу. Мотта прикрыл недостаток, оставив Калафьори на подстраховке (а если 1-в-1, то на пространстве – чтобы давил силой и скоростью). На Евро тактика не помогает, и он проигрывает 67% дуэлей против дриблеров.
Хроника расцвета: почему Калафьори действительно Особенный
В последние дни вы наверняка наслышались о Калафьори. Одни одноклубники сравнивают его с Мальдини. Другие – с Нестой. Он повсюду, и это вполне объяснимо: когда защитник проходом через полполя меняет турнирную сетку Евро, его имя сразу уходит в историю.
Наверное, вам это слегка надоело. В конце концов, в последние несколько лет центральные защитники ходят вперед не только на угловых: распространение схем с тройкой (гибридных или базовых, не имеет значения) превратило подключения в обязанность.
Разница в том, что когда условный Гвардиол идет в атаку, мы видим защитника, который пришел в атаку. Калафьори играет как защитник в защите, полузащитник в полузащите и нападающий в нападении.
Эти же слова итальянский классик Луиджи Гарландо когда-то написал о Гаэтано Ширеа. Уникальность Риккардо еще и в том, что это качество и объем он дает спустя сорок лет после исчезновения либеро. Другого такого нет. Когда он обороняется, мы не видим защитника, которого ценят за технику и пас (а ведь в Бастони замечаем именно это).
И все это – с высочайшей эффективностью. Великий квотербек Бонуччи сделал 7 ассистов за всю карьеру в Серии А. Калафьори выполнил 5 за сезон. Лео прикрывали Кьеллини и Бардзальи, а Рикки сам лучший защитник в обеих командах.
Евро для него – лишь презентация на топ-уровне, а не турнир жизни. Он делает то же, чем восхищал весь год. 1077 метров в сольных проходах, второй после Крооса. 6 перехватов – пятый. 8 проходов в атакующую треть, наравне с Беллингемом и Доку и лучше всех центральных защитников. 14-е позиции по качеству и количеству выигранных верховых единоборств. Девятое по вовлеченности в игру – 257 касаний.
Тридцать лет назад он был бы либеро. Сегодня таких нет, и Калафьори – это не имя, а роль. Защитник из прошлого, который моделирует будущее. Тотальный игрок.
Хроника будущего величия
Пишется на глазах.
***
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АНДРЕЯ КЛЕЩЕНКА
Как главным клубом Евро стала «Болонья»?
Форвард Италии переключился на футбол только в 16! До – хоккей на траве за сборную Аргентины
Фото: Gettyimages.ru/Claudio Villa, Lars Baron, Alessandro Sabattini, Dean Mouhtaropoulos, Gabriele Maltinti, Giuseppe Bellini
Клещенок умеет такие статьи -поэмы писать , что дух захватывает и ты читаешь со слов автора об уникуме , звезде , мегазвезде. Стиль автора . Помню статью автора об Иличиче. Прочитав статью и не видя игрока в игре сложилось бы впечатление что игрок в тройке в мире с Месси и КриРо.
Плюс автору что может так преподносить и давать такую поэзию восприятия , а минус что слишком субъективно и не слишком реально
Статья о Калафьоре еще один пример гипертрофированного пера автора
Но, да, рейтинг в Фифа у них был ниже, чем попса из реалобрасы.
С какого перепугу эта посредственность стал лучшим?
Ах да, это же Клещенок...
Ждем продолжения:
Кьеза - лучший вингер
Ретеги - лучший нападающий
Жоржиньо - лучший полузащитник
Болонья - футбол будущего
Италия - футбол будущего
Серия А - квинтэссенция мирового футбола