28 мин.

Слезы Буффона, триумф Шевченко, отсутствие Недведа. Последний раз, когда Юве был так близок к победе в ЛЧ

Противостояние Ювентуса имени Марчелло Липпи и Милана имени Карло Анчелотти сродни извечной борьбе добра и зла, только без отнесения кого-либо на светлую и темную сторону, сравнение лишь в бессмысленности выявления победителя. Любой матч команд под руководством величайших итальянских тренеров превращался в событие, описываемое впоследствие в учебниках в разделе «Классика кальчо», и итоговый результат здесь уже не играл особой роли. Тактические новшества, смелые решения, легендарные имена в составах - каждый участник столь значимого для Италии столкновения привносил свою изюминку в этот бесконечный бой. И по сей день среди болельщиков не утихают споры, чья же команда в итоге могла бы считаться сильнейшей. В пользу Милана говорят успехи на еврокубковом поприще, в пользу Ювентуса - национальные трофеи, да и в целом их общее количество. Но при всем при этом битва в финале Лиги чемпионов 2003 года стоит по-своему особняком: столько «если» и «может быть» для болельщиков Ювентуса не было ни в одном из последующих финалов, и ни разу после этого туринцы не были так осязаемо близки к победе. И тем ценнее эта встреча для историков - целая кладезь аналитического материала и возможностей рассуждать о нюансах. Но никто не может поспорить с тем, что Милан в тот вечер победил заслуженно. И сегодня мы вспомним это легендарное противостояние в деталях.

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем текущие новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Контекст времени.

Рассуждая о перспективах и форме команд, констатируем, что итальянские гранды входили в финал в несколько разных статусах и с разным настроением. Ювентус только что отпраздновал очередное Скудетто, Милан же ограничился лишь третьим местом, хотя успел забрать себе второй по значимости итальянский трофей - Кубок Италии. Оба клуба за сезон отметились в очном противостоянии внутри Серии А по домашней победе, и что интересно - в обоих случаях это был счет 2:1. В Лиге чемпионов их путь также начинался по разному: напомню, что в сезоне 2002/03 турнир придерживался формации двух последовательных групповых раундов, и командам требовалось пройти квалификацию в каждом из них. Милан стартовал чуть раньше, поскольку им требовалось пройти отбор с третьего квалификационного раунда плей-офф, где против Анчелотти выступил Слован из Чехии. Удивительно, что здесь путь Милана к своему шестому по счету главному еврокубковому трофею мог и закончиться - по итогам двух встреч команды набрали по два гола каждая, но за счет большего количества выездных голов дальше прошел именно Милан.

В первом групповом раунде и Юве, и Милан взяли себе первое место, и вновь Милан сумел лишь за счет дополнительных показателей обойти в этом плане испанский Депортиво, в то время как Ювентус с запасом опередил английский Ньюкасл. Второй групповой этап с присущим спорту истинно кармическим воздаянием компенсировал сторонам за их усилия на первом этапе - Милан сумел без затруднений занять в этот раз чистое первое место во второй группе, а Ювентус набрал столько же очков, сколько и третья с четвертой командами, но прошел «на тоненького» за счет разницы забитых и пропущенных мячей.

Плей офф стартовал с четвертьфинала, где Милан вновь мог возблагодарить удачу: после того, как был пройден Аякс с домашней победой 3:2 при сухой выездной ничье, полуфинал с миланским Интером был преисполнен драматизмом - две подряд ничьи вывели в финал именно Милан за счет технического преимущества по правилу выездных голов, что выглядит невероятным, поскольку обе команды играли на одной и той же домашней аренде Сан-Сиро.

В параллельной турнирной ветке было отнюдь не меньше страстей: Ювентус благодаря второй строчке в группе после МЮ сразу попал на Барселону, с которой удалось совладать лишь в дополнительное время, а затем случился знаменитый бой против Реал Мадрида, косвенно повлиявший на события самого финала.

В Мадриде хозяева оказались сильнее, одолев Ювентус со счетом 2:1, но реванш в Турине не оставил никаких вопросов о том, кто на данный момент достоен сыграть в главном матче всего сезона. Ювентус был быстрее, острее, благодаря чему открыл счет уже на 12 минуте силами Трезеге, затем Дель Пьеро под конец первого тайма удвоил преимущество, и завершил разгром Павел Недвед в своем привычном стиле - после мощнейшего спринта чех издалека пробил Касильяса сильным ударом прямиком в угол. Зинедин Зидан лишь на 89 минуте попытался своим голом вернуть Реал в игру, но было уже слишком поздно, столь уверенно выглядел Юве, праздновавший выход в финал. Но празднование было с толикой печали и тоски, ведь всего за 10 минут до конца игры Павел Недвед получил совершенно необязательную желтую карточку за фол, которого не должно было случиться, но он случился. Недвед оказался дисквалифицирован на одну игру, что означало выход Ювентуса на Милан без своего сильнейшего на тот момент времени футболиста.

Удивительно судьбоносное откровение, которое никоим образом не оправдывало ни клуб, ни игрока, но которое оставило кошмарный отпечаток на сердце каждого болельщика, увидевшего в тот роковой день карточку желтого цвета в руках Майера Урса на Делле Альпи...

Финал всей жизни.

Финальный матч Лиги Чемпионов сезона 2002/03 был уникальным в своем роде. Единственный раз в истории этого турнира в финал сумели пройти две итальянские команды. Доселе подобная национализация происходила всего один раз - за три года до того в финале встречались испанские клубы Реал и Валенсия. Также это был первый финал крупного европейского турнира, который принимал у себя знаменитый стадион Олд Траффорд, если не считать Межконтинентального кубка 1968 года, когда против Манчестер Юнайтед прибыл сражаться Эстадиуш Ла Плата, что редко воспринимается игрой хотя бы наравне с ЛЧ, не говоря уже о финале.

В грядущем противостоянии болельщики видели сразу знаковое событие: Карло Анчелотти должен был сыграть против своего бывшего клуба, столь нетерпимо прогнавшего из своего стана итальянского тренера, не позволив тому даже попытаться хотя бы на дистанции выстроить что-то действительно стоящее. Но с тем феноменальным составом, что получил Карло от своего предшественника, Ювентус явно настраивался на нечто большее, чем просто номинальная борьба за победу в Серии А.

Посему болельщики старались разглядеть в этом столкновении нечто большее, чем просто очередной матч завсегдатаев верхушки итальянского первенства. Речь шла чуть ли не о кровной мести, которую сам Анчелотти на протяжении всей своей карьеры всегда и везде опровергал:

«Болельщки Ювентуса были предвзяты ко мне еще до начала моей работы в клубе. Если помните, я играл за Рому и Милан, что явно не соответствовало их представлениям о качественной смене Марчелло. В 1983 году моя Рома сумела обставить великий Ювентус в гонке за Скудетто - пока я стоял с кубком, на меня смотрели Платини, Бонек, Джентиле, Ширеа и Дзофф голодными глазами, понимаете? Так что даже просто прогуливаясь по Турину я нередко мог услышать в свой адрес пару недобрых слов, но без какой-либо серьезной озлобленности. Ни о какой мести никогда не шло и речи, это было просто необычно - одолеть свою предыдущую команду, пока на моем столе все еще лежал архив с фотографией в форме Юве. Поверьте, когда побеждаешь в Лиге чемпионов в первый раз - все твои мысли только об этом, никаких других чувств, особенно негативных, испытать не получится»

28 мая 2003 года 68 тысяч зрителей собралось лицезреть один из самых напряженных финалов в истории Лиги чемпионов.

Зрители явно не тешили себя ожиданием сверхатакующего футбола - вывеска давала понять, что всех скорее всего ждет классическое итальянское тактическое противостояние характеров, силы воли и интеллекта, что в голы зачастую не так часто конвертируется в должном объеме. Отсутствие Павла Недведа, который в структуре Марчелло Липпи играл едва ли не ключевую роль с точки зрения обеспечения атакующей линии мячами, лишало надежды на открытую схему от Ювентуса. И здесь зрители не прогадали: мэтр Липпи выпустил состав в схеме 4-4-2 сразу с двумя опорниками прямо у линии обороны - Таккинарди и Давидс оказались призваны разрушать все на своем пути, оставив при этом Конте в запасе. За продвижение мяча отвечали фланги в лице скоростных интеллектуалов Дзамбротты и Каморанези, но учитывая любовь Алессандро Дель Пьеро опускаться для работы с мячом ниже штрафной площади соперника, тактические изыски явно не предусматривались на грядущий вечер - навешивать и разыгрывать в штрафной с флангов с учетом присутствия Каладзе и Костакурты было близко к невозможному.

Навесы, контратаки и индивидуальное мастерство отдельных футболистов - сегодня за подобный подход тренера Ювентуса бы точно заклеймили.

Анчелотти, напротив, имел в своем распоряжении весь свой боевой состав. И даже в этих обстоятельствах решил рискнуть и попробовать опустить Андреа Пирло еще глубже, оставив его за спинами более фактурных Гаттузо и Зеедорфа. Карло позднее признавался, что до последнего не был уверен в подобном весьма и весьма рискованном решении - оставить Пирло глубинным плеймейкером, хотя раньше он всегда оставался в средней линии, что позволяло ему куда чаще дирижировать атакой тет-а-тет, хоть и под постоянным прессингом. В итоге это решение окупило себя сполна:

«Руководство едва ли не каждый день вызывало меня в кабинет, где я слышал требования ставить атакующий футбол. Неважно, сколько голов мы забивали - пока команда выглядела скупо в плане моментов, с меня никак не хотели слезать. Еще в бытность футболистом, я понимал - перед обороной должен играть футболист с оборонительными навыками, а впереди - тот, у кого больше развит нюх на продвижение мяча. Мы еще не были знакомы с трендом на атакующих опорников в зоне перед собственной штрафной. Но раз начальство требовало, я был вынужден подчиниться. У меня состоялся разговор с Пирло, где я решил разобрать с ним его новую экспериментальную роль. Андреа меня выслушал и ответил, что да, он сыграет там, где нужно. Я предупредил, что в этой зоне прессинг куда интенсивнее, а цена ошибки - гораздо выше. Его это ни капли не испугало. И в тот момент я наконец-то успокоился»

Изумительно, сколь сильно одним своим решением Анчелотти предопределил сразу несколько событий, изменивших чемпионат Италии на два десятилетия вперед. Благодаря выходу в опорную зону Пирло сумел стать звездой мирового масштаба в Милане, позволил своему клубу взять два «ушастых» кубка за последующие пять лет. А затем, когда команда по своей преступной халатности усомнилась в его навыках, Пирло превратил своего прежнего заклятого соперника в несокрушимого национального гегемона, обновляя при этом рекорд за рекордом.

Один разговор, одно решение, один футболист - и этого порой достаточно.

Липпи явно предугадал подобный исход событий, поскольку отсутствие Недведа располагало к атакующей схеме со стороны соперника, а наличие Пирло в составе абсолютно точно подталкивало Милан на использование сильнейших сторон последнего по полной программе. И именно это могло в итоге стать и ключевой слабостью Милана - освобожденный от необходимости участвовать в розыгрыше мяча впереди, Пирло оставался в арьергарде прямо перед обороной, что означало тотальный риск пропустить гол, если Андреа потеряет мяч. Пирло никогда не славился умением удерживать у себя мяч под давлением, а также физическим превосходством, потому Давидсу и Дзамбротте были даны установки по индивидуальной работе против Пирло - как только тот получает мяч, требовалось моментально создавать на его пути эшелон, чтобы воспрепятствовать продвижению мяча, не оставляя при этом даже секунды на раздумья. Любая грубость приветствовалась, иначе с Пирло совладать было не под силу никому.

Но одних передач явно было бы недостаточно, если впереди за них некому было сражаться. И истинным откровением в плане зрелищности в тот день стал к сожалению не атакующий дуэт Ювентуса с такими звездами, как Трезеге и Дель Пьеро, а еще довольно молодой и горячий Андрей Шевченко - едва ли не главная победа в карьере Лобановского.

Шева был неутомим во время своего итальянского вояжа. Уникальный для Серии А многофункциональный форвард, который умел на поле буквально все - тот самый привет от советского гениального тренера, который не делил своих подопечных на защитников и нападающих, футболист обязан знать и понимать функционал каждой позиции на каждом участке поля. Иначе сама суть выхода в основном составе теряла смысл - зачем нужен игрок, который не сумеет подстраховать своего товарища? И Шевченко не посрамил репутацию своего бывшего тренера, став на поле одним из самых ярких футболистов в следующие полтора часа.

Индзаги, ранее игравший за Ювентус и также, как Карло, преисполненный желанием показать себя против «бывших», был куда более ограничен, чем Андрей, с точки зрения вовлеченности в командные действия, да и взаимодействие между Шевченко и Индзаги было далеко от идеала. А уж вспоминая последующий дуэт Андрея и Кака - даже сравнивать нечего. И здесь вновь вспоминалось отсутствие Павла Недведа...

Оборонительная 4-4-2 против атакующей 4-3-1-2. Щит против меча.

Понимая важность стартовых минут при условии умения Ювентуса выдерживать огромное количество времени футбола без мяча при любой интенсивности, Милан моментально ринулся в бой. Шевченко откликнулся на прострел в штрафную и открыл счет уже на 8 минуте матча, поймав Буффона на противоходе в его же левом углу, но арбитр отменил гол. Отмена была более чем справедлива - Буффон не видел момента удара из-за стоящего в своем любимом пассивном офсайде Филиппо Индзаги. Ювентус никак не среагировал на подобный ход развития событий, не посчитав его даже за опасный звоночек.

Спустя десять минут Милан вновь сумел получить преимущество впереди, а Индзаги - повод исправиться за собственную оплошность мощнейшим ударом головой в прыжке слету - тут вступил в дело молодой Джанлуиджи Буффон, который своим спасением добавил себе баллов в голосовании за лучшего голкипера мира здесь и сейчас. Пиппо еще с минуту сидел на газоне, обхватив голову, отказываясь верить в отсутствие гола в подобной ситуации. Вот это уже точно стало сигналом Ювентусу о назревающей опасности - потому Липпи просигнализировал своим парням опуститься еще ниже и на корню пресекать подобные подходы даже ценой желтых карточек.

Это значительно снизило зрелищность матча в аспекте голевых эпизодов, но подарило фанатам грубого мужского футбола целую россыпь моментов с агрессивными выпадами со стороны защитников, опасными подкатами и выносами, а Дель Пьеро и вовсе доигрывал матч с разбитым глазом. Липпи явно понимал цену победы любыми путями, вспоминая предыдущие два финала Лиги чемпионов. Что касается Анчелотти - над ним не висели домыслы о возможном проклятии или груз поражений в прошлом, посему руки тренера были развязаны пробовать и пытаться изменить ход событий. Взломать столь мощную оборонительную линию с таким великолепным вратарем наскоком не удалось, оставалось расчитывать на ошибки своих визави в черно-белых футболках. Но на других надейся, да сам не оплошай - в самом конце первого тайма Ювентус был обязан выходить вперед, впервые за 45 минут полноценно перебросив силы из обороны в атаку. Но с ударом Дель Пьеро в ближний угол с трех метров успел справиться Дида, а затем Неста лишь в самый последний момент умудрился через себя в падении выбить мяч в ходе прострела на абсолютно свободного Алекса прямо перед пустыми воротами.

Марчелло Липпи решил до последнего давить на зону Андреа Пирло, понимая, что именно здесь кроется главная слабость очень техничного и идеально выстроенного Милана. Потому вместо Каморанези на поле появился Антонио Конте, что означало полный отказ от самостоятельного продвижения мяча вперед: только плотный контакт, грубость и деконструкция того, что Анчелотти старался выстраивать на протяжении целого сезона.

Это сработало против Аякса семь лет назад, почему бы не попытаться вновь?

Конте сперва слишком увлекся атакой, позабыв об истинном предназначении в отведенные ему 45 минут. Потому на старте второго тайма он успел прибежать в штрафную площадь соперника, занять зону Дель Пьеро, и в падении пробить головой, попав мячом в перекладину. Это стало лебединой песней для всего матча, потому что на той же 47 минуте матча футбол и закончился. Вместо него началось мучительное для нейтральных зрителей побоище без каких-либо видимых попыток обострения. Милан был физически выжат как лимон, а Ювентус в стремлении закрыть свои ворота на замок, предпочел продолжать мешать сопернику играть в футбол, нежели стараться пробовать хоть что-то самостоятельно. Типичнейшая картина кубковой встречи итальянских коллективов начала нулевых.

Режиссер трансляции раз за разом ловил на трибунах крупными планами болельщиков, чьи дети мирно дремали у них на коленях. Все эмоции пришлись на первую половину первого тайма, после чего находились дела куда интереснее - отойти в уборную, сбегать за едой, почитать газету.

В том сезоне в Лиге чемпионов действовало правило серебряного гола - если команды в основное время не могли выявить сильнейшего, у них оставалось два тайма по 15 минут дополнительного времени. Разница с золотым голом заключалась в том, что ранее после забитого мяча игра останавливалась, а с правилом серебряного - клубам давалось право доиграть тайм. Если счет так и оставался ничейным - серия пенальти. Но царившая на поле сонная гармония просто продлилась еще на четверть часа, поскольку моментов ни одни, ни другие так и не соизволили создать. Футболисты еле передвигались по полю, спотыкаясь на ровном месте. Усталость чувствовалась в том числе и при работе без мяча, когда игрок той или иной команды пешком возвращался назад, не пытаясь даже обозначить попытку прессинга, не то, чтобы его навязать. Все ждали свистка арбитра, чтобы начать уже бить эти треклятые пенальти. Никто не ожидал, что все настолько затянется. Чего только стоит тот факт, что у Милана на пятой минуте добавленного к основным 90 минутам времени Роке Джуниор получил травму усилиями Паоло Монтеро, но ввиду отсутствия замен ему пришлось доигрывать со сломанным бедром, что никак не было использовано Ювентусом, столь же устало передвигавшегося по полю и дальше...

Роковая лотеря.

Серию пенальти в столь важных футбольных матчах сложно назвать как-то иначе. Это всегда лотерея, где на первый план выходят характер и везение, убирая на задний план мастерство и класс. Можно сколько угодно вспоминать гениальность Роберто Баджо, но и по сей день ему припоминают незабитый на Чемпионате мира пенальти, где ни гений, ни футбольное мастерство не смогли помешать банальному невезению...

Ювентус и Милан тех лет были абсолютно лучшими футбольными клубами на планете. Липпи сумел уничтожить испанский футбол одним махом, в то время как Милан компенсировал все национальные неудачи одной лишь серией пенальти. Это был год апофеоза доминирования итальянской лиги, когда каждая мировая звезда стремилась пойти на все, лишь бы получить возможность сыграть с лучшими против лучших. И в начале нулевых ни одна лига мира не могла сравниться по качеству с Серией А. Потому итальянский финал Лиги чемпионов закончился столь же закономерно, сколь и должен был - две лучшие в истории итальянские команды встретились в своих сильнейших составах, и не смогли выявить истинно лучшего. К сожалению, в тот вечер определить победителя пришлось с помощью роковой лотереи - в серии пенальти.

На каждую звезду Ювентуса находилась своя звезда Милана. Это работало и в обратную сторону, разумеется. Но сколь же несущественно подобное сравнение, когда судьбу главного в мире футбольного трофея определяет всего несколько ударов по воротам? И оттого втройне обидно, что в сезоне, когда состав Ювентуса по именам и качеству мог потенциально превзойти даже неповторимых чемпионов под руководством Джованни Траппатони, они так и не сумели прыгнуть выше. Чем не проклятье?

Первым к мячу подошел Давид Трезеге. Взяв огромный разбег, французский форвард пробил настолько слабо и пресказуемо, что у Диды хватило времени разглядеть траекторию полета мяча и упасть спокойно влево, поймав круглого. 0:0

Затем к отметке подбежал свежий и ранее вышедший на замену Серджиньо. Это чувствовалось и в его ударе - мощно, хлестко в правый от вратаря угол. Буффон не угадал и завалился влево. Первый гол остался за Миланом. 0:1

Следующим бить вызвался Биринделли. Отыграв на целый тайм меньше Трезеге, Алессандро не стал щадить Диду и сильнейшим ударом вонзил мяч в правый от вратаря угол. Бразилец же опять упал влево, рассчитывая больше на удачу, чем на интуицию. 1:1.

Зеедорф, наравне с Трезеге, еле стоял на ногах, выполнив за матч титанический объем работы. Секунд 15 ушло только на то, чтобы поставить мяч, затем долгие раздумья - это Кларенса в итоге и сгубило. Буффон совершил едва ли не красивейший сейв всего сезона, парировав удар голландца в правый угол, выполненный безупречно. Джиджи позднее признавался, что увидел по глазам Зеедорфа, куда тот пристально смотрит столько времени... Паритет восстановлен, все еще ничья при равенстве ударов. 1:1

Казалось бы, вот он - переломный момент серии. Одни смущены, другие воодушевлены. Но все на корню сбил Салайета, решив исполнить удар технично, понадеявшись, что Дида опять рухнет влево. Но бразилец прочитал маневр и аккуратно выпрыгнул в правый угол, поймав мяч. Все еще 1:1.

Матч оказался тяжелым бременем для всех. Подошедший к мячу Каха Каладзе, который был вынужден соперничать полтора часа с реактивным Тюрамом, попробовал пробить на силу и в центр - подвела точность, отчего мяч слегка отошел от задуманной траектории чуток вправо. К сожалению для грузинского защитника, именно туда и выпрыгнул Буффон, успевший ногами в последний момент отбить летящий мяч. Шесть ударов и лишь два гола. 1:1.

То, что произошло далее, остается предметом для споров фанатов и по сегодняшний день. Паоло Монтеро решил переиграть Диду, акцентировано посматривая на ворота во время разбега. В это же время Дида вышел из ворот аж на два метра, заметно сузив возможности для удара, чем явно сбил с толку защитника Ювентуса, отчего тот пробил прямо во вратаря. Арбитр простил, болельщики - нет. 1:1.

Неста даже думать не стал, поставив мяч и с легкого разбега не глядя пробив в правый от себя угол. Точно, на силу, Буффон не сумел вытащить, угадав направление. 1:2 при равенстве ударов...

Капитан Ювентуса Алессандро Дель Пьеро, понимая, что от него уже не так много зависит, все равно продемонстрировал невероятное хладнокровие: контроль за собой, аккуратный разбег, бильярдный удар в правый от себя угол строго по низу рядом со штангой. Дида не имел ни малейшей возможности прочесть по лицу Дель Пьеро его намерений, посему попытался угадать направление полета мяча вслепую. Не угадал, 2:2.

Последний удар в серии был предначертан Андрею Шевченко, удостоенного целой россыпи комплиментов перед самой игрой. Ему же было суждено ее и закончить. Резвый взгляд на Диду, затем на Буффона, опять на Диду, затем в оба угла, и такой же бильярдно точный удар, каким отличился за пару минут до этого капитан Ювентуса. 2:3, и это победа Милана...

Жизнь после матча.

Пока Андрей купался в объятиях своих товарищей по команде, а Карло Анчелотти бежал вдоль трибун с улыбкой самого счастливого человека на свете, болельщики Ювентуса по всему миру оказались накрыты ощущением колоссальной беспомощности. В это просто не удавалось поверить: команда Липпи была настолько сильна на протяжении всего сезона, настолько неуступчива, а феноменальная победа над Реалом в полуфинале и вовсе подарила ощущение всесильности коллектива из Турина. И после игры вся накопленная игроками усталость передалась всем фанатам с черно-белым сердцем: усталость от ожидания, усталость от увиденного, и усталость от невозможности принять подобное поражение.

Милан победил на все сто крат справедливо, насколько это вообще возможно. Анчелотти столкнулся со множеством трудностей по ходу сезона, никак не мог наладить работу обороны, отчего Милан аж на 11 баллов в Серии отстал от Ювентуса, а Дида и близко не показывал столь же солидную игру, какую сумел явить миру 28 мая. И именно в тот день сошлись все звезды. А Ювентус, вышедший на поле больше ломать, нежели строить, заслуженно остался на руинах собственных ожиданий...

Буффон, которому в том сезоне стукнуло всего 25 лет, стоял на самом пороге своей великолепной карьеры. Впереди его ждали невообразимые рекорды, триумфы и бесчисленные трофеи. Но в следующие 20 лет он так и не сумеет покорить Лигу чемпионов, хотя еще дважды пробовал достичь этой вершины в будущем. И даже в те разы Джиджи не был столь же близок к титулу, как в свой первый сезон в Лиге чемпионов. Будто понимая, что стояло на кону, молодой вратарь не мог унять слезы и найти в себе силы уйти с газона, на котором вся команда оставила себя без остатка. Дель Пьеро подошел к главному герою Ювентуса прошедшей игры и сказал несколько слов, которые помогли Буффону наконец подняться... Джиджи часто их вспоминал, передавая полученный в тот день опыт следующим поколениям игроков:

«После поражения в финале Лиги чемпионов против «Милана» в 2003 году я рыдал. Алекс единственный из команды подошел ко мне и сказал: «Не плачь, Джиджи, будь мужчиной, не позволяй увидеть им твои слезы, только не так». Я сумел взять себя в руки и ушел вместе с ним с этого ненавистного мне поля. Но чуть позже в раздевалке я внезапно увидел, как он стоял в стороне и плакал в разы сильнее, чем я. Это была ужасная минута, я стоял как вкопанный, потому что в тот момент на меня рухнул весь груз ответственности за наш провал. Но с тех пор я креп в уверенности, что он любит «Ювентус» больше, чем кто-либо»

Марчелло Липпи не привыкать к подобным тяжелым вечерам: опытный тренер знал, сколь велика цена ошибок, и сколь многое следует сделать для их решения. Но главной причиной кошмарного вечера он был склонен считать не тех, кто был на поле, а того единственного, что не смог принять участие в финале Лиги чемпионов:

«В 2003 году нам не было равных в мире. Мы уничтожили весь испанский футбол, одолев и Барселону, и Реал Мадрид. Этот Ювентус был создан побеждать. И я убежден, что если бы Недвед сыграл в тот день против Милана - трофей достался бы нам, в этом нет сомнений. Позвольте мне выбрать одного единственного футболиста, кого я бы хотел привести в тот день в наш состав из всех существующих игроков на планете - я бы выбрал Недведа»

Алессандро Дель Пьеро, уже знававший вкус победы в этом турнире, так и не смог стать следующим после Виалли капитаном Ювентуса, поднявшим над головой Кубок европейских чемпионов. На его счету числилось аж четыре финала главного европейского турнира, три из которых так и остались проигранными... Не случайно Алекс не скупился на эмоции и был склонен винить во всем даже сверхъестественные силы, поскольку сложно себе представить иные причины подобных неудач с такой частотой:

«Вспоминая финал 2003 года, я все еще задаюсь вопросом - почему мы бросили играть? Как? Неужели мы были хуже Милана? Вся команда была потрясена подобным, мы не уставали обсуждать это годы спустя, но ответа так и не нашлось... До смерти обидно, но винить судьбу не могу - это нелепые отговорки. И все же вспоминая историю Ювентуса, мы видим семь финалов Лиги чемпионов, в которых нашлось место только трем голам. Платини забил с пенальти, Раванелли забил с добивания, и я забил пяткой. Ни наигранные комбинации, ни тактика не помогли. Этот кубок - истинное проклятье Ювентуса. Победа 1996 года была особенно важна для всех нас, потому что вспоминать Эйзель кроме как с трауром не готов ни один болельщик Юве. Это была катастрофа, потому победа против Аякса стоила сразу трех кубков, не меньше. Но следующие три финала Лиги чемпионов - это было что-то невероятное... Мы могли побеждать, мы были готовы побеждать, но не побеждали... Говорю же - проклятье»

Говоря как болельщик Ювентуса, я вспоминаю тот вечер с невообразимой грустью. Ни разу не было так же обидно принимать поражение, как тогда. Тот уровень ожиданий был сопоставим с возможностями команды, но, как верно подметил Дель Пьеро - команда просто перестала играть. Отсутствие Недведа, усталость перед пенальти, выход Диды из ворот во время удара Монтеро - это все не отменяет главного разочарования, коим являлась игра Ювентуса в целом. Но опыт осознания и преодоления всех тягот вкупе с самим отношением команды к произошедшему лишь утвердил для меня правильность выбора клуба, за который хочется болеть всю оставшуюся жизнь. Ювентус не принимает поражений, но и не довольствуется победами - всегда есть нечто большее, к чему можно и нужно стремиться. Это образ жизни, образ мышления, который невозможно купить, его можно заработать лишь упорным трудом на протяжении многих поколений. В тот сезон, когда главная сказка растворилась после двенадцатого удара часов, карета превратилась в тыкву, а кучер сбежал с крысиным хвостом за спиной, я впервые осознал, что отныне и навсегда Ювентус стал для меня главным ориентиром в мире футбола и спорта в целом. И насколько мне известно, в ту ночь в мире произошло значительное пополнение армии болельщиков туринского суперклуба. В этом была и есть главная победа.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!

Обязательно поддержите материал, поставив ему плюс.

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Решение ценой в Скудетто. Болельщики Ювентуса так и не смогли простить Коллину за чемпионство Лацио в 2000 году

Форрест Гамп, или Швейцарский Экспресс. Карьера Штефана Лихтштайнера, нашедшая свой конец в весьма неожиданном месте

Парола и Panini: история одного черно-белого фотоснимка

Развод по-итальянски. Распри между Бонуччи и Ювентусом – как следует прощаться с легендой?

Испытание за испытанием. Поль Погба оказался на краю своей карьеры по причине употребления допинга. Это конец?

Лудомания и долги. Николо Фаджоли попал в переплет, и теперь игрок отстранен на 7 месяцев от футбола

Место в четверке или четвертое место? В раздевалке Ювентуса, по словам игроков, начали проскальзывать мысли о Скудетто

Эпидемия травм в европейском футболе. Перед матчем с Интером у Ювентуса катастрофа в центре поля