Почему Рубиалес не прав. Взгляд журналистки и основателя женского клуба
Разбор громкой истории.
История с поцелуем после финала женского ЧМ стала всемирным скандалом. В ответ на отстранение от должности главы испанской федерации футбола Луис Рубиалес обвиняет футболисток в лицемерии, коллеги защищают босса стоп-кадрами, а журналист Альвисе Перес – видео из автобуса, где Дженнифер Эрмосо с командой смеются над поцелуем.
И все же Рубиалес вряд ли удержится в кресле: ФИФА может превратить трехмесячное отстранение в бан на 15 лет, его критикуют Хави, Иньеста, Диего Симеоне и Хавьер Тебас, а футболистки отказываются играть за сборную.
Многие не понимают такой жесткой реакции, поэтому мы обратились к людям с большим опытом в дискуссиях о правах женщин и феминизме.
Почему действия Рубиалеса неприемлемы? Какие ошибки допускает его защита? Что в этой истории незаслуженно остается в тени?
Объясняют Владимир Долгий-Рапопорт, основатель женского любительского клуба GirlPower и детской школы TagSport, и Лиза Лазерсон, феминистка и ведущая каналов «Лиза Лазерсон» и «Живой Гвоздь».
«Это пример чрезмерного наказания в пользу общества». Мнение Долгого-Рапопорта
Большинство комментариев к новостям о Рубиалесе звучит так: «Ну он же извинился, это не стоит того, чтоб ломать человеку успешную карьеру». Или «Это все подстава, против него историю раскручивают политические враги». Или «А если бы он поцеловал футболиста, то никто бы не обратил внимания или даже, наоборот, похвалили бы»
Эти комментарии в какой-то мере, конечно, справедливы. Стоит ли карьеры незначительный проступок, совершенный в эмоциональной ситуации, в момент праздника? Тем более что человек извинился. И сколько людей из тех, кто требует отставки Рубиалеса, просто преследует свои цели?
Но в действительности эти вопросы не имеют значения – важно другое.
Рубиалес – глава Федерации футбола Испании. Он большой начальник для футболистов и футболисток. И для Эрмосо в частности. Мы не знаем и не узнаем, что на самом деле чувствовала Эрмосо во время поцелуя, не знаем мотивов ее последующих заявлений. Но мы точно знаем, что во время награждения у нее почти не было возможности его оттолкнуть.
Просто представьте, что на каком-нибудь публичном мероприятии человек, от которого зависят все присутствующие и вы в том числе, позволяет себе в отношении вас что-то неподобающее.
Сможете ли вы моментально сориентироваться и найти способ дать отпор, не испугавшись скандала? Скорее всего, нет. Готовы ли вы в моменте выставить себя жертвой? Это очень трудно. Будет ли вам потом стыдно, что вы это допустили? Точно будет.
Это и есть самый важный момент всей истории.
В очень многих случаях сексуализированного насилия, где насильником выступал начальник, руководитель или любой другой человек, владеющий властью, жертвы не сопротивлялись физически. Самый распространенный их ответ на вопрос, почему они не сопротивлялись – растерянность и стыд в момент насилия.
И если вы думаете, что тут речь только о женщинах, то нет.
В 2016 году The Guardian опубликовала историю Энди Вудворда, бывшего футболиста «Крю Александра», «Бери» и «Шеффилд Юнайтед».
Вудворд рассказал, что в возрасте 11 лет он был изнасилован собственным тренером. Насилие продолжалось в течение четырех лет, пока Вудворд не покинул академию.
С этого началось расследование, которое вскрыло более 2 700 случаев сексуального насилия в британских футбольных школах. Не только в маленьких школах, но и в академиях, «Челси», «Манчестер Сити», «Ньюкасла», «Астон Виллы» и других.
Такого в последние несколько лет всплывает все больше. Гимнасты и гимнастки в США, частные школы в Британии, весь Голливуд и кампания #metoo, несколько школ в России и т.д.
Чаще всего истории касаются детей и женщин, но не только.
По данным американского Национального центра по борьбе с сексуальным насилием, один из шести мужчин на протяжении жизни сталкивается с «нежеланными сексуальными контактами». Это правда безумная статистика. А для женщин она еще чудовищнее: каждая третья женщина сталкивается с насилием. И возможно это только потому, что если буквальное изнасилование осуждают все, то на множество промежуточных ситуаций реагируют именно так, как сейчас на скандал с Рубиалесом: «Ну что тут такого уж страшного».
Рубиалес признал ошибку и извинился. Но достаточно ли этого, чтобы закрыть историю? Это решать самой Дженнифер Эрмосо и другим футболистам и сотрудникам Федерации футбола Испании.
И если им недостаточно (а против выступают и игроки, и клубы), то и нам тоже. Потому что на любой физический контакт между людьми должны быть согласны все участники контакта. Только так – и никак иначе.
Статус Рубиалеса позволил ему участвовать в награждении чемпионок мира. Этот же высокий статус позволяет обществу требовать от Рубиалеса абсолютной корректности в действиях.
В англо-американской юридической системе есть специальный термин – карательные убытки (Punitive damages). Это штраф, который во много раз превышает ущерб от преступления. Цель такого чрезмерного штрафа – показать всем, что подобные преступления недопустимы для общества.
Самые известные штрафы такого плана выписывали нефтяным компаниям – за разлив нефти.
Случай Рубиалеса можно рассматривать как пример чрезмерного наказания в пользу общества.
«Представьте, что начальник крепко берет вас за голову, притягивает к себе и целует». Мнение Лизы Лазерсон
Вы наверняка помните знаменитую фотографию «Поцелуй на Таймс-сквер», на которой моряк в честь победы над Японией целует медсестру.
Нет сомнений, что она выражает бесконечное счастье от победы и прославление мирной жизни. Но что если я скажу вам, что запечатленный поцелуй – насильственный, а изогнутая поза девушки подчеркивает не экстатическое состояние, а автоматическую реакцию на насилие (замирание)?
Как на самом деле выглядела история: моряк праздновал победу в компании невесты, сильно напился и по пьяни скручивал и целовал проходящих мимо девушек. Невеста не возражала, так делали все: целовали и шлепали женщин, срывали с них одежду. Когда моряк подошел к медсестре, силой заломил ее и поцеловал в губы у всех на глазах, фотограф щелкнул. Красиво! Девушка оцепенела от испуга и не сопротивлялась. Но кого это волнует? Военные же празднуют.
И вот спустя почти 80 лет появился новый яркий фотоартефакт победы – поцелуй на трибуне стадиона «Австралия». Президент Испанской футбольной федерации Луис Рубиалес не сдержался от восторга и коротко, но настойчиво поцеловал в губы футболистку Дженни Эрмосо. Только в этот раз мир реагирует совсем иначе: внимание обращено не к желанию мужчины, а к чувствам девушки. Она громко заявила, что не соглашалась на поцелуй.
Несмотря на недвусмысленный комментарий футболистки, люди непримиримо спорят, было ли согласие и что вообще в такой ситуации можно считать согласием. Когда Александр Дугин говорил, что мы живем в мире, где правды не существует, он вряд ли озвучивал руководство к действию для Луиса Рубиалеса. Но его команда обороны как будто состоит из убежденных дугинцев.
Сначала Рубиалес заявил, что спортсменка сама притянула его за бедра и подалась вперед, а перед поцелуем сказала «да». Затем федерация выпустила псевдокомментарий Эрмосо, подтверждающий ее согласие, который футболистка тут же опровергла. Дальше в мир постправды ворвалось самое мощное оружие – фото. Федерация опубликовала стоп-кадры, на которых якобы отчетливо видно, как Эрмосо держит Рубиалеса навесу, хотя до этого говорила, что не поднимала президента. Комментарий федерации написан в абсурдистском стиле Ярослава Гашека:
«По изгибу тела игрока очевидно, что она прикладывает усилие. Ноги господина президента отрываются от земли в результате действий игрока. Доказательства неопровержимы. Господин президент не солгал».
Видео целиком намеренно не показывают – только выгодные кусочки, чтобы построить в нашем сознании определенную логику. Раз Эрмосо подняла Рубиалеса в воздух, значит, до этого солгала. Значит, все, что она говорит, – ложь. На самом деле нет никакой связи: на кадрах мы видим, что футболистка держит Рубиалеса навесу – и все. Могла ли она его поднять? Да. Мог ли он на нее прыгнуть? Да. Нас намеренно затягивают в детальные обсуждения, которые в реальности ничего не значат. Помните, почему «Янки» всегда выигрывают? Потому что они одеты в блестящую форму. Стоп-кадры – уловка, отвлекающий ход, чтобы запудрить мозги.
В наших головах уже поселилась зыбкая мысль, что правды не существует – есть только слово против слова. А чтобы докопаться до истины, нужно провести судебную экспертизу и восстановить события посекундно.
Но правда существует.
И она заключается в том, что даже если от Эрмосо была инициатива к объятиям, даже если она сама подняла мужчину в воздух, то все равно неясно, как это может быть согласием на поцелуй в губы? Разница колоссальная.
Сомневаетесь? Представьте, что ваш начальник пребывает в такой эйфории, что на радостях крепко берет вас за голову двумя руками, притягивает к себе и целует – внезапно вы чувствуете его холодный влажный рот, от которого уже никуда не деться. Поцелуй длится всего ничего, каких-то пару секунд, но этого достаточно, чтобы вы почувствовали неуважение. И именно так описала состояние чемпионка мира по футболу Дженни Эрмосо: «Я чувствовала себя уязвимой, жертвой импульсивного, сексистского, неприемлемого поступка без какого-либо согласия с моей стороны. Проще говоря, ко мне проявили неуважение» .
Но ведь спонтанный непрошенный поцелуй – это не конец света! Стерпела – и ладно! С чего вдруг столько критики в адрес Рубиалеса? Это, наверное, самые частые претензии к Рубиалес-гейту, и в них есть доля правды. Азарт спортивных соревнований действительно подразумевает немного измененную мораль: нам ведь не приходит в голову судить спортсменов за причинение вреда здоровью, когда они в ходе игры наносят друг другу травмы? Спортивное мероприятие априори не регулируется нормами обычной этики (да, она есть, но в других пропорциях). Запредельные эйфория на награждении и правда могла ввести человека в состояние аффекта. С этим никто и не спорит.
Главное – как человек ведет себя сразу после.
Извинения стали бы единственным правильным шагом после слов Эрмосо о том, что ей не понравилось поведение президента. Рубиалесу было достаточно просто признать неправоту, сказать, что он не хотел обидеть человека. Но вместо этого федерация выпустила фэйковый комментарий футболистики и давила административно: ее просили сделать заявление о взаимности, угрожая судом. Только все это вскрылось, и Эрмосо поддержали больше 80 коллег, которые в знак протеста отказались выступать за сборную, пока президента федерации не отстранят. Передавить футболисток не вышло: Рубиалес хотел настоять, что не харассер, но кривыми действиями сам загнал себя в ловушку. И мир видит его человеком, который оправдывает и покрывает домогательства.
На первый взгляд кейс выглядит торжеством феминизма, но это не так: оцените огромную поддержку Рубиалеса. Его команда из страха или из лояльности выпустила все эти нелепые комментарии, а часть фанатов до сих пор возмущается, что он стал жертвой охоты на ведьм. В Испании мнения настолько разошлись, что ФИФА пришлось отстранить Рубиалеса на три месяца, пока идет дисциплинарное разбирательство.
Весь мир обсуждает поцелуй, но дело гораздо глубже. Неслучайно столько футболисток моментально проявили солидарность: поцелуй – лишь маленький эпизод в повсеместном сексистском отношении мужчин к женщинам в спорте. Есть и совсем кошмарные случаи, причем прямо рядом с нами. В 2016 году на Олимпиаде в Рио российская спортсменка Инна Тражукова заявила, что президент федерации спортивной борьбы Михаил Мамиашвили избил ее по лицу за то, что она не выиграла бронзу. Догадываетесь, что ему за это было? Абсолютно ничего.
Так почему вместо долгожданной победы испанской сборной все обсуждают именно поцелуй? Потому что даже такое важное для футболисток событие омрачено сексистским поведением. И это не единичный случай, а система. Когда женский футбол обсуждают только в контексте симпатичных девушек – это система. Когда мужчины зарабатывают на зрелищных мероприятиях с женщинами и при этом грубо их унижают – это система. Когда чиновники от спорта покрывают друг друга и газлайтят жертв – это система.
Пусть не у нас, но ей приходит конец.
«Я не против умереть за справедливость». Мать Рубиалеса объявила голодовку и заперлась в церкви
Рубиалес отбивается «доказательствами» взаимности поцелуя. Его уже отстранила ФИФА
Фото: AP Photo/Real Federación Española de Fútbol/Europa Press, Alessandra Tarantino; Instagram/dolgiy_rapoport, lizakikiza
Сравнение с поцелуем на фото как раз корректное и показывает, как сильно изменилась общественная мораль за это время (и это хорошо!)
----
А почему не замечают комментария, который тоже был популярным на ветках этой новости - о президентше Хорватии на ЧМ-2018??? Хотелось бы "экспертного" мнения по поводу того, что президентше Хорватии можно без согласия целовать не одного, а несколько футболистов, а Рубиалесу без согласия нельзя целовать одну футболистку.
Нет, я конечно заранее знаю ответ особенно от всяких Лазерсоных и их подобных, ибо они уже неоднократно его заявляли - "насилие может быть только от мужчин в сторону женщин; обратного насилия не существует". Просто хотелось бы, чтобы этот бред услышало больше людей, в том числе и здесь.
Параллелят незначительный жест в порыве эмоций с планомерным умышленным причинением зла, многомесячными издевательствами и причинением физических мучений.
Это как сравнить пощечину или затрещину, которую отец может дать сыну, с эпизодом, где кого-то забили ногами до смерти.
Это обычное передергивание. Давайте осудим Суареса за каннибализм. Сожжем его заживо на костре, как каннибала. Укусил же, а?
А помните, как Клинт Иствуд в фильме выплевывает веточку, перед тем, как начать стрелять? Надо Тотти, который там в кого-то плюнул, не просто бан дать, а посадить за то, что он хотел застрелить человека. Судите Тотти за покушение на жизнь, не меньше.
Поцелуй Рубиалеса это вообще не акт агрессии, неуважения или насилия. Даже мизерный. Поцелуй в человеческой культуре исторически - акт выражения приязни. Высшая форма оценки. И всегда так было. (Цитата: "Там его встречал генерал Брусилов, которого Государь трижды расцеловал. В ответ растроганный Брусилов поцеловал руку Императора" - ахтунг, блин! Абуз в высших эшелонах власти!!!) Именно поэтому возвращавшихся с фронта солдат расцеловывали незнакомые девочки и женщины, бросаясь на шею с цветами, а не потому, что страдали геронтофилией и надеялись их соблазнить, склонив к порочной сексуальной связи. Именно так это и было воспринято командой, и по видео из автобуса это понятно, они увидели в этом чмоке именно то, что увидел бы всякий нормальный человек - высшую форму приязни, восхищения, одобрения. Поэтому со смехом и аплодисментами встретили этот эпизод, поэтому и требовали поцелуйчик еще раз, но Рубиалес уже выпал из состояния эйфории.
Феминистка пишет, что если бы вот Рубиалес извинился. то и дела бы не было. Мол, он сам себя закопал. Как бы не так. Дело ведь не в проступке. Все понимают, что проступка то и не было по большому счету.
Дело в том, что в нашем гнилом обществе образовалась прослойка сволочей, под другому не скажешь, которые зарабатывают себе паблисити кликушеством, травлей. Им не важен как само наличие проступка, так и его тяжесть. Главное, что на ком-то оказывается черная метка, после чего его травят всей толпой, потому как сойдет с рук. Это еще со школы. Стоит кому-то указать пальцем на кого-то беззащитного, как его начинают травить всем классом. Мальчик или девочка объявляются белой вороной и все. И чем ничтожнее личность, тем более жестко она травит белую ворону. Это называется школьный буллинг. Эти же привычки мерзавцы привносят и во взрослую жизнь.
Кавани назвал кого-то негрито, что было ЛАСКОВЫМ ДРУЖЕСКИМ ОБРАЩЕНИЕМ, принятым в его стране!!! Пофиг, травим всем миром Кавани.
Силва сравнил Менди с шоколоданым мальчиком? Ну а что такого-то? Менди и не обиделся. Вместе посмеялись. До тех пор, ПОКА МЕНДИ НЕ ОБЪЯСНИЛИ, что это жестокая обида, что это расизм. Травим Бернарду.
Точно так же и Эрмосо ОБЪЯСНИЛИ, как жестоко над ней надругались. Потому что толпа. Потому что надо громче кричать "распни его" чтобы тебя заметили, чтобы возвысили. Известно, кто громче кричит "держи вора"!
По миру существует сотни подпольных борделей, где насилуют, издеваются, мучают и замучивают как совершеннолетних так и несовершеннолетних обоих полов. Понятно, не в Испании (хотя не факт). Так вот если бы каждый из тех, кто требует скальпа Рубиалеса пожертвовал на дело хотя бы один доллар, то можно было бы нанять ЧВК и разгромить несколько таких борделей. Можно было бы мирным путем выкупить на свободу несколько несчастных жертв. Да, не всех, конечно, но это было бы хоть что-то реальное. Но это друго-о-ое. Потому что дело ведь не в проступке. А в желании быть на публике святее папы римского. И ничего общего. кроме пары-тройки одинаковых пустых слов, это с борьбой против насилия не имеет.
Сейчас это вспоминается в негативном контексте, как периоды большого количества ложных доносов и устранения неугодных под видом борьбы за общественное благо
Если топите за равноправие, придерживайтесь позиции, что наказание должны быть соразмерным поступку, и увидите как количество "агрессивных сексистов" вокруг резко уменьшилось
А обнимашки-поднимашки от Эрмосо, по мнению товарища Лазерсона, не попадают под понятие "любой физический контакт"?