Хобби – тренеров увольнять
Как-то у президента «Палермо» Маурицио Дзампарини спросили, какое у него хобби. «Увольнять тренеров», – не моргнув и глазом, выпалил один из самых взбалмошных президентов клубов итальянской серии А. Навязчивая привязанность у 66-летнего Дзампарини к Франческо Гвидолину возникла после того, как в 2004 году аленаторе спустя 31 год вернул «Палермо» в элитный дивизион, а еще через год впервые в истории выхлопотал для сицилийской команды путевку в еврокубки. «В Гвидолине подкупает его высокий профессионализм и человечность – качества, которых, скажем, я не рассмотрел у Бальдини, Новеллино и Пранделли, с которыми работал в «Венеции», – признался однажды Дзампарини. Тем удивительнее, что подобная характеристика не помешала президенту уволить Гвидолина уже четвертый раз кряду. Как говорится, милые бранятся – только тешатся. Никто не удивится, если разрыв отношений не окончательный.
Слабость к большому футболу в выходце из Фриулии Дзампарини проснулась в 1987 году. Владелец огромной сети супермаркетов Emmezeta, разбросанных по всей Италии, разведал, что в городе гондольеров загибается барахтавшаяся в Серии С2 «Венеция». За копейки выкупив клуб, Дзампарини принялся за коренную перестройку: расширил вместимость стадиона, закупил партию толковых игроков, и, конечно же, ввел моду чуть ли не каждые полгода проводить кастинг на нового тренера. Ловко жонглируя наставниками, Дзампарини умудрялся добиваться результата – в 1989 году «Венеция» вышла в серию С1, спустя два года уже играла в серии В, а в 1998 году под руководством нынешнего рулевого «Торино» Вальтера Новеллино заполучила билет в элитный дивизион. Спустя 32 года вернув «Венецию» в бизнес-класс итальянского футбола, Маурицио, за время правления которым венецианских «львов» дрессировали 17 разных специалистов, осознал, что в этом клубе его амбициям слишком тесно. Городские вельможи так и не выделили ему место под постройку нового вместительного стадиона, и отец пятерых детей стал искать варианты на стороне.
Оставив в 2002 году «Венецию» на попечение местного муниципалитета (спустя всего три года клуб был признан банкротом), Маурицио принялся «подкармливать» с трудом сводивший концы с концами именитый «Дженоа». Но сделка не выгорела, и тогда Дзампарини переключился на «Палермо», которым тогда рулил Франко Сенси. Нынешний владелец «Ромы» сделал неплохой бизнес: в 2000-м он за гроши купил сицилийский клуб, избавив тем самым «розанери» от банкротства, а спустя два года задвинул его за 15 млн евро Дзампарини.
Первым делом Маурицио пригрел на острове старых знакомых из «Венеции» – Марио Сантану, Артуро Ди Наполи, Кьювелая Конте и Стефано Морроне и… сменил за сезон четверых тренеров – Роберто Пруццо, Эцио Глерина, Даниэле Арригони и Недо Сонетти. В 2004 году Дзампарини приобрел за 6 млн евро у «Брешиа» Луку Тони, продажу которого спустя два года в «Фиорентину» назовет своей самой большой ошибкой в жизни. «Эх, какой классный дуэт они бы могли составить с Амаури…» – сокрушается Дзампарини, для которого в проекте «Палермо» коммерческая составляющая не ставится во главу угла. Денег у фриулийца и так куры не клюют – в 2001 году он за 500 млн евро продал французскому концерну Conforama свои супермаркеты. Но и без них у Маурицио хватает источников дохода – он владеет рядом строительных компаний, недвижимостью, успешно продает спортивную обувь и контролирует несколько телекомпаний. Сегодня состояние Дзампарини оценивается в 1,2 млрд евро.
Пробившись в Кубок УЕФА, президент не стал скупиться на приобретения. За пармезанца Симоне Бароне он отслюнявил 5 млн евро, 8 – за каланчу из «Брешиа» Караччьоло, в 7 с половиной обошелся бергамец Макинва. Если последние двое надежд не оправдали, то выцыганенный у «Кьево» за 8,5 млн и выросший в звезду бразилец Амаури, скорее всего, уже этим летом частично покроет многочисленные траты.
За те шесть лет, что Дзампарини владеет «Палермо», бывший продавец пиццы заслужил славу человека-вулкана, донельзя острого на язык. Скажем, своих игроков после проигранных матчей он взбадривает примерно такими тирадами: «Вы не мужики, а кучка маленьких девочек!», «Я в свои годы быстрее по утрам бегаю, чем когда вы считаете, что сделали рывок!» Оскорбить кого-либо для Маурицио – что sms-ку отправить. Скажем, форварда Адриана Муту после матча со своей командой он назвал «лукавым цыганенком». «Когда я сказал эту фразу, то совсем не нападал на Муту, – оправдывался Маурицио. – Я лишь хотел объяснить его поведение. Тот гол, что он забил, напрямую связан с его происхождением.
Например, если бы Марадона родился в Оксфорде, а не аргентинском пригороде, то он бы никогда не забил мяч «Божьей рукой». Хитрость – это характерная особенность румын, это заложено в их ДНК. Они развивали хитрость как часть своего инстинкта выживания». Недолюбливает Дзампарини и французов. К примеру, исполнительного директора «Ювентуса» Жана-Клода Блана назвал «плаксой и ябедой»: «Все этому парню не так – много, видите ли, очков у «Юве» по вине судей отобрали. Ха! Нам вообще пенальти не дают. Этот Блан такой же скользкий тип, как Раймон Доменек! Я бы никогда не пригласил Блана работать в «Палермо»!»
А как Дзамп прошелся по дочери Франко Сенси Роселле, ныне выполняющей функции президента «Ромы»! Когда она была выбрана вице-президентом Lega Calco, Маурицио заявил: «И кому пришло в голову доверить вести спортивный автомобиль женщине?! Это все равно, что дать обезьяне гранату!» Роселла в долгу не осталась, посоветовав обидчику для начала самому выучить элементарные «правила движения». Но больше всех Маурицио недолюбливает президента Lega Calco и правую руку в «Милане» Сильвио Берлускони Адриано Галлиани.
«Меня удивляет тот факт, что никто не видит противозаконности в совмещении элитного административного поста в клубе с очень значимой должностью в ИФЛ. Данная комбинация позволяет успешно лоббировать интересы определенной команды на самом высоком уровне. Я продам Амаури в любой другой клуб, но не в «Милан», – обещает Дзампарини, последний скандал с именем которого состоялся после матча с «Ромой», когда болл-бой слишком быстро установил мяч для подачи углового, с которого был забит гол. Требование засчитать римлянам поражение не нашло понимания, что еще больше раскочегарило в Маурицио желание искать черную кошку в темной комнате. Италия уже затаила дыхание в ожидании от владельца «Палермо» очередного фортеля.
а всем занудам идти в печь