2 мин.

«Судья – тридвараз»

Когда пришел в судейство, мне было очень тяжело – эти выкрики вызывали у меня глубокое недоумение. Столкнулся с таким коллективным творчеством впервые – все-таки в театре, куда я до этого захаживал, публика кричит совершенно другое. 

Таким поведением трибун всегда отличался Владикавказ. Этим лозунгом там владели в совершенстве. Его настолько дружно и постоянно скандировали, что зачастую казалось: смешивать арбитра с грязью у народа получается намного лучше, чем поддерживать команду. Забавно, что мой первый матч премьер-лиги пришелся именно на Владикавказ - «Алания» против «Динамо». Мне, новичку, и так было тяжело, а творчество трибун меня окончательно взвинтило. 

Сейчас, с опытом, отношусь к этому гораздо спокойнее. Прекрасно понимаю: чтобы такого не происходило, всей стране надо на какой-то период стереть память либо заново родить все ее население. Это наша культура, наш менталитет, и по щучьему велению его не сломаешь. 

Отношения с футболистами – тоже актуальная в работе арбитра проблема. Игроки ведут себя по-разному. Но есть такие, кто к судьям относится без всякого уважения. Пример из мировой практики – португальцы. Стоит увидеть один их матч, и понимаешь, что они не только с арбитром, но и с коллегами-соперниками считаться не хотят. В России такие примеры тоже есть. Не скрою, желание разобраться по-мужски с некоторыми ораторами возникает нередко. 

В правилах прописано: если судью оскорбили, он должен удалять игрока. Тем не менее, ругательства на поле, как и многие другие эпизоды, требуют дифференцированного  подхода. Если злость ничем не обоснована и демонстрируется во всеуслышание, то удалять надо. Если слово брошено в сердцах, то рука не поднимается: все-таки футбол – игра эмоциональная. Но опять-таки: если это самое «в сердцах» направлено против арбитра, тогда – до свидания. 

До недавнего времени считалось, что арбитры – последние люди, а оскорблять их – обычное дело. Едва ли это кто-то сможет повторить это сейчас, когда общественность узнает о наших арбитрах все больше и больше. 

Сейчас у нас есть Михаил Веселовский – действующий сотрудник ФСБ. Михаил Васильевич обладает арсеналом спецподготовки и правильной, высокой самооценкой. Он может постоять за себя в любой игре. Стала легендой история о том, как в матче низшего дивизиона футболист пошел на него с кулаками, за что был повержен на землю ловкой подсечкой в судейском исполнении.

Игорь Захаров – тоже из числа жестких ребят. В прошлогоднем конфликте с Овчинниковым все видели, как смело он вел себя со вспылившим Серегой. Не дернулся, не побежал, смотрел прямо в глаза. Эдуард Малый – обладатель внушительных габаритов – прошел спецвойска. На Максима Лаюшкина тоже ни у кого из футболистов рука не поднимется – рост у него под 190. 

Впрочем, в идеале надо стремиться к тому, чтобы проявлять на поле бойцовские качества не приходилось. Ситуация, когда обе стороны довольны работой арбитра, – достаточно распространена. В этом можно убедиться, если посмотреть после матча на оценки, которые ставят арбитрам клубы. Если команда проиграла, но работа судьи оценена «пятеркой», то это уже знак качества.