Что случилось с Германией? Клубный футбол Флика работал только тайм, Япония заставила вспомнить ошибки прошлых турниров
Слава Палагин – про контрасты Германии.
Матч Германии с Японией – уже один из самых драматичных на этом ЧМ, а в тактическом плане – с отрывом самый контрастный.
Первый тайм – тотальное доминирование команды Флика. Степень преимущества можно передать и через владение (80%!), и через территориальный перевес, но лучше всего подойдут удары. Только за тайм Германия нанесла 14 ударов – это больше, чем у 16 команд, сыгравших в первом туре до нее. Просто вдумайтесь.
Что произошло потом? Кажется, самая крутая замена этого ЧМ (простите, Киффер Мур и Уэльс!). Япония сменила схему – и понеслась. Изначально перестановка Хадзимэ Мориясу выглядела попыткой просто сдержать атаку Германии, на деле японцы создали условия для того, что немцы перестали атаковать в таком же объеме, а отрезками – атаковать вообще.
Теперь больше деталей.
Германия первого тайма – замашка на клубный футбол. Здорово растягивали схему Японию регбийным приемом
В плане качества игры немцы из первого тайма приближались к перфомансу Англии и Франции. С одним важным отличием – команды Саутгейта и Дешама нашли волшебную формулу только по ходу матча, а Германия играла с четкой идентичностью с первых минут.
Знакомство Ханси Флика с возможностями игроков лишь усилило исполнение. В старте Германии было сразу шесть футболистов, с которыми Ханси работал в «Баварии». Отсюда – взаимопонимание на уровне клубного футбола, что редкость для любого турнира сборных.
Ключевой задумкой Германии стала структура розыгрыша. В этой стадии немцы не отходили от модели, привычной для «Баварии» Флика. Тройка защитников и пара опорников разыгрывают, пятерка атакующих игроков занимает все важные зоны впереди.
Идея здорово учитывала характеристики игроков – не забываем, насколько их изучил Флик.
В тройке защитников оставался медлительный Никлас Зюле (номинально правый фулбек), зато в атаку подключался мастер кроссов Давид Раум (левый фулбек). Томас Мюллер и Джамал Мусиала тоже располагались в удобных позициях – под любимые открывания между линиями. Серж Гнабри создавал ширину на правом краю под потенциальные обыгрыши или проходы (тоже специализируется на них в клубе).
Помимо того, что система учитывала качества игроков, команда здорово и быстро комбинировала. В этом было отличие от системы сборной США, которая располагалась похожим образом в матче с Уэльсом – американцы тоже расставлялись в клубной манере, но им слишком не хватало скоростей.
У Германии они были, а итогом стали регбийные атаки, когда мяч быстро перемещается от одного фланга к другому. Свободу в такой манере часто получал Раум – из-за схемы Японии с четверкой защитников латераль постоянно оставался один. Один из таких эпизодов завершился пенальти, с которого немцы открыли счет.
Из-за непонимания, как сдержать атакующую пятерку Германии, японцы категорически вжимались в штрафную – причем иногда буквально всей командой. Вот наглядный пример:
Пожалуй, единственное, чего по-настоящему не хватало Германии – убойных моментов. Слишком часто сбивались на дальние удары, а иногда игнорировали более выгодные продолжения (жирный минус Гюндогану – слишком часто бил вместо паса). Вжимаясь всем составом, Япония тоже минимизировала остроту – оставляли свободной опорную зону, зато перекрывали штрафную.
Помимо структуры розыгрыша, Германия впечатляла и игрой без мяча. Япония завершила тайм с катастрофической точностью передач 58%. Даже лучший по количеству передач в составе (показательно, что вратарь) уступил худшему по этому показателю у немцев. То есть Германия и не давала толком владеть мячом, а когда все же позволяла – быстро накрывала и провоцировала ошибки.
Во втором тайме Германии напомнили о тактических призраках прошлых турниров. Помогли перестановки в схеме Японии
Что же произошло после перерыва? Во-первых, даже в идеальном первом тайме у Германии возникали проблемы с контратаками. Призрак прошлого ЧМ (и конкретно – Ирвинга Лосано) часто возникал на левом фланге немцев. Локация – не случайна: если Никлас Зюле оставался сзади, Раум высоко застревал впереди.
После потерь приходилось тушить пожары на его фланге – в первом тайме их возникало немного, но тизером к сумасшествию после перерыва они все же стали:
После перерыва контратак из зоны Раума стало еще больше. Причина – еще один призрак прошлого для Германии. Он отсылал к прошлогоднему Евро, когда качество игры немцев сильно зависело от количества защитников у соперника (четверка – шикарное, пятерка – ужасное). Вспомните, как команда Лева выносила Португалию (тогда роль Раума исполнял Гозенс), а потом плыла против Венгрии.
В перерыве Мориясу надавил на рану. С выходом дополнительного защитника Япония перестроилась с 4-4-2 на 5-2-3. Казалось, что ход направлен на сдерживание атакующей пятерки Германии – теперь в последней линии было равенство. Но Мориясу извлек преимущества из смены схемы, поменяв вообще весь рисунок игры.
Схема с парой опорников и тройкой нападающих отлично наложилась на структуру розыгрышей Германии. Вместо того, чтобы отсиживаться в обороне, Япония начала высоко и смело прессинговать.
К чему это привело? Во-первых, Германия перестала так много владеть мячом. Во-вторых, перестала владеть им в удобных для себя условиях: до перерыва команда Флика сделала 155 передач на трети Японии, после – только 71 (в два раза меньше!). В-третьих, игра максимально раскрылась – немцы тоже получали моменты, но теперь ценой контроля над соперником.
Более того, Германии пришлось познакомиться с совсем неизведанным режимом – когда нужно защищаться близко к своим воротам. Тут проблема с зоной Раума вскрылась дополнительно – большинство моментов Япония получила после передач на дальнюю штангу.
Фактически команды поменялись ролями – теперь похожие на первый тайм эпизоды возникали у ворот Германии (в том числе гол, с которого японцы сравняли счет):
Важное напоминание: перед этим немцы могли решать вопросы и забивать второй (Японии помог двойной сэйв вратаря). Но ключевой пункт в изменении характера игры – теперь моменты возникали в равной пропорции. Сменив схему, Япония задала несколько пугающе знакомых для Германии вопросов, на которые Флик не ответил.
Из новых претензий, кажется, слишком поздний выход Никласа Фюллькруга – единственного классического нападающего в заявке Германии, который здорово борется на втором этаже. Пример Киффера Мура (раз уж мы вспомнили) показывает, что появление такого форварда может сильно помочь в ситуации, когда команду лишают пространства и удобных условий.
Германия – как и год назад – пока слишком от них зависима.
Германия после золота ЧМ – боль. Два провала и снова большая опасность
Выберите любимую сборную и выиграйте ЧМ. Но будет непросто
Япония (сборная Бундеслиги) вынесла Германию! У нее 8 игроков из немецких клубов
Фото: REUTERS/Kai Pfaffenbach, Annegret Hilse
Вот эта жаришка будет 🔥
1) Тактический и кадровый провал, Флик играет без фрв, это не fifa23, в реальности такое приводит к тому, что попросту некому вытягивать на себя цз, да проще говоря нет столба даже.
2) Гозенс, Киммих, Хенрикс, Шульц, кто угодно должен быть ПЗ но не Зуле, бедный Раум язык на плечо положил во 2м тайме. А Зуле даже не шёл в атаку, не поддерживал фланг, Гнабри не получил пространства!
3) План Б, Гетце? Серьезно? Когда именно с Японией решающий матч за выход.
Нет костяка команды, того хребта что был у них в 2014м, Швайнштайгер, Лам, топовый Мюллер, Боатенг. Сейчас кто? Гюндоган? Который вместо голевой передачи бьет мимо и за голову хватается от высокого пинга принятия правильных решений.
Ну и говоря откровенно на фоне сборной 2010 года, Ни Рюдигер, ни Гюндоган и уж тем более Хавертца не играли бы. Хавертц даже не Дракслер для сборной своего времени.
Без хорошего ПЗ, ЦЗ и ФРВ нечего делать. Испанцы скорее всего начнут аккуратно что бы не терять очки, но немцы придумают себе гол обязательно