Большой футбол в Минске. Как БАТЭ принимал Ювентус
Для белорусского футбола 2008 год стал по-настоящему особенным. Спустя столько лет и довольно солидное количество сенсационных побед, свершения борисовчан в том сезоне немного выпали из памяти и перестали вызывать эмоции потрясения и восторга. Однако именно матч с Ювентусом заложил в сознании беларусов, что статус топ клубов отнюдь не гарантирует им победы и на поле возможно все. Вернемся в тот день и попробуем пережить его заново.
Как это начиналось.
Болельщики из Беларуси наверняка помнят дату 27 августа 2008 года. Этот день в биографии местного футбола записан золотой прописью - БАТЭ выстоял ничью в Борисове с Левски из Болгарии и впервые в истории белорусских клубов вышел в групповой этап Лиги Чемпионов. За пределами маленького стадиона творилось настоящее безумие, возле телевизоров слышались крики и возгласы радости, сами же футболисты будто не могли поверить в свой подвиг. Но это было только начало.
Сам же матч проходил тяжело: Геннадий Близнюк получил предупреждение уже на первой минуте и тем самым предопределил высокий градус страстей, которым предстояло проявиться в следующие полтора часа. На 14 минуте Сосновский забил, но преимущество продержалось недолго. На перерыв команды отправились под цифры 1:1 на табло, а Близнюк уже ждал партнеров в раздевалке после абсолютно ненужного удаления.
– Эмоции перехлестывали. Поймал одну карточку, затем другую, как по мне – не совсем по делу: шел в борьбу до конца, но голкипер «Левски» вовремя вышел из ворот, а затем проявил актерское мастерство. Рефери купился, поэтому пришлось досматривать матч из подтрибунки «Городского», – рассказывал Близнюк. – Время, капец, долго тянулось. Смотрел на табло и казалось, что таймер стоит на месте. К счастью, все закончилось благополучно.
– Точно не помню, но после матча с «Левски» где-то почудили. Тогда все как-то быстро прошло. Кажется, у нас была пара выходных, но те воспоминания подтерлись, – делился Володько. – Например, когда пару лет спустя снова прошли в группу Лиги чемпионов, то всей командой заказали лимузин и катались по Минску . Наверное, в 2008-м еще не осознавали, чего добился БАТЭ.
Второй тайм прошел под атаками болгар, но вратарь Гутор героически брал абсолютно все. Манившая к себе Лига Чемпионов будто заставляла его играть на пределе собственных возможностей. Эта уверенность передавалась и обороне, так что Левски безуспешно накатывал вновь и вновь, разбиваясь о неприступную крепость. На 90 минуте напряжение достигло пика и желтые карточки полетели конвейером. Но это было уже не важно - болельщики были уверены в команде и просто ждали свистка. Все! БАТЭ - участник группового этапа Лиги Чемпионов.
Волшебная осень в Минске.
Виктор Ганчаренко в 2004 году закончил университет БГУФК и получил там специальность "тренер по футболу". Лицензию УЕФА группы А удалось подтвердить в 2006 году, и после этого тренер молодежного состава БАТЭ возглавил основную команду. На второй год работы в команде ему предстояло показать свои навыки управления против лучших европейских соперников. Виктору на тот момент было всего 32 года.
Некоторым футболистом БАТЭ начали поступать предложение от клубов за рубежом, но ради Лиги Чемпионов звезды клуба Близнюк, Веремко и Сиваков наотрез отказывались покидать Беларусь.
БАТЭ по результатам жеребьевки собрал в своей группе мастодонтов мирового футбола. Сюда попал звездный Реал Мадрид, голодный и злой после Кальчополли Ювентус и мощнейший Зенит Дика Адвоката, только что забравший себе Кубок и Суперкубок УЕФА. Невероятная компания для дебютанта турнира и совсем молодого тренера. Тем весомее итоговый успех. Но не будем забегать так далеко вперед. Пока же фанаты беснуются и радуются приезду именитых гостей.
Стадион в Борисове не соответствовал стандартам игр под эгидой группового этапа ЛЧ УЕФА ввиду вместимости (на тот момент стадион вмещал в себя всего 5600 зрителей), поэтому домашние игры БАТЭ был вынужден проводить в столице Беларуси Минске на стареньком олимпийском Динамо.
Первым соперником борисовчан стал грозный Реал, принимавший беларусов в Мадриде. Блеснуть в своей первой игре первого сезона Лиги Чемпионов у БАТЭ не вышло - Реал очень спокойно забил два гола на Сантьяго Бернабеу и на опыте относительно расслаблено закончил матч. Никто не ожидал очков здесь, потому команду лишь поздравили с поражением без разгрома. Таково было отношение к клубу не только в Европе, но и дома. СМИ радовались бесценному опыту и хвалили Ганчаренко, что команда не ударила в грязь лицом и достойно держалась.
Спустя две недели в Минск прилетел туринский Ювентус. Перед игрой весь город охватил настоящий ажиотаж: фанаты в предвкушении столь грандиозной встречи готовились к штурму билетных касс. Так как у БАТЭ не было особого опыта проведения больших матчей, клуб попросил помощи у АБФФ, которая регулярно работала с билетами на играх сборной. Конкретно продажами занималась компания «АБФФ-Путешествие», которую возглавлял Андрей Бобрицкий. С 12 сентября федерация принимала билетные заявки от организаций для продажи по безналу, а 16-го должны были открыться кассы стадиона «Динамо» в Минске и «Городского» в Борисове. Но люди не понимали, в каком часу это произойдет, поэтому очереди выстраивались километровые. Когда окна касс открылись в час дня - корешки моментально разлетелись. Люди покупали их сразу десятками с целью дальнейшей перепродажи втридорога, первые три человека и вовсе забрали себе 150 билетов.
17 сентября билетов уже не было в наличии ни для кого. Фанаты злились, не веря в подобное. Директор «АБФФ-Путешествие» Бобрицкий позже рассказал, как были распределены 33921 мест на «Динамо». 3824 кресла отдали отдали для силовых структур, 791 вообще исключили из продажи из-за ограниченного обзора. В итоге на реализацию было выделено 29306 билетов. 8635 продавались в Минске, 8227 – в Борисове, 824 – для болельщиков «Ювентуса». По словам руководителя, все корешки оказались раскуплены всего за пару дней. Кроме того, предприятия подали заявок на 18 тысяч билетов. К 18 сентября были выкуплены 9759 мест. Итого на стадионе в день матча пришли поддержать свою команду 31 с половиной тысяча болельщиков.
– Звонили многие знакомые, друзья, друзья друзей и просили помочь с билетами. От чистого сердца хотелось сделать так, чтобы люди могли посмотреть классный футбол. Правда, спустя какое-то время узнал, что некоторые из тех, кому я достал билеты, просто их перепродавали. Тогда на душе стало как-то противно, но это тоже опыт, – говорит Сиваков.
– Был невероятный ажиотаж! Помню, на одной из тренировке Михалыч сказал: «Идите вы нафиг, не буду больше заниматься билетами». Дело в том, что из-за отсутствия опыта все пробивали информацию по билетам через главного тренера, хотя у него хватало других, более важных, дел. Каждый подходил к Ганчаренко и говорил, сколько квитков ему нужно, – вспоминает Володько. – Понятно, многие пытались попасть на футбол через знакомых игроков. Думаю, только я «распространил» порядка 40 билетов в той Лиге чемпионов. Знаешь, потом начались истории, когда купил за свои, а потом тебе говорят, мол, позже деньги вернем. Постепенно накопил опыт и в этом плане.
Ювентус прибыл чартерным рейсом, их встретили около полусотни фанатов живым коридором. Из-за травм не прилетели Буффон и Трезеге, поэтому львиную долю внимания получал Алессандро Дель Пьеро. Кто-то из болельщиков успел всучить ему в руки большого плюшевого медведя и Алекс даже не подумал отказаться. Недвед был более нелюдим, однако и его рука успела раздать возле отеля несколько автографов. В остальном все было довольно типично для итальянской команды на выезде - сотрудники и еда только свои, сон до десяти утра, за ужином вино.
И вот наконец 30 сентября - день игры. Болельщикам с заветными билетами в карманах было крайне тяжело высидеть на работе, душа так и рвалась на стадион, а часы проверялись каждую минуту. Ювентус явно в мыслях был далеко в Мадриде, поскольку вряд ли хоть один игрок из Турина сомневался в победе здесь. К вечеру людские потоки в центре увеличивались в масштабах и еще до открытия ворот собралась солидная толпа.
Матч стартовал в 22:45 по московскому времени. Ювентус захватил себе территориальное преимущество, лениво раскатывая мяч. БАТЭ сперва тушевалось, футболисты будто стеснялись отбирать у статусного соперника круглого, а первая серьезная попытка обострения и вовсе закончилась желтой карточкой для Нехайчика уже на восьмой минуте. Болельщики радовались просто видеть больших звезд, но от игры хотелось немного уснуть. Пока не последовал громогласный взрыв в бессчетное количество децибел с трибун на 17 минуте - Сергей Кривец после шикарнейшей передачи Дмитрия Лихтаровича обвел вратаря и вколотил первый гол БАТЭ в истории Лиги Чемпионов.
Ювентус выглядел удивленным, но не взволнованным - один мяч легко отыграть, особенно у аутсайдера низкого ранга. В ответ на такую расслабленность БАТЭ спустя всего пять минут добил вторым мячом - Игорь Стасевич с передачи посаженного на желтую Нехайчика вписал и свое имя в историю. Туринцы проигрывали в Минске 2:0 уже на 23 минуте. Тренер Ювентуса Клаудио Раньери был ошарашен таким ходом игры, но его визави Виктор Ганчаренко явно был удивлен не меньше. Радости на лице молодого тренера не было, лишь собранность и концентрация - такое преимущество еще требовалось удержать.
Теперь Дель Пьеро, Недвед и компания выглядели не взволнованными - итальянская команда очень разозлилась, и в первую очередь на самих себя за такую расхлябанность. Маннингер на воротах, вместо травмированного Буффона, без устали кричал на оборону, пытаясь взбодрить их и вернуть в игру. БАТЭ на крыльях успеха понеслись вновь в атаку, затем еще, еще. Борисовчане почувствовали себя футболистами мирового класса, для которых победа над Ювентусом - обычное дело. Но это чувство тоже длилось всего пять минут - Яквинта забил уже на 29 минуте. Здесь уверенность треснула, футболисты вернулись в реальность и сели на свои ворота в надежде удержать преимущество. Это и было главной ошибкой - Ювентус легко вернулся в игру и в конце первого тайма Яквинта сравнял в полнейшей тишине трибун.
Второй тайм будто оказался уже никому не нужным - обе команды едва обменивались редкими атаками, БАТЭ старался просто держать у себя мяч без обострений, Ювентусу будто бы не хватало бензина включиться вновь наподобие первого тайма. Так клубы и доиграли до свистка, который ознаменовал первое историческое очко для БАТЭ в Лиге Чемпионов.
– Эти первые лигочемионские очки запомнятся навсегда. Все-таки такие матчи случаются не каждый день, а тогда в Беларусь впервые пришла Лига чемпионов. Это было невероятно круто! – говорит Сиваков. – Ноги бежали сами, не чувствовалось никакой усталости, только сумасшедший кураж и поддержка. Многие шли посмотреть на «Ювентус», но когда увидели наши мячи, то начали болеть за нас. Такой рьяной поддержки до этого не доводилось видеть в Беларуси.
– После «Реала» был большой разбор. Ганчаренко говорил, что если мы хотим играть с такими командами на равных, нужно все делать быстрее. Понятное дело, за неделю-две нельзя было поднять наше техническое оснащение на новый уровень, но действовать в более высоком темпе мы могли. Старались ускорять работу на тренировках и менять психологию. Практически каждый день Ганчаренко говорил, что мы можем играть на таком уровне. В итоге получалось, брали очки в такой сложной группе и не выглядели мальчиками для битья, – рассказывает Казанцев.
– Все пахали на таком кураже, на таких эмоциях! Не нужно было говорить каких-то мотивирующих слов, наверное, тренерскому штабу где-то даже приходилось сдерживать игроков, – вспоминает Володько.
Этот матч вдохнул уверенность в беларусов, которые сохранили это чувство и в игре с Зенитом в следующем туре, когда БАТЭ в Петербурге вновь сыграл вничью 1:1. В последнем туре в Турине при почти пустых трибунах борисовчане удержили сухую ничью 0:0 и тем самым ни разу не проиграли Ювентусу. Итальянская пресса простила своих парней исключительно ввиду побед над Реалом, поэтому подвиг беларусов в Европе остался незамеченным. Однако дома игроков носили на руках, узнавали на улицах, без устали нахваливали и радовались вплоть до завершения группового этапа.
И небольшим бонусом поделюсь архивным фото с Геннадием Близнюком у нас дома. Так вышло, что мы жили в соседних квартирах и сдружились семьями. На момент снимка он еще играет за ФК Гомель, однако через несколько лет своими голами выедет БАТЭ в Лигу Чемпионов и сыграет на стадионе в Турине против Ювентуса.
Три поражения и три ничьи - результат этой волшебной осени 2008 года. После отличного дебюта БАТЭ еще долго напоминал о себе в Европе спустя годы. От их рук пала Бавария и Рома, Милан не сумел одолеть беларусов в Минске, и ПСЖ (тогда еще без звезд) прошла БАТЭ в Лиге Европы исключительно благодаря правилу выездного гола, не победив ни разу. Но возможно ничего этого бы ни случилось без той памятной первой игры на минском стадионе, когда болельщики и футболисты впервые осознали, что даже на самом высоком уровне играют обычные люди. И они тоже проигрывают.
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:
• Сильные мира сего. Кому Ювентус обязан своим величием?
• Из Минска в Турин. История Сергея Алейникова, впечатлившего Ювентус
• Трагедия на Эйзеле. История победы Ювентуса, написанная кровью
• Крёстный отец Ювентуса. Лучано Моджи
• Питбуль, который кусает. История Эдгара Давидса, ставшего синонимом футбольной страсти
• От Эйзеля до Рима. Как Ювентус взял Лигу Чемпионов в 1996 году, победив могучий Аякс
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!
Обязательно поддержите материал, поставив ему плюс.
Без него всё развалилось и сразу же.