Карпин: «Добро пожаловать в ад? Это не про Махачкалу»
Завтра «Спартак» проводит второй официальный матч в сезоне – команда Валерия Карпина имеет реальные шансы на то, чтобы по итогам тура занять второе место, которое уже летом дает право сыграть в квалификации Лиги чемпионов. В интервью Карпина – о том, что ждет «Спартак» в Махачкале, почему в премьер-лиге беда с посещаемостью и чем закончится лоббистская кампания по отмене лимита на легионеров.
«СПАСЕНИЕ – СТАДИОНЫ С КРЫШЕЙ»
– «Спартак» летит в Махачкалу в день матча. Довольно необычная практика – с чем это связано?
– Практика-то на самом деле как раз обычная – так было последние несколько лет. А связано это с условиями для проживания команды. Насколько знаю, в той же Махачкале есть одна хорошая гостиница, где будет жить «Анжи».
– Кстати, махачкалинцы готовились к матчу в Турции. Вы работали в Тарасовке. Почему?
– Сборов было достаточно в межсезонье, решили не отрывать ребят от семей.
– Первый тур и первые матчи второго заставили задуматься о том, такой ли русской Лиги чемпионов мы ждали. Имею в виду холодную погоду, плохие поля и соответствующую посещаемость. То ли зима затянулась, то ли футбол слишком рано пришел.
– Так ничего нового же не произошло. Начали ведь как обычно.
– Справедливости ради – на 10 дней раньше, чем обычно.
– Хорошо, но что бы изменилось, начни мы чемпионат не 3‑го, а 13 марта? Погода примерно та же. Ночью сейчас минус 16, а днем – минус 10. Согласитесь, условия для мартовской Москвы не слишком привычные. В то же время в декабре была плюсовая температура. Так что с капризами погоды не угадаешь, на следующий год может быть все наоборот. Да, плохо, но что вы предлагаете?
– Начинать позже.
– Но и так нет резервных дней, начинать позже не получится.
– В таком случае снова возникает вопрос, зачем переходили на «осень–весну». Главное даже не в полях и погоде. Людей отучают ходить на стадион. Заточено все не под интерес публики, а на то, чтобы было.
– На мой взгляд, выход есть. Надо строить такие стадионы, на которых будет удобно всем – и болельщикам, и футболистам, и составители календаря не будут мучиться. Говорю, к примеру, об арене «Аякса» с раздвижной крышей. Или вот не так давно играли сборные Дании и России на подобном стадионе. Погоду мы изменить не можем, а вот стадионы – вполне.
– «Спартак» строит стадион, на нем планируется крыша?
– На небольшом, том, что вмещает 15 тысяч болельщиков, – да.
– А на большом?
– Нет.
– Дорого?
– Естественно. Но не забывайте и такой момент, когда говорите о посещаемости, – на «Реал» собрался полный стадион, была прямая трансляция. Но люди пришли. Значит, не только в погоде дело.
«ИГРАТЬ НА СИНТЕТИКЕ ВСЕ МАТЧИ – НЕ ВЫХОД»
– Может ли стать выходом из положения обязательное условие, которое было бы прописано в регламенте, – клубы обязаны иметь резервные арены с синтетическим покрытием?
– Нет, это не выход. Играть на синтетике все матчи, на мой взгляд, неправильно, какого бы поколения она ни была. Футбол – игра на траве.
– Но тогда перспектива печальная. Вы говорите о строительстве стадионов с крышей, это займет два-три года. Но за это время можно отучить народ от футбола.
– Мы опять с вами возвращаемся к разговору о роли футбола в жизни российских граждан. Для англичан, итальянцев, испанцев эта игра – религия, образ жизни, одно из главных дел вообще в быту. У нас такое было в союзные времена, когда матчи чемпионата собирали полные трибуны: по 50, 60, 100 тысяч болельщиков!
– Как вы говорите – ну и?
– Нельзя говорить о какой-то одной причине – мол, нет у нас Роналдо, или холодно в России, или плохие газоны, потому и не ходят. Надо смотреть на ситуацию в комплексе. В том числе оценивать и уровень жизни, и повседневные заботы современного гражданина страны.
– Вы сказали, что для испанца, англичанина или итальянца футбол – это образ жизни. А что для россиянина, по вашим оценкам, образ жизни?
– Заработать денег на то, чтобы прожить. Грубо говоря, на пропитание. Да, у нас была страна, СССР, где на футбол порой ходили по 100 тысяч человек в «Лужниках». Потом, если утрировать, на страну бросили «бомбу», которая разрушила все. Людям стало не до футбола, они хотели одного – выжить. И только сейчас, потихоньку-помаленьку, страна выходит на новый уровень, на который футбол вышел немного быстрее. Поэтому брать посещаемость футбольных матчей в отрыве от происходившего в стране, от повседневных забот граждан неправильно.
«УДОВЛЕТВОРЕН ЖЕЛАНИЕМ»
– Матч с «Рубином» в Казани смотреть было трудно – из-за качества поля футболисты вели мяч коленями. Что в таких ситуациях говорит тренер игрокам, кроме глагола «бороться»?
– «Играть попроще».
– Когда, по вашим ощущениям, в комментариях к матчу тренеры перейдут от глагола «пахали» до «играли»?
– Когда для игры будут соответствующие условия.
– Сюрприз по братьям Комбаровым, сыгравшим в центре полузащиты, чем был вызван?
– Это не сюрприз, вариант наигрывали – что планировали, то и осуществили.
– Эменике, когда прошлым летом только приехал в «Спартак», начинал на фланге. И этот год нигериец тоже начал на краю. Можете сравнить то состояние Эменике с теперешним?
– Совершенно разная степень готовности. Тогда он приехал из отпуска, когда более месяца, в том числе и в силу известных судебных разбирательств, не тренировался и через игры набирал форму. Другое дело сейчас, когда прошел предсезонку.
– Обратил внимание – даже играя с фланга, мячом Эменике не делится, жадина ведь редкий!
– Не согласен с вами. Дает он пасы.
– Кстати, 25‑го у «Спартака» игра с «Динамо», а 26‑го числа нигерийца якобы вызывают на суд в Турцию по делу о договорняках «Фенербахче». Отпустите?
– Об этом процессе узнаю только из материалов журналистов. Но, по моей информации, ему никуда ехать не надо. А то, что кто-то где-то написал, – не мое дело.
– Эменике, кстати, турки сватают к Гусу Хиддинку. В «Анжи» денег много…
– Наверное, и этот вопрос следует задать турецким СМИ. Они много кого и куда продают.
– В составе «Спартака» в Казани вышли три форварда – состав ультраатакующий. Что вообще в плане качества игры, действий в нападении вас удовлетворило, а что не понравилось?
– Удовлетворен желанием футболистов. Не удовлетворен качеством исполнения определенных действий. Но это – проблема не только трех нападающих, а всей команды – в том числе и защитников.
– Заставляют ли вас формат турнира и стратегия борьбы в первой восьмерке делить матчи на те, где победа обязательна, и те, где и ничья – хороший результат?
– Осталось всего 11 матчей, и ничья, пусть и на выезде с командой первой восьмерки, может быть оценена лишь как не худший вариант. Но и это по большому счету не устраивает. Хорошим вариантом может считаться только победа. Причем не смотрю на то, как играют конкуренты, главное – какие результаты у «Спартака», отталкиваемся только от этого. Все зависит только от нас.
«НА ТРЕНЕРСКИЕ ТЕМЫ С ГУСОМ НЕ ОБЩАЛСЯ»
– Вы в летнее трансферное окно говорили, что из-за «Анжи» на европейском рынке цены для российских клубов взлетят. Не кажется ли вам, что цены взлетели, но только для «Анжи»? Условно говоря, того же защитника Самба за 14 миллионов евро в России никто бы не купил.
– Не согласен с такой постановкой вопроса. Если раньше игроки и так просили много, то теперь просят еще больше. Вот и весь разговор.
– Не подтвердил ли первый после возобновления чемпионата тур, что внутри первой восьмерки появился аутсайдер – «Кубань»?
– Нет, конечно. Всего ничего сыграно, многое может поменяться.
– Махачкала – самый жесткий выезд в плане давления публики? Можно ли говорить о том, что в российском футболе появился стадион, где болельщики могут сказать команде соперника: «Добро пожаловать в ад!»?
– Думаю, что нет.
– А где принимают жестче, чем в Махачкале?
– Что значит жестче? Да, болельщики шумят и громко кричат, но так ведь на многих стадионах!
– Нет такого, что в Махачкале хочется провалиться сквозь землю, лишь бы не слышать этот гул?
– Такого точно нет.
– Какое ваше мнение в целом по «Анжи»? Что изменилось по сравнению с прошлым годом?
– По одной игре судить абсолютно неправильно. Надо сыграть побольше матчей, чтобы делать выводы.
– Хиддинк возглавил «Анжи». Знаю, когда Гус работал в сборной, вы встречались. Что бы вы переняли у Гуса, кроме умения договариваться о сногсшибательных контрактах?
– Ничего. На тренерские темы с Гусом никогда не общался, под его руководством не работал.
– Но дистанционно можно же что-то подглядеть. У Хиддинка, Моуриньо, Гвардиолы. Кто из них оказал на вас наибольшее влияние?
– Никто. Скорее просто что-то подмечаю в игре их команд.
– Сбылось ваше предсказание о грядущем отмене лимита – президент ЦСКА выступил на исполкоме с таким предложением. Правда, вы прошлой осенью говорили о том, что его отменят через два года, а получилось – всего через полгода…
– Подождите, – перебивает Карпин. – Надо быть точным. Чтобы отменить лимит через два года, надо об этом начать говорить.
– Теперь дело за теми, кто лоббирует идею. У вас есть уверенность, что идея не будет продавлена так же, как это случилось с переходом на «осень–весну»?
– Уверенности такой нет.
– Скорее вы предполагаете, что лимит в интересах ЦСКА и «Зенита» отменят?
– Предполагать можно все, что угодно, но уверенности в том, что его не отменят, у меня нет.
– А что вы будете предпринимать, дабы лимит не отменили? Кроме того, что у «Спартака» есть представитель в исполкоме, владелец клуба Леонид Федун, который может выразить позицию клуба?
– А что мы еще можем предпринять? Шансы в решении вопроса – 50 на 50.
![](http://s010.radikal.ru/i312/1011/e8/3c2720c3fe42.jpg?q=90)
2. Карпин был одним из лоббистов поспешного перехода на осен-весну. Надо было вначале построить соответствующие стадионы, а потом «до основанья...»
3. Спартаку только победы!