Кэррик помогал «МЮ» 15 лет, но все равно остался недооцененным – в клубе и сборной. Ему лучше было родиться в Испании
Послесловие Руслана Копылова.
Майкл Кэррик ушел из «Манчестер Юнайтед». Это не просто расставание с временщиком, который подхватил команду до прихода другого временщика. Нет, это конец 15-летнего пребывания Майкла в клубе – как футболиста, как ассистента, как главного (пусть и на три матча).
Пол Скоулз в эфире BT Sport возмущался, почему Кэррик (и весь тренерский штаб) не ушел вслед за уволенным Сульшером:
«Командой остались руководить те же самые люди. Те же самые люди решают, кто будет выходить на поле каждую неделю. Киран Макенна и Майкл Кэррик даже больше отвечали за подготовку команды (чем Сульшер). Оле доверил им эти обязанности. Я не вижу, как это изменится теперь.
После того, что произошло с Оле, я бы чувствовал себя неловко в этом тренерском штабе. Думаю, все они должны были уйти – по своей воле или после увольнения. Они были частью штаба Оле, Оле доверял им готовить команду каждую неделю, а они подвели клуб и игроков точно так же, как и Оле».
Не хочется прибивать слова уважаемого Пола задним числом, но он недооценил возможности Кэррика как тренера: Майкл за три матча показал собственный «Юнайтед», который отличался от позднего Сульшера, пусть с «Арсеналом» на трибунах мы уже видели Рангника. Вы просто посмотрите на Фреда в этих играх! Может, через лет десять кто-то тоже напишет про легендарного бразильца?
Но Кэррику не привыкать: недооценка преследовала его всю карьеру. Несмотря на 464 матча за клуб, его обвиняли в неспособности заменить Роя Кина и несоответствии ценника («Я не нашел ни одного болельщика «МЮ», который потратил бы 18,6 млн фунтов на Майкла Кэррика» – реальная оценка трансфера от фанатов из Independent Manchester United Supporters Association). В 2014-м Кэррик и вовсе превратился в сайт с девизом «Все делай медленно».
Даже главный чант «Вы знаете, это Кэррик. Трудно поверить, что это не Скоулз» звучит как очередная попытка сравнить Майкла с кем-то. В отличие от Скоулза и Кина, Кэррик почти не забивал – а фаны, казалось, замечали только редкие голы полузащитника. Дубль «Роме» на «Олд Траффорд» точно помнят – а гениальную работу в полуфинале-2008 против «Барсы», которая не забила ни одного гола за два матча?
Дима Письменский (мой друг и соавтор по «Буре в стакане») напоминает о лучшем матче Ван Гала в Манчестере: «МЮ» забил «Тоттенхэму» три за тайм – два из них соорудил Кэррик: сначала превратил неудобный пас Блинда в голевую на Феллайни, затем забил (!) головой (!).
Но все запомнили только боксерское празднование Уэйна Руни.
А я запомню последний матч Карры-игрока. Почти 37-летний ветеран, завершающий карьеру, будто роутер раздавал уверенность на метры вокруг и все так же управлял командой – для этого необязательно быстро бегать. А потом одним пасом создал гол, пусть ассист и записан на Хуана Мату. Испанец это ценил (об особой любви испанцев к Кэррику поговорим чуть ниже).
«Я в шутку называю его квотербеком, потому что он выдает идеальные передачи вам на ход. Не в ногу, а именно в то место, куда вы должны бежать», – восторгался Хуан. И добавлял: «Иногда люди не могут в должной мере оценить это умение».
В сборной было еще хуже: 34 матча за почти 15 лет, всего одна игра на международном турнире (с Эквадором на ЧМ-2006) и очередные сравнения – теперь с Джеррардом и Лэмпардом.
«В Кэррике меня впечатлило стремление отдавать вперед. Он обладал огромным диапазоном передач, мог взрывать игру. Майкл – отличный игрок. В нем нет лоска, что порой ошибочно умаляет его ценность», – объяснял сэр Алекс в автобиографии.
В 2011-м FourFourTwo опубликовал текст «Прикрывая четверку защитников» – правила жизни 30-летнего Майкла. Он сам идеально объяснил, почему его роль неприметна: сложно замечать человека, который не стремится бежать в атаку и забивать:
• Если вы играете опорного полузащитника, ваша задача – отдать пас в атаку и остановить форвардов соперника. Если матч проходит на высоких скоростях, нельзя увлекаться происходящим.
• Правильный выбор позиции – залог успеха. Если ты можешь перехватить мяч и поддержать атаку, сделай это, но помни об опасности, которая возникнет в случае ошибки.
• Как опорный полузащитник ты должен получить мяч и управлять игрой, но в то же время всегда быть на своей позиции, чтобы в случае контратаки прервать ее. С твоей позиции хорошо видно поле. Поэтому даже без мяча ты можешь подсказывать партнерам, как лучше развить атаку.
В такие моменты мне казалось, что Кэррику не повезло родиться англичанином. Благо, величие Майкла замечали футболисты и тренеры, в уровне которых не приходится сомневаться (в сборной Англии так и не разобрались).
Особенно Майкла ценили испанцы. Мата признавался, что стиль Кэррика бы оценили по достоинству в Испании – для Англии важнее агрессия, а не интеллект.
Я почти уверен: если бы Мигель Карраско родился не в пригороде Ньюкасла, а где-то в Стране Басков, его карьеру возвели бы в культ. Вот слова Хуана Маты:
«Класс. На поле и за его пределами. Это лучший способ описать Майкла: класс в каждой минуте его футбола, понимание игры, умение принимать правильные решения и предвидеть развитие событий.
Он, без всяких сомнений, один из лучших полузащитников своего поколения, хотя в определенные моменты его недооценивали, но только не его товарищи по команде или коллеги из других клубов. Если вам нравится футбол, то вам нравится Кэррик».
«Всем ребятам, которые стремятся стать великими футболистами: пожалуйста, стремитесь быть похожими на Майкла. Заранее благодарю».
«Иногда кажется, что в английском футболе людям сложно оценить тех, кто вместо того, чтобы сиять, заставляет команду работать как единый коллектив. Майкл Кэррик заставляет играть окружающих. Я всегда видел себя в нем. Он мог бы играть за Испанию», – заявил Хаби Алонсо.
Цитата Хаби здесь очень уместна: Пеп Гвардиола включил англичанина и испанца в тройку лучших контролирующих опорников мира, которых он видел (вместе с Бускетсом).
Не хочу пересказывать собственный текст про Кэррика-тренера, но после карьеры игрока Майкл ни на йоту не изменил себе: все так же раздавал спокойствие и заставлял команду работать как единый коллектив, помогая вообще всем (судя по восторженным цитатам футболистов) – и родному клубу, которому понадобилась подстраховка после ухода Сульшера.
Кэррик никогда не был эгоистом, но теперь выбрал решение, которое будет лучшим для него.
«Я обещал семье, что проведу с ней какое-то время после завершения игровой карьеры, но этого не произошло – сразу перепрыгнул на тренерскую должность. На все происходящее есть свои причины, и я почувствовал, что сейчас подходящий момент для такого решения.
Я сказал ребятам, что буду поддерживать их. Но сейчас для меня и моей семьи будет правильным, если я уйду», – объяснил Майкл на прощальной пресс-конференции.
У Майкла идеальная семья – прежде всего любящая жена Лиза.
«Она просто потрясающая женщина: всегда меня поддерживала, переживая со мной все взлеты и падения. Я счастливчик. Мне всегда было очень просто с ней – Лиза очень терпелива и лишена эгоизма. Мы лучшие друзья. Мы наслаждаемся обществом друг друга. Прекрасно, что после 20 с лишним лет брака нам удалось сохранить такие отношения», – рассказывал Майкл в автобиографии.
У Кэрриков двое детей: Луиза и Джесси – его «Привет, папа! Ты мой герой! А еще ты отдаешь отличные передачи» на церемонии награждения клуба для Кэррика важнее лишней кепки в сборной или трофея.
Слова Кэррика и уверение Ральфа Рангника, что англичанин наотрез отказался оставаться, несмотря на уговоры, наталкивают на мысли о проблемах в семье. Надеюсь, они быстро решатся и Майкл вновь вернется помогать. Но пока его помощь нужна в другом месте.
Кэррик ушел из «МЮ» после 15 лет в клубе. Хочет больше быть с семьей и скучает по Сульшеру
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Alex Livesey, Mike Hewitt, Anthony Devlin / Stringer; REUTERS/Phil Noble
https://youtu.be/CYJGpH5n-KM?t=108
Каррик любил пенсов.