ЦСКА напряг «Зенит» прессингом (новые роли – у Дзагоева и Мухина), но создал моменты только после забросов на Заболотного
Чемпион точно не был острее.
1. По сравнению с матчем против «Химок» Алексей Березуцкий сделал одно – и то вынужденное – изменение в старте: вместо дисквалифицированного Бруно Фукса на месте правого центрального защитника появился Кирилл Набабкин.
Игру с «Химками» ЦСКА начал по схеме 3-5-2 – вышли с тремя центральными защитниками впервые с конца сентября. Вероятно, так Березуцкий отреагировал на провал в матче с «Сочи» (1:4), но полноценно оценить новую систему армейцев мы не успели. Как и треугольник Дзагоев – Мухин – Зайнутдинов в середине поля, в котором Мухин не исполнял роль опорника, а был правой восьмеркой.
Против «Зенита» Березуцкий выпустил такое же сочетание. Поэтому позицию Мухина и широкую роль Дзагоева (подробно обо всем – ниже) можно было считать экспериментальными лишь из-за быстрого удаления Фукса в предыдущем туре.
2. Сергей Семак после ничьей с «Мальме» (1:1) и выхода в евровесну произвел две замены в стартовом составе «Зенита»: Далер Кузяев и Сердар Азмун вместо Вендела и Артема Дзюбы.
При этом отсутствие Вендела было вынужденным – бразилец получил травму в столкновении с вратарем «Мальме» (за это назначили первый пенальти в той игре) и даже не попал в заявку на игру с ЦСКА.
3. Матч можно разделить на пять стадий.
Первая – до 20-й минуты, когда у «Зенита» не получалось качественного выходить из-под прессинга ЦСКА. Отрезок завершился столкновением Зайнутдинова с Барриосом, а также желтой карточкой для полузащитника армейцев.
Вторая – с 20-й минуты до конца первого тайма. Давление ЦСКА без мяча у штрафной Кержакова немного ослабло (но не исчезло), армейцы перестали доставлять мяч в опасные зоны и бить по воротам (0 ударов за отрезок). В этот период «Зенит» забил – не после явного момента, а благодаря рикошету.
Третья – с начала второго тайма до 60-й минуты. ЦСКА немного больше владел мячом и создал два опасных момента через забросы на Заболотного.
Четвертая – с 60-й по 65-й минуты. В этот отрезок «Зенит» впервые в матче организовал несколько контратак (до ударов довели только одну, когда мог забивать Малком), а ЦСКА заменил Дзагоева и Эджуке на Ахметова и Чалова.
Пятая – последние 25 минут матча. ЦСКА намного больше владеет мячом (77,6% на 22,4%), грузит штрафную Кержакова кроссами (13, столько же – за первые 65 минут), но с гораздо худшей позиционной структурой. «Зенит» переходит на 5-3-2, меняя Клаудиньо на Ерохина, еще несколько раз убегает в отрывы, последний из которых заканчивается голом Мостового.
4. Стартовые 20 минут сильно удивили: «Зенит» ни в чем не превзошел хозяев. ЦСКА больше бил (3-1), чаще доставлял мяч в чужую штрафную с игры (5-2, при этом один из пасов «Зенита» – заброс Караваева на Малкома аж со своей половины поля) и касался мяча в ней (4-1).
При беглом взгляде на статистику может смущать владение мячом (53,7% на 46,3%), но она совершенно не дает контекста. Армейцы задушили «Зенит» прессингом и не давали ему вылетать к воротам Акинфеева.
Эджуке и Заболотный играли по двойке центральных защитников (обычно – по Ловрену и Чистякову), к ним всегда поднимался Дзагоев (обычно – игра по Барриосу). Остальное зависело от зоны, в которой «Зенит» начинал розыгрыш: если слева – из опорной зоны поднимался Зайнутдинов, а Обляков встречал Караваева, если справа – из середины выдвигался Мухин, а на Ракицкого – Марио Фернандес.
Скришоты сделаны в Instat Scout.
«Зенит», имея в составе Ракицкого и Дугласа, логично гораздо чаще разыгрывал через левый край. Более того, после «Мальме» Семак сказал, что даже Чистяков обладает лучшей дальней передачей по сравнению с Ловреном. Плюс справа вышел Караваев, а не Сутормин, через которого можно двигать мяч – в общем, ничего удивительного, что выдвижения Марио Фернандеса и Мухина мы видели гораздо чаще высоких позиций Облякова и Зайнутдинова при обороне.
ЦСКА был лучше на подборах (10-5 на половине поля «Зенита» и у центрального круга) и совершил 5 перехватов на чужой половине, но, возможно, еще отчетливее беспомощность «Зенита» показывает раскладка его передач по третям поля.
Из 137 передач 48 были сделаны в своей трети (35%), 66 – в средней части поля (48,1%) и лишь 30 – на чужой трети (21,8%). Для сравнения: ЦСКА сделал 113 пасов, 16 – на своей трети (14,1%), 72 – в средней (63,7%), 39 – в чужой (34,5%).
5. Даже под прессингом «Зенит» не построил весь выход из обороны через забросы (11,6% передач на отрезке – длинные, у ЦСКА почти такой же показатель – 11,5%), тем более, впереди играл Азмун, а не Дзюба.
«Зенит» вряд ли мог не заметить потерю Вендела – лучшего игрока первого круга РПЛ по количеству передач, пасам в финальную треть и непрямому участию в атаки с ударами (то есть промежуточный пас в таких атаках). По позиции Вендела сменил Кузяев, но структура позиционной атаки «Зенита» на старте матча оказалась сложнее, чем в Мальме.
Дуглас поднимался в опорную зону к Барриосу, освобождая левый фланг для Ракицкого. В этот момент Кузяев выдергивался ближе к финальной трети и искал свободное пространство там.
Почти такую же структуру мы видели в матче с «Мальме» – только тогда Барриос играл на месте правого центрального защитника (Ловрен отсутствовал), поэтому Дуглас понимался к Венделу. Похожая история была и до замены Дугласа в матче со «Спартаком» – там не было Кузяева, поэтому за рывки к нападающему отвечал Вендел.
На старте матча с ЦСКА это вообще не сработало. С игры Кузяев лишь раз получил мяч в финальной трети – и то был вынужден сразу отыгрывать назад Малкому. Дуглас дважды отдавал передачи из центра поля – и то один раз произошел уже после того, как «Зенит» переместился на чужую половину поля.
Поэтому фактический отказ от перемещений Дугласа в середину после паузы из-за столкновения Зайнутдинова и Барриоса совсем не удивил (но и позиционных атак у «Зенита» в целом было не много).
6. В первом тайме «Зенит» нанес всего 3 удара – все из-за штрафной. Это ужасный результат, но с учетом, что 2 удара Клаудиньо (в том числе – голевой) были нанесены после выхода из-под прессинга, конечно, их можно притянуть как использование слабостей стартового плана соперника.
При первом ударе Клаудиньо (он был заблокирован) ЦСКА классически для большей части этой игры закрыл «Зениту» явные направления для выхода через короткий пас. Ловрен ничего не выдумывал и просто пульнул вперед в сторону Азмуна.
ЦСКА получал ситуацию 3-в-3 (Бийол, Дивеев и Набабкин против Кузяева, Азмуна и Малкома), но имел явное преимущество в габаритах, а пас Ловрена направлялся в борьбу, а не за спину.
Комфортное положение ЦСКА убил сам – Бийол и Дивеев вдвоем пошли вверх против Азмуна, Дивеев в последний момент избежал борьбы, но Бийол ее проиграл, и мяч отлетел к Кузяеву.
Так «Зенит» получил быстрый отрыв (его скорость спала после не очень удобного паса Малкома на Клаудиньо) не из-за своего качественного выхода, а из-за индивидуальной ошибки соперника.
Голевой эпизод был гораздо сложнее – и здесь как раз можно похвалить «Зенит». После вброса аута Дугласом мяч оказался у Клаудиньо – под давлением Марио Фернандеса Клаудиньо тут же перевел мяч направо Караваеву.
Караваев откидывает мяч свободному Ловрену. Два важных момента: 1) Обляков на полной скорости двигается на Караваева, 2) Марио Фернандес двигается за Клаудиньо к центру поля.
Караваев грамотно отскакивает под Ловрена, а Деян без страха отыгрывает низом обратно. Марио Фернандес продолжает движение к центральной линии.
Караваев пасует назад на Чистякова, а Дмитрий – в одно касание на Барриоса. Чистякова даже не смутило давление Мухина со спины Барриоса – зато «Зенит» полностью открыл левый фланг и подготовил выход через Ракицкого и Дугласа.
В итоге ЦСКА получает очень опасную ситуацию. Марио Фернандес не успевает снова подняться – лучшие пасующие игроки «Зенита» могут отдавать без сопротивления. При этом Дзагоев и Мухин остаются на чужой половине, как и Обляков – то есть в середине остается один Зайнутдинов, а левый фланг вообще свободен.
Худший сценарий для ЦСКА становится реальностью. Дуглас перебрасывает Дзагоева, Зайнутдинов и не сужает пространство и не страхует Облякова – а Малком занимает широкую позицию и имеет перед собой огромное свободное пространство.
Но и это еще не все – в завершающей стадии атаки очень странно повел себя Зайнутдинов. Сначала он показывал на врывание в штрафную Караваева – и Обляков видел его.
Затем Зайнутдинов тоже влез в штрафную, по сути продублировав Облякова. Клаудиньо остался в одиночестве – Мухин не успел вернуться из-за роли в начале зенитовской атаки.
Вывод: хоть гол Клаудиньо – следствие рикошета от Дивеева, «Зенит» блестяще вышел из обороны и воспользовался ошибками игроков ЦСКА на всех участках поля. Одного виновника гола не найти: неудачно действовал и Дзагоев, и Зайнутдинов, и Эджуке, не оказавший нужного давления в первой стадии зенитовской атаки. По рывку Облякова до Ловрена – тоже вопросы.
Но глобально это точно не значило, что «Зенит» справился с прессингом ЦСКА. Одна хорошо разыгранная атака с ударом из-за штрафной – вряд ли признак высокого качества по ходу всего первого тайма.
7. Старт второго тайма – лучшее время ЦСКА, когда «Зенит» не справлялся с забросами к штрафной Кержакова.
На 48-й минуте мяч после борьбы Заболотного и Чистякова отскочил к Мухину – Максим пробросил его мимо Дугласа, но пробил выше ворот.
На 57-й Заболотный выиграл единоборство у Ловрена после заброса Дивеева с половины поля ЦСКА – и хорошо скинул на набегающего Эджуке. Чиди тоже не попал в створ.
Заболотный создал два больших шанса для партнеров, а еще в первом тайме создал момент и для себя, уйдя от Ракицкого (Ловрен традиционно показывал, что не трогает соперника), когда Кержаков перевел мяч в штангу и спас «Зенит».
Кажется, в довольно серой игре это было достаточно для того, чтобы стать лучшим в ЦСКА.
Самым острым – точно.
8. То, что первый момент после борьбы Заболотного получил именно Мухин – далеко не случайность. Если Дзагоев при прессинге по умолчанию поднимался выше партнеров по центру поля, а при позиционных атаках располагался ниже их, потому что лучше всех пасует, то Мухин в большинстве ситуаций оказывался близко к штрафной «Зенита».
Активное использование Мухина в прессинге логично. Еще в «Локомотиве» Максим показал, что способен проделывать один из самых больших оборонительных объемов в лиге (что не всегда влекло качество, особенно после перехода в ЦСКА, где структура на старте сезона была отлажена хуже, чем в ромбе Марко Николича).
При давлении Мухин вообще не выпадал, но, конечно, его нахождение близко к опасным зонам при атаках сомнительно. Против «Зенита» Мухин выдал лучший матч в карьере по ударам, передачам в чужую штрафную и касаниям в ней (все – по 3), но это – следствие позиции, а не резкого прогресса на мяче.
Вероятно, развитие возможно (например, это доказывает пример Данила Глебова), но пока Мухин вблизи чужой штрафной при атаке – скорее понимание необходимости его присутствия на поле и осознания, что он совсем не поможет в развитии.
9. После 60-й минуты «Зенит» совсем перестал контролировать мяч, зато у него появились быстрые контратаки. Главным игроком в них стал Малком.
Сначала Малком разогнал атаку с заблокированным ударом Клаудиньо (еще и первым оказался на отскоке и имел явный момент), затем сам открылся за спину под передачу от Клаудиньо (но 11-й номер «Зенита» явно поторопился с пасом), потом выиграл борьбу у Набабкина и бросил в отрыв Кузяева (кончился плохим пасом Далера в штрафную), а под конец матча пытался вывести на удобную позицию в штрафной Дзюбу (в итоге сам Малком подхватил мяч после своего паса и неточно прострелил).
Ничего сверхъестественного, но – участие в каждой быстрой атаке «Зенита» в последние полчаса. После игры Сергей Семак говорил, что в них игроки «Зенита» могли лучше распоряжаться мячом – в финальной стадии у Малкома была лишь одна неточность.
10. По ходу второго тайма «Зенит» проводил логичные замены: Дзюба вместо Азмуна, Круговой вместо много пропустившего Кузяева с переводом Дугласа в середину, Ерохин вместо Клаудиньо (выход более дисциплинированного игрока, еще и помогающего вверху) с переходом на 5-3-2.
У ЦСКА все сложнее – уже на 65-й минуте ушли Дзагоев и Эджуке, самые острые игроки москвичей в этом сезоне. С Дзагоевым все понятно – физики не хватает на весь матч. Довольно раннюю замену Эджуке Березуцкий объяснил так: «Его эффективность обычно падает после 65-й минуты, исходя из опыта предыдущих игр. Кто знает, может, если бы я оставил его на поле, возможно, он забил бы».
Эффективность Эджуке в последние 25 минут матча – точно тема для отдельного поста, но в последних матчах Березуцкий систематически рано меняет Чиди. Последний полный матч Эджуке отыграл еще 23 октября, а в трех из четырех последних матчах он покидал поле не позже 74-й минуты, когда ЦСКА нужно было забивать (даже в меньшинстве с «Химками»).
Самая странная замена ЦСКА – выход Бистровича вместо Мухина. Вдумайтесь: последний раз Бистрович выходил в матче РПЛ еще 20 сентября. Эти два месяца он не был травмирован: попадал в заявку на игры РПЛ, дважды выходил в старте в Кубке России.
Почему Бистрович вышел против «Зенита»? Банальная надежда на дальний удар при низком блоке соперника?
11. При этом еще и показалось, что после первых замен (Чалов и Ахметов место Эджуке и Дзагоева) ЦСКА не разобрался, как нужно располагаться в центре поля.
Почти до самой замены Мухина на Бистровича Мухин и Ахметов располагались в одном полуфланге. Наверняка это не было установкой Березуцкого, но у ЦСКА снова часто происходило дублирование позиций (плюс Ахметов еще и открывался к игроку с мячом).
Лишь перед заменой Мухин переместился в левый полуфланг – туда же вышел и Бистрович.
12. И во втором матче с «Зенитом» ЦСКА Березуцкого оставил очень неоднозначное впечатление. С одной стороны, есть творческий поиск (в первом круге – переход на три центральных защитника, сейчас – роли Дзагоева и Мухина), в московском матче была даже качественная нейтрализация позиционных атак соперника и два собственных явных момента.
С другой, позиционная атака ЦСКА тоже не сработала, несмотря на Дзагоева в стартовом составе. Явные моменты – после забросов Зайнутдинова и Дивеева, а не поиска пространства Дзагоевым или дриблинга Эджуке.
«Зенит» не был острее и забил победный гол с помощью рикошета – ЦСКА точно мог рассчитывать минимум на ничью.
13. «Зенит» провел очень тяжелую неделю – после ЦСКА Семак говорил, что команде не хватило свежести. Ужасный первый тайм с «Мальме», не очень убедительная игра против ЦСКА (опять же, особенно – в первом тайме, где почти не было контратак) – но 4 очка в двух матчах, евровесна и сохранение отрыва от «Динамо» в РПЛ.
Пока результатам – все так, как и должно быть, но беспроблемно докатить оставшиеся три матча точно не получится.
Нынешнее состояние «Зенита» – гораздо хуже того, что было в октябре при трех поражениях подряд.
Телеграм-канал/твиттер Дорского
Уже 7 лет ЦСКА страдает против «Зенита»: всего 1 победа в 18 матчах. А сейчас 5 поражений подряд
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев; fc-zenit.ru
А потом Зенит приезжает в Мальме, и понимает, что Мальмё бы в РПЛ боролся за чемпионство. Уровень конкуренции в лиге снизился конечно невероятно.
И стоило с такой помпой отдавать Марадишвили Локо, чтобы потом Мухин бегал в чужую штрафную?