Директор академии «Торино» в России: между российским молодым футболистом и африканцем в Европе всегда выберут африканца
Елена Эль-Абуди прошла очень необычный путь от матери с ребенком-футболистом в Египте до основателя и директора официальной футбольной академии «Торино» в Сочи. Сейчас ее старший сын готовится к поездке в Италию на просмотр в Турине с целью подписать детский контракт и в перспективе заиграть в Серии А. Туда же поедут еще шесть воспитанников российской академии «Торино». Все – по приглашению итальянских тренеров, анализировавших их игру по видеозаписям и вживую. А все началось с простой шутки.
– Как родилась идея открыть академию «Торино» в России?
– Честно, я поняла, какой космос в отношении к детям в Италии по сравнению с Россией, когда познакомилась с нашим тренером академии «Торино» Джанлукой Кабелла во время тренировочного лагеря в Сочи. Дети за месяц сделали грандиозный скачок в развитии. И вот, как-то раз идя с очередной тренировки, я в шутку говорю Джанлуке: «А давай здесь в Сочи откроем школу». В итоге эта шутка превратилась в глобальную идею.
Тогда у меня была возможность взять двоих детей и переехать в Италию – заниматься футболом там. Я айтишник, могу работать из любой точки мира. Но я, наверное, немного сумасшедшая в этом плане. Я понимала, что в Сочи по официальным данным есть шесть тысяч детей, занимающихся футболом, а на самом деле их наверняка даже больше. И они в такой обстановке не могут реализоваться. А я могла им такие шансы дать. Это было очень сложное решение. Но меня поддержали на самом высоком краевом уровне. Это был толчок, когда я решила, что не имею права не попробовать создать эту академию. И вот у нас сейчас тренируется 40 детей. Семеро из них поедут в Италию на просмотр и стажировку – их отобрали в самом «Торино», посмотрев видео. Я сейчас сижу на поле, смотрю в их горящие глаза и понимаю, что все было не зря.
– Расскажите о себе. Занимались спортом в детстве?
– Я родилась в СССР, в Казахстане. Моим родителям пришлось много переезжать. К сожалению, от родителей так пошло, что меня ограничивали в занятиях спортом. Сейчас понимаю, что это было ошибкой. Когда мы переехали в Красноярский край, в нашем поселке был популярен лыжный спорт. В школе была создана хорошая система, и мне это нравилось. Но было много освобождений, и на серьезный уровень это не вышло.
А в футбол я игра всегда. На улице с мальчишками пинали мяч и каталась на велосипеде. Когда стала чуть старше постоянно смотрела футбол по телевизору и болела за красноярский «Металлург» – сейчас он называется «Енисей». Потом мы с друзьями ходили на каждую игру.
– Вот поэтому и выбрали футбол для своих детей...
– У Карима футбол – страсть с рождения. Мы шутим, что еще в животе он сильно пинался (смеется). Когда ему было примерно два месяца, поставила автокресло на диван и протянула мяч. Думала, что он возьмет мяч в руки, а он его пнул ногой. И вообще, больше всего ему в детстве был интересен мяч. В четыре месяца купили ему ходунки, хотя на самом деле я против них, и он мог без конца бить ногой по мячу – ему это очень нравилось. Карим делал это беспрерывно – у нас много семейных видео. Я просто начала верить, что это дар свыше и все.
– Когда Карим стал чуть старше сразу отдали его на футбол?
– Выбора у нас не было. Мы с его отцом фактически в футболе росли вместе с ним. Мы жили тогда в Египте. Там система спортивных клубов – когда семья покупает членство на пропуск в какой-то спортивный клуб. Там бассейны, кафе, различные виды спорта. Очень распространен сквош и футбол. Клуб, в который зашли мы, был интересен тем, что на тот момент там работала футбольная школа лондонского «Арсенала». И вот однажды, когда муж с Каримом просто играли в футбол на лужайке, их заметил главный тренер команды и пригласил на тренировку. Дело в том, что «Арсенал» брал детей с четырех лет, а Кариму тогда было всего три года. Но раз тренер пригласил, пошли в команду на год раньше. Тогда было три тренировки в неделю.
– С какими сложностями столкнулись в начале футбольного пути ребенка?
– Серьезных сложностей не было. Ребенок был младше всех, но так как он понравился тренеру все было хорошо. Даже стал капитаном. Хотя это был «Арсенал», система была от египетского футбола и, можно сказать, что тренировки были недостаточно профессиональными. Сейчас, сравнивая с Италией, могу сказать, что там было мало индивидуального подхода. В этом возрасте ребенку важно объяснять все мелочи, например, как правильно поставить опорную ногу при пасе и ударе. В Египте этого совершенно не было.
– Сколько времени и средств отнимает детский футбол?
– Моему старшему ребенку сейчас пятнадцать лет. С трех лет он три раза в неделю тренируется, плюс игры и турниры. Был перерыв на полгода, когда получил травму. Это был сложный период для всей семьи. Он живет футболом, а тогда нас всех лихорадило. А так, в любую погоду он был на поле. Надо понимать, что есть виды спорта намного более дорогие, чем футбол. Как мать я понимаю, если вы хотите, чтобы мечта ребенка реализовалось, надо вкладывать. История с бесплатным спортом в России, конечно, прекрасна, но эта система не дает понять ценность – для достижения цели надо вкладывать. Сейчас у нас в сочинском «Торино» тоже есть примеры, когда мы поддерживаем детей из малообеспеченных семей. Но если говорить прямо, то чтобы стать профессиональным футболистом, нужны финансовые вложения.
– Сравните детский футбол в Египте и России?
– В Египте это было на уровне развлечения детей. Тогда еще интуитивно, но я уже понимала, что для подготовки футболиста нужна серьезная методология. Из Египта мы уехали, когда Кариму было шесть лет. Но уже тогда надо было закладывать основу для футбола. В Сочи мы пошли на тренировки, и я увидела, что в России более серьезный подход. Плюс в Египте такой менталитет, что любая маленькая проблема вырастает в нерешаемый вопрос. Найти компромисс там очень сложно. Интересно, что в Египте много обеспеченных людей, которые вкладывают в своих детей приличные деньги. Много частных клубов. Но в профессиональный футбол там попадают парни с улиц. Просто там дети постоянно на улице играют в футбол и оказываются сильнее выпускников местных спортивных школ. Это о многом говорит.
– Но принято считать, что в России тоже много сложностей в детском футболе.
– Сейчас, вот именно на данную минуту, мне совершенно не хочется, чтобы мои дети попали в российские академии. Я много говорила с итальянскими агентами, и они сказали, что если есть два игрока примерно одинаковые по уровню, но один из России, а второй из, скажем, Африки, то они не сделают выбор в пользу нашего парня. Европейский клуб предпочтет игрока не из России. Причина – российский менталитет. Мы столкнулись с тем, что ребята, которые сейчас входят на поле, очень боятся ошибиться. К сожалению, во взрослом возрасте корректировать эту особенность очень тяжело. Эта боязнь проходит через всю жизнь ребенка. Просто в российском футболе смотрят на текущие результаты. Тренеру нужно выиграть медаль и кубок зесь и сейчас, и не важно каким способом это произойдет. Дети при таком настрое выходят на поле закомплексованными. В европейском футболе очень ценят индивидуальность юного футболиста.
РФС разрабатывает программы, выпускает много методичек, но на местах в России каждый тренер волен делать все, что он хочет. Нет контроля вообще! Очень легко получить лицензию. Очень низкого уровня тренеры готовят футболистов. Мне в один голос говорили, что Карима не надо никуда везти, ни в какую академию, что там надо быть на две головы выше, чтобы пробиться – и в игровом и в физическом плане. А у меня ребенок позднего развития. В России на это не обращают внимания. И какое счастье было, когда итальянские профессионалы увидели, что он может делать с мячом, несмотря на свой рост, и какие у него есть перспективы. Они же мне посоветовали не беспокоиться; сказали, что Карим буквально через пару лет вырастет и догонит сверстников. Так и произошло.
Плюс в России у тренеров нет мотивации воспитать игрока. Проще найти готового. Разучились воспитывать. Во всех академиях только селекция и отбор. Воспитывать индивидуальности не хотят. Все ищут готового Месси. Видя сейчас как работают в Европе, могу сказать, что там видят индивидуальность и готовы развивать ребенка. Вот посмотрите на наши детские академии. Все дети классные, сильные и крутые, но они все одинаковые, с одинаковым набором качеств. Вот поэтому сейчас я уже не хочу, чтобы мои дети попали в одну из российских академий.
– В вашей академии «Торино» все завязано на воспитании индивидуальности?
– Главная наша задача – это разностороннее воспитание личности ребенка. Понятно, что на первом месте футбол, но не все станут профессиональными спортсменами. Надо развиваться и в других направлениях. В российских академиях этого мало или вообще нет. Мы у себя стараемся это делать – открывать и развивать в ребенке другие навыки и способности. Очень низкий процент выпускников даже самых лучших российских академий подписывает профессиональные контракты. Работая в Олимпийском университете, я знаю о десятках поломанных судеб. Не станет он футболистом – что дальше? О будущем этих детей тоже надо думать. У нас в академии мы стараемся развивать другие навыки ребенка – то, к чему у него есть склонность. Расскажу на своем примере. Мы заметили, что Карим любит готовить – стараемся развить этот его навык. Камиль очень артистичен – развиваем эту его черту. И так со всеми. В мире ребенка должен быть не только футбол.
– Расскажите о своих переживаниях как родителя? С чем столкнулись?
– На ранних этапах очень легко впасть в эйфорию. Карим и Камиль (младший сын) выигрывали кубки и медали. И вот за этими результатами ты не понимаешь, что ребенок мог получить намного больше. Мне пришлось много поработать над собой, чтобы желание получить результат ушло на второй план и уступило место развитию самого ребенка, а не пополнению полки с его кубками.
– Когда вы поняли, что Карим станет футболистом?
– На самом деле, я до сих пор ни знаю, станет он футболистом или нет. В Италии оценивают перспективы очень осторожно. Там никто не говорит сразу, ваш ребенок станет звездой или даже просто профессиональным игроком. Я не знаю, возьмут его в «Торино» или нет. Но для меня важно понимать, что у него есть шанс и все зависит только от него. Но это будет не тот закон джунглей, который устраивают детям в России.
– Стоит ли пытаться пропихнуть ребенка в российские футбольные академии?
– Естественно, мой ответ будет субъективен. Имея возможность, я бы никогда в жизни не запихивала ребенка в ту или иную академию насильно, если его не хотят брать. Это приведет к плохим результатам. Либо он должен туда отобраться сам – по способностям, либо можно попытаться найти другую академию, где его возьмут. Но за деньги, за связи – этого делать не стоит. Ребенку это принесет только вред.
Еще одна странная вещь в России – подделка документов в самом маленьком возрасте, чтобы попасть в профессиональный футбол. Распространенный ход– занизить возраст года на два, чтобы ему легче было конкурировать со «сверстниками». Это медвежья услуга ребенку. Он на протяжении всего детства соревнуется с соперниками младше него на два года, а когда все выравнивается, он начинает проигрывать. О какой профессиональной карьере футболиста можно говорить?
– Занятия футболом не мешают школьному образованию?
– Тут важно правильно замотивировать ребенка, чтобы он и в футболе успевал и в школе не пропускал. В школе это делают очень плохо – там учителям не до ребенка сейчас: бесконечные отчеты, проверки, комиссии… Ребенок отходит на второй план. Конечно, есть и кадровый голод в школах. Но вообще школа очень положительно смотрит на то, что ребенок занимается футболом. Очень много неприкаянных детей сейчас. Поэтому любое увлечение школьника встречается как плюс. Пока у нас не было никаких конфликтов со школой ни из-за занятий, ни из-за поездок на турниры. Пишем справки детям и их легко отпускают. Лишь бы учеба не страдала от этого. Бывали даже моменты, когда мы вместе с учителями искали способ помочь ребенку поднять успеваемость – инициатива исходила от учителей – они сами писали нам.
Очень важна мотивация. В этом и отличие российских тренеров от европейских. Наши как мотивируют? Кричат, ругают, могут и матом что-то сказать. В следующий раз ребенок может вообще не захотеть идти на тренировку. Так в нем рождается страх ошибиться. Европейцы делают по-другому. Они учат, что надо сказать ребенку две хорошие вещи и одну – поправить. На практике это выглядит следующим образом: «Смотри, ты сейчас сделал упражнение. Вот это было круто. И это у тебя получилось. А вот в этом элементе надо делать чуть по-другому». Ребенка это мотивирует, не замыкает в себе. Главное, чтобы ребенок старался. Можно, конечно, и пожурить в отдельных моментах, но надо делать это правильно.
– Как заставить ребенка тренироваться?
– Никак. Это поколение заставить невозможно. Это в советское время мы что-то делали только потому что это надо было делать. Сейчас, чтобы ребенок что-то сделал, он должен понимать, зачем он это делает, ценность своих действий. Ему надо объяснять. Простая ругань тут не сработает. Можно, конечно, задавить силой своего авторитета, но на выходе вы получите бревно на поле. И это касается не только футбола. Вообще с современными детьми очень сложно. Посмотрите, как ускорилась их жизнь, их потребление информации. Они смотрят видео на двойной скорости, потому что обычная подача информации для них слишком медленная. А их все пытаются заставить читать книги. Они живут в информационную эпоху – у них совершенно другие способы и каналы обмена информацией, другие носители. И мы должны это учитывать. Мы должны адаптироваться к ним, а не они к нам. В этом часто и кроется конфликт поколений, который приводит к замедлению развития ребенка. Надо это понимать.
– Дайте совет родителям, которые отдают ребенка в футбол.
– Надо, чтобы ребенок кайфовал от футбола полностью. Футбол – это игра. Выигрышно смотрятся футболисты, которые получают от него удовольствие. Это не деньги, это не работа. Многие идет в футбол, чтобы получать много денег. Но это так не работает. Очень важно найти хорошего тренера, который не отобьет у ребенка желание вкалывать. Это очень сложно.
Фото: личный архив Елены Эль-Абуди, соцсети академии «Торино»