«Посмотрите на «Ман Юнайтед» – их бизнес ужасен». Британец создает империю, где спецы из разных видов спорта помогают друг другу
1992-й год. 40-летний инженер-химик Джим Рэтклифф заложил дом, чтобы в бельгийском Антверпене арендовать предприятие, ранее принадлежавшее транснациональной нефтегазовой компании British Petroleum. В 2005-м химический гигант Ineos, основанный Рэтклиффом, приобрел Innovene (дочку British Petroleum) за девять миллиардов фунтов. «Нам пришлось уведомить Банк Англии, что сейчас они получат самый крупный чек в их жизни», – так Джим вспоминал сделку.
2018-й. Рэтклифф – самый богатый человек в Великобритании. Издание The Times оценило его состояние в 21 млрд фунтов стерлингов. В 2020-м Рэтклифф занял пятое место среди британских миллиардеров.
Бизнесмен долго хранил молчание – и свыкся с публичностью только четыре года назад. Именно тогда Рэтклифф приобрел первый спортивный актив – футбольный клуб «Лозанна». За ним последовала команда в парусном спорте, покупка Team Sky в велогонках, французская «Ницца», организация марафонов (на одном из таких впервые пробежали меньше чем за два часа) и спонсорство «Мерседеса» в «Ф-1».
Да и сам Рэтклифф – совсем не офисный планктон: с двумя сыновьями совершал экспедиции на Южный и Северный полюс, участвовал в 33-дневной гонке на мотоциклах в ЮАР, пробежал 250 км в сверхмарафоне по Сахаре, однажды даже заблудился на Монблане (самая высокая точка Альп).
Миллиардер строит уникальную спортивную империю – хочет, чтобы лучшие профессионалы из разных видов спорта делились друг с другом знаниями (уже есть первые результаты). Конечно, есть и критики – считают, что Рэтклифф инвестирует в спорт ради положительного имиджа.
Даже если все вложения только ради пиара, утопические мечты Рэтклиффа об универсальности спорта все равно любопытны.
Из текста вы узнаете:
💰 Как Рэтклифф разбогател
🔥 Почему миллиардер считает, что покупка клубов АПЛ – бессмыслица
🏖 Как туризм в Ницце повлиял на покупку футбольного клуба
❌ Зачем экоактивисты и политики бойкотируют соревнования с командами Рэтклиффа
Все о Рэтклиффе-бизнесмене: агрессивен в переговорах и несколько раз обманул власти Великобритании (но все равно получил титул сэра)
Рэтклифф сколотил состояние на химической промышленности – в 1998-м основал компанию Ineos, которая производит вообще все: от пластмассы до антибиотиков. Джим остается мажоритарным акционером Ineos, чей годовой оборот составляет 60 млрд фунтов. Неплохо для сына плотника и бухгалтерши, который стартовал в бизнесе на пятом десятке.
Первые десять лет Джим скупал активы, безжалостно снижал затраты и любой ценой повышал эффективность. Инвестиционный банкир, работавший с Рэтклиффом, анонимно рассказывал The Financial Times: «Он трудный переговорщик. Нервы на пределе. Джим всегда агрессивен, он воспринимает бизнес-встречи как соревнование, в котором надо выиграть».
«Предприниматель в полном смысле этого слова. Рэтклифф тщательно анализирует действия и готов рисковать тогда, когда другие не решились бы, – говорит исполнительный директор BP Джон Браун. – Нефтехимический бизнес – нелегкий бизнес. Бывают праздники и неудачи, долгие успехи и моментальные провалы. Чтобы добиться успеха, нужно много динамичного менеджмента».
Главные ценности Рэтклиффа: твердость, строгость и юмор – мнение Тома Кротти, директора по развитию Ineos. В интервью FT Кротти рассказывал, что миллиардер избегает многолетних стратегических планов и руководствуется одним правилом: «Нужно сделать незабываемыми как можно больше дней».
Может, поэтому в Ineos неординарные корпоративы – поездки в африканские пустыни для полумарафонов, велопрогулок и горных походов.
В 2010-е Рэтклифф кардинально изменил бизнес-план: сократил число рискованных операций и вышел на уровень транснационального конгломерата. В 2014-м у Ineos появились корабли-драконы – 180-метровые махины для перевозки сланцевого газа из США в Европу. Установились прочные связи с азиатскими и европейскими странами, в Британии Рэтклифф создал тысячи рабочих мест, Ineos даже стал самым крупным частным проектом Великобритании.
Хотя миллиардер постоянно боролся с правительством.
Мировой экономический кризис 2008 года почти довел Ineos до банкротства. Рэтклифф попросил отсрочку на уплату НДС (350 млн фунтов), но лейбористы отказали. Тогда Джим перенес Ineos в Швейцарию и вернулся в Великобританию со сменой правящей партии.
Следующая активность – в период Брексита. Среди самых богатых граждан страны Рэтклифф активнее всех поддерживал выход из Евросоюза: «Брюссель стал неэффективным и бюрократическим. Концепция Соединенных Штатов Европы никогда не сработает».
Казалось, Рэтклифф нашел общий язык с политиками – даже получил титул сэра за заслуги в бизнесе и инвестициях. Но все быстро изменилось: запущенная по образцу Defender от Land Rover машина Grenadier провалилась в Великобритании, а власти еще и частично запретили гидроразрыв пласта (эффективный метод добычи нефти и газа).
Сэр Джим Рэтклифф переехал в Монако в сентябре 2020-го. Люди, проживающие в городе-государстве не менее 183 дней в году, не платят ни подоходного налога, ни налога на имущество. В Великобритании налоговая ставка для дохода свыше 150 тысяч фунтов в год составляет 45%. Так Рэтклифф сэкономил примерно 4 млрд фунтов (до отъезда был третьим по величине индивидуальным налогоплательщиком Великобритании).
В Монако удобно и урезать затраты, и следить за спортом.
Спортивная вселенная Рэтклиффа: метеорологи из парусного спорта помогают марафонцам, механики из «Ф-1» – велосипедистам
«Почему люди мечтают о покорении гор? В чем смысл победы в Лиге чемпионов? Это в ДНК человека. В жизни должна быть острота. Мы здесь ненадолго, нужно успеть повеселиться», – так Рэтклифф объясняет любовь к спорту в интервью L’Equipe.
Бизнесмен инвестировал в спорт 400 млн фунтов.
• В парусном спорте Team Ineos UK остановилась в двух шагах от победы в Кубке Америки 2021 – это старейший международный турнир. Команду возглавляет Бен Эйнсли, легендарный яхтсмен и четырехкратный олимпийский чемпион. За 160 лет (первый Кубок разыграли в 1861-м) Англия ни разу не побеждала, так что Рэтклифф мечтает об уникальном триумфе.
Любопытно, что перед стартом сотрудничества с Эйнсли бизнесмен выдвинул единственное требование. Яхтсмен рассказал о нем CNN: «Ineos должен был стать единственным спонсором. По словам Рэтклиффа, другие партнеры усложняли бы жизнь».
• В велоспорте Рэтклифф купил Team Sky – одну из самых успешных команд с многократными победами в ключевых гонках. Так появилась Team Ineos, которую вскоре переименовали в Ineos Grenadiers – для продвижения автобренда Рэтклиффа (после провала в Великобритании он перекинул его во Францию). Колумбийский велогонщик Эган Берналь уже победил на Тур де Франс 2019 и Джиро-д’Италия 2021, а Ричард Карапас выиграл золото на Олимпийских играх в Токио.
Директор Ineos Grenadiers Дэвид Брейлсфорд рассказывал The Financial Times: «Ребята из «Мерседеса» помогают улучшить аэродинамику. Так работает спорт в Ineos – мы существуем независимо, но делимся инновациями, если можем помочь друг другу».
• Рэтклиффу принадлежат 33% акций «Мерседеса» в «Ф-1». К этому миллиардер добавил 5-летний спонсорский контракт в 128 млн долларов. Джим прокрутил исключительно имиджевую историю. Но и тут есть любопытный момент: руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф был жестко против Брексита и даже видел опасность для «Формулы». Выход Великобритании из ЕС Тото вовсе назвал матерью всех бед.
Полярные взгляды не помешали бизнес-союзу.
• Джим финансировал марафон, который кениец Элиуд Кипчоге пробежал быстрее чем за два часа (1.59,40). Посмотрите на финиш: таймер, стенд, футболка Кипчоге – все с логотипом Ineos.
Марафон проходил в венском Пратер-парке: всего 165 метров над уровнем моря, тот же часовой пояс, что и в Каптагате (там тренируется Кипчоге), плоский рельеф без резких поворотов.
Элиуд готовился к забегу четыре месяца, ему помогали 150 тренеров, врачей и физиотерапевтов. Важно: чтобы выбрать лучшие погодные условия, точную дату забега определяли за несколько дней, время начала – за день. Делали это после консультаций с метеорологами из парусной команды Ineos.
Главный фактор спортивных успехов Рэтклиффа – непосредственность и готовность доверять профессионалам. Джим не узурпирует власть – об этом говорил босс велоспорта Ineos Дэвид Брейлсфорд: «Ineos – это один человек, нет комитета для принятия мелких решений. Мы приходим к Джиму и быстро все обсуждаем. Удобно и динамично».
За футбол отвечает брат Джима Рэтклиффа – Боб. Он вдохновляется примером «Манчестер Сити»
Когда Джим Рэтклифф впервые надолго покинул Великобританию ради Швейцарии, он уже активно помогал местному спорту (особенно хоккею). Неудивительно, что первой находкой для мультиспортивной вселенной в 2017-м стал середняк швейцарской Суперлиги «Лозанна». Сделка – всего 7 млн евро.
Ineos влетел в футбол громким трансфером Энцо Зидана – сын Зизу перешел за 2 млн евро из «Алавеса». Дальше были спорные покупки, переплаты, странная текучка в менеджменте и вылет. «Теперь мы оглядываемся назад и видим, что в нашем подходе была наивность. Мы допустили несколько ошибок и не подпустили к себе тех, кто мог бы дать хороший совет», – анализировал провал Боб Рэтклифф, брат Джима, ранее работавший в отделе финансов Ineos. Теперь он руководит футбольным блоком и вернул «Лозанну» в топ-дивизион.
В 2019-м прибавилась «Ницца». Джим заплатил 100 млн евро, а Боб взял на себя управление. Идея Ineos – с оглядкой на модели «РБ» и «Манчестер Сити» выстроить собственную систему владения несколькими клубами: общий скаутинг, совместный сбор данных, развитие молодых футболистов и тренеров.
«Сити» – главный ориентир. В их империи есть клубы из Уругвая, Японии, Индии, даже команда Второй лиги Бельгии. Бобу нравится фундаментальность, он говорил в интервью The Guardian: «Было бы классно выстроить подобное с «Ниццей» на вершине пирамиды. Важно, что «Сити» играет в привлекательный футбол». Пока у «Ниццы» бывают игровые проблемы, зато система с «Лозанной» выстроена идеально: юные французы уезжают в аренду, играют вместе в более конкурентной среде, лучшие получают шанс в основе клуба Лиги 1.
Особенность проекта Рэтклиффов – в интеграции не только футбольных клубов, но и экспертов из других видов спорта (например, диетологов и физиотерапевтов). В «Ницце» уже экспериментировали с тренировками велосипедистов на базе клуба.
Почему Ineos выбрал именно «Ниццу»? Во-первых, близость к Монако – можно доехать на поезде и даже машине. Правда, Джим Рэтклифф предпочитает вертолеты. Кстати, на его яхте (она стоит те же 100 млн, что отдали за целый футбольный клуб) есть вертолетная площадка, которая трансформируется в настоящее футбольное поле.
Во-вторых, Ницца – второй самый посещаемый город Франции после Парижа. Туристы со всего мира приезжают отдохнуть и краешком глаза цепляют одну из главных достопримечательностей – 35-тысячный стадион «Альянц Ривьера», который построен только в 2013 году. Новому владельцу не пришлось вкладываться в строительство или хотя бы реконструкцию.
А почему миллиардер не купил команду из АПЛ? Рэтклифф – фанат «Манчестер Юнайтед» (и не скрывает этого), интересовался покупкой «Челси» и «Ньюкасла», но быстро ушел с рынка. Вот причина (из интервью The Times): «Купить клуб АПЛ за миллиарды? Я никогда не буду тупо сорить деньгами.
Можно повторять, что «МЮ» или «Челси» стоят три-четыре миллиарда. Но никто и никогда не заплатит за них такую сумму. Посмотрите на «Юнайтед» – их бизнес в ужасном состоянии. Нет ни правильного менеджмента, ни правильных покупок.
Мне хотелось бы развивать молодых талантов. Нравится модель «Саутгемптона» и «Лилля». В Ineos ценится разумный подход, мы не растрачиваем деньги».
Безумных трат на «Ниццу» точно нет. На поле команду потрясывало – Рэтклиффы доверились уже тренировавшему к их приходу Патрику Виейра, но уволили в декабре 2020-го после пяти поражений подряд. И не спешили с новым кандидатом: сезон закончили с помощником Виейра и быстро перетянули к себе Кристофа Гальтье – именно он выиграл Лигу 1-2020/21 вместе с «Лиллем». В летнее трансферное окно «Ницца» уже приобрела Кэлвина Стенгса из «АЗ» за 15 млн евро (кажется, подсмотрели гения из Football Manager) и взяла в аренду Джастина Клюйверта из «Ромы» – теперь можно цепляться за еврокубки.
Экоактивисты постоянно критикуют Рэтклиффа (даже бойкотировали велогонку). Джим абсолютно спокоен
С 2014 года по 2017-й Евросоюз выявил 176 нарушений на предприятиях, подконтрольных Ineos. Со скандалом закрылся крупный завод в английском Мидлсбро, а Рэтклифф постоянно выслушивал обвинения в загрязнении воды и воздуха. В Великобритании, Европе, Азии, США. Везде.
Конечно, экоактивисты увидели в спортивных увлечениях Рэтклиффа попытки очистить имидж и отвлечь внимание от воздействия на окружающую среду. «Большинство людей знают Ineos только из-за инвестиций в спорт. Нам важно рассказать, что на самом деле представляет из себя эта компания», – говорит FT советник неправительственной организации Food & Water Europe Энди Георгиу.
«Спонсирование спорта никак не продвигает химический бизнес Рэтклиффа, – уверен руководитель консалтинговой компании C-MACC Грэм Копли. – Люди видят надпись и не знают, чем занимается Ineos. Нет никакого влияния на продажи, зато много положительного пиара».
«Самая большая компания, о которой вы никогда не слышали» – по информации The Financial Times, так Ineos долгое время между собой называли в бизнес-среде.
Критика бизнеса Рэтклиффа пересекается со спортом – например, партия лейбористов призывала бойкотировать Тур де Йоркшир из-за неэкологичных методов Ineos по добычи сланцевого газа. Представитель из Донкастера Дэйв Шоу патетично прошелся по Рэтклиффу: «В прошлом году Team Sky выступала здесь с рисунком косатки на спине, чтобы напомнить о загрязнении океана. А теперь вместо них приехала команда, которая живет на деньги одного из крупнейших источников этого загрязнения».
Рэтклифф буднично отбивается от экоактивистов и спокойно рассуждает о спортивном отделе Ineos: «Мы зарабатываем от шести до семи миллиардов долларов в год. Разве есть минусы в том, чтобы немного инвестировать в спорт, принимать классные вызовы и поддерживать хороших людей?».
Очевидно, Рэтклифф не изменит парадигму мирового спорта (вряд ли у него вообще стоит такая цель), но следить за проектом все равно увлекательно. Взять хотя бы сказочный марафон Кипчоге – разве можно было помыслить ранее, что человек за два часа преодолеет 42 км 195 метров?
Это подвиг, который символизирует профессиональный спорт: сотрудничество уникального атлета, гигантской команды профессионалов (в этом случае – даже из разных видов спорта) и богатого человека, который все организовал.
Фото: East News/Valery HACHE / AFP, AP Photo/Thibault Camus; commons.wikimedia.orggloballookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com, Panoramic/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Phil Walter, Jack Taylor; facebook.com/INEOS
Отличный мужик, у нас также делают!!!! Госмашину уделал!!!!!
Все истории успеха на Западе, даже если стартовый капитал это наследство, лотерея и т.д. - это история создания нового. История занятия какой-то ниши, новой отрасли, нового продукта. То есть удовлетвопения потребностей рынка такиим образом, как еще не делалось. Оседлать советские заводы, стричь капусту - еще и разумеется раздавая сумасшедшие взятки и нарушая все законы - ведь это Россия, детка прибавлясь яндексами и прочими готовыми активами тоже требует и политического чутья, и жилки предпринимательской. Только это все не красавчики. А Билл Гейтс, Илон Маск или Ретклифф - красавчики.
Радует твое боление за местных баринов, но если ты не понимаешь смысловую разницу между человеком, заложившим дом и в итоге ставшим владельцем химического гиганта (то есть до него была пустота, ничто -а теперь гигант существует) и челом, получившим при не до конца выясненных обстоятельстаах готовые активы - то для тебя ничего нового. Мазепин Уралкалий построил что ли? Создал новый смысл, новую продукцию, удовлетворил сей-то до сих пор не удовлетворенный спрос? его завод в 1964 году построен. А Реклифф свой завод построил сам. Привет куку.
Новость буквально на днях появилась.
Manchester Evening News рассказывает о том, что несмотря на серьезные убытки, которые понес “Манчестер Юнайтед” за время пандемии, по сравнению с другими клубами Премьер-лиги “красные дьяволы” сохранили весьма устойчивое финансовое положение.