ТВ-бизнес «Бенфики» – мечта Федуна. 8 лет сама успешно продавала телеправа, но навредила лиге
Трансляции заберут только в 2028-м.
Леонид Федун много лет мечтает о самостоятельной продаже телеправ. Самая свежая цитата – из интервью РБК двухнедельной давности:
«Мы хотели бы, чтобы «Спартак» занимался своими медиаправами сам — за исключением телевизора, – говорил Федун РБК. – На выездные матчи мы не претендуем. На домашние хотим оставить медиаправа за собой и решим сами, как их монетизировать».
Идея продавать медиаправа отдельно от лиги не нова. И, кажется, ее владелец «Спартака» почерпнул у «Бенфики», сегодняшнего соперника в Лиге чемпионов.
«Бенфика» начала революцию в португальском футболе. Отказалась от телеконтракта и начала продавать матчи сама
«Бенфика» – самый популярный клуб Португалии и самый мощный трансферный хаб Западной Европы. Но бюджет клуба формируется не только трансферами. Другой важный элемент доходов – медиаправа. Но 10 лет назад лиссабонцы получали по ним не сильно больше, чем чемпион РПЛ.
В 2013-м чемпионат Португалии покупали единым пакетом и показывали на главном спортивном канале Sport TV. «Бенфика», как и другие топ-клубы, получала от вещателя 7,5 миллиона евро в год. В руководстве клуба считали, что это слишком мало, и перед новым тендером запросили 40 миллионов. По разным источникам, вещатель предложил от 10 до 22 миллионов в год.
«Порту», «Спортинг» и остальные согласились, а «Бенфика» – нет. И стала показывать домашние матчи по клубному телеканалу (его создали за пять лет до этого и показывали новости «Бенфики», аналитику и товарищеские матчи).
Понятно, что ради матчей основы и молодежки подписку купили бы только самые яростные фанаты. Поэтому в первом же сезоне вещания (2013/14) на Benfica TV показывали волейбол, гандбол, баскетбол, футбольные чемпионаты Греции, Бразилии, МЛС, АПЛ и даже UFC.
К концу сезона-2013/14 лиссабонцы собрали более 300 тысяч подписчиков (по 10 евро) и заработали около 28 миллионов евро за год. Все шло крайне здорово. Через год Benfica TV транслировали во Франции, Швейцарии, Англии, Канаде и США. Через два, перед новым тендером чемпионата Португалии, «Бенфика» зарабатывала уже по 33 миллиона евро.
Решение «Бенфики» помешало всем клубам лиги. Маленькие зарабатывали меньше, чем должны, а «Порту» и «Спортинг» завидовали – и переделили рынок спортивных трансляций
Все это время в руководстве чемпионата Португалии нервно подгрызали ногти – и очень хотели вновь централизовать права. Из-за «Бенфики» страдали остальные клубы, недополучавшие доходы от телеправ.
«Правительство должно вмешаться в эту ситуацию. Недопустимо, что большие клубы зарабатывают миллионы, а маленькие делят крохи, – говорил RTP президент «Жил Висенте» Антониу Фиуса. – Вообще-то малых и средних клубов большинство в собраниях при голосовании. Мы можем даже чемпионат остановить!»
В 2013-м Португалия обратилась к голландской компании Hypercube, которая занимается форматами чемпионатов и их коммерческими стратегиями. Дело в том, что по решению суда нужно было вернуть в высшую лигу «Боавишту», а голландцев позвали придумать подходящий формат для расширения до 18 команд.
Клубам понравилась идея с разделением чемпионата на два этапа, но ничего этого не случилось.
«Президент лиги при голосовании включил в пакет решений еще и централизацию продажи телеправ, – говорил Sports.ru босс Hypercube Питер Нювенхейс. – Это не было нашей идеей – так решил президент лиги. В итоге клубы проголосовали против»
Во второй раз объединить права попытались в 2015-м. Новый президент лиги Педру Проэнса считал это одной из главных целей – тем более Португалия была единственной из топ-10 стран Европы, где клубы могли сами продавать телеправа.
«Телевидение — это большая финансовая поддержка клубов, просто посмотрите на успешные модели, которые существуют по всей Европе, – говорил Проэнса в предвыборной речи. – Все говорит нам о том, что централизация – лучший способ для увеличения стоимости телеправ»
Четкой централизации снова не получилось из-за обострившейся конкуренции платных вещателей.
Главный спортивный канал Sport TV принадлежит сразу четырем медиаплатформам: по 25% у NOS, Altice Portugal, Vodafone Portugal и Global Media Group.
До отказа «Бенфики» права покупала Global Media Group, а в 2015-м футбол резко понадобился NOS и Altice Portugal. И они боролись за каждый клуб.
• Медиаправа «Бенфики» и эксклюзивное право распространения Benfica TV купил NOS – за 400 миллионов евро с 2016 по 2026 год.
• «Порту» продал телеправа, право распространения клубного канала и спонсорское место на футболке Altice Portugal (материнской компании вещателя MEO, главного спонсора на футболке «Порту») – за 457 миллионов евро с 2018 по 2028 год.
• А потом еще и «Спортинг» продал свои права и место на футболке NOS – за 515 млн евро до 2028 года.
В какой-то степени NOS все-таки централизовал права: он забрал матчи «Бенфики» и «Спортинга», а потом подписал маленькие клубы вроде «Боавишты» – это стоило от 3 до 5 миллионов евро в год.
Так что с 2016-го на Sport TV показывают все матчи чемпионата Португалии. Кроме домашних игр «Бенфики». Они – только на Benfica TV. Получается странно. Чтобы увидеть все-все, нужно потратить 25 евро за месяц на Sport TV + еще 10 за «Бенфику».
Еще веселее разделение во второй португальской лиге. Матчи второй команды «Бенфики», «Порту» и «Спортинга» показывают только клубные каналы. Porto TV рассказывает не только о спорте, но и о жизни всего севера страны, Sporting TV показывает дубль «Спортинга», а еще баскетбол, гандбол и новости клуба.
Следующий шаг – централизация прав. Но только с 2028 года
«Прежде нам платили за телеправа всего 7,5 миллиона евро, а теперь мы получаем более 40 млн. Значит, права на самом деле стоили значительно больше, чем нам платили», – говорил генеральный директор «Бенфики» Домингуш Соареш де Оливейра.
В январе 2020-го «Бенфика» запустила клубную OTT-платформу Benfica Play (документальное кино, интервью, репортажи). Подписка стоит 2-3 евро в месяц, а оплату принимают в том числе в криптовалюте.
«В будущем контент станет ключевым драйвером доходов, – говорил про Benfica TV Домингуш Соареш де Оливейра. – Болельщики и зрители хотят видеть что-то уникальное. И за уникальный контент они готовы заплатить».
Правительство Португалии тоже очень хочет собрать футбольный контент в одном месте, чтобы стоимость медиаправ заметно выросла (сейчас сумма – около 125 миллионов евро).
«От централизации телеправ зависят устойчивость и развитие футбола во всей стране, – говорил президент Федерации футбола Португалии Фернанду Гомеш. – Мы должны сделать это, чтобы вместе помочь нашему футболу».
В Португалии вдохновляются примером Ла Лиги, которая с 2016 года продает права централизованно. До 2016-го «Реал» и «Барселона» зарабатывали по 150 миллионов евро в год, тогда как все остальные клубы вместе – около 50 млн.
В сезоне-2020/21 «Реал» и «Барселона» тоже заработали по 150 миллионов евро. Только все остальные получили больше миллиарда – лига стала крепче, клубы развиваются активнее.
Так же хотят сделать и в Португалии, потому что понимают: олигополия топов мешает развитию лиги. «Бенфика», «Порту» и «Спортинг» уже стали богаче – теперь пора помочь клубам поменьше.
Правда, случится это только через 7 лет.
Правительство Португалии уже готовит закон об обязательной централизованной продаже прав не ранее 2028-го (когда закончатся действующие контракты португальских топов).
А пока пример Португалии доказывает, что отделение медиаправ приносит только краткосрочный позитивный эффект для клуба и лиги, а дальнейшее развитие чемпионата как продукта возможно только после централизации.
«Бенфика» эффективнее всех в мире продает игроков. Как они это делают?
Фото: Gettyimages.ru/Laurence Griffiths; РИА Новости/Александр Ступников; globallookpress.com/Sh/Keystone Press Agency, Jan Huebner, via www.imago-image/www.imago-images.de, Petro Fiuza/XinHua ; slbenfica.pt
- Но ведь для этого нужно развивать академию, развивать медиарынок, делать контент, вкладывать деньги в инфраструктуру...
Федун: Ойвсё...
Всё просто :)