«Спорт-Экспресс». Как убивали русский язык. В одном номере – десятки ошибок. Обзор спортивной прессы. Часть 1
"Спорт-Экспресс" начал издаваться еще в 1991 году. С тех пор значительная часть спортивной аудитории перешла на сетевые медиа (в том числе Sports.ru). Однако в киосках "СЭ" по-прежнему продается неплохо, пожалуй, лучше любой другой спортивной газеты. Посмотрим, чем живет это издание сегодня. Вашему вниманию № 131 от 19 июля 2021 года. Понимаю, что по одному номеру судить некорректно, поэтому в заголовке статьи я добавил: "Часть 1".
Каламбуры, одинаковые статьи, серые карточки
Итак, на руках свеженький номер таблоида. 16 полос. 7,5 – под футбол, из них 7 – про российский, 0,5 – про испанский. На передовице – Олимпиада и хлесткий каламбур "Игры с Ковидом". Для верности заголовок подкреплен визуальным каламбуром, где вместо олимпийских колец на японском стадионе нарисовано пять крестов в той же последовательности с отсылкой к игре в крестики-нолики. На первой же полосе чуть ниже еще один каламбур, попроще и комплиментарнее – "Супер-"Зенит"!" (от Суперкубок). Ну а что, Олимпиада "забугорная" – можно и смелый и критический взгляд себе позволить, а "Зенит"... ну вы поняли.
Надо сказать, что больше каламбуров в заголовках (чем порой злоупотребляет "Esquire") не встречается, они носят информативный характер. Оно и понятно: обложка должна привлекать, чтобы газету купили, здесь мы должны быть резкими и полемичными. Следующие же страницы далеко не все прочитают целиком, в таком случае нужно дать максимум новостей крупными буквами. Один заголовок на странице 6 содержит риторический вопрос: "Противники реформ, вы хотите, чтобы российский футбол совсем умер?"
Распределение ролей журналистов в статьях про Суперкубок несколько странное: Игорь Рабинер берется писать реплику, в которой совмещает репортаж, мнение и анализ, и Гоша Чернов на соседней странице делает то же самое. То есть тут нет классического разделения: сначала репортаж, потом анализ. Они реально пишут одно и то же. Почему только две одинаковые статьи?
Забавно наблюдать, как в протоколе матча журналисты старательно выводят прямоугольнички, обозначающие карточки, думая, что в черно-белой газете можно будет отличить желтую карточку от красной. Как выставляются оценки за матч, не очень понятно, особенно половинки баллов. Заниженной кажется оценка Малкома, который получил столько же, сколько, например, и Рыбус.
Отдельный респект "СЭ" за интервью с молодыми, пока малоизвестными российскими футболистами Акимом Белохоновым и Константином Нижегородовым, а также за жесткую позицию по лимиту на легионеров, пускай и высказанную не журналистами, а героями номера Курбаном Бердыевым и Акимом Белохоновым.
Воспаленный Рабинерв
Читать Рабинера – отдельное удовольствие. Увидел ошибку футболиста – напиши, что так играть нельзя. А вам еще что-то надо?
"На мой взгляд, гол Кузяева в Суперкубке, первый мяч нового российского сезона, – очередное доказательство того, что выходить из обороны с помощью коротких передач могут позволить себе только мировые топ-клубы".
Во-первых, автор совсем упускает промежуточную стадию – как становятся игроками топ-клубов? То есть до игры за топ-клуб футболистам было нельзя играть в короткий пас на своей половине, а потом будет можно? Откуда же тогда возьмется культура паса? Рабинер пишет, что с ним согласны многие профессионалы в то время, как его мысль противоречит словам Бердыева, напечатанным в этом же номере газеты, который говорил, что одинаковое понимание игровой ситуации одноклубниками при игре в мелкий пас должно воспитываться с детских команд. Гвардьола в "Барсе Б" запрещал выходить низом?
Во-вторых, автор не обращает внимание на то, что "Зенит" тоже разыгрывал мяч низом на своей половине. Может, дело не в футбольном приеме как таковом, а в качестве его исполнения (и качестве прессинга атакующей команды)?
В-третьих, автор игнорирует легковесную конфигурацию атаки "Локомотива", где быстрые и маневренные Смолов и Камано лучше приспособлены к техничной игре низом, нежели к борьбе в воздухе.
В-четвертых, забавно, что автор рекомендует запретить команде, у которой не получается тот или иной футбольный прием, им пользоваться. В том смысле, что не умеете разыгрывать низом у себя дома – не беритесь. Но ведь у "Локомотива" и удары не клеились. По этой логике, и бить им не нужно было, раз не получалось. Или после обреза Зобнина в матче с Данией всем запретить отдавать пас назад вратарю? Кроме топ-клубов, конечно же.
"Не считаю короткий розыгрыш мяча сзади непременным признаком прогрессивного футбола. Прессинг и контрпрессинг, предельную компактность, гибридные схемы при перестроениях из обороны в атаку и обратно – считаю".
А зачем все это нужно, как не для создания численного большинства на отдельных участках поля, розыгрыше лишнего и гарантированного выхода из-под прессинга без выноса в борьбу?
(про Тедеско) "Но, не продлив контракт с клубом по семейным обстоятельствам, возглавить сборную той же страны – такое решение очень многие не поймут. Тут или крестик сними, или трусы надень".
Интересно, что воссоединение с семьей Рабинер называет снятием трусов. Возможно, у него инсайд, какие именно были семейные обстоятельства у Тедеско.
(про Виллаш-Боаша) "он давным-давно ничего не добивался <...> брал золото и выходил в 1/8 Лиги чемпионов. Но когда это было?"; (чуть позже про Бердыева) "Но и с теми, кто напирает на то, что Бердыев два года не работал, не согласен. Знания у тренеров аккумулируются, а успехи чередуются с поражениями. У того же Семина перед триумфальным последним заходом в "Локомотив" была неудача в "Анжи", а чемпионство и полуфинал Кубка УЕФА с киевским "Динамо" случились после провала с московским".
Это удивительно, как можно выступать против одного кандидата на пост тренера сборной и ровно по этой же причине поддерживать другого. Петя – плохой ученик, он давно не получал "пятерок", а Вася – хороший, да, он тоже давно не получал "пятерок", но ничего, победы чередуются с поражениями, а знания накапливаются.
Алло, мы ищем корректора!
Теперь от полемики перейдем к грамотности. Прочитав все тексты номера, я составил таблицу с полным перечнем найденных ошибок:
Резюме
Номер получился достаточно информативным, представлено разнообразие жанров (интервью, статистика, мнение, новости и т.д.). Рекламы не очень много, по крайней мере, она не бросается в глаза. 8 полос из 16 посвящено не футболу, что неплохо для читателей, не следящих регулярно за другими видами спорта. Из минусов отмечу однобокие и прямолинейные тексты Рабинера и грамотность Чернова, но об этом ниже.
Итак, всего в номере найдены 22 ошибки, половина из них – грамматические. Больше других ошибок допустил Гоша Чернов (правда, у него было 2 текста, хотя и не у него одного). Во всех случаях, кроме фактической ошибки с перепутанным соперником "Акрона", смысл написанного правильно понять можно, то есть ошибки не влияют на понимание текста, что не отменяет их недопустимости. Подробнее:
Возможно, "десятки ошибок" в заголовке звучат сенсационно, но надо все-таки учитывать немалый объем написанного. Тем не менее, я ожидал найти меньше ошибок. Некоторые ("в ветеране команде", "миланцы ведет", опечатки), очевидно, вызваны невнимательной проверкой, что можно списать на объём таблоида и сжатые сроки. Другие ошибки и недочеты ("первый день недели", "обмен из", "уехал по семейным обстоятельствам – или крестик сними, или трусы надень") изумляют, думаешь: "За что с нами так?!"
К счастью, есть кого похвалить: в текстах Владислава Зимагулова, Ильи Андреева, Михаила Скрыля, Дмитрия Кузнецова, Данилы Слесараева, Олега Шамонаева, Тимура Ганеева, Натальи Марьянчик ошибок не обнаружено (прочие, слишком короткие тексты в расчет не беру). Им поставим по 7,5: именно столько не поскупились дать лучшим игрокам Суперкубка журналисты "СЭ". Чернову – 4,0, Рабинеру – 4,5 (по аналогии с Пабло и Гильерме соответственно).
Продолжение следует.
P.S. В статье, в которой Рабинер обсуждает трех кандидатов на пост тренера сборной, нет ни слова про Карпина. А вы говорите – Черданцев.
Образец, идеально выстроенного в смысловом плане, предложения
Главный мерзавец покинул редакцию в начале осени прошлого года. Максимов же по-прежнему занимает должность главного редактора.