Джордж Бест обожал одежду (и владел бутиком), Пеле и Бобби Мур носили брюки клеш, Бекхэм – легенда стиля. Как менялась мода в футболе
Этот текст мы выпускаем при поддержке компании Albione – производителя модной мужской одежды, обуви и аксессуаров. А еще Albione – официальный поставщик деловой одежды для сборной России по футболу. Вы вообще часто будете в ближайший месяц видеть футболистов в костюмах, поэтому мы решились на большое исследование по этой теме.
Мода и футбол всегда дружили. Дизайнеры выпускают коллекции, вдохновляясь спортом, футболисты носят форму, на которую влияют модные тенденции. А перед финалом чемпионата мира 1998 года во Франции даже состоялся грандиозный модный показ.
Как мода влияет на футбол хорошо показывают шестидесятые-восьмидесятые. Тренд на короткие шорты в футболе ворвался в 60-е и совпал с модой на мини-юбку, а ушел в 90-е, когда популярным стали длинные платья и одежда оверсайз.

Футболисты всегда были в центре внимания и хотели соответствовать моде. Мы изучили, как менялись тенденции в обществе на примере игроков, болельщиков и тренеров.
Как одевались футболисты: от начала XX века до нашего времени
Почти за 100 лет в обществе радикально изменилось отношение к некоторым вещам. Привычные для нас футболки появились в начале XX века и использовали их военные как нательное белье, заправляя в штаны. Автономным элементом гардероба футболка стала в 50-е благодаря кинематографу – в 1951 году Марлон Брандо в фильме «Трамвай «Желание» появлялся в белой заправленной футболке практически в каждой сцене.
Рубашка тоже относилась к нательному белью, лишь с 1960-х годов ее стабильно начали носить самостоятельно, не покрывая другой одеждой, по этой причине на рубашках появился нагрудный карман. Яркий пример – Пеле из 70-х, одетый в яркую шелковую рубашку, заправленную в модные тогда брюки клеш (длинные, расширяющиеся книзу от колена).
В первой половине прошлого века люди одевались по-другому. Джинсы еще не запустили в массовое производство, а у костюма, который сегодня называется классическим, был другой статус. В нем мужчины от Европы до США могли ходить каждый день – на работу, в церковь и на стадионы (на этом остановимся дальше).
«Изначально костюм считался элементом гардероба аристократии и обеспеченных людей. Впервые костюм появился во Франции XVII века, а ввел в обиход его законодатель мод того времени – король Людовик XIV. Массовое производство началось после промышленной революции, а к 80-м годам прошлого столетия костюмы перестали быть частью повседневного образа людей», – объясняет CEO Albione Андрей Билиенко
В Штатах 40-х, согласно статистике, на одного мужчину покупали половину костюма в год, то есть в год продавали примерно 25 млн костюмов. Для сравнения – в 2018 году общее количество проданных мужских костюмов составило 8,6 млн, около 0,07 костюма на мужчину.
Возвращаемся в начало XX века. Посмотрите на командное фото «Куинз Парк Рейнджерс»: костюмы, двубортные пальто, жилеты, обязательно галстук или бабочка и головной убор (шляпы разного фасона или кепки). Это фото отражает дух эпохи, такой стиль тогда был в моде.

Костюмы рано стали частью футбола. Сейчас команды приезжают на матчи в деловой одежде в основном из-за того, что у них есть контракт с модным брендом, но тогда были другие мотивы. Футболисты просто хотели респектабельно выглядеть.
Вот так одевалась сборная Бразилии в 1958 году – короткий галстук, белые рубашки и фирменные темно-синие пиджаки с логотипом спортивной конфедерации.

А вот в таком виде Англия прилетела на свой первый чемпионат мира в 1950 году. Брюки с высокой талией, широкий и короткий галстук и двубортные пиджаки с логотипом сборной. Репортеры встречали футболистов тоже при параде.

В 50-е футбол и мода начали постепенно сближаться. Футболисты становятся кумирами, стараются хорошо выглядеть и уделяют внимание одежде. Одним из ярких символов своей эпохи был Стэнли Мэтьюз. Он известен джентльменским поведением (никогда не получал ни желтых, ни красных карточек) и соответствовал образу за пределами поля. В 1965 году Мэтьюз шел в Букингемский дворец на церемонию присвояния ему рыцарского титула во фраке и шляпе-цилиндре.

В Италии 50-х элегантно одеваться любил Рино Феррарио, который с «Ювентусом» дважды выигрывал чемпионат Италии.
Второй справа – стоит в галстуке.

Сборная СССР тоже была на стиле. Кубок чемпионов Европы в 1960-м футболисты привезли в костюмах и галстуках.

Модный символ 60-х – однозначно Джордж Бест. Настоящая суперзвезда своего времени: о нем регулярно писали в прессе, он снимался в рекламе, участвовал в модных показах и светских мероприятиях. Бест обожал одежду, единого стиля у него не было, но он впитывал тренды своего времени и одевался очень разнообразно: уважал костюмы-тройки, двубортные пиджаки, бомберы, рубашки, брюки с высокой талией и тренчи.

Бест так любил моду, что в 1967 году вместе с футболистом «Манчестер Сити» Майком Саммерби открыл бутик Edwardia, Дела шли хорошо и со временем открыли второй магазин. Джордж признавался, что бутики были для него одним из способов цеплять девушек. Обычно там продавали мужскую одежду: костюмы, свитера, твидовые жакеты, вельветовые брюки и многое другое.
В прошлом году на одном из английских аукционов выставили голубой мужской костюм-тройку из бутика Беста. Продали за 400 фунтов. Кстати, бутики футболиста закрылись в 70-х, когда бизнес пошел на спад.
В ассортименте Albione есть все, чтобы почувствовать себя футбольным денди той эпохи: двубортные пиджаки, костюмы-тройки, галстуки и другие мужские аксессуары.

***
Семидесятые принесли эпоху диско и эксперименты – не только в одежде, но и с прическами. Главный символ эпохи – брюки клеш. Обычно с ними носили обтягивающий верх. Легенда «Лестера» Фрэнк Уортингтон гонял с прической как у Элвиса Прэсли, с усами и в модном прикиде (белый костюм с брюками клеш и приталенная рубаха с узором).
Очень стильно одевался легендарный футболист сборной Анлии Бобби Мур, тоже соответствуя эпохе.

Костюмы и костюмные брюки постепенно начали терять популярность из-за джинсов. Экс-футболист «Ливеруля» и сборной Англии Кевин Киган доказал это, надев в спортивную футболку, заправленную в джинсы клеш.
Мода плюс-минус была везде одинаковая. Вот так одевались в Италии. На фото футболисты Италии Пьетро Анастаси, Франко Каузио, Антонелло Куккуредду и Хельмут Халлер.

Брюки клеш очень уважал легендарный Пеле, у него было много таких. Вот он стоит в красных штанах рядом с Бестом.

Самое чумовое время в футболе и моде – девяностые. При чем как на поле, то и за пределами. В плане форм в 90-х футболки начали делать из полиэстера, искусственного материала. Он экономил компаниям деньги, не так впитывал влагу, как хлопковые ткани, меньше весил и лучше поддавался окрашиванию. Теперь можно было отпечатывать сложные рисунки и экспериментировать с цветами. В это время появились те самые пестрые формы, кислотные цвета и безумные принты.
В моде творились похожее, не было никаких правил и рамок. Футболисты носили что хотели – от ярких спортивок до мешковатых костюмов. Цвета иногда не сочетались, а одежда порой выглядела очень странно. В это время зарождался стиль Бекхэма. Дэвид родился в подходящее время: в английский футбол только пришли большие деньги и активно развивались медиа. Благодаря отношениям с Викторией из культовой поп-группы «Спайс Герлз» он постоянно сверкал на тусовках и светских мероприятиях. Финальным штрихом стали модные эксперименты над стилем (не всегда успешные) и волосами.
Слово «метросексуал», кстати, придумал английский журналист Марк Симпсон в 1994 году. В 2002 году Симпсон назвал Бекхэма «самым метросексуальным метросексуалом».
Символом 90-х стали кремовые костюмы футболистов «Ливерпуля», надетые перед финальным матчем Кубка Англии с «Манчестер Юнайтед» на «Уэмбли» в 1996 году. Мерсисайдцы проиграли 0:1, а об их костюмах вспоминают до сих пор. Группу игроков того «Ливерпуля» называли «Спайс Бойз» – по аналогии со «Спайс Герлз».
В нулевые мода и спорт продолжали сближаться. Футбол генерировал все больше денег, а игроки становились лицами рекламных кампаний и участвовали в модных показах. Но мода нулевых заметно отличалась от современной. Популярными были свободные джинсы, джемперы с узорами (иногда под них надевали рубашки), кардиганы, дубленки, кожаные куртки. Прически тоже были другими.
Такой связи между модой и футболом, как сейчас, не было никогда. Модные бренды подписывают игроков, выпускают целые коллекции, вдохновляясь игрой, а игроки стараются следить за внешностью и соответствует образу. Самый модный футболист нашего времени – Эктор Бельерин. Он увлекся модой в детстве, когда помогал бабушке на швейной фабрике. Эктор знает все про главные бренды и о том, как надо одеваться. Других футболистов он критикует за слишком узкие брюки, рваные джинсы и дорогую одежду с логотипами на самом видном месте (они, скорее всего, так делают, чтобы показать, сколько денег они заплатили за вещь). Еще Бельерин борется за экологичность в моде и осознанное потребление.
Стиль болельщиков тоже изменился: в 40-е ходили как в театр, в 90-х хулиганили в практичной одежде
С болельщиками похожая история. С 20-х годов и по 60-е почти все ходили на стадионы при параде – в костюмах, пальто и шляпах.
«В те времена футбол и был праздником. Индустрия развлечений, как и технологии, еще не были настолько развитыми. Например, обменяться мнением по поводу только что завершившегося эпизода с друзьями человек мог только вживую, ведь никаких мессенджеров не было. Так что футбол дарил не только зрелище, но и выполнял социальные функции – сближал людей, давал им пищу для обсуждений и споров», – считает Билиенко

Ситуация – как и в моде в целом – начала меняться в 70-х и начале 80-х. В это время болельщики «Ливерпуля» первыми начали ездить на еврокубковые выезды во Францию и Италию. Там их впечатлили магазины и премиальные бренды. Покупки в местных люксовых бутиках стали традицией. Им нравилась стильная европейская молодежь, выезды для них стали как шопинг-туры.
Со временем в Британии оформилась целая фанатская субкультура – кэжуалы. Они сопровождали команду на выездах, но носили не футболки любимого клуба, а предпочитали дорогую дизайнерскую одежду европейских марок. И еще они были хулиганами: дрались до и после матчей, жгли пиротехнику.
Изначально стиль кэжуалов состоял преимущественно из легкой теннисной одежды. Но в таких вещах тяжело на декабрьском выезде в дождливый Ньюкасл. Поэтому они делали выбор в пользу чего-то практичного – крепкие, теплые и водостойкие куртки, плащи, анораки защищали от дождя и холода, они были достаточно прочными, чтобы не порваться в первой же драке.
Субкультура кэжуалов постепенно вымирала. После трагедии на «Эйзеле» и беспорядков в Кенилуорт-роуд в 1985 году – когда фанаты после четвертьфинала кубкового матча «Лутон» – «Миллуолл» вырывали кресла и крушили все подряд – правительство Маргарет Тэтчер прижало футбольных хулиганов: теперь за драки можно было сесть в тюрьму.
Но стиль болельщиков изменился. На футбол уже не ходят в костюмах, обычно надевают что-то практичное: спортивный костюм, джинсы с футболкой. А идеальный вариант – надеть джерси любимого клуба и прихватить с собой шарфик.
Тренеры никак не могут прийти к единому стилю. Аллегри предлагал штрафовать за спортивки
С тренерами все немного проще. Глобально их можно разделить на две категории – те, кто предпочитает спортивный стиль, и любители деловых нарядов. Со спортивками можно не париться – их выдает клуб, поэтому есть возможность больше времени уделить тактике.
Понятно, что в начале и где-то до 60-х деловой костюм был в приоритете.
В 90-е верх взяли спортивные костюмы, они тогда были очень популярны.
Хотя молодому Алексу Фергюсону удавалось совмещать оба варианта.

Сейчас в приоритете деловая одежда (особенно приталенные костюмы). Правда, иногда ее разряжают чем-то неформальным – например, кедами, как Луис Энрике.
Любители спортивок не исчезли и готовы объяснить свои взгляды. Юрген Клопп считает, что костюм нужно надевать, только когда это уместно. Присутствие на скамейке запасных не тот повод, там лучше стоять в спортивном костюме. Сарри после работы в банке предпочитает исключительно спортивки: «Я надеваю спортивный костюм, потому что моя работа – спорт. Мне кажется, глупо наряжаться на матч, как будто идешь на свадьбу».

Тренер «Ювентуса» Макс Аллегри не согласен. В 2013-м в интервью GQ он выдвинул смелый тезис: «Я бы штрафовал тренеров, которые выходят на матчи в спортивном стиле. Ты представляешь клуб, нельзя так выглядеть!».
Андрей Билиенко, CEO Albione, официального поставщика деловой одежды для сборной России: «Для нас честь одевать лучших футболистов страны. Футбол давно перестал быть просто видом спорта, сейчас это полноценный и важный элемент индустрии развлечений и даже шоу-бизнес в определенной степени. Мы хотим, чтобы отечественный футбол двигался в том же направлении, поэтому считаем очень важным работать с имиджем команды в том числе и вне поля»
Фото: Acervo Mário Américo/The football museum; globallookpress.com/imago sportfotodienst, Guido Kirchner; Федор Алексеев; Gettyimages.ru/Topical Press Agency, Kirby, Keystone Features, Hulton Archive, Gary M Prior; eastnews.ru/Keystone Archives; facebook.com/La-nostra-serie-A-negli-anni
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Спортивки, большие куртки.
Все ходили как САФ в куртках на 2 размера больше.
Или всё-таки Бэкс?)