Экстрасенсы против пьяниц. Как тренер Садырин спасал футболистов от пагубных привычек гипнозом
Начало тренерской карьеры Павла Садырина пришлось на непростые времена, когда алкоголь и сигареты ещё не воспринимались всеми как одних из главных врагов высоких результатов. Спортсмены не гнушались курить перед тренировкой и выпивать после неё. Садырин, будучи чутким наставником, который был ярым противников всех вредных привычек и сильно переживал как за всю команду, так и за каждого её члена, просто не мог спокойно на это смотреть.
Молодой специалист не боялся экспериментов, даже если в успехе был уверен только он сам. Одним из таких эпизодичных опытов в его тренерской карьере были экстрасенсы. Павел Фёдорович верил во всё потустороннее и полагал, что маги, гадалки и гипнотизёры — те самые палочки-выручалочки, которые не позволят спиться его подопечным.
В своей первой же команде — «Зените» — он столкнулся с интересным феноменом: игроки показывали отличную форму на поле при том, что стабильно потребляли алкоголь и курили. Садырин точно знал, что вечно это продолжаться не сможет, и прислал экстрасенса прямо в бар, где отдыхали его футболисты.
«Первый раз был в 80-е. Собрались в Удельной, зашел какой-то товарищ: «Приготовьтесь, сейчас вы навсегда забудете об алкоголе и сигаретах. Желудков вскочил: «Я что, дурак, лишать себя удовольствия?!» Хлопнул дверью. Остальные сидят. Звучит голос: «Спа-а-ать! Спа-а-ать!» Но отрубились Борька Чухлов да Лешка Степанов. Серега Кузнецов поднимается: «Вот их и лечите. А мы пойдем кино смотреть». Экстрасенс жаловался Садырину: «Невозможно работать! Гипнозу в команде поддаются двое…», — рассказывал впоследствии форвард Сергей Дмитриев рубрике «Спорт-Экспресса» «Разговор по пятницам».
Шутки-шутками, но Степанова тогда правда отпустило. Только на время.
Нападающий «Зенита» и друг Алексея Борис Чухлов в интервью вспоминал:
— После развода с первой женой Степанов начал немного злоупотреблять. Садырин встревожился: «Нужно спасать парня. Иначе отчисление». Привел на базу экстрасенса. Тот на клочке бумаги что-то нацарапал, протянул Лехе: «Вот эту записку всегда носи с собой». Года полтора даже пива в рот не брал. Как отрезало. Развязал внезапно, после какой-то игры. Выяснилось, умер экстрасенс, чары ослабли. Федорыч сокрушался: «Не справился с нашим Степой, загубили человека…» Но когда Леха второй раз женился, перестал нарушать режим.
Успешный опыт Степанова дал Садырину основания думать, что всё действительно работает исправно. Однажды он решил познакомить своих игроков с главным магом 80-х Григорием Шпильманом. На одном из сборов в Сочи тренер пригласил всю команду на представление.
Как бы ни было забавно, силу гипнотизёра снова ощутил Степанов.
«Гипнотизер проводил психологические опыты. Из зала приглашал на арену несколько человек, вводил в состояние гипноза и начинал издеваться. Из наших выбрал Степу. Только ему сказали: «Спа-а-ать!» — тут же отключился. Дальше Шпильман командует: «Лещенко!» Степа затягивает: «И с полей уносится печаль…» Шпильман: «Кобзон!» Степа: «Не думай о секундах свысока…» Ну и в таком духе. В общем, пел, плясал, раздевался, изображал официанта с подносом…», — возвращался в тот день Дмитриев.
Что интересно, сам Алексей совершенно не помнит, как он оказался в таком положении.
В 1987-м Садырин покинул клуб на несколько лет, а когда снова возглавил «Зенит», решил своим традиционным методам борьбы с любителями покуролесить не изменять. В 1995-м он взялся за спасение Александра Панова, который очень любил курить.
Новый гипнотизёр пришёл прямо на тренировку. Футболист Дмитриев снова всё рассказал:
«Этот точно был шарлатаном. Панов спрашивает: «Как мне с куревом завязать?» Отвечает: «Не проблема. Сигарета есть? Доставай». Саша вытаскивает, в две затяжки выкуривает до фильтра. Прямо в холле базы на глазах изумленного Садырина. Панову-то тогда не было и 20. Экстрасенс повращал руками, изрек: «Все, табак вызывает у тебя отвращение!» А Пан через полчаса отошел за угол с Приходько и закурил как ни в чем не бывало».
Последний известный эксперимент оказался неудачным.