10 мин.

Руслан Мухаметшин: «Мы не привыкли и не знаем, как играть от обороны»

 В конце прошлого года еженедельник "Футбол" провёл опрос главных тренеров команд ФНЛ с целью определить самых ценных игроков турнира в 2011 году. С солидным отрывом победителем стал форвард «Мордовии», лучший бомбардир первенства Руслан Мухаметшин. Следом за ним также уверенно расположился хавбек «Алании» Георгий Габулов, третий - еще один саранчанин, центральный полузащитник из Чили Герсон Асеведо.  Самый ценный футболист ФНЛ дал интервью нашему корреспонденту.

 

ЛУЧШИЙ - ГАБУЛОВ

- Руслан, поздравляю вас с признанием лучшим игроком ФНЛ 2011 года!

- Спасибо. Для меня это приятная неожиданность: лестно удостоиться подобного признания от компетентных в футболе людей.

- Для вас лично чья оценка игры важнее: тренеров, журналистов, игроков или, может быть, родственников?

- Ну, жена у меня не очень ориентируется в футболе. Только нарушения правил, особенно те, что не были зафиксированы, разбирает – тут она дока (улыбается). Мнение журналистов для меня, конечно, важно, но зачастую ваши коллеги поверхностно анализируют действия футболистов. А на выставляемые после игры оценки я вообще стараюсь не обращать внимания. Считаю, что они необъективны. Тренеры же оценивают нас профессиональным взглядом.

- А сами бы вы кого признали лучшим футболистом года в ФНЛ?

- Бесспорно, Габулова. Хотя в каждой команде есть кого отметить. В «Сибири», например, – Астафьева, в «Урале» -- Шатова, в «Шиннике» -- Саркисова. Последний, правда, в матче второго круга с нами вышел лишь на замену, но и за 20 минут успел натворить немало. В «Мордовии»? Мне кажется не совсем корректно особенно выделять кого-то в своей команде.  

НА СБОРАХ УВЕРЕННОСТИ НЕ БЫЛО

- Есть ощущение выполненного долга?

- Если честно, то нет. Во-первых, впереди у нас еще третий круг, во-вторых, на финише мы растеряли слишком много очков и упустили лидерство. От этого остался неприятный осадок.

- Тем не менее, скажи вам три года назад, что станете лучшим бомбардиром первенства, а ваш клуб будет претендовать на выход в Премьер-лигу, - не поверили бы, верно?

- Тогда я не был уверен даже в том, что буду выступать в первом дивизионе! Когда мы с братом перешли в «Мордовию», команда лидировала в зональном турнире второй лиги, но гарантий выхода в первый дивизион никто бы не дал. И уж тем более, разумеется, никто из нас не ожидал, что уже на второй год мы выбьемся в фавориты первого дивизиона. Кстати, из того состава у нас осталось человек семь. В «Мордовии» к вопросу комплектования подходят плавно, нет шараханий, и это, безусловно, идет команде на пользу.

- За три года в клубе многое изменилось?

- Многое. Рядом с базой в придачу к искусственному газону появился еще и натуральный. Принарядилась и сама база. Бильярдный стол вот установили, интернет-связь улучшили. Руководство идет нам навстречу во всех вопросах. Выполняет наши пожелания – только играй.

- Когда поняли, что команде по плечу решение серьезных задач?

- В межсезонье такой уверенности не было точно: на последних двух сборах проиграли много матчей. При этом, несмотря на неважное качество полей в том же Кисловодске, Анатольич (Федор Анатольевич Щербаченко. – С.И.) просил: играйте в созидательный футбол, комбинируйте. А заодно прилично нагружал функционально. Выходит, тренер был прав. А осознание того, что можем высоко взобраться в таблице, пришло в конце первого круга, когда выиграли в Астрахани и Набережных Челнах, утвердившись в тройке.

- Отрезок из семи выездных игр подряд, видимо, стал самым сложным?

- Он был разбит межкруговой паузой, поэтому больших проблем тогда не возникло. Разве что после переезда из Хабаровска во Владивосток сказалась акклиматизация. Против «Луча» мы еле ноги волочили. Но в итоге отбились, сыграв 0:0. По-настоящему физическое изнеможение наступило уже под занавес сезона, хотя это естественно: любая команда выдыхается, проводя весь чемпионат одним и тем же составом. Я так устал, что эмоций не осталось даже на «Аланию».

- В десятке лучших бомбардиров ФНЛ трое представителей «Мордовии». В наше прагматичное время редко встретишь команду, настолько заточенную на атаку…

- Так мы не привыкли и не знаем, как играть от обороны. У нас атакующая модель с подключениями крайних защитников. Моментов создаем много, правда, и пропускаем прилично.

- А как в самой команде относятся к перспективе подъема в РФПЛ?

- Все хотят попробовать свои силы в топ-дивизионе. В «Мордовии» на этом уровне, кроме Рыжова, по-моему, никто больше не играл.

- Спросил к тому, что в случае прорыва в элиту группе футболистов придется паковать чемоданы…

- Это понятно, но в любом случае нужно зарабатывать себе имя и авторитет.

- И бонусы за выход обещаны, наверное, солидные?

- Про бонусы не в курсе. На первом этапе перед нами ставилась задача попасть в восьмерку, а как там дальше – руководство пока не объявляло. В любом случае будем бороться за верхние позиции.  

43 ОЧКА ЗА ИГРУ

- Полагаю, вам уже наскучили вопросы о баскетбольном прошлом. И тем не менее: не считаете, что перешли в футбол поздновато?

- Поздновато, что скрывать. Только-только разогнался, а тут уже 30 лет и скоро пора заканчивать. Но все же рассчитываю поиграть еще годика три на хорошем уровне.

- Баскетбольные навыки помогают вам на зеленом прямоугольнике?

- Скорее да, чем нет. Умение быстро развернуться, показать сопернику, что уходишь в одну сторону, а самому резко ускориться в другую – эти качества во мне заложены. Кроме того, у меня больший обзор в штрафной площади, чем у многих игроков.

- На какой позиции действовали на баскетбольной площадке?

- Играл первого номера, то бишь разыгрывающего. Для баскетбола у меня рост невелик, так что я составлял «легкую артиллерию».

- Каков ваш личный рекорд результативности?

- Выступая за «УНИКС-2», набрал однажды 43 очка в гостевом поединке с «Нижним Новгородом». Не помню точно, как у них называлась команда, – вероятно, играли с таким же фарм-клубом, как и мы. А потом меня пригласили в «НБА-Нижний Новгород». Это уже была Суперлига «Б», посерьезнее.

- Когда травмировался Александр Агапов и «Мордовия» осталась с одним голкипером, на тренировках, по словам Щербаченко, в воротах наигрывали вас и Александра Симчевича. Что, действительно в случае форс-мажора могли занять пост номер один?

- А что оставалось бы делать? Встал бы в ворота. В конце предыгровых занятий, когда отрабатывались удары, мы с Сашкой по очереди натягивали вратарские варежки – и под «расстрел». Благо какой-никакой опыт имелся: в «Рубине-2» тоже выполняли подобные серии, меняясь ролями. Правда, там скорее дурачились.

- Журналистам Щербаченко известен как большой балагур. Он и в коллективе такой же?

- Он, конечно, не самый кислый человек (смеется). Любит пошутить. Но только когда это уместно. В концовке первой стадии турнира было не до шуток.

 

- Щербаченко – главный для вас авторитет в футболе?

- Я его очень ценю и уважаю как тренера. Он дал мне возможность изменить свою судьбу. Разумеется, благодарен и Роберту Евдокимову, который вытащил меня из Казани в Ижевск, где создал интересную команду. У нас не было больших финансов, зато мы играли, а не мучились.

- Шанс пробиться в состав главного «Рубина» был?

- Наверное: почти каждое межсезонье меня брали на первый, просмотровый, сбор основной команды. Но я за него не ухватился. Да и сложно это было сделать. Из ребят, выступавших в «Рубине-2», при мне к основе подтянули только Марата Хайруллина. Впрочем, он провел всего один матч, на Кубок. Сейчас играет в Актюбинске. А незадолго до моего прихода из «Рубина-2» в первую команду проскочил Саша Бухаров.  

ПИВО НЕ ПЬЮ – ЛУЧШЕ КРАСНЕНЬКОГО  

- С братом Рустемом вы идете по футбольной лестнице вместе. Когда возникают разногласия, за кем последнее слово?

- Как таковых разногласий у нас не было и нет. Рустем привел меня в футбол, после чего все решения принимали вместе. Из Казани нас звали в Оренбург, мы даже ездили туда на просмотр. Однако не сложилось. Зато удачно склеилось в Ижевске. А вот затем, что называется, была «вилка»: помимо «Мордовии» имели на руках предложение из  «Нижнего Новгорода», который тогда уже играл в первом дивизионе. Брат склонялся ко второму варианту, но я его переубедил. Вживляться по ходу сезона в новую команду и без того непросто, а тут еще вдобавок на одну лигу выше. Был риск не заиграть.

- Если одному из вас поступит выгодное предложение, будете ставить  работодателям ультиматум: либо переходим вместе, либо никто?

- Думаю, нет.

- С братом в детстве дрались?

- Не припомню такого. Я старше его на три года - в детстве это существенная разница. Наоборот, я опекал Рустема, хотя в этом и не было особой нужды: у него в футбольной школе была своя «банда». Их никто не трогал. А так мы друг за друга горой. Когда в прошлом году в матче с «Лучом» меня ударил соперник, Рустем сразу примчался разбираться. Ну и я, понятно, не даю его в обиду. В спаррингах на сборах стычки ведь обыденное дело.

- У родителей в любимчиках, поди, ходил младший брат?

- Рустик и сейчас любимчик, особенно у мамы.

- На поле чувствуете друг друга интуитивно?

- Безусловно, мы больше играем между собой. Он знает, куда я побегу, а я знаю, куда мне лучше открыться, чтобы получить от него мяч.

- На отдых с братом полетите?

- Нет, с товарищем, не имеющим отношения к футболу. Двумя семейными парами, детей оставляем на попечение родителей. У меня – сын Эмир, ему два годика и три месяца.

- В какие края собрались?

- В Таиланд на две недели. А по возращении хочу принять участие в первенстве Казани по мини-футболу. Заодно постепенно начну подводить себя к сезону.

- Вы экстремал? С тарзанки, например, прыгнуть отважитесь?

- Раньше мог многое себе позволить, но с рождением ребенка стал серьезнее. Мне кормить семью – зачем рисковать?

- А как насчет алкоголя?

- Пиво категорически не приемлю. А вот пару бокалов красного вина после матча – в самый раз. Полезно.

- Новый год как обычно проводите?

- С друзьями, большой компанией.

- Какое желание загадали под бой курантов в этот раз?

- Пожелал здоровья и себе, и близким. Это главное. Остальное приложится.  

БЛИЦ-ОПРОС

20 ГОЛОВ РУСЛАНА МУХАМЕТШИНА  

Самый быстрый

- На 5-й минуте в домашнем матче с московским «Торпедо». Мы выиграли – 2:0.

Самый поздний

- «Черноморцу» в поединке первого круга. Я тогда сделал дубль, а победный мяч забил при счете 1:1 на 86-й минуте.

Самый красивый

- Назову два гола: «СКА-Энергии» в стартовом матче и «Факелу» в октябре. С хабаровчанами удался плотный удар в «девятку» с линии штрафной, а ворота воронежцев поразил выстрелом в дальний угол, перед этим обыграв двух защитников.

Самый важный

- Дома «КамАЗу». Тяжелейшая игра! Дело катилось к нулевой ничьей, но мне удалось отличиться незадолго до финального свистка.

Самый легкий

- Один из мячей «Черноморцу»: после прострела Рустика мне оставалось только подставить ногу.

Самый курьезный

- Наверное, с «Уралом». Рогов головой сбросил мяч вдоль линии ворот, но он летел на  неудобнойвысоте, и я не знал, как под него подстроиться. Пришлось затолкать в сетку… пахом.

Самый нелепый промах

- Нереализованный пенальти в Новосибирске – ударил выше ворот. Досадно вдвойне, ведь забей я тогда в концовке, свели бы встречу к ничьей.  

беседу вёл Сергей Ильёв

официальная группа еженедельника "Футбол" Вконтакте

официальная группа еженедельника "Футбол" Facebook