Фух, скоро забудем про странные офсайдные линии. У ФИФА новая технология: вне игры определит нейросеть, решение за 3-5 секунд
Ждем на ЧМ-2022.
Привыкли к отмененным голам после празднований, бесконечным «Проверим-проверим» и прочим атрибутам системы ВАР? Готовьтесь, впереди другие нововведения. И очень важные.
И к ним все шло. В этом сезоне АПЛ более 25 раз судьи меняли решения после отрисовки офсайдных линий. Казалось бы, вне игры – простейшая ситуация для ВАР, которая не требует субъективной оценки (в отличие от игр рукой), но на практике из-за офсайдов спорят чаще всего.
На эти решения часто уходит несколько минут, а картинка с линиями не всегда убедительна. Главный вопрос: по каким частям тела выставляются точки для прорисовки линий. Судьи в комнате ВАР не всегда последовательны, и даже в РПЛ случались ошибки, признанные официально.
Самый очевидный пример: в сентябре Артем Дзюба забил «Уралу», ассистент Сергея Карасева Дмитрий Чельцов поднял флажок – и гол отменили. Но видеоассистенты пересмотрели повтор и решили, что все чисто.
Хотя телекартинка не давала однозначного ответа, и только 14% пользователей Sports.ru увидели на ней офсайд. Карасев зафиксировал гол по рекомендации коллег из ВАР-комнаты. Как оказалось, ошибочной рекомендации – позже Экспертно-судейская комиссия РФС признала, что изначальное решение Чельцова-Карасева было правильным – гол забит из офсайда, а видеоассистенты ошиблись: «ВАР и АВАР неправильно расположили линию офсайда по голове, а не стопе Артема Дзюбы».
Были и другие неочевидные эпизоды – например, с голом «Зенита» в матче с «Ротором» еще в первом круге, когда тот же Дзюба залез в офсайд при подаче, но его не зафиксировали, а после повторной подачи петербуржцы забили. Дзюба активно участвовал в эпизоде, и если бы вне игры зафиксировали при первом навесе, то гола бы не случилось. Но его не зафиксировали – и повторную атаку посчитали новой.
Из всех примеров формулируем две больших претензии.
1. Точности офсайдных линий (а вернее принципам их прорисовки) мало кто доверяет.
2. На проверку вне игры уходит очень много времени. И иногда это выглядит абсурдно: игрок отпраздновал гол, судья заморозил решение, а потом все же засчитал гол (или отменил – так еще обиднее).
Система полуавтоматического определения офсайда решит часть проблем. Ее уже активно тестируют и скоро презентуют
У ФИФА давно есть идея, как ускорить процесс и сделать его четче. Новой технологией определения офсайдов занимается специальная рабочая группа инновационных решений.
В нее вошли представители некоторых ассоциаций, которые раньше других внедрили ВАР: Немецкого футбольного союза, Польского футбольного союза, АПЛ. Основными задачами при создании назвали разработку полуавтоматического определения офсайда, упрощенного ВАР (для применения в лигах, у которых нет денег на полноценную систему) и улучшенного взаимодействия с болельщиками.
Нас пока интересует именно полуавтоматический офсайд. Что это такое и как это вообще работает?
Технология может помочь принимать решение буквально за 3-5 секунд, рисуя картинку без участия человека. Ведь сейчас решения субъективны: видеосудьи вручную определяют ближайшие к воротам части тела игрока, от которых рисуются проекции (и, оказывается, у каждого свое представление, где заканчивается плечо), и на свое усмотрение выбирают нужный стоп-кадр с моментом передачи. А в ситуации с офсайдом, где игроки могут двигаться в разные стороны на высокой скорости, доля секунды может стать решающей. Автоматизация должна убить эту субъективность.
В основе решения система оптического трекинга Tracab от шведской компании ChyronHego. Работает это так: компьютерное зрение рассчитывает позицию игрока, моделирует его скелет с точностью до кончика стопы и отслеживает перемещения и движения с помощью сенсорных датчиков.
Технология применяет алгоритмы глубокой сверточной нейронной сети для определения ключевых частей тела игроков: головы, плеч, рук, бедер, коленей, пяток и даже пальцев ног. Это нужно для создания трехмерных скелетов игроков и их движений.
Звучит сложно, но чтобы запустить систему, достаточно по периметру стадиона разместить нужное количество видеокамер. По похожей технологии работает система автоопределения взятия ворот (которой в РПЛ нет).
«Благодаря софту мы можем совместить трансляции с разных камер так, чтобы получить очень точную информацию о местоположении мяча и игроков», – говорил Эрик Хайман, главный научный руководитель ChyronHego.
Разумеется, первой на контакт с Tracab вышла Бундеслига – самый технологичный футбольный чемпионат (не в последнюю очередь благодаря президенту Кристиану Зайферту). В частности, полуавтоматические офсайды тестировали еще в 2019-м на стадионе в Дюссельдорфе.
Что важно, технологии Tracab уже используются аналитиками для трекинга игроков. Теперь систему пора адаптировать и для судейства.
«Tracab Gen5 имеет заслуженную репутацию самой точной в мире системы для трекинга игроков и мяча на поле, на которую полагаются крупные футбольные организации во многих странах как для медиаприложений, так и для анализа игры команд и игроков. Теперь расширенная версия этой технологии (как раз с Virtual Football – Sports.ru) используется для борьбы с офсайдами, заведомо сложными решениями для футбольных арбитров, которые иногда могут замедлить игровой процесс во время видеопросмотров», – рассказывал Иэн Рэй, спортивный директор подразделения ChyronHego, отвечающего непосредственно за Tracab.
Так почему офсайды не автоматические, а полуавтоматические?
ВАР никуда не денется, просто у него появится новый инструмент – ChyronHego разработал специальное дополнение к своей технологии Virtual Football. С его помощью на мониторы судей выведут вот такое изображение.
Финальное решение все равно за судьями, просто прорисовку линий и споры из-за частей тела теперь отдадут компьютеру. Видеоассистент по факту только проверит результат работы и примет финальное решение.
«Цель – разработать вспомогательный инструмент, подобный технологии автоматического определения гола: предназначенный не для принятия решения, а для мгновенного предоставления доказательств судьям», – отметил директор по футбольным технологиям и инновациям ФИФА Йоханнес Хольцмюллер.
«Две ключевые составляющие системы – Tracab Gen5 и Virtual Football – уже прошли сертификацию на точность в рамках соответствующих программ качества ФИФА, – рассказывал Иэн Рэй.
ФИФА было важно, чтобы итоговое решение осталось за человеком, и пока эта технология выполняет запрос.
Но есть несколько минусов
Конечно, задумка звучит очень красиво и логично. Но ко всему стоит относиться критически. Во-первых, при появлении ВАР тоже уверяли, что офсайдные линии полностью решат проблему с ошибочными решениями. Как показала практика, это не так – ведь за выставление линий по проекциям отвечают судьи, а не техника, а видеоассистенты могут быть субъективными. Поэтому надо дождаться конечного продукта, чтобы понимать, насколько он поможет ВАР.
Во-вторых, скандалы, скорее всего, все равно останутся, потому что в офсайдах присутствует и субъективная составляющая – как в истории с голом Али Соу в матче «Ростова» с «Химками». Тогда линии не дали четкого ответа, был ли офсайд.
Позже отмену гола тоже признали ошибкой – но не из-за неправильных линий, а из-за пассивности (по мнению комиссии) офсайда Соу. Правильно ли видеосудья нарисовал линии, мы уже не узнаем. Трекинговая система не сможет понять, был офсайд пассивным или нет, решение тут все равно останется за судьями.
И еще вопрос: будет ли система мониторить каждый офсайд или включаться только по запросу. Если второе, то она не спасет и в случаях, как в матче «Ротор» – «Зенит» – ведь там Дзюба залез в офсайд в эпизоде, предшествующим голу. И судьи снова могут это упустить – даже вооружившись высокоточной и быстрой технологией.
Фото: globallookpress.com/Helge Prang/GES-Sportfoto; youtube.com/ChyronHego
class RPLStyleOffisdeDetector() {
//…
if (attackingTeam == "Zenith") {
offside = false;
} else {
offside = analizeWithNeuralNetwork();
}
А со временем заменить боковых на картонные фигуры, движущиеся по рельсам, по типу зайцев на собачьих бегах.