Стабильность это не норма
Порой кажется, что если из «Спартака» не будет приходить интригующих новостей в течение месяца, то на следующий день мы проснёмся в мире, где доллар стоит дешевле рубля, а профессия школьного учителя будет самой желанной в стране. Как только в стане красно-белых что-то налаживается, команда ползёт вверх по таблице, дорогостоящие покупки начинают оправдывать себя, а из интервью мы слышим только радостные речи о перспективах, то сразу невольно начинаешь ждать, когда же что-то вылезет. И мне кажется, что случай Газизова в этом плане показателен. Команда шла в тройке, сам Газизов с надеждой говорил о той самой перчатке в интервью Нобелю Арустамяну, вроде всё хорошо, оказалось это лишь начало конца и «Спартак» начинает очередную перестройку, через 153 дня после последней, верней крайней.
Болельщики наверняка измучились от постоянных скандалов из стана любимого клуба. Однако, на мой взгляд, своими пертурбациями «Спартак» обозначает своё место в нашем футболе–место главного ньюсмейкера страны. Главные люди красно-белых принимают решения разного качества, но, в конечном счёте, они устраивают шоу. Шоу, которое привлекает и заостряет на себе внимание, тем самым делая наш футбол интересней.
Уровень лиги падает с каждым годом, результаты наших клубов в еврокубках только огорчают, сборная ходит по грани, оказываясь то на стороне ярко выраженных отрицательных персонажей, то становясь своими парнями, судейство в стране оставляет желать лучшего. В это время именно «Спартак» зачастую может взять на себя главный удар, отвлекая на себя внимание порцией очередных скандалов. Да, это те же скандалы, но это скандалы из тех, которые привлекают, а не отвращают.
Для развития футбола нужна сильная лига, способная конкурировать с другими в лице своих главных представителей. А клубы топовых чемпионатов, как правило, являются нечто большим, чем просто футбольными командами. В «Барселоне» и «Реале» идёт целая политическая борьба, «МЮ» пытается с коррелировать финансовые успехи со спортивными, а «Арсенал» провоцирует на гневные комментарии не только игрой, но и внутренней кухней. Это уже не только футбол, это бизнес, клубы это бренды, живущие помимо спортивной ещё и медийной жизнью, в которой у каждого есть своё лицо. Про внутреннюю кухню команд уже снимают сериалы, до России это явление пока не дошло, но у нас уже есть явный претендент на съёмки и это «Спартак».
Конечно, для самого «Спартака» такая роль скорее вредна, чем полезна, но для лиги плюс, поскольку постоянные утечки делают клуб более открытым, по сравнению с другими российскими командами, тем самым сближая «Спартак» с рядовыми болельщиками, позволяя простым смертным быть в курсе всех событий.
Кроме того необходимо учитывать, что «Спартак» один из двух самых популярных клубов России, он просто обязан вести медийную жизнь, от этого не отрешится, не хотите вести грамотную маркетинговую компанию, найдутся те, кто это сделает за вас и сделает это по своему. В случае красно-белых образ формируется за счёт различных и очень частых событий и утечек внутри клуба. Поэтому неудивительно такое большое присутствие «Спартака» в информационном поле.
Что касается характера инфоповодов, создаваемых «Спартаком», то тут мне кажется всё дело в популярности клуба. Любой успех вызывает не только большое количество позитива, но и негатива, зачастую связанного с ревностью к успеху некоторых близких к команде людей. Пример 2017-го года тут объясняет всё, Игорь Рабинер вполне возможно напишет когда-нибудь книгу о чемпионстве, с выяснением в конце на чьём багаже и кто привёл «Спартак» к золоту.
Такое яростное многообразное и противоречивое обсуждение жизни красно-белых является главным доказательством того, что «Спартак» народная команда. Если «Краснодар» олицетворяет собой старающегося студента, «ЦСКА» деловитого дельца, пытающегося оставаться на ногах даже когда дела идут не очень, а «Зенит» узурпатора власти в чемпионате, то «Спартак» олицетворяет собой толпу. Толпу неоднородную, разрозненную, одновременно любящую и ненавидящую, массу людей разных желаний и взглядов, объединённых неравнодушием. И как это обычно бывает, где-то в толпе возникают люди, ощущающие её возможности и желающие с помощью этих возможностей удовлетворить свои личные интересы. Есть в толпе и харизматичные лидеры, которых таковыми сделали обстоятельства и которых точно так же, как и толпу желают использовать с выгодой для себя алчные люди. Всё это превращается в целое бурление, может быть по-всякому, и хорошо, и плохо, но точно нескучно.
Поэтому «Спартак» по-настоящему является народной командой. Командой, которая увлекается, страдает, надеется, разочаровывается, представляя собой живую массу людей, живущей одним моментом. Для функционирования этого хватает, однако для развития необходимы лидеры, за которыми будут идти чёткая структура, иерархия, распределение полномочий и концепция. С этим как раз таки проблема, и в «Спартаке», и в народе.
P.S: подписывайся на мой блог, будем говорить о нашем футболе вместе))