Минус Газизов, плюс Попов. Дмитрий 10 лет покупал игроков «Спартаку»: привел Эмери, ругался с Карпиным, нашел Алекса и Веллитона
А еще думал возвращать Романцева.
По информации «Чемпионата», «Спартак» близок к договоренности о прекращении сотрудничества с Шамилем Газизовым. Еще раньше в клубе снова появился Дмитрий Попов, который до этого работал в «Спартаке» с 2006-го по 2016-й. 2 года он был селекционером, 8 лет – спортивным директором, а ушел перед тем самым сезоном Массимо Карреры.
С тех пор «Спартак» успел стать чемпионом и поиграть в Лиге чемпионов, повеселить болельщиков Раулем Рианчо и позлить Олегом Кононовым, а потом чуть не побил антирекорд – летом 2020-го команда могла занять самое низкое в истории 11-е место.
Сейчас Доменико Тедеско вроде бы выправил ситуацию, но все еще мечтает, чтобы клуб не только не переплачивал, но и качественно укреплялся – для этого и прибыл Попов. Рассказываем, как он играл и работал спортивным директором в «Спартаке» раньше.
Со «Спартаком» в 90-х Попов стал чемпионом и искрил в еврокубках, а потом укатил в Испанию – в «Расинге» отдавал ассисты Кике Сетьену
Дмитрий Попов начал заниматься футболом экстремально поздно – в 15 лет. Это не помешало попасть в «Шинник» – там он играл нападающего, но Романцев увидел его в другой роли. Так в 1990-м Попов дебютировал в «Спартаке» на месте крайнего защитника и сразу в матче Лиги чемпионов против «Спарты».
Впрочем, ему точно было все равно. С 1983 года на стене Дмитрия висела фотография Федора Черенкова, за «Спартак» он мечтал играть на любой позиции. В итоге Попов попал к Романцеву в самое роскошное время, дважды стал чемпионом России, вышел в полуфиналы Кубка чемпионов и Кубка Кубков и уехал в Испанию. Там его и Дмитрия Радченко поразил ужин перед первой игрой.
«Заезжаем в отель, собираемся ужинать, – вспоминал Радченко. – Вдруг на каждый стол приносят бутылку вина. Мы переглядываемся с Поповым, смотрим на официанта: «Ты с ума сошел?». У нас-то любой запах был неприемлемым. Мы даже переспросили, когда у нас игра. Нам объяснили, что нормальное явление, тренер сам налил каждому игроку по бокалу, мы покушали, посмотрели матч чемпионата, легли спать и великолепно себя чувствовали. Захотел – выпил. Не хочешь – не пьешь. Это Испания. Вино здесь – образ жизни».
В «Расинге» Попов и Радченко поиграли с самым нелепым тренером в истории современной «Барселоны» – Кике Сетьеном. И вместе обыгрывали «Барсу» Круиффа – 5:0.
«Кике забил с моей подачи, а у Димки Радченко – два гола, – вспоминал Попов. – Пас на Кике был таким: я получил мяч на фланге, подработал и ждал, пока он добежит. А он с Гвардиолой из центра мчался. Бежал, бежал, Гвардиола его не догнал, я подал, он головой забил. Это был второй гол из пяти».
В 2005-м Попов сделал Сетьена тренером сборной России по пляжному футболу – это вообще бомба в резюме нового (или старого) спортивного директора «Спартака».
«Когда в России начинался пляжный футбол , первый тренер был из Бразилии, но выступили мы как-то не очень удачно, – рассказывал Попов. – Следующий турнир проходил в Москве – с хорошим составом участников. Я предложил Коле Писареву Кике, потому что Сетьен уже играл в пляжный футбол в Испании, понимал специфику. В России этот вид считался экзотикой, специалистов просто не было. Ни одного. А он – с опытом. В итоге я пригласил, он приехал, мы удачно сыграли, заняли второе место. Сетьен объяснил технику. Что мяч всегда должен быть под ногой. Ты всегда должен контролировать, должен поднять его в любой момент. Или как кучку песка сделать. Как на нее ставить мяч, чтобы пробить штрафной. Нюансы, которые мы просто не могли знать».
В 2008-м Попов хотел в «Спартак» Дзагоева (ответ: «ни за какие деньги»), Файзулина и даже Бенаюна, а еще говорил о возвращении Романцева
Примерно тогда же Попов попал в «Спартак» – клубу был нужен человек, который знал бы испанский, португальский и латиноамериканский рынки. Пару лет он просто работал в селекционном штабе, а при Карпине стал спортивным директором. Алекс, Веллитон, Ибсон, Кариока – всех бразильских легенд притащил Попов.
При этом спортивный директор смотрел не только на Латинскую Америку, а рассматривал самые неожиданные варианты.
«Макеева мы взяли из второй лиги, хотели и Алана Дзагоева, – говорил Попов. – Только он из академии в Тольятти, которая финансируется структурами Абрамовича. Зная отношения Гинера и Абрамовича, нам просто сказали, что этот футболист в «Спартак» не пойдет ни за какие деньги. Файзулина тоже рассматривали, но у нас в тот момент из аренды возвращался Павленко».
Попов смотрел и на европейских топов: в 2008-м хотел забрать у «Ливерпуля» Йосси Бенаюна и предлагал ему лучшие условия, но в Англии ответили так же, как по Дзагоеву.
Впрочем, главный хит начала работы Попова – он допускал, что в «Спартак» может вернуться Олег Романцев, что для тех времен казалось вполне рабочей историей. С 2001-го «Спартак» не был чемпионом, а тогда (в 2009-м) все очередной раз развалилось – ушел Лаудруп, тренировал Карпин, болельщики мечтали вернуть Олега Ивановича. И пока Карпин еще до конца не поверил, что готов всерьез тренировать, вариант с Романцевым рассматривался, а Попов только поддерживал эту идею.
«Действительно, все наши последние успехи связаны с именем Олега Ивановича Романцева, – говорил спортивный директор. – Мы знаем, что у него был опыт работы в других клубах, где результата не было, но в любом случае его опыт очень ценен для нас. И я знаю, что Карпин предпринимает определенные шаги, чтобы этот опыт послужил на пользу «Спартаку». В каком качестве, я не могу пока сказать. Но, действительно, идея такая существует».
В итоге Попов придумал другого тренера – Унаи Эмери, с которым отыграл сезон в «Толедо». Попов даже входил в его штаб и помогал с переводом, а резюмировал его работу так: «Тренер, игроки, президент, спортивный директор: все мы должны были сесть за стол переговоров и открыто поговорить друг с другом. У Унаи не получилось здесь потому, что мы этого не делали».
Попов – это не только Алекс, Веллитон и Промес, но и Майдана, Инсаурральде, де Зеув, Серхио Родригес
Вы и без нас способны посмотреть составы «Спартака» с 2008-го по 2016-й и увидеть, каких игроков привозил Попов. Интереснее, как он уговорил взять Веллитона, убедил Алекса уехать из Бразилии и обошел ЦСКА в борьбе за Промеса.
Бывший селекционер «Спартака» Григорий Евтушенко так рассказал о трансфере Промеса: «Мы заметили его в обзорной поездке по Нидерландам осенью 2013-го. Про Квинси тогда знал и ЦСКА, но «Спартак» сработал быстрее. Дмитрий Попов тогда убедил руководство и тренерский штаб, хотя я, если честно, думал, что покупать Промеса рановато».
Причем такое ощущение было не только у селекционеров, но и у футболистов. Недавно Артем Ребров в блоге вспоминал первые дни Промеса в «Спартаке».
«Я когда его увидел впервые, ляпнул кому-то на тренировке в духе: «Что за дрова привезли?». Паршивлюк рассказывал: «Подходит ко мне Промес во время первой игры и просит особо ему пасов не давать, потому что ничего не получается, не понимает, что делать». Или когда Якин его критиковал, у Квинси всплеск эмоций бывал.
Короче, напоминало дерзкого парня, который приходит в новый двор самым крутым, но понимает, что что-то не то, что не идет у него так, как должно идти. Только со временем, когда Промес освоился, когда первые голы забил, он вернул эту уверенность в себе, а сначала было тяжело».
Попов так же верил в Веллитона, хотел делать ему российский паспорт и сопровождал его карьеру в «Спартаке». Однажды спортивного директора даже обвинили в том, что тусит с футболистами в ночных клубах перед играми.
«Я ужинал в ресторане, как вдруг появился Веллитон с друзьями-бразильцами из мини-футбола, – отвечал Попов. – На следующий день в 8 утра он улетал в Германию на медобследование и не играл с «Динамо». Не было никакого ночного клуба, не было никаких пьянок руководства с игроками.
Там упоминались имена Кариоки, Ари и других бразильцев, но команда находилась на сборе. Служба безопасности после официального отбоя в 23:30 контролирует не только выход из гостиницы, но и этаж, где находятся игроки – если кто-то сам покинет его, руководство сразу узнает. Пока таких случаев, слава богу, не было.
И еще: вечером я, как человек, который не участвует в игре, имею право пить там, где хочу».
Интересно, что с бразильцами Попов чаще угадывал, а вот с аргентинцами было посложнее. Майдана, Инсаурральде, Рохо – никто из них в «Спартаке» не заиграл, хотя на примере Рохо видно, что «Спартак» – не показатель.
Еще при Попове в «Спартак» подъехали Деми Де Зеув, Патрик Эберт, Маджид Уорис и Серхио Родригес – так что иногда он тоже стреляет сильно мимо.
Попов ушел из «Спартака» прямо перед чемпионством, но участвовал в сделках с Педро Рошей и привозил Айртона. Кажется, Федун без него просто не может
После ухода Эмери коллаб Карпина и Попова сломался: насколько известно, следующие полтора года они не разговаривали. За это время случилось три тренерских провала: не получилось ни у Карпина, ни у Якина, ни у Аленичева. Перед чемпионским сезоном в 2016-м Попова уволили. Федун прощался с ним так, будто смертельно обиделся: «Почему ушел Дмитрий Попов? Вон, идите к Родионову».
При этом Попов никуда не пропадал: например, в 2017-м он был одним из тех, кто помогал вести сделку с Педро Рошей. Вот что писал Сергей Егоров: «На начальном этапе трансфер вел агент Марко Трабукки, впоследствии к переговорам подключился экс-спортивный директор красно-белых Дмитрий Попов – он и вице-президент «Спартака» Наиль Измайлов закрывали сделку».
Попов включался в процессы не разово. Например, еще он провернул важный трансфер в 2019-м. Инсайдер Иван Карпов рассказывал о такой версии: «Вы догадывались, но я уточню. Айртона привез Дмитрий Попов, бывший спортивный директор Спартака. Он помогает действующему спортдиру Родионову».
Теперь Попов вернулся официально и после «Ротора» вроде как встретился с Доменико Тедеско, который высказал пожелания по трансферам.
«Спартаку» надо было просто выиграть. Тедеско справился – пусть и с Кутеповым в нападении
Фото: Gettyimages.ru/Dmitry Korotayev / Stringer; РИА Новости/Владимир Родионов; spartak.com; globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Global Look Press, Natalya Kondratenko/Russian Look
Просто на то время Горбатенко был ярче Дзагоева, вот его и взяли
В Спартаке же какой-то рандом, помноженный на настроение Федуна и конкретные материальные интересы максимально неконкретных людей.
_____________________
А как именно ответили в Ливерпуле "так же, как по Дзагоеву"? Типа, "мы тут в Ливерпуле все с детства за ЦСКА"?