Фактор Игоря. Лидерство ЦСКА как новое прочтение старых истин
Атака всегда ярче – оборона обычно значимей.
По горячим следам воскресного матча на 3-й Песчаной улице тренер «Сочи» Владимир Федотов говорил:
– Остаётся только восхищаться мастерством Игоря. Какой он мяч достал – это уму непостижимо. Его большая заслуга в том, что мы не забрали три очка.
Эпизод на 59-й минуте действительно смотрелся впечатляюще: простая, но эффектная атака остей, удар Антона Заболотного в касание – и прыжок Игоря Акинфеева под перекладину.
Бросок этот и его оценку от тренера соперников вполне можно считать эпиграфом к итогам первого круга чемпионата России. На середине турнирной дистанции таблицу возглавляет ЦСКА – команда, которая не забивает больше всех, но которая меньше всех пропускает.
Надёжность обороны – важнейшее условие турнирного преуспевания. Это, в общем, давно не новость. Конечно, самой эмоциональной частью футбола во все времена остаются голы, и вполне объяснимо, почему предметом обсуждения в первую очередь становятся забитые мячи, то есть атака. И разговоры о нынешнем ЦСКА чаще всего ведутся вокруг Николы Влашича, Константина Кучаева, Фёдора Чалова – фигур передней линии. Точно так же и в самой могучей армейской команде в истории, которая ещё именовалась ЦДКА и первой в стране выиграла чемпионское звание трижды подряд (1946-48), главными героями считали пятёрку форвардов. И мало кто обращал внимание, что переход из претендентов в чемпионы случился лишь тогда, когда команда чуть не вдвое сократила количество пропущенных мячей (23 в сезоне 1945 года – и 13 в 1946-м) и превзошла всех остальных конкурентов именно в надёжности обороны, а не в мощи атаки. И хотя тактические моды с тех пор сменились тыщу раз, базовые принципы в любые времена остаются неизменными: не пропустил – значит, не проиграл, то есть половину дела уже сделал.
Но давайте задумаемся о природе лидерства нынешнего ЦСКА в части прочности тылов. Почему команда пропускает меньше всех? Может быть, оборонительный блок хорошо сыгран, плотно притёрт? Или, может быть, здесь собраны самые опытные мастера, которые способны сыграть просто на классе?
Парадокс, но в реальности положение дел совсем иное. Во-первых, прямо по ходу текущего сезона ЦСКА поменял схему и перешёл на ту, что как будто менее надёжна, – вместо трёх центральных защитников теперь команда играет с двумя. Во-вторых, ни о каком постоянстве состава обороны нет и речи: на всех позициях – абсолютно на всех – исполнители меняются из-за травм и болезней. В-третьих, стратегическую позицию опорного хавбека нынче занял не какой-то прожжённый мастерюга, а зелёный новичок – 20-летний Константин Марадишвили. Казалось бы, каждый из трёх этих факторов должен ослаблять оборону, а не укреплять. Но тут работает какая-то другая логика. Возможно, всё дело в том, что есть в ЦСКА и ещё один фактор – фактор Игоря.
В том, что Акинфеев остаётся в стране вратарём номер один, несмотря на отсутствие в сборной, никого, наверное, убеждать не надо. Кстати, отсутствие в сборной идёт ему только на пользу, поскольку даёт паузы для эмоциональной – самой важной в его специальности – подзарядки (тем более это актуально в нынешнем сезоне, когда с самого начала приходится играть дважды в неделю). А статус первого номера державы сам по себе добавляет уверенности защитникам, как бы ни менялись матч от матча их сочетания. Самому вратарю даже не всегда приходится вступать в игру – чаще вопросы решаются за счёт грамотного подсказа, взаимодействия в линии обороны.
А когда очередь голкипера всё-таки приходит, он выручает. Обратим внимание: практически в каждом матче, где ход игры допускал разные варианты, но армейцы в итоге брали очки, Акинфеев хотя бы раз обязательно тащил какой-то невероятный мяч. Пример с «Сочи» – самый свежий. А в предыдущем туре против «Ростова» он при счёте 1:0 взял пенальти от Романа Ерёменко. Несколько раз спас против «Спартака» (итог 3:1). Заставлял соперников хвататься за голову в Краснодаре (1:1). Дрогни вратарь в какой-то из этих либо множества подобных им ситуаций – и минус очко, а то и минус два. Ну и место в таблице соответственно – минус одно, минус два…
Виктор Ганчаренко постоянно напоминает о стабильности – важнейшем, по его мнению, условии турнирного успеха. А основной импульс стабильности обычно идёт от обороны. Удастся армейцам выдержать это условие на второй половине дистанции чемпионата, вероятность сохранения сегодняшнего места станет много выше.