Мы перенесли супрематизм из работ Эль Лисицкого на формы «Зенита», «Спартака», «Барсы», «Реала» и других важных клубов
130 лет назад родился Эль Лисицкий – выдающийся мастер европейского и русского авангарда, который работал в живописи, архитектуре, графике, фотографии, дизайне. Одна из ключевых деталей его работ – сочетание разных художественных приемов и течений, так он создавал абсолютно уникальные и прорывные работы.
Недавно мы уже писали про Эль Лисицкого, когда клуб «Витебск» представил новую форму в стиле супрематизма, взяв за основу плакат «Клином красным бей белых» – возможно, самую известная работу художника. Акцию посвятили сразу нескольким круглым датам: 60 лет футбольному клубу, 130 лет со дня рождения Эля-Лисицкого и 100 лет УНОВИС – авангардному объединению, которое основал Малевич в Витебске и частью которого был сам Эль Лисицкий.
Идею с формой придумал защитник «Витебска» Даниил Чалов. Он объяснял нам: «На этом плакате – движение. И спорт – постоянное движение. Это как раз объединяет искусство и спорт – там вечные метаморфозы. Треугольник и круг – одни из ключевых фигур супрематизма. Причем Лисицкий их использовал почти везде, с первых работ. В одном из первых вариантов формы было написано не «Бей», а «Забей». Но мы решили, что забить можно кое-что другое, а наше послание – бить по мячу. Другие слова – «клином», «красным» и «белых» – отбросили, чтобы избежать лишних смыслов. Они не нужны в данном контексте. Получилось переосмысление. Время меняется, смыслы меняются, но искусство и спорт – вне времени».
Дизайнер Sports.ru Алексей Белоус развил идею Даниила и представил, как могли бы выглядеть работы художника на формах топ-клубов России и Европы.
«Спартак»
Проун (проект утверждения нового) – визитная карточка Лисицкого. Этим словом автор обозначал и художественную систему, и сами произведения. Суть проунов – в сопоставлении различных геометрических фигур в пространстве и создании новых композиций. Лисицкий считал проуны «пересадочной станцией из живописи в архитектуру».
Через проуны Лисицкого представили незыблемые элементы формы «Спартака» – ромбик и белую полосу.
«Зенит»
Как и все авангардное искусство, творчество Лисицкого подкреплялось теоретическими манифестами. «Супрематический сказ про два квадрата» – азбука нового визуального языка, где текст представляет не просто набор букв, а целые графические композиции.
В форме «Зенита» с помощью исключительно типографических приемов переосмыслили логотип клуба.
«Бавария»
Идея создания нового поколения людей занимала многих авангардистов XX века. Свое видение человека в новом искусстве Лисицкий представил в супрематической антропоморфной композиции.
Для формы «Баварии» мы адаптировали «Нового человека» под логотип Бундеслиги – как символ тотальной доминации мюнхенцев в чемпионате.
«Реал» Мадрид
В неизданной книге «Четыре (арифметических) действия» Лисицкий использует вместо текста красноречивые иллюстрации. Главные герои: человечки, собранные из букв, цифр и знаков препинания.
Для формы «Реала» взяли иллюстрацию про сложение: футбольные звезды из разных стран мира складываются в мощный суперклуб.
«Барселона»
Концепция объема и пространства, разработанная Лисицким в проунах, развивается в градостроении. Одно из главных архитектурных произведений – проект горизонтальных небоскребов, опередивший время, не осуществленный, но вошедший в историю авангардной архитектуры.
В форме «Барселоны» проект небоскребов выглядит как адаптация традиционных сине-гранатовых полос. Это отсылка влиянию клуба на развитие игры.
«Ливерпуль»
Сконструированный и иллюстрированный Лисицким сборник стихов Маяковского «Для голоса» считается шедевром конструктивного искусства и образцом единства поэзии и визуальных средств. «Мои страницы сопровождают стихотворения так же, как рояль, который аккомпанирует скрипке», – так Лисицкий обозначил произведение.
В форме «Ливерпуля» адаптировали иллюстрацию к стихотворению «Приказ №2 по армиям искусств» к актуальным проблемам команды.
Что скажете? Какая форма нравится больше?
И форма «Витебска» попала в коллекцию нидерландского музея. В Эйндховене обожают супрематизм
Фото: РИА Новости/Эль Лисицкий
Интереснее было бы сделать аналог применительно к футболу как (предположим) художественному произведению. Выделить специфический медиум базовые элементы, навскидку, пространство, взаимодействие глубины и поверхности (поле-воздух), контакт (неважно, игроков или мяча и любой поверхности), решетку, оппозицию и т.д. и поработать с ними как формами. Но это, конечно, другой жанр.
При этом бесспорно согласен с вами, что это поверхностный подход. В этом смысле я не разделяю восторг по поводу витебской формы: хорошо как инфоповод, но не более.