«Лацио» – контратакующая машина с лучшей полузащитой в Италии. И теперь с «Зенитом» сыграет основа
Три недели назад потрепанный ковидом «Лацио» привез в Петербург полуторный состав – и добыл стратегически важную ничью, сохранив второе место в группе. Теперь все еще опаснее – во вторник с командой Сергея Семака сыграют почти все лидеры римлян.
Двадцать лет назад «Лацио» стал чемпионом Италии. В той команде творили Верон и Недвед, Неста и Симеоне прикрывали атаку, а голы забивал Салас. Симоне Индзаги был 24-летним запасным. Но даже со скамейки учился у Эрикссона.
Свой «Лацио» Симоне построил по принципам чемпионской команды – с летальными контратаками, максимально вертикальным футболом и креном влево. Классическая итальянская эффективность сочетается с яркой и результативной игрой. Каждое действие заточено на голы, лишние движения исключены. На тренировках «Лацио» играет без вратарей – потому что забить важнее, чем отдать пас.
«Лацио» играет на контратаках. Игра идет через центр и левый край
Двадцать лет назад топ-клуб, который не любит владеть мячом, был таким же обыкновенным явлением, как и отбивающийся середняк. Сегодня «Лацио» выглядит очень аутентично. Индзаги избегает владения. Он ставит лаконичный и безжалостный футбол, резкие прямые контратаки с минимумом передач. Римляне проводят в атакующей трети поля всего 27% времени – это 13-й результат в Серии А. «Лацио» – самый вертикальный и быстрый итальянский топ: по данным Opta, в прошлом сезоне он лидировал и по ударам, и по голам после контратак.
В этом плане характерна история, случившаяся в перерыве февральского матча с «Интером» – она объясняет, насколько Индзаги верит в агрессивный прямой футбол. На 44-й минуте «Лацио» пропустил и первый тайм закончил в минусе – 0:1. Симоне не парился и не гнал команду в атаку: «Я похвалил парней, сказал, что если мы продолжим так, как играли, то рано или поздно получим шанс все исправить. Мы играли уверенно, стремились к победе, и ясно было, что несколько контратак неизбежно пройдут». Во втором тайме римляне забили дважды и выиграли.
Игра адаптирована к сильным сторонам игроков – и потому характер и скорость атак зависят от зоны возврата мяча. После отбора на чужой половине «Лацио» включает моментальную ответку с упором на техническое превосходство своих игроков. Римляне набрасываются на соперника, даже если у него численное преимущество. Корреа, Альберто и Милинкович-Савич любого уделают один на один, и лациале пользуются этим – разрывают нужные зоны на дриблинге и выходят к воротам. При этом обводка почти не используется в середине поля – Индзаги проходит ее через пас.
После отбора на своей половине есть три опции:
1. Быстрая контратака через длинный пас – относительно редкий элемент в последние год-полтора. Обычно за мячи цепляется Милинкович-Савич, но в защите он находится на своей половине и не сразу оказывается впереди – поэтому команда использует забросы только в том случае, если у Иммобиле или Корреа есть шанс рвануть за спины;
2. Вместо этого лациале продвигаются в несколько быстрых средних передач, если есть свободные игроки на разных этажах. Раньше два этих варианта были единственными в игре Индзаги – тогда еще контратакующей с приставкой ультра – и «Лацио» сочетал огромную результативность (лучшую в Италии) с кошмарной защитой. Рост команды и тренера потребовал появления третьего, более осторожного варианта – на случай, если сразу после отбора нет свободных адресатов под вертикальный пас;
3. Сохранение мяча и постепенное развертывание с нарастающей скоростью. «Лацио» дает Милинковичу-Савичу подняться в атаку, а форвардам – занять позиции рядом с ним, чтобы выиграть подбор. Правильное позиционирование обеспечивает преимущество – так римляне избегают передержки мяча в атаке и почти не задерживаются в чужой трети: минимум передач и выход на удар. За выход из обороны отвечает Луис Альберто, который открывается слева и продвигает мяч дальше – обычно диагональным переводом на Милинковича-Савича либо вертикальным пасом на левого латераля.
Если его накрыли, «Лацио» выходит через Лукаса Лейву, а когда и это не получается – грузит на Мануэля Лаццари: правый латераль разгоняется до 35,4 км/ч и вытаскивает команду вперед спринтерским рывком. Здесь важен и левый центрбек. Ческо Ачерби классно завязывает атаки первым пасом и строит атаки в треугольнике с Лукасом и Альберто, а если всех накрыли и Лаццари ушел далеко в атаку – проходит первую линию прессинга на дриблинге.
Если резкий удар не удался, «Лацио» выстраивает владение в 2-3-5. Один из центрбеков (обычно это Луис Фелипе, у него отличный короткий пас, иногда Патрик) поднимается в полузащиту к Лукасу и Луису Альберто. Латерали становятся крайними нападающими, а Милинкович-Савич – одним из центральных. Серб чувствует момент для рывка за спины не хуже форвардов, так что это реально нападение сразу с тремя девятками. В этой фазе у «Лацио» два варианта подходов:
1. Перегруз зоны и резкий заброс в свободное пространство по соседству;
2. Атака разрывов между защитниками – характерная фишка в игре «Лацио». Римляне стараются максимально расширить чужую оборону – так между центрбеками и фулбеками появляются заметные коридоры, в которые врываются Иммобиле и Корреа. Если соперник не ведется и сжимается в компактную структуру, лациале взламывают штрафную навесами, используют перегруз либо выдергивают защитников: один из трех нападающих сваливается в глубину и открывает дыру, если оппонент уходит за ним – а если тот остается, стреляет по воротам со средней дистанции.
Один из паттернов римской атаки: Иммобиле увел защитника и открыл коридор, в который рванет Корреа.
Проблемы у «Лацио» возникают, когда соперник перекрывает одновременно Лукаса и Луиса Альберто (закрывать одного испанца небесполезно, но не до конца эффективно – римляне сразу перестраиваются и играют через бразильца). Расчет здесь чрезвычайно простой. Есть очень большая разница между стремительностью и поспешностью. «Лацио» готовит контратаки на своей половине, выстраивает последовательный переход с защитой от потерь после перевода. Занимаются этим именно Альберто и Лукас. Если их закрывают, «Лацио» частит, бросается вперед слишком размашисто и суетливо – и чаще всего просто теряется. Но даже этот прием не гарантирует тотального преимущества. Индзаги слишком хорошо адаптируется к ходам соперника и быстро находит противовес. Так, например, случилось с «Интером» в октябрьской игре. Перекрыв Лукаса и Альберто, Конте полматча раскатывал римлян – но после того, как «Лацио» перестроился, чудом отскочил от поражения.
При этом у «Лацио» конкретный крен влево. Туда тянет не только Луиса Альберто, но и обоих нападающих – если правый фулбек и правый центральный не тянут, сопернику прилетает.
«Лацио» защищается в 5-3-2 и не любит прессинг. Команда уязвима в слепых зонах на краях штрафной
Еще одна относительно нетипичная характеристика «Лацио» – невысокий прессинг. В прошлом сезоне римляне были во второй десятке Серии А по давлению на чужой половине. Индзаги не атакует чужих защитников, сколько бы они ни пасовались. Вместо этого Иммобиле и Корреа перекрывают опорников, заставляя соперника развивать игру через фланг. Давление нарастает только после вертикального перевода мяча, но по-настоящему включается уже на своей половине.
Игра без прессинга: римляне перекрывают продвижение через центр и никак не препятствуют ни переводу на фланг, ни перепасу между защитниками.
На старте этого сезона «Лацио» активнее прессингует в средней трети – но матчей пока было не так много, чтобы говорить о коррекции стиля. С некоторыми соперниками римляне используют и высокий прессинг с индивидуальными триггерами – например, накрывали «Интер» после передач вратарю и «Боруссию» после переводов на фланг (настройка сработала: первый гол забили именно после высокого отбора).
Защищается «Лацио» в 5-3-2, перекрывает разрывы между защитниками и коридоры для паса, а после появления мяча в определенных зонах перестраивается в 4-4-2 и активно прессингует. Структура очень компактная – Индзаги перекрывает продвижение через центр. Здесь очень важны Луис Альберто и Милинкович-Савич – в прошлом сезоне они попали в топ-5 лиги по количеству прессинга именно благодаря активности в позиционной защите. Соперника выдавливают на фланг – «Лацио» боится вертикальных взломов больше, чем кроссов.
5-3-2 «Лацио»: центр прочно закрыт, а фланги абсолютно свободны.
Компактная структура часто подставляет римлян. Дома у них нет проблем с чисто фланговыми атаками – отчасти потому, что в Италии мало команд с агрессивными крыльями – но есть сложности с низкой защитой и слепыми зонами за центрбеками. Защитники часто садятся слишком низко, оставляют пространство между линиями, и почти всегда слишком прижимаются друг к другу: тройка центрбеков растягивается метров на десять, и любые диагонали на дальний край штрафной угрожают неприятностями.
При этом для отдельных соперников Индзаги всегда готовит сюрприз – и в этом плане интересно, как он учтет заточенную под кроссы двухметровую башню в центре зенитовской атаки.
Лучшие игроки «Лацио» сосредоточены в центре
Фланги Индзаги – что-то вроде полезного декора: расширяют игру, но не участвуют в ней напрямую. 71% атак римляне строят через центр и левый край, причем слева с мячом работают обычно игроки середины, а не фланга.
Вся мощь «Лацио» сосредоточена в центральном хребте. Лучшие игроки собраны в прямую вертикальную линию, всегда готовую разжаться во встречный прямой. Ачерби, Лукас Лейва, Луис Альберто, Милинкович-Савич и Чиро Иммобиле заставляют структуру работать.
Ческо Ачерби – один из лучших защитников Серии А, ключевой бастион в римской обороне. Семь лет назад его называли наследником Несты, но Ческо тогда больше интересовался вином и граппой, чем 13-м номером на миланской футболке. Его встряхнул рак. Когда казалось, что дно уже рядом, защитник заболел – и через год операций и химиотерапии вернулся совсем другим.
От классического итальянского защитника в Ческо – игра в кость и жесткость в борьбе (91% успешных отборов, 70% выигранных дуэлей – лучший центрбек лиги по обоим показателям). От современного центрбека – качественный длинный пас, смелые вертикальные рывки и мощный удар с левой на случай, если не справятся форварды. Ачерби не безошибочен, как и все, но в римской защите только в нем можно быть уверенным на все сто.
33-летний Лукас Лейва – балансир «Лацио», настолько же важный, насколько незаметный. Он мало участвует в позиционном владении, но умным движением уравновешивает структуру на всех стадиях. Владение 2-3-5, фатальное для большинства команд, конкретно для «Лацио» редко заканчивается проблемными контрами – Лукас перекрывает очевидные линии передач и страхует атаку. В позиционной защите он прикрывает прессингующих восьмерок в 5-3-2, заполняет разрывы, когда кто-то упускает позицию, и работает по всей ширине поля. Каждый сезон он заканчивает среди лидеров по отборам и перехватам – даже в Серии А нет второго такого волнореза.
Милинкович-Савич – улучшенная версия Погба. В большинстве матчей он одновременно самый техничный и самый мощный на поле. Серб обрабатывает грудью мячи, до которых другие не дотягиваются головой. Сносит корпусом кабанов вроде Шкриньяра и Бакайоко. Отрабатывает за Иммобиле и забивает со штрафных. Вырезает 50-метровые забросы. Когда Сергей в форме и настроении, его игра – футбольный буллинг.
Луис Альберто – конструктор и творец «Лацио». В прошлом году он поставил рекорд Серии А по ассистам, но его прошивающие пасы – не единственная проблема «Зенита». Альберто связывает игру римлян. За каждым его пасом скрыта задумка на несколько шагов вперед, и если не просечь ее вовремя, через пару передач кто-то из нападающих получит пространство и мяч, чтобы решить эпизод. Трио Лукас – Альберто – Милинкович-Савич – лучшая полузащита Италии.
«Как только я вижу, что Луис получил мяч – сразу взрываюсь к воротам, – признавался Милинкович-Савич. – Его пасы безупречны».
За Иммобиле очень сложно следить: он быстрый, всегда в движении и поиске пространства, а корпус ставит так, что одновременно защищает мяч и обеспечивает прямой доступ к воротам. У него есть моменты в каждой игре. Секрет Чиро – в мобильности и скорости мысли: он продумывает следующий шаг еще до приема мяча.
К форварду рядом с ним тоже следует присмотреться. В прошлом сезоне Хоакин Корреа стремительно превращался в нового лидера «Лацио», но после коронопаузы поблек. Аргентинец опять набрал неплохую форму. Он классно адаптируется под движение команды, подстраивается под Чиро и взламывает ситуативные просветы в защите, но еще лучше с мячом: его изобретательный дриблинг легко разбирает лучших защитников Серии А. Именно Хоакин спас «Лацио» на 94-й минуте игры с «Юве»: когда казалось, что все потеряно, он в четыре касания убрал трех защитников и превратил аут в гол.
На этот раз «Зенит» сыграет с основой «Лацио». Лидеры отдохнули во время международной паузы
Три недели назад «Лацио» выкосила вспышка коронавируса – состав почти целиком состоял из парней, привыкших смотреть футбол со скамейки запасных. Первый матч пропустили 7 игроков старта (восемь, если считать давно травмированного Лулича). Сегодня они готовы. На этот раз «Зенит» встретится с Раду, Иммобиле, Альберто, Лукасом и Лаццари, а не с теми, на ком они отрабатывают финты в двухсторонках.
Правда, заболел Сергей Милинкович-Савич, и это тоже ощутимая потеря – но все-таки несопоставимая с недавними сложностями. Скорее всего, его заменит Марко Пароло. Для Марко это привычная роль, он в ней тоже вполне хорош, хотя и не так разнообразен – неплохо считывает пустоты в защите и опасно включается из глубины, а относительную нехватку качества (по сравнению с сербом, в целом он силен) компенсирует выносливостью и цепкостью. Если ветеран не восстановился после Серии А, выйдет Акпа Акпро.
Главная проблема римлян – жесткий график. В июне – перед возобновлением сезона, – я прогнозировал, что из-за паузы римляне вылетят из борьбы за скудетто. Все дело в уникальном подходе Индзаги. Он создал гармоничную модель, в которой его видение формирует только основные принципы: нюансы игры определяются сочетанием индивидуальностей. Симоне учел сильные стороны каждого лациале, ограничил функционал и построил систему так, чтобы каждый его игрок делал только то, в чем лучше других.
Роли в этой системе почти незаменимы (двух одинаковых игроков не бывает, а в одной команде не всегда найти даже кого-то похожего), и практически любая потеря – особенно в центральном хребте – кризис для «Лацио». Логично было предположить, что римляне не вывезут плотный график. Так в итоге и получилось, «Лацио» выпал из борьбы и закончил 4-м, и так же было и раньше – Индзаги всегда проваливал сжатые концовки сезонов.
Сейчас ситуация повторяется прямо со старта. Для двух игр в неделю у «Лацио» слишком чувствительная система. В этом сезоне римляне всего раз выиграли два матча подряд. Усталость и вынужденная ротация обуславливали потери. Но к «Зениту» лациале подошли свежими.
Плюс бюджетного топа в том, что международную паузу проще использовать для подзарядки. Почти весь «Лацио» смотрел матчи сборных по телеку или со скамейки – и теперь с «Зенитом» сыграет совсем не та команда, что в Питере.
В 2000-м Индзаги и «Лацио» выиграли скудетто. Сейчас Симоне копирует команду Эрикссона
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: East News/IPA/Sipa USA, Marco Iacobucci / IPA; globallookpress.com/Cesar Luis de Luca/dpa, Tano Pecoraro/Keystone Press Agency, Fabrizio Corradetti/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Paolo Bruno, Marco Rosi – SS Lazio
Vola Lazio Vola!