Тонкости работы тренеров-ассистентов от спеца, который 10 лет был в «Краснодаре»
От редакции: привет! Вы в блоге Бундеслига.ру – здесь любят немецкий футбол и находят интересных героев для материалов. Подписывайтесь, ставьте плюсы и пишите комментарии.
Александр Нагорный – лицензированный профессиональный футбольный тренер (лицензия UEFA «PRO»), с 2010-го по 2020-й работал в структуре футбольного клуба «Краснодар», был ассистентом главного тренера основной команды, а также главным тренером «Краснодара-2» в ПФЛ и ФНЛ. Еще Александр работал в академии «Краснодара» на руководящей должности и курировал юношеские и молодежные команды, работал в тренерском штабе юношеской сборной России U17, к тому же он занимается образовательной деятельностью.
В блоге «Бундеслига.ру» монолог Нагорного с рассказом об устройстве тренерского штаба, ассистентском опыте подавляющего большинства тренеров Бундеслиги, значимости ассистентов их вкладе в успех.
***
Манифест ассистенту!
Manifest zum Assistenten!
Чтобы понять важную роль помощника необходимо провести аналогию с ассистентом в хирургической операционной при проведении сложных операций, где уровень ответственности максимален, и от четкого выполнения круга компетенций зависит здоровья и вообще жизнь пациента.
Для тренера «пациент» – это команда и клуб в целом, а ассистент – «врач». Как правило, ассистент – это тот, кто только начинает формироваться как управленец и еще не способен принимать ответственные решения, отвечать за результат. Ассистентами становятся и профессиональные игроки высокого уровня, и футболисты низших дивизионов. В основном те, кто на раннем этапе завершил профессиональную или любительскую карьеру – кто осознанно, а кто вынужденно из-за обстоятельств.
В наше время существует пример более структурного подхода к формированию тренера, на который следует обратить внимание или хотя бы ознакомиться. Такой системный подход в последние годы реализуется в Германии и Австрии: тренера выбирают внутри собственной системы, он попадает в цикл обучения в системе одного клуба, начиная с команд академии, и проходит путь от помощника в юношеских командах до ассистента в основе или собственно главного тренера первой команды.
Причем в большинстве случаев первый этап – именно роль ассистента, это важно для понимания особенностей роли и ее значимости. Несомненный положительный эффект – на выходе тренер получает опыт работы с конкретной игровой концепцией, он знаюет, как работать с молодыми футболистами и интегрировать их в систему профессиональной команды. Человек понимает философию клуба и думает в одном направлении с руководством, он чувствует традиции и особенности структуры клуба.
Как правило, это свои воспитанники, которые прошли путь в академии, или люди из системы клуба в целом. Прослеживается, насколько важны патриотизм и преемственность – это имеет колоссальное значение именно в немецкой системе воспитания и вообще играет важную роль в системе ценностей.
По такому пути идут многие немецкие клубы: например, «Хоффенхайм», «Вердер», а также «РБ Лейпциг» и «Зальцбуг». Показательно, что большинство главных тренеров, возглавляющих команды Бундеслиги (72%) прошли через такую модель. Они имели опыт работы с молодыми игроками и формировались как тренеры именно в структурах клубных академий.
13 из 18 главных тренеров первой Бундеслиги получили опыт работы в академиях в роли ассистентов и затем старших тренеров юношеских или молодежных команд:
• Марко Розе (ассистент и старший тренер молодежных команд академии «Зальцбурга»),
• Флориан Кофельдт (ассистент и старший тренер в командах академии «Вердера»),
• Юлиан Нагельсманн (ассистент и старший тренер молодежных команд академии «Хоффенхайма», «Зальцбурга»),
• Себастьян Хенесс (тренер молодежных команд «РБ Лейпцига», «Баварии» Мюнхен),
• Кристиан Штрайх (тренер молодежной команды и на протяжении трех лет ассистент главного тренера основной команды «Фрайбурга»),
• Дэвид Вагнер (ассистент и старший тренер в академиях «Хоффенхайма», «Боруссии» Дортмунд),
• Уве Нойхаус (тренер молодежной команды «Боруссии» Дортмунд и в течении шести лет ассистент главного тренера основной команды),
• Ханс-Дитер Флик (первый ассистент Йоахима Лёва в «золотой» сборной Германии),
• Матараццо Пеллегрино (семилетний опыт работы ассистентом и старшим тренером молодежных команд в системе академии «Нюрнберга», ассистент в основной команде «Хоффенхайма»),
• Ахим Байерлорцер (тренер молодежных команд академии и ассистент главного тренера основной команды «РБ Лейпциг»),
• Ади Хюттер (ассистент и старший тренер молодежных команд академии «Зальцбурга»),
• Хайко Херлих (тренер молодежных команд академий «Боруссии» Дортмунд, «Баварии» Мюнхен, сборных командах Германии),
• Урс Фишер (ассистент и старший тренер молодежных команд академии «Цюриха»).
Это система – неудивительно, что она сформировалась именно в Германии.
Такой механизм действительно работает, он управляем, а в результате клуб растит более функционального специалиста с серьезным багажом активной практики.
Один из последних примеров – успешная работа Флика в «Баварии», однако это творение громадного управленческого опыта и знаний, полученных в качестве ассистента в сборной. Решение перевести Мирослава Клозе из молодежной команды в основную как раз ассистентом выглядит дальновидным и стратегически верным.
Ассистент должен знать свои полномочия и зону ответственности. Главный тренер, который сам был ассистентом, понимает, насколько это важно для профессиооноального роста и правильной мотивации.
Основная задача – рационально делегировать полномочия. Например, необходимо распределить между ассистентами ответственность за игру конкретных линий (это прогрессивная практика), за определенные фазы игры или стандартныы ситуации. В функции тренера-ассистента может входить индивидуальная работа с игроками определенной специализации (например, одна из задач тренера Клозе – работа с нападающими), аналитика, контроль прогресса, практические и теоретические занятия, а также индивидуальные психологические беседы.
Несомненно, помощник тренера, который стремится к профессиональному росту, обязан быть компетентен во всех сферах подготовки, уметь выражать своё мнение, быть хорошим психологом. Часто на начальном этапе помощник – это менее опытный специалист, формирующий свою концепцию подготовки, накапливающий опыт взаимоотношений с игроками и имеющий амбиции стать главным тренером.
На профессиональном уровне ассистент это личность с hintergrund – бэкграундом, опытом, и возраст здесь не имеет значения. Есть ведь пример Нагельсманна – специалиста, у которого в молодом возрасте уже предостаточно опыта управления командой. Проведение занятий, аналитика и способность готовить отчеты – лишь малая часть того, что должен уметь ассистент.
Помощник – человек, понимающий в первую очередь личностную и командную психологию, дисциплинированный, способный чувствовать тонкую грань между дружескими и профессиональными взаимоотношениями с игроками. Например, ювелирная игра этими качествами Ханси Флика в сборной Германии имела огромное значение в успехе той сборной – особенно на чемпионате мира в Бразилии.
Качественная работа ассистента, выполнение этих невидимых и монотонных задач – залог успеха и конкурентное преимущество перед оппонентами. Умение главного тренера эффективно управлять и создавать комфортную обстановку в тренерском штабе способствует обучению и прогрессу помощников.
В целом неудивительно, что именно в Германии реализуется такая модель. Там тренеры педантичны, дисциплинированы, настойчивы и хорошо обучаемы.
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер.
Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube и группе VK.
***
Но в таком подходе может быть и главная загвоздка: клуб затормаживается и останавливается в собственном развитии. После определенного отрезка времени каждой системе нужна встряска и новый вектор развития, своеобразный апгрейд. Именно немецкие клубы иногда пропускают этот момент, положившись на свою систему и начинают клепать совершенно однотипных тренеров. Что приводит к тому что клубы сдают и не могут уже выйти из этой спирали.
В какой-то степени эта участь постигла как раз Вердер: после супер-успешного Шаафа из своей системы, клуб быстро убрал Дутта и пытался любой ценой повторить успех. Скрипник, Нури и теперь Кофельдт, все свои люди и импонируют болельщикам. Но возможно пора уже менять что-то принципиально. Тот же Дортмунд наклепал на станке Фарке, Вольфа и Вагнера по копирке Клоппа, но хоть пустил их на экспорт.