Гунько до «Химок» 14 лет сидел в «Спартаке»: перепробовал все должности, провалился как главный, Бубнов отчитывал его на прессухе
Проиграл первый матч ЦСКА.
Постигровая карьера Дмитрия Гунько – уникальное явление. В систему «Спартака» он попал еще в 2006-м, а с тех пор пробовал себя, кажется, на всех должностях. Гунько тренировал и молодежку, и «Спартак-2», и основу. Долго работал в академии, был там и главным тренером, и спортивным директором, и советником генерального директора по развитию молодежного футбола.
Теперь он выбрался из красно-белого уюта: неделю назад Гунько назначили главным тренером «Химок» вместо Сергея Юрана. До этого первый и последний раз Гунько самостоятельно работал в РПЛ 2014-м: после отставки Валерия Карпина он возглавил «Спартак» до конца сезона, но не впечатлил – при нем команда в 9 матчах набрала 10 очков.
Гунько закончил карьеру в 30 и пошел в «Советский спорт». Ему заплатили премию 100 рублей за лучший материал недели
Гунько – воспитанник «Спартака» и прошел всю школу вместе с Егором Титовым, но за родную команду так и не сыграл. Да и вообще карьера сложилась так себе: «Тюмень», «Спартак-Чукотка», тульский «Арсенал», владимирское «Торпедо». Сам Гунько говорил, что его не считали перспективным футболистом, а еще не повезло с травмами – ломал 5-ю плюсневую кость и постоянно страдал из-за паховых колец. Мешали и боли в спине, поэтому в 2006-м (30 лет) Гунько задумался о завершении карьеры. Тогда его подключили к академии «Спартака», но этим он не ограничился.
«Увидел в интернете объявление о наборе журналистов в «Советский спорт» и отправил резюме. Из перечисленных требований у меня было одно – любовь к футболу. Так и отослал. Шеф отдела футбола Сергей Егоров позвонил и предложил приехал в редакцию. Мне еще помогло, что закончил известный курс 10-пальцевого слепого метода машинописи Владимира Шахиджаняна и на каком-то, пусть невысоком, уровне им владел».
Первое интервью Гунько взял у своего же главного тренера во владимирском «Торпедо» Олега Стогова. За него дали премию 100 рублей как за лучший материал недели. Частично его публикуем.
– Олег Валерьевич, как провели лето? – задаю первый в журналистской карьере вопрос.
Стогов ухмыляется. Когда это происходит на разборе игры, ничего хорошего лично я не жду.
– Что-то странный ты, Дима, вопрос задаешь… Последний раз меня об этом спрашивали еще в школе: это была тема первого в учебном году сочинения. Ты к чему вообще спросил?
– Да к тому, что нас с вами как бы «оставили на второй год», и в этом сезоне мы это «сочинение» во второй раз пишем.
– Теперь понял. Моя команда выиграла зону во втором дивизионе и вышла в первый. Но играть там не смогла по финансовым причинам – нет денег.
Правда, журналистская карьера Гунько продлилась недолго. Однажды он увидел, как ребята из академии читают его интервью, и почувствовал себя неловко. Для «Советского спорта» был готов давать аналитику, но газету тогда интересовали именно интервью.
Так Гунько сосредоточился на работе в академии, а оттуда гендиректор «Спартака» Сергей Шавло отправил его ассистентом в молодежку.
Как тренер Гунько начал классно: выиграл три золота с молодежным составом, а Обухов до сих пор в восторге от его тактических разборов
Все развивалось максимально стремительно: в 2008-м главным тренером дубля должен был стать Игорь Ледяхов, но он задерживался, поэтому Гунько готовил команду к сезону сам. Дальше из основы убрали Черчесова, Ледяхова назначили исполняющим обязанности, а Гунько стал главным тренером молодежки – хотя еще несколько месяцев назад мирно тренировал ребят 1992 года рождения и брал интервью.
В итоге Гунько почти 5 лет работал главным тренером дубля и просто кайфовал: при нем команда три раза брала золото молодежного первенства.
«Каждый год старался делать что-то новое, какие-то вещи улучшать, вводить какие-то прогрессивные методы, – говорил Гунько. – Допустим, в начале подготовительного периода в прошлом году перед каждой тренировкой стал делать презентацию. На мониторе или проекторе показывал игрокам тренировочные упражнения и задачи, которые таким образом будут решаться».
Александра Прудникова это очень веселило. Он как-то сказал Гунько: «Представил себе, будто это Александр Бубнов проводит разбор игры и ставит двойку». По словам Гунько (то ли в шутку, то ли всерьез), ему тогда «пришлось принять жесткие меры и выставить Сашу за дверь».
При этом другие игроки той команды просто обожают Гунько. Например, форвард «Тамбова» Владимир Обухов считает его топ-тренером.
«Гунько – фанатик футбола, любит тактику, с ним классно было. Его критикуют те, кто с ним не работал. В дубле мы с Гунько были чемпионами, второе место занимали с отставанием в одно очко. Он всегда детально разбирает команду противника, а потом подробно рассказывает. Условно говорит: «У них левый защитник медленный, а у нас правый нападающий быстрый. Так что давайте больше через эту зону действовать». Гунько настолько хорошо разбирал соперников, что на поле не приходилось думать. Если ты просто выполняешь его установку, ты уже в порядке. И с такими тренерами комфортнее всего».
А сам Гунько проявлял себя в дубле как невероятный максималист. Как-то после ничьи с «Зенитом» его поздравляли, что команда до сих пор ни разу не проиграла, но он не оценил комплимент.
«Как ни одного поражения? А с «Зенитом»? – возмутился Гунько. – Считаю, что мы уступили сопернику. Играть против десяти футболистов, которые создали за весь матч единственный момент и забили! А мы не реализовали кучу моментов. Это очень плохо! Мы готовим их для первой команды, а там нет проходных матчей. Такие игры мы не имеем права отдавать сопернику. Тем более «Зениту».
В основе «Спартака» Гунько не воспринимали всерьез: легионеры на все забили, перед играми он читал команде Достоевского, а Бубнов на пресс-конференции называл слова тренера туфтой
В 2013-м работу Гунько оценил сам Карпин и позвал ассистентом: «Дмитрий вырос как тренер в дубле, проявил себя с самой лучшей стороны и с точки зрения методики, и с точки зрения управления коллективом. Получается, наш молодежный состав дает нам не только футболистов, но и тренера. А для Дмитрия работа в основа – шанс для дальнейшего роста».
Главный шанс жизни Гунько выпал через год – весной 2014-го Федун уволил Карпина. Дмитрий на два матча стал исполняющим обязанности, а потом и главным тренером до конца сезона. К сожалению, проявить себя вообще не получилось. Начал с 0:4 от «Краснодара» и провел 9 матчей с грустной статистикой – 3 победы, 1 ничья, 5 поражений. Закончил «Спартака» 6-м месте и отстал от первого на 14 очков – при том, что Карпина убрали, когда команда была на 3-м и всего в 4 очках от лидера.
Провал еще на старте работы Гунько предсказал Артем Дзюба: «Из кризиса «Спартак» ему не вытянуть. Недостаточно авторитета и харизмы, чтоб управлять игроками. Особенно легионерами».
«Внутри команды была очень неприятная ситуация, – спустя годы подтвердил Обухов. – Иностранцы вообще Гунько не воспринимали, Боккетти и все остальные будто бы забили на все. Мне было обидно, потому что с этим тренером много прошел, он много мне дал».
Правда, Гунько пытался всеми способами вдохновить команду на подвиги. Например, цитировал Достоевского перед игрой.
«В день игры перед обедом команда отправлялась на прогулку, – рассказывал бывший вратарь «Спартака» Сергей Чернышук. – После мы собирались около столовой и вставали полукругом перед заряжающим нас Гунько. Однажды он произнес фразу Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского про тварей дрожащих и власть имеющих. Смысл был такой, что в предстоящей игре нужно было показать, кто мы на самом деле».
Один из самых ярких моментов случился в третьем матче Гунько – «Спартак» дома проиграл «Уралу» (0:1), а на пресс-конференцию пришел праймовый Александр Бубнов. Тогда он уничтожал весь российский футбол и просто набросился на Гунько.
– Почему не получилась игра в атаке?
– Потому что многое из того, что мы пытались наработать за короткий промежуток времени, согласовать действия нападающих, не получилось.
– Вы довольны игрой в обороне?
– Мы пропускали быстрые атаки. Быстрые ответные атаки, ошибались в центре поля. И в позиционной атаке [на наши ворота] мы не всегда грамотно действовали. Конечно, недоволен.
– Вы были в тренерском штабе у Карпина? Были, да? Почему вы за предсезонную подготовку... [дальше обращается к Федору Турбину, пресс-атташе «Спартака] Помолчи, пожалуйста, я тебе уже говорил раз!
– Коллега, простите, это не интервью, это пресс-конференция, – говорит Турбин.
– Это интервью как раз! Это пресс-конференция, тут задают вопросы! Вы не согласны, что правильные вопросы вам задают?
– Я готов отвечать по сегодняшней игре, – снова говорит Гунько.
– [Бубнов снова обращается к Турбину] Поэтому помолчи. [Возвращается к Гунько] Я по сегодняшней и говорю. Вы говорите, что у вас было очень мало времени, вы в тренерском штабе были? У вас какая была подготовка?
– Про организацию позиционной игры в обороне вам рассказать? Или про улучшение индивидуальных качеств игроков? Или про групповые взаимодействия? Про что вам конкретно рассказать?
– Да ни про что! Все, что вы несете тут – это туфта! И поэтому такая анархия на поле!
***
После того сезона Гунько ушел в тень и снова перемещался между академией, молодежкой и «Спартаком-2».
Последняя серьезная работа – как раз в «Спартаке-2» в ФНЛ в сезоне-2017/2018. «Спартак» тогда занял 14-е место из 20 (в предыдущем сезоне были 6-ми, Гунько пришел в 25-м туре).
Интересно, что именно при Гунько заиграли те самые неочевидные африканцы – Фэшн Сакала, Сильванус Нимели и Идриза Самбу. Все трое в сезоне-2017/18 провели под 30 матчей, а Сакала стал лучшим бомбардиром – 10 голов.
Мощные «Химки» создал Талалаев. Игроки называли тренера Клоппом, а себя – «Ливерпулем» из ФНЛ
Фото: fckhimki.com; РИА Новости/Григорий Сысоев, Владимир Песня; twitter.com/fcsm_official