По новой форме некоторых клубов можно учить архитектуру: марсельский дом-легенда, миланские узоры, пражские старейшие часы
От редакции: вы читаете пользовательский блог «Архитектурные излишества» – официальный филиал одноименного телеграм-канала на Sports.ru.
В новом на форме минимум пяти больших клубов есть отсылки к архитектуре. «Ман Сити», «Милан», «Марсель», «Рома» и «Ренн» представили экипировку с изображением архитектурных достопримечательностей. В РПЛ тоже попытались. Смотрим!
«Марсель»: легендарный послевоенный жилой комплекс, вдохновленный советскими домами
Дизайн домашнего и гостевого комплектов вдохновлен архитектурой: паттерн домашней формы олицетворяет абстрактные городские кварталы, а узор гостевой напоминает о конкретном модернистском шедевре архитектора Ле Корбюзье.
В основе – марсельский 17-этажный комплекс «Жилая единица», который Ле Корбюзье построил сразу после войны для семей, потерявших дома во время бомбардировок. Архитектор поставил единственное условие: никакого подчинения действующим нормативам.
На «Жилую единицу» Ле Корбюзье вдохновили советские дома-коммуны конца 1920-х – архитектор несколько раз приезжал в Москву в 30-е. Идея француза – помочь людям общеаться, вместе жить и проводить досуг, использовать общественные пространства и объединенять соседей по интересам.
Квартиры в этой логике – приватные пространства, но со всеми возможностями при желании мгновенно оказаться среди соседей: Ле Корбюзье создал общие пространства прямо внутри дома. Например, на крыше – сцена, комнаты отдыха, детские площадки и дорожка для бега, а раньше работал еще и бассейн для внутреннего детского сада.
Почти сразу дом превратился в городскую достопримечательность, здание стало частью мирового архитектурного наследия и учебным центром международного значения. В других городах построили еще несколько «жилых единиц», но дальше дело не пошло. При этом многие идеи Ле Корбюзье используются и в проектировании современного жилья. Сейчас в марсельском доме живет около тысячи человек: в основном архитекторы, студенты и художники. Теперь о легендарном доме напоминает и форма «Марселя».
«Манчестер Сити»: мозаики, где смешаны музыка, футбол и другие местные символы
На «осколочный» дизайн формы «Сити» дизайнеров вдохновили знаменитые манчестерские мозаики, автором которых был местный мастер Марк Кеннеди. Произведения художника украшают наружные стены винтажного магазина Affleck’s в Northern Quarter в модном районе с яркими граффити, стильными барами и независимыми музыкальными магазинами. На территории района много оживленных ресторанов и несколько популярных концертных площадок, на которых выступают начинающие инди-группы и уже известные артисты.
На каждом мурале культурные феномены, определившие идентичность манкунианцев: от двух городских команд и знаковых образов музыкальной индустрии до исторических фигур и знаменитых локальных брендов.
«Милан»: пол пассажа (а не Дуомо), где сочетается классика с модернизмом
В русскоязычнх медиа ошибочно говорят, что на черно-красных полосках «Милана» можно будет разглядеть узор с пола собора Дуомо. На самом деле источник вдохновения для авторов – напольная мозаика галереи Виктора Эммануила II. Построенное в 1865-1877 годах, здание – один из первых европейских пассажей (популярный тогда тип магазина с ярусами по сторонам широкого прохода-галереи и остекленным перекрытием; в России хрестоматийный пример – ГУМ на Красной площади).
Архитектурный конкурс на 176 заявок выиграла идея соединить четыре галереи в форме креста огромным куполом посередине. Результат смелого проекта – здание из металла и стекла, одно из передовых архитектурных достижений своего времени, сочетавшее элементы классической итальянской архитектуры (форма креста, барочные украшения) с модным эффектным модернизмом (стеклянная крыша).
В процессе строительства, продолжавшегося 12 лет, галерею подняли на один этаж над землей: получили спецразрешение мэра Милана вопреки мнению архитектора Менгони. Он во время инспекции своего творения упал с 47-метровых строительных лесов у главного купола. Хотя до сих пор популярна версия о самоубийстве из-за перенапряжения от проблем на стройке, сроки которой не соблюдались.
«Ренн»: дизайн в стиле мастера, который играл за клуб и стал его президентом
Форма покрыта мозаичным узором, дизайн посвящен французскому художнику-мозаичисту Исидору Одорико: он не только жил в Ренне в первой половине XX века, а еще и выступал за клуб, потом был даже его президентом.
Потомственный мозаичист, Исидор развил семейный бизнес в межвоенный период: стал главным производителем мозаик на Великом Западе (исторический регион Франции). Его работы украшают большинство самых известных зданий региона того времени.
Как игрок Исидор переходил в «Ренн» дважды: до Первой мировой (1912 – 1914) и сразу после войны (1918 – 1925). Как президент клуба в 1931-м он внес большой вклад в создание первого профессионального чемпионата Франции. Сейчас его именем названа академия клуба.
«Славия» Прага: старейшие часы мира, которые все еще работают
Для одного из старейших футбольных клубов Чехии Puma сделала паттерн, вдохновленный Пражскими курантами – средневековыми астрономическими часами, установленными на южной стене башни Староместской ратуши.
Часы по проекту математика и астронома Яна Шинделя в 1410-м создал мастер Микулаш из Кадани. Это третьи по возрасту астрономические часы в мире и старейшие, которые все еще работают. Они несколько раз были в критическом состоянии: например, в XVIII веке, когда после длительного простоя их уже думали сдать на металлолом, или после Второй мировой войны.
5 мая 1945-го в Праге вспыхнуло антинацистское восстание. В городе соорудили баррикады, повсюду шли бои, особенно упорные – в центре Праги, у здания Чешского радио, занятого повстанцами. Радиопередатчик восставших, размещенный на башне с часами, передавал воззвания к чешскому народу.
Немецкие войска расстреливали здание Староместской ратуши из зенитных орудий, и 8 мая 1945-го в него попал зажигательный снаряд и в ратуше произошел пожар. Однако к 1 июля 1948-го куранты полностью восстановили: изогнутые и поломанные детали часового механизма привели в надлежащее состояние или заменили на новые. Сейчас Пражские куранты на 75% состоит из старых первоначальных деталей.
«Рома»: крыша легендарного Пантеона
У Puma архитектурное направление – тенденция-2020/21, а Nike сделал исключение только для «Ромы». Хоть компания и прекращает сотрудничество с клубом досрочно после следующего сезона, напоследок американцы создали для римлян одну из самых запоминающихся маек сезона, пусть и тренировочную.
Черная футболка с оранжевыми ромбами перекликается с крышей знаменитого Пантеона – храма всех богов, построенного между 117 и 126 годами н.э. Марком Агриппом, родственником императора Августа.
Пантеон – единственный храм в мире, который сохранился до наших дней почти в первозданном виде. После большого пожара император Октавиан Август построил храм всех богов на месте округлого бассейна, которому Пантеон обязан формой. Архитектор пристроил к цилиндрическому зданию вход в виде портика и придал сооружению нынешний вид.
Так как храм был языческим, многие воинствующие христиане хотели его разрушить. Сберечь строение удалось благодаря императору Фоке: в 608 году он отдал Пантеон папе Римскому Бонифацию IV, который освятил языческий Пантеон в христианский.
Главная особенность Пантеона – там нет окон. 9-метровое отверстие в центре крыши, «окулюс», единственный источник света. При строительстве его интерпретировали как небесное всевидящее око.
Бонус. «Динамо» Москва и «Динамо» Дрезден
Новую форму «Динамо» Kelme разработал эксклюзивно. Ключевой элемент – паттерн из линий, вдохновленный силуэтами «Москва Сити».
А форма немецкого «Динамо» внезапно завирусилась: болельщики решили, что дизайн маек вдохновлен паттерном сидений немецкого городского транспорта.
Все сложилось бы идеально, если бы таким и был план – но производитель быстро признался, что настолько похожие узоры – просто совпадение 🤷
В тексте использованы материалы: italyinsider.ru, varlamov.ru и nssmag.com.
Фото: facebook.com/PUMAFrance; instagram.com/nike; commons.wikimedia.org; fcdynamo.ru; globallookpress.com; East News