Чешская «Сигма» – король Европы по задействованию воспитанников. Даже в «Аяксе» не играет столько своих футболистов
Футбольная обсерватория CIES провела исследование, благодаря которому ей удалось выяснить процент игрового времени собственных воспитанников во всех командах европейских чемпионатов. Как ни странно, первое место по этому показателю заняли не «Аякс» или «Бенфика» с их хвалеными академиями. На первой строчке расположилась «Сигма» из чемпионата Чехии, в которой две трети игрового времени на поле проводят футболисты, выращенные в собственной академии.
«Сигма» базируется далеко не в футбольном, а туристическом городе
Оломоуц, в котором проводит свои домашние матчи клуб, известен совсем не футбольной академией или легендарной командой. Прежде всего, этот город с населением 100 тысяч человек считается одной из туристических жемчужин страны, куда каждый год стекаются миллионы туристов.
По одной из легенд, город был основан самим Юлием Цезарем на месте римского лагеря. Однако большинство историков опровергают эту теорию и утверждают, что Оломоуц был заложен гораздо позже. В настоящий момент датой основания считается 1017 год, хотя первые упоминания в летописях начинаются лишь с 1055 года.
В Оломоуце находится один из памятников всемирного наследия, охраняемый ЮНЕСКО – Колонна пресвятой троицы (отец, сын, Святой Дух). Архитектурное строение считается выдающимся произведением барокко и украшает собой Верхнюю площадь города. Памятник был открыт в 1754 году и имеет высоту 35 метров.
Вкусные, натуральные, но очень сильно пахнут
Все это характеризует один из главных деликатесов страны – оломоуцкие сырки (они же – сельские творожки). Этот продукт впервые стал производиться в 1452 году на местных рынках из кислого творога, полученного из коровьего молока. Они считаются национальным блюдом и производятся только в окрестностях этого города, за что даже получили статус PGI (гарантирует защиту географического указания продукта и национальные традиции при его производстве).
Эти сырки не просто так упоминаются в статье. Крупные производители этого сыра довольно часто выступают спонсорами на детских и любительских соревнованиях по различным видам спорта, а также организуют крупные марафоны.
Главный спонсор выкачивает деньги для команды в прямом смысле слова
Футбольный клуб был основан в 1919 году и за все время своего существования неоднократно менял название. «Гейчин», «Сокол», «Баник», «Спартак», «Оломоуц» – такие имена носила команда до 1966 года.
В 1966 году генеральным спонсором команды стала чешская фирма «Sigma», которая специализируется на производстве насосов для частных домов и крупных предприятий. Команда сменила свое название, и с тех пор носит имя спонсора, также нанеся его логотип себе на игровую форму.
Логотип самого клуба также претерпел изменения. Теперь его основные цвета – синий и белый, как и у спонсора. В центре расположилась черная звезда, которая символизирует моравскую металлургию (Моравия – район Чехии, который специализируется на производстве металла). Пять синих вертикальных полос напоминают о процессе ее роста и становления – пять дивизионов пришлось преодолеть клубу, чтобы попасть в элиту.
Семь мячей «Фенербахче», битва на равных с «Реалом» и финал Кубка Интертото
Несмотря на то, что за вековую историю существования «Сигма» имеет всего лишь два трофея (Кубок и Суперкубок Чехии, выигранные в 2012 году), клуб в былое время довольно успешно пошумел в еврокубках.
Дебют «Сигмы» в Кубке УЕФА состоялся в сезоне 1986/87, однако чехи вылетели уже в первом раунде, уступив по сумме двух встреч шведскому «Гетеборгу» 1:5.
Второй заход в европейский турнир состоялся через пять лет, и вот он считается одним из самых успешных в истории команды. Сначала чехи одолели североирландский «Бангор» 6:0 (по сумме двух встреч), затем расправились с московским «Торпедо» 2:0, а после с «Гамбургом» – 6:2. Такой успех вскружил голову футболистам, и они готовы были дойти до самого финала. Но их планам не суждено было сбыться, так как в четвертьфинале на их пути встал мадридский «Реал».
Даже мадридцам чехи умудрились потрепать нервы. Первый матч проходил в Оломоуце, и хозяева открыли счет на 26-й минуте. Йерро сравнял счет под занавес первого тайма. Во второй половине у испанцев было два удаления, но «Сигма» так и не смогла довести дело до победы.
В Мадриде было также жарко: счет был открыт лишь на 83-й минуте, после чего «Реал» засушил игру. По сумме двух встреч дальше прошли испанцы, но они вылетели уже в следующем раунде, проиграв «Торино».
В следующем году моравийцы почти повторили свой успех, и вновь сенсационно выступили в Кубке УЕФА. В первом раунде была пройдена румынская «Университатя» 3:1, а в 1/16 случилось настоящее побоище.
«Сигма» вышла на турецкий «Фенербахче», и первую игру в Стамбуле проиграла 0:1. А вот в Оломоуце чехи ураганом прошлись по противнику, выиграв 7:1. В той игре турки сами создали себе проблемы, заработав три красные карточки.
Но в 1/8 все это вернулось чехам сполна: «Сигма» вышла на «Ювентус», который по сумме двух матчей одержал победу 1:7 и прошел дальше. Итальянцы в конечном итоге выиграли этот турнир.
Последним еврокубковым успехом для «Сигмы» стал Кубок Интертото 2000 года, когда моравийцы добрались до финала соревнования. Однако стоит признать, что путь к финалу был достаточно легким: армянский «Аракс», болгарский «Вельбадж», хорватский «Славен Белупо» и чешский «Хмел».
Лишь в финале чехи вышли на более-менее именитый «Удинезе». Обе игры закончились со счетом 2:2, но в обоих случаях команды разыграли настоящие драмы. В домашнем матче «Сигма» вела 2:0, но упустила победу, а в Италии чехи вели 1:0 до 88-й минуты, затем на 90-й вновь вышли вперед, но на третьей компенсированной минуте «Удинезе» смог отыграться. Окрыленные итальянцы не упустили своего и в овертайме забили еще два мяча, выиграв кубок.
Сила команды в ее академии
Если заглянуть на Трансфермаркт, то можно узнать, что сейчас общая стоимость всех игроков составляет чуть больше восьми миллионов евро. Самый дорогой футболист – защитник Вацлав Йемелка, стоимость которого составляет 800 тысяч евро.
«Сигма» имеет в составе всего двух легионеров: словака Лукаша Грессака и испанца Пабло Гонсалеса. Все остальные 23 футболиста заявки – граждане Чехии, причем большинство из них прошли обучение в академии клуба.
Футбольный клуб «Сигма» имеет в наличие огромную академию, которая включает в себя команды всех статусов и всех возрастов: основа, резерв и молодежные команды от U7 до U19 всех годов без исключений. На каждого футболиста старших возрастов заведены отдельные страницы со статистикой на официальном сайте клуба, где можно отслеживать их прогресс.
Прямо сейчас на главной странице сайта висит объявление о том, что в академию проводится очередной набор детей в возрасте от 4 до 10 лет, причем как мальчиков, так и девочек.
Такая политика клуба помогает ему уже много лет держаться в элите чешского футбола. «Сигма» существует за счет огромного резерва своих воспитанников, которых потом можно продать в более богатые клубы, и при этом нет необходимости самим осуществлять крупные трансферы. Для сравнения: самая дорогая покупка за всю историю клуба – Даниэль Росси за 750 тысяч евро, самая дорогая продажа – Томаш Калас за шесть миллионов. Текущий трансферный баланс клуба также положительный: +945 тысяч евро.
Воспитанники приносят академии не только деньги, но и результат. Если основа на текущий момент занимает 11 место в чемпионате, то состав U19 сейчас расположился на второй строчке, уступая лидирующим сверстникам из пражской «Спарты» всего два очка.
Тренер – известный в прошлом футболист: финалист Евро и обладатель Кубка УЕФА
Средний возраст основы «Сигмы» сейчас составляет 27,5 лет. Но с каждым годом команда омолаживается, и команду постоянно пополняют воспитанники академии. Для футболистов без опыта необходим авторитетный наставник, который поможет каждому футболисту закончить процесс становления профессиональным игроком.
С 2019 года этим авторитетом для молодежи выступает главный тренер «Сигмы» Радослав Латал. Большую часть карьеры игрока 50-летний специалист провел в немецком «Шальке», с которым выигрывал Кубок Германии и Кубок УЕФА. А в 1996 году чех достиг пика карьеры вместе со своей сборной, дойдя до финала Евро-96.
Как тренер Радослав Латал имеет не менее богатый опыт. За 13 лет он успел поработать в Словакии, Польше, Беларуси и нескольких клубах Чехии. Трофеи в его активе также есть: Кубок Словакии и Суперкубок Беларуси.
Не забывайте ставить плюсы и подписываться на блог! Впереди будет еще много интересного, а пока вы можете ознакомиться с другими материалами блога:
В Эредивизи есть клуб, названный в честь короля Нидерландов. Ему даже посвящал стихи Пушкин
Во второй Бундеслиге появился претендент на попадание в элиту. У этого клуба очень крутые болельщики
Как зарабатывают клубы из 5-го дивизиона в Англии? Съемки фильмов, лотереи и еще много интересного
У города 25% акций, остальные у частных инвесторов. То есть нагрузку на городской бюджет Оломоуц несёт минимальную. Скорее всего город создаёт всякие налоговые уступки клубу или спонсорам, но непосредственно деньги в клуб не вкладывает
Про Уфу тоже пишут, что если шейхи или ред булл придет, тоже все станет хорошо.
"Инвестировать выгоднее всего в крупных агломерациях"
Именно поэтому Спартаку и Зениту найти спонсоров проще, чем саранской Мордовии. Не говоря о какой-нибудь Факеле. Поэтому у последних и проблемы со спонсорами. И никто к ним не придет.
В РФ региональные клубы умирают, потому что у них нет спонсоров - и соответственно денег. К чему спорить с реальностью?
В России 250000 долларовых миллионеров. В Чехии - 30000. Ещё вопросы?
"В общем, чужими руками вы хоть горы свернете, все очень просто, когда делать должен кто-то другой)"
О чём ты? Твой ответ не соответствует содержанию цитируемого абзаца.
Сигма могла быть теми же Химками, просто чешские власти понимают, что надо привлечь инвестора определенными плюшками, чтобы ему было интересно содержать клуб. При этом инвестор не посылает деньги, как Аллах, а требует от менеджеров выхода на самоокупаемость. Вин-вин для всех сторон.
Всё уже давно придумано и совершенно не мной.
"Как я забыл, мы же в Европе живем и доходы нашего малого бизнеса соответствуют европейским"
Я прям вижу, что локальная пивоварня из Оломоуца платит Сигме за рекламу миллионы. Или мелкие скандинавские клубы, чьи майки обклеены логотипами сразу нескольких компаний, получают рекордные деньги от каждой. Наверное клубы уродуют форму не от
Геркус недавно приводил в Локо нескольких спонсоров типа китайских смартфонов. Но когда деньги посылает Аллах, то нет ни малейшего стимула развивать в клубе бизнес.
"Если у вас есть гениальный бизнес-план"
Я с дивана рассказываю, как устроено там и как устроено тут. Не приписывай мне то, чего и близко нет. Я же не могу заставить муниципальные власти принимать решения, аналогичные европейским.
Самое забавное, когда ты пытаешься убедить меня, что в России мало денег. Скажи это тем русским, которые вваливают в пражскую недвигу:)
Где это я такое писал? Я лишь указывал, что Славия почему-то не смогла повторить путь Сигмы.
"тотально депрессивный ход мыслей"
Констатировать факт это депрессивный ход мыслей?
"Вы фиксируете реальность и говорите, ну вот оно так есть, так оно будет, не надо ничего делать, надо смириться"
Нет, я лишь писал, почему оно так и почему изменить это сложно по объективным причинам. Надо ли что-то делать или не надо, каждый решает сам для себя.
"Ну так сложим руки?"
Я - да. Я не долларовый миллионер, а даже если и был бы им, вряд ли стал бы поддерживать команды. Не настолько я люблю футбол и амбиций играть в "футбольный менеджер" в реальности у меня нет. У кого-то такие мечты есть, вот он пусть за них и борется.
"Найти частного владельца для команды ФНЛ с посещаемостью аж 20000 человек можно, вопрос лишь в том, на каких условиях".
Если очень захотеть, можно в космос полететь, но летают не все, верно?
"политика государства по привлечению зарубежных инвестиций"
Ну да, сейчас инвесторы в Россию бегут наперегонки.
Мне кажется, вы делаете типичную "ошибку выжившего", когда на основе одного успеха делаете вывод об универсальности его пути для всех. Типичный пример, Славия, которой почему-то пришлось ждать инвесторов из далекой страны. Да и те пришли не потому что захотели поднять чешский футбол с колен, не потому что их нашел клуб и сам убедил в выгодном вложении денег, а из бизнес-интересов в сфере недвижимости.
Славия не эквивалент Сигме, 25% акций которой у города, а полностью частный клуб, ситуация с ней с 2008 по 2015 - эквивалент Милана после Берлускони. Я же привёл Славию как пример, что если власть хочет сохранить клуб и вывести его в ЛЧ, то найдёт способ это сделать даже без расходов из госбюджета и налогов чешских граждан.
Без обид, но вы напоминаете одну из главных причин, почему я свалил из России - тотально депрессивный ход мыслей (что приводит к лидерству страны в рейтингах алкоголизма и уровня самоубийств). Вы фиксируете реальность и говорите, ну вот оно так есть, так оно будет, не надо ничего делать, надо смириться. Но лучше же искать хоть малейший способ улучшить ситуацию.
"Именно поэтому Спартаку и Зениту найти спонсоров проще, чем саранской Мордовии."
Ну так сложим руки? Я же привёл пример, что в законодательстве предусмотрены возможности, согласно которым можно упростить привлечение инвестиций в регионы. Найти частного владельца для команды ФНЛ с посещаемостью аж 20000 человек можно, вопрос лишь в том, на каких условиях.
Посмотрите под другим углом: Прага - это как Волгоград на карте ЕС, провинция. Чехия в 90-ые была очень небогатой страной с отсталой промышленностью. Но тотальная политика государства по привлечению зарубежных инвестиций сделала из Чехии конфетку всего за 20 лет
Что мешает этим сущностям присутствовать в одном человеке? Ротенберг в помощь.
"Ага, у нас есть какие-то решения муниципальных властей, которые запрещают простым бизнесменам-миллионерам из глубинки вкладывать деньги в команды уровнял ПФЛ и ФНЛ?"
Опять вы мои посты не понимаете. Видимо оттого, что не понимаете, как должна работать экономика.
Инвестировать выгоднее всего в крупных агломерациях, где много платежеспособного спроса. Значит для привлечения инвесторов от региональных властей требуется не отсутствие вреда, а присутствие помощи. Так делают во всём мире и - о боже - в России на бумаге тоже. Вот можете прочесть начальную главу Преимущества, это то, что реализуется в Чехии применительно к владельцам спортивных клубов
https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/regional-tax-incentives-for-investors-in-russia-ru.pdf
Например, пошумевшая в ЛЧ пражская Славия долго была чемоданом без ручки, пока не пошла в нагрузку китайским инвесторам, когда они скупили кучу недвиги и много чего другого в Праге. Чехи не тратят на клуб ничего, чехи зарабатывают с налогов и баллы в копилку престижа чешского футбола