Анализ игры Петера Шмейхеля — величайшего голкипера в истории Премьер-лиги
Петр Шмейхель являл собой эталон высоких стандартов, заданных в «Манчестер Юнайтед». Автор смело утверждает, что датчанин вполне может претендовать на звание «величайшего голкипера Премьер-лиги».
Когда 14 апреля 1999 года Деннис Бергкамп вышел исполнять пенальти на последних секундах основного времени полуфинального матча Кубка Англии на «Вила Парке», только Петер Шмейхель из «Манчестер Юнайтед» стоял на пути «Арсенала» к продолжительному доминированию.
В гонке за титул команды шли плечом к плечу – их разделяло всего одно очко – и победа могла бы дать «Арсеналу» психологический толчок, необходимый для того, чтобы претендовать на второй подряд дубль в Лиге и Кубке.
Возможно, от исхода того матча зависела успешность сезонов обеих команд. При счете 1:1 Бергкамп установил мяч. И хотя к тому моменту прошло пять лет с тех пор, как Шмейхель брал пенальти за «Юнайтед», он оставался невозмутимым и величественно стоял в воротах.
Прямо перед ударом Бергкампа Шмейхель сделал шаг влево и бросился, широко раскинув руки, чтобы сделать сейв. Когда Шмейхель энергично праздновал победу, Бергкамп только и мог, что отвернуться с отвращением и разочарованием на лице.
Но самый запоминающийся момент наступит позже. На 109-й минуте, перехватив обрез Патрика Виейра в центре поля, Райан Гиггз совершил свой волшебный сольный проход, обойдя четырех защитников «Арсенала», прежде чем запустить мяч в верхний угол ворот мимо беспомощного Дэвида Симэна, выиграв матч со счетом 2:1 во втором периоде дополнительного времени.
Хотя это и не был самый трудный сейв в карьере Шмейхеля — возможно, даже не самый трудный в том конкретном матче — это, безусловно, было одно из самых важных спасений, которые он совершал, облаченный в футболку «Манчестер Юнайтед».
Это спасение, к тому же, было одним из последних. В конце марта 1999 года было подтверждено, что Шмейхель, которому на тот момент было 35 лет, покидает клуб летом. И это то самое решение, правильность которого он теперь подвергает сомнению.
«Это решение принял молодой парень, и я признаю, что мне, вероятно, следовало бы продержаться подольше, – сказал он TalkSport. – Возможно, я мог бы играть ещё много лет (в «Манчестер Юнайтед»)».
Сейвы во многом похожи на голы в том смысле, что их значение и момент, когда они сделаны, определяют их величие. Если этот сейв от Бергкампа был сделан в любой другой игре, он не вошёл бы в историю, но тот факт, что сейв Шмейхеля сделал разницу между сезоном с завоёванным Треблом и возможным бестрофейным сезоном, делают это спасение ещё более особенным.
В нынешнее время вратари обычно высокие и худые, буквально созданные для того, чтобы быть ловкими и быстрыми. Вратари 1990-х годов были крупнее и компактнее, полагаясь в вопросе удержания мяча вне сетки на мощь и взрывную силу.
Имея такие параметры как 6 футов и 3 дюйма (1,91 м) и 225 фунтов (100 кг), Шмейхель был прямо-таки внушительным. Он казался настолько же широким, насколько и высоким, имея огромное тело, которое закрывало большую часть ворот.
Набор же его навыков тоже был довольно уникален.
Когда Шмейхель прибыл в «Юнайтед» в 1991 году, он обладал сочетанием качеств, которые не встречались у голкиперов в Премьер-Лиге. И хотя ситуация, когда вратарь выходит вперёд, чтобы закрыть нападающего, а сам растягивается, чтобы покрыть как можно большую часть ворот, теперь является обычным делом (что мы видим у Алиссона и Яна Облака), он был первым, кто пользовался этой техникой с такой регулярностью, что она стала одной из его визитных карточек.
Было бы также понятно, если бы вы предположили, что вратарь, который прыгает в воздух в решающий миг, надеется на удачу, однако Шмейхель полагался на что угодно, но только не на неё. Это во многом было связано с его отличными умениями принимать верные решения, осознавать ситуацию и находить подходящий момент для использования «прыжка звёздочкой».
Стоит понимать, что если вы, будучи вратарем, находитесь на линии ворот или рядом с ней и кто-то совершает удар головой или простой удар внутри вашей собственной вратарской, шансы, что вы правильно среагируете на то, куда летит мяч, невелики.
Довольно трудно блокировать удары, которые приходят к вам с близкого расстояния, так как время вашей реакции крайне ограничено. Возможно, вы уже слышали вратарскую фразу «увеличь себя» - использование Шмейхелем техники растягивания является прекрасным примером этого феномена.
Возьмём в качестве образца его блок против Грэма Стюарта из «Эвертона» в их столкновении на Кубке Coca-Cola в 1993 году. Этот сейв был третьим по счету после атаки, которая, казалось, непременно должна была привести к голу «Ирисок», пока не вмешался Шмейхель.
Представьте, вы вратарь, и вы хотите «увеличить себя в размере» – положение груди и головы согласовано с положением мяча, руки широко расставлены по бокам и ноги на ширине плеч – дабы нейтрализовать нападающего, прикрыть больше пространства, ограничивая возможные пробивные зоны. Для того чтобы сделать сейв, необходимо, чтобы «прикрытие» охватывало как можно больше места и держалось как можно дольше.
Когда невозможно предсказать направление удара, вы покрываете как можно большую часть ворот, быстро продвигаясь вперед и удерживая свои ноги, руки и голову между мячом и серединой ворот. Это должно уменьшить не только площадь нападения для игрока, направляющего в вашу сторону удары, но и площадь возможного сейва для вратаря.
Если же в такие моменты вы сжимаетесь — грудь и голова отвернуты от мяча, руки прижаты к телу, а ноги нешироко расставлены — вы уменьшаете свои шансы повлиять на игру, потому что позволяете нападающему выбирать из более благоприятных вариантов для удара. А высококлассным форвардам нужно лишь малейшее «окно», чтобы воспользоваться преимуществом.
Однако даже если вы технически правильно выполняете сейв, помимо этого у вас должно быть и идеальное чувство времени. Если вы слишком быстро продвигаетесь вперед и бросаетесь на нападающего, вы рискуете столкнуться с вашим противником, получив пенальти.
Если вы опоздаете, вы застрянете в нейтральной зоне, неспособные повлиять на игру, что приведет вашего противника к упрощённой возможности для взятия ворот. Как и во многих других аспектах вратарской игры, успех или неудача того или иного подхода зависят от самых тонких моментов, но особенно от действий в подобных ситуациях.
Несмотря на свой высокий рост, Шмейхель был невероятно быстр. Его скорость, когда он закрывал нападающих и бросался в направлении мяча, была сенсационной и не имела себе равных среди многих его сверстников.
За то время, которое требовалось нападающему, чтобы поднять голову между первым касанием и ударом, Шмейхель уже мог правильно расположиться и устранить значительное пространство, необходимое для любых ударов противника.
Несущийся к воротам нападающий – задачка не из простых, поэтому вратарю нужно найти способы повернуть ситуацию в свою пользу. Способность Шмейхеля быстро и эффективно закрывать пространство была его способом склонить чашу весов в свою сторону.
Вместо того чтобы дать нападающему необходимое время и пространство для размышлений и выбора наиболее удобных позиций, Шмейхель мог вывести его из равновесия и нарушить его концентрацию ровно настолько, чтобы вызвать сомнение в себе, когда первый просчитывал, как удачнее забить гол.
Бесчисленное количество раз Шмейхель доказывал, что он способен спасать игры для «Манчестер Юнайтед», поскольку он был в нужном месте в нужное время, чтобы спасти своих защитников после того, как их обошли. Его способность принимать такого рода решения и правильно выбирать время для них давала ему ауру — некое ментальное преимущество перед противниками — что он никогда не будет побежден.
Одним из лучших качеств сэра Алекса Фергюсона была его инициативность. Он выбирал сильные стороны противников и часто настраивал свою команду, особенно против прямых соперников, на то, чтобы впитать давление и ударить на контратаках.
Для «Юнайтед» было важно то, что Шмейхель, помимо всего прочего, обладал также выдающейся силой рук, способной проводить атаки с огромными бросками, во многом похожие на то, что современные вратари делают сейчас, выбрасывая мяч к стремительным вингерам и нападающим. Он был гораздо больше, чем последний защитник «Юнайтед», ведь он также был и их первым нападающим во время игр, когда обе команды действуют на встречных курсах.
Только имея мгновенную возможность атаковать, выхватить противника из оборонительной позиции и наказать его в разрыве, Шмейхель со своей рукой-орудием, способной на дальние и точные забросы, помогал создавать контратакующие сценарии на половине соперника с ключевыми атакующими игроками во владении, часто в ситуациях 1-в-1 и 2-в-2.
Именно быстрый и точный бросок Шмейхеля покарал «Сандерленд», когда они всей своей командой неслись вперёд к голу сразу после перерыва в декабрьском матче чемпионата 1996 года. То, как точно он сумел бросить мяч между двумя последними линиями прессинга и в темп бегущего Оле-Гуннара Сульшера, было просто восхитительно.
Сложно объяснить, насколько трудно это сделать и насколько идеальным должен был быть бросок, чтобы эта контратака оказалась успешной. Если бы бросок был немного короче, то «Сандерленд» ворвался бы обратно в центр поля с мячом. Если бы бросок был слишком длинным, это привело бы к ненужной смене позиций, и Шмейхель и его товарищи по команде были бы вынуждены снова защищаться. Именно поэтому тот бросок был невероятным.
Пожалуй, самый впечатляющий навык Шмейхеля – тот, который вы никогда не увидите ни в одной подборке его самых ярких моментов. Когда вы играете за одну из самых больших команд в мире, таких как «Манчестер Юнайтед» тех времён, несомненно, требуется, чтобы ваша игра соответствовала определенным высоким уровням качества и производительности каждую неделю.
Одно плохое выступление или одна ошибка могли бы остаться незамеченными в меньшем клубе, но не в «Юнайтед». Каждое действие и его последующий результат анализировались до мельчайших деталей, потому что клуб и его болельщики рассчитывали выигрывать каждый трофей и каждый год. И поэтому Шмейхель нуждался не только в физических средствах для достижения успеха — он должен был еще обладать исключительным ментальностью.
У «Юнайтед» были определенные стандарты, и Шмейхель был одним из тех, кто эти стандарты установил. Каждое из его действий (его сейвы, игра на выходе, перехваченные мячи и блоки) было сделано с таким уровнем сосредоточенности и внимания к деталям, на который мало кто в его положении был способен.
Были ли при этом ошибки? Конечно — их совершают все. Но бесчисленные невероятные сейвы и взаимодействия с командой, которые он произвёл, намного перевешивали любые промахи, которые произошли за его восемь сезонов в Манчестере.
Тот же уровень мастерства, который он требовал от себя, он ожидал и от своих товарищей по команде. Как настоящий лидер, Шмейхель постоянно организовывал свою оборону и выкрикивал приказы игрокам перед собой. Будучи вратарем, вы единственный игрок на поле, который может видеть всех перед собой, зная, где они находятся (или где должны находиться).
Именно ваша задача состоит в том, чтобы организовывать игроков и направлять их на правильные позиции точно в нужное время, чтобы сорвать атаку противника и спасти мяч от опасности перехвата. Ваше присутствие, отношение и взаимодействие с игроками определяют то, как действуют ваши защитники, и влияют на решения, которые они принимают во время матчей.
Если они не справляются со своей работой или по-настоящему не понимают, чего вы от них хотите, они будут защищаться нерешительно, что, в свою очередь, заставит вашего тренера сомневаться уже в вас. В конце концов именно вы будете отвечать за неудачу.
Шмейхель очень хорошо знал, что осознание того, что мяч контролируется обороной, может выиграть много игр. Если бы кто-то из его товарищей по команде не сумел уследить за мячом, промахнулся или слишком легко пропустил удар, можно было быть уверенным, что он окажется у них перед носом и сообщит им об этом.
Это зрелище, возможно, было неприятным для некоторых болельщиков, наблюдавших за игрой в реальном времени, но Шмейхель знал, как держать свою команду в тонусе, держать их мотивированными и получать максимальную отдачу от каждого матча.
Возможно, не всегда было приятно играть перед ним, как подтвердят некоторые из его бывших товарищей по команде, но он был победителем. И его характер – одна из тех самых причин, по которым «Юнайтед» продолжит пользоваться таким историческим успехом.
Когда Шмейхель присоединился к «Юнайтед», он был относительно неизвестен, но ушел он уже как легенда клуба. Хотя способности и успех голкипера не измеряются исключительно трофеями, которые они выиграли, количество титулов и индивидуальных наград, накопленных Шмейхелем за свою карьеру в «Манчестер Юнайтед», говорит само за себя.
Он выиграл пять чемпионских титулов за восемь лет и откланялся после финального выступления на Камп Ноу, подняв трофей Лиги чемпионов, чтобы закончить Требл.
Учитывая все вышесказанное, вполне возможно, что Петер Шмейхель – лучший вратарь в истории Премьер-лиги.
А Шмейхель обладал запредельной реакцией и при этом был крайне надежным. Он как ВДС + Де Хеа собранные воедино. Собственно потому и побеждал везде где только играл, 10 кратный чемпион нац первенств, чемпион Европы (за Данию, лол), рекордные 4 раза признавался лучшим вратарем по версии УЕФА, безоговорочно лучший кипер 90-х и один из лучших в истории футбола.