Всегда они возвращаются. Комличенко и еще 7 игроков, уехавших в Европу, чтобы вернуться в Россию
Переход Комличенко в «Динамо» – повод перестать питать иллюзии: отъезд из России – лишь трамплин для возвращения в другую, лимитную и сытую Россию. Но это в лучшем случае.
Журналисты либерального склада на автоматизме респектуют каждому футболисту, который уезжает в Европу и пробует свои силы Там. Они наивно полагают, что, находясь за границей, русский футболист сможет привлечь внимание хорошего клуба из топ-чемпионата и стать звездой, осуществить ту самую европейскую мечту. В реальности же, если повезет, они осуществляют другую – мечту о богатой жизни, которую паспортисту готов обеспечить любой клуб РПЛ.
Андрей Панюков («Аяччо», «Брага Б» – «Зенит-2», «Урал»)
Скучной работа с Панюковым для его агента, покойного Константина Сарсании, точно не была. После трех аренд из «Динамо» строить европейскую карьеру своего клиента Сарсания начал через литовский «Атлантас», благодаря результативной игре за который Панюкова удалось пристроить в «Аяччо». Панюков даже забил 6 мячей во французской ФНЛ и привлек внимание «Нима», но не сложилось с визой. А дальше были ужасные полгода во второй команде «Браги», откуда Панюков и вернулся в Россию, в «Зенит-2».
Сейчас же Панюков довольно неплохо чувствует себя в «Урале», порой забивает, но его история на путь Комличенко непохожа – в Премьер-лигу он пробился благодаря голам в ФНЛ, а не яркой игре за рубежом.
Виталий Лысцов («Лейрия», «Бенфика Б», «Тондела» – «Крылья Советов»)
Воспитанник «Локомотива» вернулся в Россию прошедшим летом – и сходу начал обвинять португальских тренеров в том, что не дали шанс, затерли, не поняли и далее по списку. При этом Лысцов искренне уверен, что, если бы ему дали шанс в основной команде «Бенфики», он бы не подкачал – мол, в португальском чемпионате лиссабонцам и защищаться не приходится.
А вот «Крылья» во многих матчах только этим и занимаются. Божович долго не выпускал Лысцова со скамейки, внезапно поставил против «Спартака» (пожалел), потом попробовал Виталия в опорной. Но «Крылья» продолжали проигрывать, а единственным козырем Лысцова по-прежнему выглядит его агент Павел Андреев. Типично для нынешнего состава «Крыльев».
Дмитрий Ефремов («Слован» – «Оренбург», ЦСКА)
Полноценного иностранного вояжа у Ефремова не было: он было отправился по стопам Караваева, но шел недолго. Дело ограничилось полугодичной арендой в чешский «Слован», за который Дмитрий, правда, успел забить в Лиге Европы (кстати, «Браге»).
Однако затем Ефремову удалось найти работу в РПЛ – его арендовал «Оренбург». Еще один сезон Дмитрий отыграл за команду в ФНЛ, после чего вернулся в ЦСКА, где выступал в качестве игрока-заплатки. В начале этого сезона сломался в дерби со «Спартаком» и покинул команду, став свободным агентом. Кстати, хороший агент бы Ефремову сейчас не помешал.
Антон Швец («Сарагоса Б», «Вильярреал Б» – «Ахмат»)
Швец мог оказаться в Испании и раньше, но из-за футбольных законов ждать 18-летия пришлось в академии «Спартака». Поездка в Испанию затянулась на 6 лет и большого успеха не принесла: Швец так и не выбрался из дубля «Вильярреала», а узнали о нем мы только благодаря Денису Черышеву, который тогда играл за основной состав команды.
Парень до 24 лет проторчал в команде Б, но получил предложение приехать на просмотр в «Ахмат», здорово себя проявил и заиграл в основе. Это в Испании губили талант Швеца или уровень нашего чемпионата таков, что любой испанский дублер без проблем его тянет?
Дмитрий Скопинцев («РБ Лейпциг», «Лиферинг» – «Ростов», «Балтика»)
К 22 годам в биографии новичка «Динамо» аж 8 команд. После академии «Зенита» молодой футболист отправился в «РБ Лейпциг», откуда его отправили в фарм-клуб «Лиферинг», играющий аж в австрийской ФНЛ.
Зато потом Скопинцев вернулся в Россию, подписав контракт с «Ростовом», и сначала зажег в аренде в ФНЛ за «Балтику», а потом проявил себя и в РПЛ. Увы, после ухода из «Ростова» повторить не получается.
Станислав Крицюк («Брага» – «Краснодар»)
Воспитанник Академии Коноплева отправился в Португалию в числе многих других молодых россиян, но только он закрепился в основе серьезного клуба. «Брага» – хорошая витрина, за которой пристально следят клубы «большой тройки» (если «Спортинг» еще можно причислять к грандам).
Но вместо игры за «Бенфику» и перехода в «Ман Сити» судьба Крицюка сложилась по-русски прозаично: переход на лимитную позицию в «Краснодар». В итоге и оттуда Станислава потеснил талантливый воспитанник клуба. Сейчас Крицюк играет только в Лиге Европы, но, не получи Сафонов от «Олимпиакоса» и «Базеля» 11 мячей, не было бы и этого.
Вячеслав Караваев («Дукла», «Яблонец», «Спарта», «Витесс» – «Зенит»)
Караваев рос с четким осознанием того, что пока Марио Фернандесу не надоела Россия, за ЦСКА ему не играть. Строить свою карьеру Караваев начал оригинально, через Чехию – именно он протоптал дорожку и подал пример тому же Комличенко. Благодаря арендам в скромные чешские клубы его в конце концов заметила и выкупила «Спарта».
Караваев стал очень заметным игроком чешской лиги, но оказался нужен лишь «Витессу» Валерия Ойфа, которому (совпадение?) также пригодился и один российский тренер. Ну а дальше по пути Крицюка: ты играешь в хорошем клубе околотопового экспортного чемпионата, но предложение, от которого невозможно отказаться, защитнику сделал отнюдь не ПСВ и не «Аякс».
Николай Комличенко («Слован», «Млада-Болеслав» – «Динамо»)
На первого воспитанника «Краснодара» в основной команде изначально не очень рассчитывали как на 1/11 часть мечты Галицкого о команде из доморощенных игроков. Отношения в клубе не складывались, игра не шла, Комличенко не подходил «Краснодару» и по комплекции – не все крупные парни способны играть изящно в пас.
Потому Комличенко со спокойной душой отпустили в Чехию сначала в аренду, потом и насовсем. О бомбардирских подвигах Николая в Чехии все в курсе, даже Станислав Черчесов обратил внимание. Но это только в России: реальных иностранных конкурентов в борьбе за лучшего бомбардира чемпионата Чехии не было ни у ЦСКА, ни у «Рубина», ни у «Динамо». Иностранцев на то, чтобы раскошелиться, паспорт Николая не мотивировал.
На этом европейские свершения Комличенко, видимо, закончены: чтобы уехать из РПЛ в Европу, нужно быть Головиным и заинтересовать клуб, принадлежащий российскому миллиардеру. А вот уезжать в Европу, чтобы потом попасть в РПЛ, как видно, вполне рабочая схема.
Роман Гуськов, Rusfootball.info
Было бы странно, если бы в посте, посвященном переходу Комличенко, я бы начал вспоминать Аршавина и Жиркова, а не таких же пацанов, как он, которые уехали за границу в заштатные клубы