«Классических плеймейкеров больше нет». Откровенное интервью Хуана Маты в честь выпуска автобиографии
Испанец встретился с журналистом The Athletic и рассказал о своем отношении к современному футболу и своих футбольных предпочтениях.
Автобиография Хуана Маты
Мы встретились с Хуаном в центре Манчестера, на цокольном этаже закусочной, принадлежавшей его отцу. На первый взгляд кажется, что испанец выглядит чем-то раздосадованным.
Он здесь, чтобы представить свою автобиографию «Футболист по воле случая», но даже это мероприятие не радует его в свете творящегося сейчас в «Юнайтед» хаоса. Испанец любит повторять девиз своего земляка, звезды НБА Рикки Рубио: «За каждым падением обязательно будет взлет». Но, как признает сам Хуан, в современном мире все труднее и труднее следовать этой философии.
«Результаты были важны всегда, это безусловно», – говорит Мата, – но сейчас каждый исход игры разносится тысячами материалов по сотням платформ с миллионами комментариев, футбольное «эхо». Новые социальные сети, новые каналы передачи информации, которых раньше не существовало… Эти факторы существенно увеличивают шум вокруг любого события. Каждый счет, каждый гол, каждая ошибка теперь вызывают гораздо больший резонанс, чем раньше».
«При таком футбольном «эхо» гораздо сложнее сохранить равновесие. Его влияние очень помогает, когда побеждаешь, но катастрофически мешает при поражениях. Любое событие имеет огромный резонанс».
Проблемы «Юнайтед» обсуждаются с особым рвением, настолько рьяно, что испанец даже не хочет добавлять свой голос в этот бурлящий котёл. В своей последней записи в блоге он лишь вскользь упоминает о поражении в гостях от «Ньюкасла» и о «хорошем шансе изменить ситуацию» в матче против «Ливерпуля» в воскресенье на Олд Траффорд. (прим. редактора: интервью состоялось до матча с «Ливрепулем», но главное здесь совсем другое) Самый подходящий соперник для игры при таких обстоятельствах? «Я смогу ответить на этот вопрос только после игры. Если победим, то скажу да, лучший соперник».
Один из сотрудников пресс-службы команды сидит неподалеку и готов вступить в наш разговор при случае, если мы слишком далеко зайдем в обсуждении проблем сегодняшнего «Юнайтед». Присутствие этого человека на нашей встрече знаково. Умного, умеющего грамотно излагать свои мысли всемирно известного игрока выводят в свет под контролем. Но что, в действительности, мог бы сказать Мата, что не говорил сотни раз за почти шесть лет, проведенных на «Олд Траффорд»? Откровенная и честная оценка происходящего с его стороны, скорее всего, принесла бы больше вреда, чем пользы. Банальные разговоры и избитые фразы выглядели бы как бесполезная трата времени. В данной ситуации настало время действовать, а не говорить.
Поэтому мы решили обсудить другие темы. В конце своей автобиографии Мата пишет, что он раздосадован тем, что «в наше время результату игры уделяется слишком много внимания, будто в футболе не осталось ничего, кроме итогового счета на табло». Он обеспокоен, что «в футболе все меньше места для красоты», в свете чего «игра становится менее атакующей, более плотной, и в футболе уже не остаётся места для креативных созидателей в чистом виде. Какой топ-клуб в наше время подписал бы Валерона? Или Рикельме? Сказали бы, что они слишком медленные».
Что-то поменялось в Мате при упоминании Валерона и Рикельме, двух плеймейкеров, чье изящество, видение игры и мастерство очаровали Испанию во времена их выступлений за «Депортиво» и «Вильярреал». В его глазах промелькнула искра, но довольно быстро её место заняла грусть от сожаления о том, что из игры ушел элемент искусства, и команды больше не строят игру вокруг чистых созидателей-художников, как это было раньше.
«Такие игроки, – продолжил Хуан, – чистые «десятки», они… как ты сказал? «Вымерли»? Может, не вымерли, но их становится гораздо меньше, чем было раньше. В прошлом всегда были чистые «десятки», находившиеся за одним или парой нападающих, в зависимости от расстановки. Изменились подходы к игре, и роль «десятки» изменилась, но я люблю таких игроков. Игроков, чей природный талант позволяет им выделяться на поле и менять игру одним пасом или движением, которое не придумает никто, кроме них».
Кто еще? «Вживую я почти не видел игру Эрика Кантона, – вспоминает Мата, – но я смотрел видео его игр, и он был художником на поле. Мой отец был большим поклонником Марадоны и часто показывал видео с ним. Тоже художник. Зидан был из той же категории. Роналдиньо. Игра этих ребят вызывала у меня мурашки. Сейчас я тоже, конечно, смотрю матчи, чтобы взглянуть на будущих соперников и так далее, но, по-настоящему мне приносит удовольствие лишь просмотр игр с игроками, которые мне нравятся. Нравится смотреть за их движениями, за их действиями».
Хуан Мата и Эрик Кантона
После настойчивых уговоров он назвал несколько конкретных имен – Хамес Родригес, Кристиан Эриксен, Филипе Коутиньо. А что же насчет Месута Озила, который в свое время был одним из умнейших созидателей, но с каждым днём все чаще греет лавку «Арсенала» Унаи Эмери?
«Если честно, я не знаю, в чем причина. Я три года играл под руководством Эмери в «Валенсии» и поэтому хорошо знаю его как человека, но текущее положение вещей внутри «Арсенала» мне неизвестно. Но, конечно, Озил – креативный игрок, обладающий теми качествами, которые мне нравятся у футболистов».
Сразу вспоминаются слова Йоахима Лёва, сказанные им в прошлом году после ухода Озила из сборной Германии: «Необходимость иметь чистого плеймейкера, номера «10» в классическом понимании, в настоящее время отпала и вряд ли снова возникнет. Таких игроков, как Нетцер, Платини и Зидан уже давно не видно на футбольном горизонте. Сейчас плеймейкеры, дирижеры игры, выступают глубже, на более оборонительных позициях. Наверное, на одной из важнейших позиций на поле. Так им удается контролировать ход матча, получая мяч гораздо чаще футболистов, играющих ближе к чужим воротам. «Десяток» в классическом понимании в современной футбольной тактике уже нет».
А Озил по своей природе как раз таковым себя и считает. Так же, как и Мата, который большую часть своей карьеры в «Премьер Лиге», сначала в «Челси», а теперь и в «Манчестер Юнайтед», располагается на позиции вингера. Временами, особенно в эпоху ван Гала, Мата показывал себя главным креативщиком, мозгом команды, играя на позиции под нападающим или на фланге. Но, к сожалению, слишком часто команда теряла форму, и его вклад на фоне блеклого выступления остальных игроков был лишь слабым утешением.
Мата прав, говоря о том, что талант созидания и игроки типа Валерона, Рикельме, Озила, сейчас не ценятся так, как раньше. Но такие тезисы вы навряд ли услышите в «Барселоне» или в другой части Манчестера, где Пеп Гвардиола построил команду, в которой даже вратарь, не говоря уже о центральных защитниках, думают в созидательном ключе. В целом, статистика забитых мячей со времен Валерона и Рикельме выросла. Так что, вряд ли 2010-е запомнятся нам декадой, в которой умер созидательный футбол.
«Я считаю, что причина вырождения позиции плеймейкера в том, что футбол изменился и теперь больше зависит от физической составляющей», – говорит Мата. «Игра стала быстрее, поэтому нужно быть готовым к этому физически. Игроки старшего поколения говорят, что скорость игры сильно возросла, стало гораздо меньше свободных зон, и нужно быть к этому готовым».
«Все зависит от того, как ты это воспринимаешь. Как и в любом жизненном вопросе, может быть сразу множество разных мнений по одной теме. Я был в составе испанской сборной, и мы выиграли титул чемпионов Мира и Европы, играя в привлекательный, с моей точки зрения, футбол. Но я не считаю, что это норма. Было множество чемпионатов, где побеждала команда, игравшая отнюдь не ярче всех по ходу турнира».
«Поэтому… и да, и нет. Многие люди хорошо относятся к таким тенденциям, понимая, что можно играть в определенной манере, и, зачастую, такой футбол нравится окружающим. Но у меня есть ощущение, и, думаю, многие разделяют со мной это мнение, что в современном футболе страх поражения гораздо сильнее радости победы. Футбол – это спорт, который освещается шире всего в мире, и поэтому ответственность столь высока, а цена побед и поражений так велика».
«Иногда кажется, что проигрыш – это катастрофа, а победа – это высшее благо. Такие мысли преобладают, особенно когда играешь за большой клуб. И поэтому я понимаю тренеров, которые по этой причине предпочитают играть компактнее и ждать ошибки соперника. Это один из многих подходов к футболу».
Сейчас идет девятый сезон Маты в Премьер Лиге. За два с половиной сезона в «Челси» он поиграл под руководством Андре Виллаша-Боаша, Роберто Ди Маттео, Рафаэля Бенитеза и Жозе Моуринью. В «Юнайтед» его тренерами были Дэвид Мойес, ван Гал, Моуринью и теперь Уле-Гуннар Сульшер. За всё это время он ни разу не мог сказать, что играет в раскрепощенной, забивающей команде, в которой свободный художник имеет право на любые действия на поле. Так называемый «страх поражения», отсутствие удовольствия в игре очень свойственны «Юнайтед» большую часть времени в последние шесть лет. В какой-то момент мы начали говорить об очень сложных обязанностях плеймейкера. Мы пытались представить сценарий конкретной ситуации на поле, где он принимает мяч на правой части поля почти у центральной линии в начале контратаки. Знает ли он в тот момент, где находятся его партнеры, и где они окажутся, когда атака наберет ход?
«В этом-то все и дело, ты должен это выяснить», - отвечает испанец. «Чем быстрее у тебя это получится, тем лучше для тебя и команды, потому что атака должна развиваться в быстром темпе. В идеале нужно всё продумать еще до приёма мяча. Для игрока, который пытается создавать и атаковать, очень важно выбрать правильный вариант развития».
«Вот почему мне всегда нравились игроки центра поля. Центральным полузащитникам всегда нужно принимать правильные решения на поле: сделать проникающий пас или придержать мяч и замедлить темп игры. Для меня эта доля секунды, когда нужно принять решение и воплотить его в жизнь – это то самое, что определяет уровень игрока. В той ситуации при контратаке, которую мы с тобой сейчас обсуждаем, многое зависит от твоих партнеров по команде. Нужно знать их качества, будут ли они забегать за спину защитникам, и необходимо ли давать мяч на ход или наоборот отдать пас в ноги».
Представляя себя на месте Маты, всегда думаешь, что же он придумает, когда мяч окажется у него. В составе «Юнайтед» есть очень быстрые игроки. Рэшфорд, Марсьяль, теперь и Дэниэл Джеймс, но мы редко видим, что команда атакует при численном превосходстве, как тот же «Ливерпуль» или «Манчестер Сити». При всей этой чехарде с тренерами, «Юнайтед» все больше скатывался к игре в предсказуемый в футбол, к бесполезным навесам и дальним ударам, надеясь таким образом справиться с плотно обороняющимся соперником.
И здесь прослеживается четкий контраст между Матой и Давидом Сильвой. Мата и Сильва играли вместе в «Валенсии» и в сборной Испании разных возрастов, а затем вместе доросли до основной команды Испании. Были времена, когда особый, завораживающий талант был в тени, когда командой управляли Манчини и Пеллегрини. И неважно, играл он на позиции «десятого» номера или на фланге при расстановке 4-2-3-1. Гвардиола еще до прибытия в «Сити» знал, что Сильва будет играть глубже, в расстановке с тремя полузащитниками. И это решение увенчалось оглушительным успехом.
Интересно, не возникало ли у Хуана чувства зависти по отношению к Сильве? Не столько из-за его влияния на игру команды, а из-за того, что Гвардиола выделил, раскрыл и активно использует качества, которые присущи Давиду? Если классические «десятки» уходят в прошлое, то может позиция в центре поля позволила бы Мате чувствовать себя идеально и привносить больший вклад в игру, нежели играя справа в атаке?
Хуан Мата и Давид Сильва в «Валенсии»
«Я думаю, здесь большую роль играет стадия твоей карьеры, твой возраст. – отвечает он, – Я помню в начале моего профессионального пути в «Валенсии», я играл на левом фланге атаки. При той тактике, что мы придерживались и в те мои годы, мне идеально подходила игра в одно касание, забегание за спины защитников. Наверное, я был быстрее, чем сейчас. И это нормально».
«Но с возрастом начинаешь глубже понимать игру, лучше принимать решения и поэтому можешь играть на других позициях. Также большое значение имеет то, как играет твоя команда и какие качества у твоих одноклубников. В сборной несколько раз я играл на тех позициях, о которых ты говоришь. И в «Юнайтед» тоже, в ситуациях, когда мы проигрывали, и необходимо было добавить вариативности в атаке, мне это нравилось, потому что я люблю получать мяч как можно чаще. Я играл на разных позициях. В детстве я был нападающим. Потом играл на левом фланге, на правом фланге, под нападающим. Я считаю себя атакующим полузащитником, поэтому да, я мог бы сыграть так, как ты говоришь».
«Мой отец был большим поклонником Марадоны и часто показывал видео с ним. Он художник. Зидан был из той же категории. Роналдиньо. Игра этих ребят вызывала у меня мурашки».
Другой темой, которой Мата коснулся в своей книге, было, говоря его словами, «общество эго», понятие, которое применимо не столько к современному футболу, сколько ко всей современной жизни. «Жажда внимания, большого количества подписчиков, славы, выходит за все рамки разумного. – пишет он. – И, конечно, этот тренд коснулся и футбола. А как иначе?»
«Общество эго» – это веяние современного футбола, в котором индивидуальные награды, личные выступления и рекорды стали важны как никогда. А лучшие современные тренеры, такие как Гвардиола, успешно используют индивидуальное мастерство и креативность своих игроков на благо всей команды. Контраст на разных сторонах Манчестера сейчас заметен как никогда.
«Я не думал об этом вопросе, когда писал свою книгу. «О том, что некоторые принимаемые на поле игроками решения продиктованы таким складом ума», – говорит испанец. – Я считаю, что каждый игрок хочет выделиться и забить тот самый решающий гол, и это нормально».
«Но у нас командный спорт. Мы не играем в одиночку, как теннисисты или гольфисты, поэтому нужно четко понимать, что при всем желании сыграть как можно лучше индивидуально, нужно уважать других. Очень сложно постоянно сохранять баланс между тем, что ты хочешь выделиться и тем, что нужно играть на команду. Но кто из нас постоянно сохраняет баланс в любых жизненных ситуациях? Это же почти невозможно, правильно?»
«Поэтому, когда я говорю об этом «эго», об этом современном складе ума, я больше отношу это к влиянию соцсетей, которые захватили всех. В том числе и меня. Там каждый из нас показывает свою жизнь и везде «я, я, я, я», и почти ничего другого».
«Не думаю, что такой подход должен сильно влиять на стиль игры. Если ты игрок, который может обвести трех соперников, то это и нужно делать. Но если ты бросаешься в дриблинг только потому, что тебе это нравится, а не потому, что этого требует игра – это плохо. Понимание того, что ты должен делать на поле, и того, что не должен – сложная вещь для большинства игроков, в том числе и для меня».
Такие решения на поле свойственны Мате гораздо больше, чем кому-либо еще. Мата – умный игрок, из тех, кто предпочитает сделать правильный пас на поле, а не говорить правильные речи за его пределами. Проблема в обоих случаях в том, что и правильный пас, и правильная речь могут слишком легко затеряться в том вихре, который поглотил «Манчестер Юнайтед» в последнее время.
Два мяча, которые он забил на «Энфилде» в 2015-м, второй из которых был забит «ножницами», остаются одними из самых ярких моментов современной разочаровывающей истории «Юнайтед».
«Великолепное чувство, отличный день, идеальный момент для меня и всех нас», – говорит он. – То, как мы играли, как победили и как я забил второй мяч – это лучшее чувство в футболе. Меня несколько раз спрашивали, что лучше – отдать голевую передачу или забить самому? Эмоции от забитого тобой мяча – это лучшее, что может быть на футбольном поле. Чистое наслаждение. Иногда, из-за захлестнувших эмоций, даже забываешь, как праздновать забитый гол. Таких эмоций очень сложно добиться вне футбольного поля».
Следите за нами в социальных сетях:Вконтакте \ Telegram \ Instagram