Тер Стеген – лучший вратарь Германии, но на Евро сыграет Нойер. Так решил Лев, а «Бавария» угрожает революцией, если он передумает
Вратари уже разругались.
Дебаты о том, кто круче, разгорелись с новой силой после лигочемпионского матча «Боруссия» – «Барселона». Тер Стеген уехал в Испанию в 2014-м, и его прогресс в «Барсе» (особенно последние пару лет) проходил вдали от глаз соотечественников. В этом матче немецкая аудитория наконец вживую увидела, на что на самом деле способен их второй номер. Тер Стеген взял пенальти, ликвидировал выход 1-на-1, сделал 4 суперсейва и сыграл на ноль. И это случилось на фоне все еще саднящего домашнего поражения от Голландии в начале сентября, где Нойер пропустил четыре.
В твиттере немецкие болельщики шутили, что своей выдающейся игрой на «Сигнал-Идуна Парк» тер Стеген выбил для себя еще 5 дополнительных матчей в запасе сборной.
Лев упрямо верит в Нойера и уже два года не подпускает Тер Стегена к важным матчам
27-летний вратарь «Барселоны» последний раз выходил за сборную в официальном матче в октябре 2017-го. Нойер пропустил весь сезон-2017/18, тер Стеген играл в товарищеских матчах, но перед ЧМ Лев вернул в основу едва восстановившегося Нойера – и оставил его главным после турнира.
Тер Стеген должен был сыграть против Северной Ирландии 9 сентября этого года. Лев обещал ему место в старте, но под давлением после поражения от голландцев тренер передумал и оставил в воротах Нойера. «Я не понимаю, почему все так происходит, – жаловался тер Стеген испанским журналистам. – В играх за клуб я делаю себе отличную рекламу, а потом приезжаю в национальную команду и сажусь на скамейку. Это удар для меня и с каждым разом мне все тяжелее с этим мириться».
Нойер тут же отреагировал: «Пока мы вместе были в сборной, он молчал, а сейчас недоволен. Не думаю, что подобные заявления позитивно сказываются на атмосфере в команде».
«Я сказал, то что думал. Ману вообще не должно заботить то, какие мысли меня посещают и что я чувствую», – ответил Марк-Андре.
Тер Стегена поддержали несколько немецких изданий, которым тоже надоело, что игрок, давно заслуживший место в основе, не получает достаточно игрового времени. «Разумеется, тер Стеген имеет право предъявлять претензии. Он – один из трех лучших вратарей мира сейчас. Можно спорить о манере его высказываний, но по существу он прав», – написал один из авторов Westdeutsche Allgemeine Zeitung. Лев сообщил, что точно выпустит Марка с первых минут в одном из ближайших матчей (9 октября – товарищеская игра против Аргентины, в ноябре – заключительные отборочные игры против Эстонии и Беларуси).
И в момент, когда казалось, что конфликт улажен и можно расходиться по домам, пришел Ули Хенесс и принес огнемет.
Президент «Баварии» («Немецкий футбольный союз должен наказать тер Стегена за его слова») решил, что бундестренер прогнулся под общественное мнение и заявил, что его клуб не будет отпускать игроков в сборную, если тер Стеген и Нойер поменяются местами («Нойер – номер один. Тут не должно быть никаких вопросов. Судя по словам тер Стегена, складывается впечатление, будто он выиграл 17 чемпионатов мира. Мы не позволим вредить репутации наших футболистов. Лучшие всегда будут в «Баварии»).
Хенесс не мог не знать, что любой футболист обязан давать утвердительный ответ на вызов Ассоциации (ст. 3 п.1 Устава ФИФА), иначе клуб, который он представляет, ждут санкции (очки, набранные в чемпионате, аннулируются – ст.6 п.2), но почему-то все равно озвучил эту странную позицию. Пресс-служба «Баварии» позже сообщила, что президент погорячился.
И тут два варианта: либо Хенесс действительно затеял революцию, но в последний момент передумал, либо Октоберфест в Мюнхене в этом году особенно хорош.
(Кстати, сборная Германии без баварских игроков все равно выглядит симпатично).
Тер Стеген сейчас в топ-форме. Он бы принес пользу сборной
Когда-то одним из главных факторов, побуждавших Лева ставить Нойера в основу, была баварская защита бундестим – 4 из 5 игроков обороны представляли «Баварию». Ману отлично знал слабые стороны Хуммельса, Боатенга и Киммиха, понимал, когда нужно выйти вперед и подстраховать центральных защитников или куда отдать мяч Киммиху, чтобы тот комфортно разогнал атаку по флангу. Защитники в свою очередь знали наизусть все маневры вратаря.
Хуммельс и Боатенг больше не вызываются, защита бундестим регулярно меняет сочетания и формацию, Киммих играет опорника – клубная химия больше не работает.
К новаторским ходам Нойера привыкли. Он уже не так смело, как раньше, покидает штрафную – результативная ошибка на ЧМ-2018 в решающем матче надолго выбила его из образа успешного вратаря-гонялы. В чемпионате Германии в прошлом сезоне по количеству матчей на ноль и проценту отраженных ударов его обошли Петер Гулачи («Лейпциг») и Ян Зоммер («Гладбах»).
А вот тер Стеген за последние три года здорово прокачал себя по части игры ногами и повысил точность передач до 90%. Еще в 2016 году в игре против «Атлетика» он побил рекорд Ла Лиги, первым из вратарей совершив 62 передачи за матч, а в прошедшие выходные стал первым вратарем «Барселоны» в 21 веке, который сделал голевой пас. В Каталонии его называют «Месси в перчатках» за умение в одиночку вытаскивать тяжелейшие матчи. В этом году он вошел в тройку лучших голкиперов мира по версии ФИФА.
У Нойера в сборной и тер Стегена в «Барсе» один и тот же функционал
Оба не столько занимаются непосредственно вратарской работой (отбивают удары), сколько участвуют в построении игры. С них зачастую начинаются атаки.
В среднем Нойер и тер Стеген касаются мяча 45-50 раз за матч (100%). Диаграмма показывает, на какие игровые элементы разбиваются эти контакты с мячом.
Суммарная доля участия тер Стегена в оборонительных мероприятиях – всего 16%, в то время как перепасовкой с партнерами и развитием атаки он занят 84% игрового времени. Он никогда не теряет концентрацию, особенно в моменты, когда мяч подолгу не появляется в его штрафной. Во время агрессивного прессинга со стороны противника тер Стеген, в отличие от Нойера, не отправляет мяч далеко вперед в борьбу, а сохраняет владение, пасуя ближнему. Это одна из его обязанностей – создавать численное преимущество на участках вблизи своей штрафной (3-в-2, 4-в-3), благодаря этому «Барселона» успокаивает игру и выходит из-под давления.
Обновленной защитной линии бундестим, которая сейчас крайне нестабильна, пригодился бы такой костыль.
Нойер – и в мартовском матче против голландцев это было особенно заметно – в последнее время плохо работает под прессингом. В той игре он 7 раз оказывался в случае, когда нужно быстро расстаться с мячом, и 5 его передач в итоге ушли сопернику.
Нойер и тер Стеген похожи и в том, как они работают в ближнем бою. Типичная для всех немецких вратарей гандбольная техника, когда вратарь в широком шпагате бросается на нападающего. Правда, Нойеру чуть проще бороться за верховые мячи, так как он выше и тяжелее.
Как бы здорово тер Стеген ни провел сезон-19/20, основным на Евро все равно будет Нойер. Лев уже все решил
Ни провал на ЧМ-2018, ни последнее место в группе А Лиге Наций не заставили Йоги задуматься о рокировке. Когда все-таки пришло время освежить состав, то в бессрочный отпуск отправились самые неочевидные кандидаты – Хуммельс, Боатенг и Мюллер, но не Нойер.
Главная претензия к Леву – он действует непоследовательно: поощряет конкуренцию в команде и параллельно с этим расстреливает ее из автомата. «Если не произойдет ничего экстраординарного, Ману будет нашим первым номером на Евро-2020», – признается Йоги в интервью каналу ZDF за 10 (!) месяцев до старта турнира.
Нойер намекнул, что после Евро он может завершить карьеру в сборной, и на сегодня это, пожалуй, единственный вариант, при котором Тер Стеген окажется в старте бундестим в следующем году.
Последний раз немцы сталкивались с проблемой выбора первого номера 13 лет назад накануне домашнего ЧМ. Тогда это была война стилей: классика (Кан) против модерна (Леманн). Первый превосходно играл на линии, но слабо взаимодействовал с защитниками, второй был крутым полевым игроком, видящим гораздо дальше собственной штрафной. Клинсманн хотел играть в пас, поэтому выбрал Леманна – логичное и понятное решение.
Нойер и тер Стеген играют примерно в одной и той же манере и сейчас один явно выигрывает конкуренцию у другого, но продолжает при этом сидеть в запасе. Очевидно, что здесь все дело в личных симпатиях главного тренера. А с ними Лев определился еще в 2016 году, когда назначил Нойера капитаном.
Что думают о конфликте вратари-легенды сборной Германии?
«В мое время такие отношения между конкурентами считались нормой, – говорит Леманн. – Нойер, конечно, ведет себя высокомерно, но мне это нравится. Таким и должен быть первый номер. Думаю, конфликт пойдет на пользу обоим».
Бодо Илльгнер предлагает необычный выход из ситуации. «Нойер и тер Стеген – вратари мирового класса и оба заслуживают место в основе, – говорит чемпион мира-1990. – Но чтобы добиваться успехов в дальнейшем, в сборной не должно быть конфликтов. Если парни и дальше продолжат смотреть друг на друга с упреком, то, по-моему, лучше будет вообще не вызывать в команду одного из них».
Другой выдающийся немецкий вратарь Харальд Шумахер прекрасно знает, что такое охранять единицу в сборной. В конце 80-х его зарубы с Ули Штайном доходили до того, что Шумахер просил тренера заниматься отдельно, потому что ему было противно находиться рядом с Ули. «Нойер для меня – №1, – признается Шумахер. – Он играет на высочайшем уровне последние несколько лет и с ним Германия стала лучшей командой мира».
Противостояние Нойера и тер Стегена – детские разборки. Вот Кан и Леманн рубились по-настоящему
Фото: globallookpress.com/Anke Waelischmiller/SVEN SIMON, Christian Charisius/dpa, Werner Eifried/GES-Sportfoto; Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts
Если бы за Лева говорили результаты, но последние мягко говоря не впечатляют. Чемпионство было 5 лет назад, а вылет из группы - совсем недавно. А тер Стеген до сих пор с боем получается матчи в сборной - к 27 годам он провел всего 9 матчей отбора/КК, остальное товарки. И то Нойер пропустил много из-за травмы. Если бы Лев ротировал их и Мануэль показывал себя лучше, ни у кого вопросов бы не возникало.
Ушёл Кепке, первым стал Кан, вторым Леманн. На три турнира. И как бы не лажал первый номер, он остаётся первым. Пока он сам не скажет: "всё, больше не могу", второй номер не получит полноценного шанса. Логика немецкая. Как нам это близко.
Тут статья недавно была про битву Кана с Леманном в сезоны 04/05 и 05/06. И тогда была война с Баварией.
Бавария - это какой-то немецкий кабинет, который скупает всех более-менее талантливых немцев, а потом ставит условия DFB. Нормально, да?