Тренер «Байера» шпионил за ван Галом, вел трэвел-блог, заставлял помощников читать книгу о Гвардиоле
Зум на Петера Боса.
55-летний голландец этой зимой вернулся в Бундеслигу, чтобы доказать всем, что атака может выигрывать турниры. Постоянно сверяясь с идеями Кройффа, записанными в блокноте, в прошлом сезоне Бос поднял «Байер» из середины таблицы в Лигу чемпионов и прокачал статистику всем ведущим игрокам.
С 16 лет мечтал стать тренером. В 18 получил лицензию и уже мог тренировать молодежные команды
«Я никогда не ставил на себя как на игрока, – признается Бос. – Я не был техничным, плохо боролся за верховые мячи, мне не хватало скорости и уж точно я сам ни за что не взял бы себя ни в одну из команд, которыми потом руководил. Но тренерская деятельность – нечто особенное. Я верил, что из меня получится неплохой специалист».
Бос поступил в спортивный колледж CIOS в Голландии и еще до достижения совершеннолетия был аттестован по всем необходимым тренерским категориям, кроме лицензии Pro.
Всю игровую карьеру Бос собирал в блокнот мысли тренеров, с которыми работал. В начале 90-х его заметил главный тренер сборной Голландии Ринус Михелс. «Я знал, что меня не будут часто вызывать в сборную, поэтому из каждой поездки я привозил максимум полезной информации, – объяснял Бос. – Практически все, что говорил Михелс, можно было записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Я так и делал».
Защитник «Фейеноорда» Петер Бос шпионил за тренером «Аякса» Луи ван Галом
«У нас подобралась отличная команда, но против «Аякса» мы ничего не могли придумать, – жаловался Бос. – Тогда я захотел узнать, что там такого придумал их тренер, что мы никак не можем их обойти. Сел в машину и поехал в Амстердам. Нашел место, где проходили занятия, подъехал максимально близко к полю, опустил солнцезащитную шторку и подсматривал. Хорошо, что меня не увидел никто из местных фанатов в тот момент – были бы неприятности».
«Аякс» – «Фейеноорд» – самое горячее противостояние в Голландии. Чтобы понять, по какой тонкой грани ходил Бос, пробравшись в логово врага, нужно вспомнить 2004 год. Фанаты «Аякса» тогда атаковали полузащитника «Фейе» Хорхе Акунью, прорвавшись прямо на поле во время матча резервистов. Пострадавшего чилийца потом доставили в больницу с травмой головы и сломанными ребрами.
Во время игровой карьеры увлекался журналистикой
Слог Петера так понравился одной небольшой газете из его родного Апельдорна, что во время своих загранкомандировок Бос регулярно – примерно раз в неделю – отправлял в редакцию заметки о культурных особенностях жизни на Дальнем Востоке (44 матча за японский «ДЖЕФ Юнайтед» в 96-98 гг.) и в бывшей Восточной Германии (14 матчей за «Ганзу» в 98-м).
Наблюдения Боса читались бодро, несмотря на то, что в них голландец практически не касался футбола.
«Я люблю общаться с журналистами, но для меня они делятся на два типа, – признается Бос. – Это те, кому правда интересно, почему я перешел на схему с тремя защитниками и почему использую игрока X на непривычной позиции, и те, кто пытается в личной беседе добыть инсайд, спрашивая у меня, кого мы подпишем следующим. Такие разговоры меня не вдохновляют».
Поражение от «МЮ» в финале ЛЕ-2017 – самое болезненное в карьере
Для «Аякса», который тогда тренировал Бос, это был первый финал еврокубка с 1996 года. Голландцы проиграли 0:2.
«Вообще я детально изучаю все матчи моей команды и люблю копаться в ошибках, – рассказывал Бос в интервью 11 Freunde. – Но тот финал я ни разу не пересматривал, до тех пор пока мои друзья не уговорили меня разобрать его для сайта De Correspondent. Это была невероятно скучная игра, которая разочаровала меня в первую очередь как зрителя. К слову, как и финал последней ЛЧ. Нас хвалили за то, что у нас самая молодая команда, но именно из-за недостатка опыта мы в итоге проиграли «МЮ». Мы пытались играть остро, но соперник считывал все наши ходы».
Ненавидит слово «менталитет»
В прошлом году «Байер» вылетел в третьем раунде Кубка Германии, проиграв «Хайденхайму» (вторая Бундеслига). На послематчевой пресс-конференции один из репортеров спросил Боса о причинах поражениях и предположил, что у команды отсутствует менталитет победителя. Голландец сорвался: «Что такое менталитет? К этому слову можно придумать 20 определений. Мне кажется, что только люди, которые совсем не разбираются в футболе, используют понятие менталитет. Так они объясняют себе, почему проиграл фаворит. Это действительно очень удобно. Не нужно разбираться в ходе игры, отслеживать тенденции, следить за сменой формаций и перемещениями игроков. «Менталитет» – и готово!».
«Я не требую от игроков гениальных решений, хотя у меня есть подходящие исполнители для этого, – продолжает тренер. – Для меня важно, чтобы футболисты были сконцентрированы, делали простую работу, но делали ее качественно. Не раз замечал, как все аплодируют защитнику, который пробежал 30 метров за нападающим и отобрал у него мяч в подкате. А то, что до этого тот же самый защитник не смог отдать ближнему два простейший паса подряд, почему-то никого не смущает».
Ведет дневник, где выставляет игрокам оценки от 1 до 10. Десятку пока никто не получал
«Кажется, девятку я ставил всего один раз – и это было не в «Байере», – говорит голландец. – Невозможно провести абсолютно идеальный матч. Всегда есть эпизоды, в которых игрок не добежал, хотя должен был, пробил мимо, хотя позиция была убойная, или отдал мяч сопернику, хотя на него никто не давил».
Атакующий футбол – лучшее успокоительное
Первый матч в качестве тренера Бос провел в июле 2000 года. «Это была тестовая игра «Апельдорн» – «Фейеноорд», – вспоминал Петер. – Во мне разыгрался комплекс новичка, я растерялся и не знал, как вести себя на бровке: кричать, стоять спокойно или сесть на скамейку. Но одно я понял сразу – когда моя команда владеет мячом и атакует, я в порядке. Как только мяч забирает соперник, моя нервная система этого не выдерживает и я ощущаю физическую боль из-за переживаний. Тогда и сформировалась моя философия. Не хочу, чтобы игра приносила дискомфорт, поэтому всегда буду играть в атакующий футбол».
«Все так горячо обсуждали успехи «Аякса» в Лиге чемпионов не потому что он сенсационно прошел грандов, а потому что сделал это в ярком стиле, бесстрашно атакуя, – уверен Бос. – После матча «Аякс» – «Реал» (2:4) я посмотрел «ПСЖ» – «МЮ» (1:3) и с трудом выжил. «Юнайтед» вообще ничего не сделал для победы. Такие команды мне не нравятся».
Бос не согласен с тем, что его методы радикальны: «Игра в атаку лишена рисков, если все детально спланировано. Когда футболисты располагаются компактно и нет разрыва между линиями, то при потере мяча они могут быстро перестроиться и среагировать на контрвыпад. Да, атакующий футбол – по-прежнему главный движок голландских тренеров, но в этом они далеко не лучшие в мире прямо сейчас».
Гвардиола, Бьелса, Сампаоли – топ-3 актуальных тренера, идеально использующих атакующий потенциал своих команд
«Просмотр большинства матчей, которые я поглощаю как зритель, заканчивается тем, что через 20 минут я начинаю копаться в телефоне и забываю про футбол, – говорит Бос. – Но на работу этих трех тренеров смотреть всегда интересно».
«Работая в «Витессе», я не выпускал из рук книгу «Herr Guardiola» (в английском варианте она больше известна как «Pep: Confidential» – Sports.ru) о первом годе работы каталонца в Германии. Она меня так увлекла, что я позаботился о том, чтобы все сотрудники «Витесса» ее прочитали. Там есть много вещей, касающихся управления коллективом, которые я сейчас использую в «Байере», – поделился секретом Бос. – Болельщики тратят приличные деньги на годовые абонементы. Они имеют право требовать от команды красивой игры. Моя работа – развлекать людей. Если фанаты «Байера» после игры возвращаются домой воодушевленными и пересказывают друг другу эпизоды из матча, значит я все сделал правильно».
Боялся брать юного де Лигта в первую команду «Аякса». Но технический директор Марк Овермарс настоял на просмотре
«Марк сказал, что у нас в академии подрастает очень талантливый 16-летний центральный защитник и посоветовал приглядеться к нему, – Бос поделился этой историей с Энди ван дер Мейде, когда был гостем его ютуб-шоу. – Качественных центральных защитников в 16 лет не бывает, подумал я, но все-таки взял Маттейса на тест. Через неделю я подошел к Овермарсу и сказал: «Не вздумайте никуда отпускать этого парня. Он будет играть в главной команде».
Бос – фанат Кройффа. Они встретились незадолго до смерти Йохана и целую неделю разговаривали о футболе
«Кройфф – лучшее, что случалось с голландским футболом, – уверен Бос. – Когда я был подростком, мы вместе с друзьями вырезали его интервью из газет и вклеивали в альбом. Собирали все, что он когда-либо говорил о футболе. У нас все было поделено по главам: оборона, атака, тактические модели. В 18 лет я уже был профессиональным игроком «Витесса», но тем не менее купил абонемент на матчи «Аякса», чтобы посмотреть за игрой Йохана вживую. Он тогда как раз вернулся из Америки» (Петер в то время играл во второй лиге – Sports.ru).
«Как тренер он повлиял на меня даже сильнее, чем игрок. Я восторгался полету его мысли: тому, как он расставлял прессинг-ловушки или неожиданно превращал вратаря в полевого игрока. Не думал, что у меня когда-то появится возможность обсудить с ним эти вещи, но однажды мы встретились с ним в Тель-Авиве».
В 2014 году с Босом связался спортивный директор «Маккаби» Жорди Кройфф и предложил возглавить клуб из Тель-Авива. Бос удивился: «Я ответил ему что-то типа: «Жорди, ты серьезно предлагаешь мне работу в Израиле? Почему я должен ехать к тебе? У меня в приоритете – Испания, Германия, Англии». Он уговаривал меня где-то два года, в итоге я согласился, но с условием, что если меня позовет «Аякс», я тут же соберу вещи и уеду, потому что футбол, в который я хочу играть – это футбол «Аякса».
Так и получилось. Но до отъезда на родину летом 2016-го произошла встреча, о которой Петер мечтал всю жизнь. «На второй месяц моего пребывания в Израиле Жорди вдруг написал мне: «Мои родители приезжают в Тель-Авив в марте на неделю». Мой пульс участился, – признавался Бос. – Я тут же спросил у него: «А твой отец тоже приедет? А он сможет прийти к нам на тренировку?». Я не спал всю ночь перед визитом Йохана, продумывая программу занятий на завтрашний день, чтобы впечатлить кумира».
«Йохан приехал на базу и мы 4 часа разговаривали о футболе за чашкой кофе. Я знал про его болезнь, но Йохан держался мужественно и даже шутил. Мне нравилось, что он умел просто объяснять сложные вещи, но не думаю, что многие понимали его правильно, когда Йохан говорил о футболе на голландском. В такие моменты он в мыслях был на два шага впереди слушателя».
Общение Боса и Кройффа продолжалось всю неделю, они встречались за ужином и под конец уже просто обсуждали какие-то жизненные моменты. Бос вспоминает: «Йохан как-то сказал мне: «Мне повезло, что опухоль у меня именно с этой стороны головы. Если бы она образовалась на другой стороне, я бы не смог ходить». Это, пожалуй, главный урок, который я получил от легенды – видеть хорошее в плохих вещах. Это было невероятное знакомство, которое я никогда не забуду».
Через неделю Йохан Кройфф скончался в барселонской клинике. Фотография Йохана с Босом и сыном Жорди на лавке тренировочной базы «Маккаби» – последнее прижизненное фото великого голландца.
Источники: 11freunde.de, sportbuzzer.de, bayer04.de, dw.com, bild.de, theguardian.com.
Фото: Gettyimages.ru/Christof Koepsel / Stringer, VI Images, Julian Finney, Matthias Hangst, Dean Mouhtaropoulos; nos.nl/MTA MEDIA
А как оно будет - посмотрим. В любом случае удачи паровозам.
Жду отличный матч и сюрпризов от нашего Мэтра Юрия Палыча.
"У Кройфа всегда были тесные связи с евреями. Ныне его 42-летний сын Йорди — директор тель-авивского "Маккаби".
А "Аякс", с которым связаны важные страницы жизни футболиста, называют "еврейским клубом", за что эта команда постоянно подвергается атакам со стороны антисемитов.
Первое домашнее поле «Аякса» располагалось в районе под названием Бёйкслотерхам на севере Амстердама, где в начале XX века селились евреи. Отсюда и берёт корни прозвище команды.
Поклонники «Аякса» развили традицию использовать еврейские и израильские символы, желая выразить свою преданность клубу. В «Аяксе» в разное время играли футболисты с еврейскими корнями, в частности, такие игроки, как Джонни Руг, Шак Сварт, Бенни Мюллер, а также президент клуба Яп ван Праг. Один из еврейских игроков «Аякса» 20-х годов Эдди Хэмел погиб в Освенциме в апреле 1943 года. Перед Второй мировой войной в Амстердаме и в целом в Нидерландах проживало много евреев, большинство из них было убито нацистами. Однако в настоящее время в клубе нет игроков с еврейскими корнями, последним таким игроком был Даниэль де Риддер.
Фанаты «Аякса» называют себя «евреями» и регулярно используют флаги с изображением Звезды Давида и кричат во время матчей: «Евреи! Евреи!». Они гордятся тем, что используют израильские символы, показывая таким образом свою поддержку по отношению к евреям. Знак Давида характеризуется ими как «знак противостояния».
Противники клуба выкрикивают антисемитские и расистские лозунги в отношении «Аякса». «ХАМАС, ХАМАС, евреи — в газ» — одно из немногих скандирований, звучащих на стадионе. С другой стороны, поклонники «Аякса», напоминая о нацистской бомбардировке Роттердама, во время празднования победы в Кубке Нидерландов над «Фейеноордом» спели песню со словами: «Когда наступит весна, мы бросим бомбы на Роттердам».
Нидерландские власти уже прилагали усилия по устранению еврейской символики со стадионов, поддерживающих «Аякс», пытаясь уменьшить таким образом антисемитские инциденты. Глава европейского Правления еврейских представителей поддержал болельщиков «Аякса», заявив, что антисемитизм в Европе можно уменьшить, если всё больше неевреев будут адекватно относиться к еврейской культуре. Мэр Амстердама Йоб Кохен, имеющий еврейское происхождение, также выражал болельщикам «Аякса» свою поддержку.
Йохан Кройф иногда называл себя евреем, рассказывал о своей еврейской бабушке, но официального подтверждения этому нет. Его отец Германюс Корнелис Кройф, по словам Йохана, говорил, что с детства жил через евреев и считает себя больше евреем, чем голландцем. Согласно семейной легенде, в доме Кройфов во время германской оккупации какое-то время скрывались евреи.
Находясь в Израиле, Кройф неизменно надевал на себя кипу с вышитым на ней номером 14 — именно под этим номером началась его карьера в "Аяксе".
Мировой футбол потерял легенду.
Еврейский народ потерял большого и искреннего друга.
Да будет светла память Йохана Кройфа!
https://www.isrageo.com/2016/03/24/johancruyff/
а так...если ничью увезем будет небольшое чудо.
Особенно это было видно в матчах с немецким Шальке. Именно в тех матчах Локомотив проиграл ЛЧ и ЛЕ сразу.
Так что Миранчуки не панацея. Хуже - это неуверенная игра в обороне, дураки залетают регулярно.
----
А если фанаты после игры задают друг другу вопросы, способна ли команда хоть что-нибудь еще делать, кроме как катать мяч без всякого толку, это правильно?))) Вроде вот читаешь, кажется, умный мужик, толковый, а на деле просто фантастически не гибкий, в упор не умеет ни под кого подстраиваться. И что хуже - не желает. Имха, но Байер - не Барса, Байер не может и не должен даже пытаться диктовать свои правила соперникам, которые сильнее. А лучше - вообще никому, под всех подстраиваться. А если при наборе игроков Байера пытаешься корчить из себя Барселону - выглядишь эдаким слабоумным бесстрашным самоубийцей, и может, это мило и трогательно, канешн, но фанатов, на самом деле, люто бесит))) Нужно воспринимать себя трезво... Ну, впрочем, это если хочешь взрослеть и чего-то добиваться, а конечно, в нашем случае этого хотят только фанаты, в клубе всем как раз и так хорошо)
Данке, Пашк!