11 мин.

Тренер «Байера» шпионил за ван Галом, вел трэвел-блог, заставлял помощников читать книгу о Гвардиоле

Зум на Петера Боса.

55-летний голландец этой зимой вернулся в Бундеслигу, чтобы доказать всем, что атака может выигрывать турниры. Постоянно сверяясь с идеями Кройффа, записанными в блокноте, в прошлом сезоне Бос поднял «Байер» из середины таблицы в Лигу чемпионов и прокачал статистику всем ведущим игрокам. 

С 16 лет мечтал стать тренером. В 18 получил лицензию и уже мог тренировать молодежные команды

«Я никогда не ставил на себя как на игрока, – признается Бос. – Я не был техничным, плохо боролся за верховые мячи, мне не хватало скорости и уж точно я сам ни за что не взял бы себя ни в одну из команд, которыми потом руководил. Но тренерская деятельность – нечто особенное. Я верил, что из меня получится неплохой специалист».

Бос поступил в спортивный колледж CIOS в Голландии и еще до достижения совершеннолетия был аттестован по всем необходимым тренерским категориям, кроме лицензии Pro.

Всю игровую карьеру Бос собирал в блокнот мысли тренеров, с которыми работал. В начале 90-х его заметил главный тренер сборной Голландии Ринус Михелс. «Я знал, что меня не будут часто вызывать в сборную, поэтому из каждой поездки я привозил максимум полезной информации, – объяснял Бос. – Практически все, что говорил Михелс, можно было записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Я так и делал».

Защитник «Фейеноорда» Петер Бос шпионил за тренером «Аякса» Луи ван Галом

«У нас подобралась отличная команда, но против «Аякса» мы ничего не могли придумать, – жаловался Бос. – Тогда я захотел узнать, что там такого придумал их тренер, что мы никак не можем их обойти. Сел в машину и поехал в Амстердам. Нашел место, где проходили занятия, подъехал максимально близко к полю, опустил солнцезащитную шторку и подсматривал. Хорошо, что меня не увидел никто из местных фанатов в тот момент – были бы неприятности».

«Аякс» – «Фейеноорд» – самое горячее противостояние в Голландии. Чтобы понять, по какой тонкой грани ходил Бос, пробравшись в логово врага, нужно вспомнить 2004 год. Фанаты «Аякса» тогда атаковали полузащитника «Фейе» Хорхе Акунью, прорвавшись прямо на поле во время матча резервистов. Пострадавшего чилийца потом доставили в больницу с травмой головы и сломанными ребрами.

Во время игровой карьеры увлекался журналистикой

Слог Петера так понравился одной небольшой газете из его родного Апельдорна, что во время своих загранкомандировок Бос регулярно – примерно раз в неделю – отправлял в редакцию заметки о культурных особенностях жизни на Дальнем Востоке (44 матча за японский «ДЖЕФ Юнайтед» в 96-98 гг.) и в бывшей Восточной Германии (14 матчей за «Ганзу» в 98-м).

Наблюдения Боса читались бодро, несмотря на то, что в них голландец практически не касался футбола.

«Я люблю общаться с журналистами, но для меня они делятся на два типа, – признается Бос. – Это те, кому правда интересно, почему я перешел на схему с тремя защитниками и почему использую игрока X на непривычной позиции, и те, кто пытается в личной беседе добыть инсайд, спрашивая у меня, кого мы подпишем следующим. Такие разговоры меня не вдохновляют».

Поражение от «МЮ» в финале ЛЕ-2017 – самое болезненное в карьере

Для «Аякса», который тогда тренировал Бос, это был первый финал еврокубка с 1996 года. Голландцы проиграли 0:2.

«Вообще я детально изучаю все матчи моей команды и люблю копаться в ошибках, – рассказывал Бос в интервью 11 Freunde. – Но тот финал я ни разу не пересматривал, до тех пор пока мои друзья не уговорили меня разобрать его для сайта De Correspondent. Это была невероятно скучная игра, которая разочаровала меня в первую очередь как зрителя. К слову, как и финал последней ЛЧ. Нас хвалили за то, что у нас самая молодая команда, но именно из-за недостатка опыта мы в итоге проиграли «МЮ». Мы пытались играть остро, но соперник считывал все наши ходы».

Ненавидит слово «менталитет»

В прошлом году «Байер» вылетел в третьем раунде Кубка Германии, проиграв «Хайденхайму» (вторая Бундеслига). На послематчевой пресс-конференции один из репортеров спросил Боса о причинах поражениях и предположил, что у команды отсутствует менталитет победителя. Голландец сорвался: «Что такое менталитет? К этому слову можно придумать 20 определений. Мне кажется, что только люди, которые совсем не разбираются в футболе, используют понятие менталитет. Так они объясняют себе, почему проиграл фаворит. Это действительно очень удобно. Не нужно разбираться в ходе игры, отслеживать тенденции, следить за сменой формаций и перемещениями игроков. «Менталитет» – и готово!».

«Я не требую от игроков гениальных решений, хотя у меня есть подходящие исполнители для этого, – продолжает тренер. – Для меня важно, чтобы футболисты были сконцентрированы, делали простую работу, но делали ее качественно. Не раз замечал, как все аплодируют защитнику, который пробежал 30 метров за нападающим и отобрал у него мяч в подкате. А то, что до этого тот же самый защитник не смог отдать ближнему два простейший паса подряд, почему-то никого не смущает».

Ведет дневник, где выставляет игрокам оценки от 1 до 10. Десятку пока никто не получал

«Кажется, девятку я ставил всего один раз – и это было не в «Байере», – говорит голландец. – Невозможно провести абсолютно идеальный матч. Всегда есть эпизоды, в которых игрок не добежал, хотя должен был, пробил мимо, хотя позиция была убойная, или отдал мяч сопернику, хотя на него никто не давил».

Атакующий футбол – лучшее успокоительное

Первый матч в качестве тренера Бос провел в июле 2000 года. «Это была тестовая игра «Апельдорн» – «Фейеноорд», – вспоминал Петер. – Во мне разыгрался комплекс новичка, я растерялся и не знал, как вести себя на бровке: кричать, стоять спокойно или сесть на скамейку. Но одно я понял сразу – когда моя команда владеет мячом и атакует, я в порядке. Как только мяч забирает соперник, моя нервная система этого не выдерживает и я ощущаю физическую боль из-за переживаний. Тогда и сформировалась моя философия. Не хочу, чтобы игра приносила дискомфорт, поэтому всегда буду играть в атакующий футбол».

«Все так горячо обсуждали успехи «Аякса» в Лиге чемпионов не потому что он сенсационно прошел грандов, а потому что сделал это в ярком стиле, бесстрашно атакуя, – уверен Бос. – После матча «Аякс» – «Реал» (2:4) я посмотрел «ПСЖ» – «МЮ» (1:3) и с трудом выжил. «Юнайтед» вообще ничего не сделал для победы. Такие команды мне не нравятся».

Бос не согласен с тем, что его методы радикальны: «Игра в атаку лишена рисков, если все детально спланировано. Когда футболисты располагаются компактно и нет разрыва между линиями, то при потере мяча они могут быстро перестроиться и среагировать на контрвыпад. Да, атакующий футбол – по-прежнему главный движок голландских тренеров, но в этом они далеко не лучшие в мире прямо сейчас».

Гвардиола, Бьелса, Сампаоли – топ-3 актуальных тренера, идеально использующих атакующий потенциал своих команд

«Просмотр большинства матчей, которые я поглощаю как зритель, заканчивается тем, что через 20 минут я начинаю копаться в телефоне и забываю про футбол, – говорит Бос. – Но на работу этих трех тренеров смотреть всегда интересно».

«Работая в «Витессе», я не выпускал из рук книгу «Herr Guardiola» (в английском варианте она больше известна как «Pep: Confidential» – Sports.ru) о первом годе работы каталонца в Германии. Она меня так увлекла, что я позаботился о том, чтобы все сотрудники «Витесса» ее прочитали. Там есть много вещей, касающихся управления коллективом, которые я сейчас использую в «Байере», – поделился секретом Бос. – Болельщики тратят приличные деньги на годовые абонементы. Они имеют право требовать от команды красивой игры. Моя работа – развлекать людей. Если фанаты «Байера» после игры возвращаются домой воодушевленными и пересказывают друг другу эпизоды из матча, значит я все сделал правильно».

Боялся брать юного де Лигта в первую команду «Аякса». Но технический директор Марк Овермарс настоял на просмотре

«Марк сказал, что у нас в академии подрастает очень талантливый 16-летний центральный защитник и посоветовал приглядеться к нему, – Бос поделился этой историей с Энди ван дер Мейде, когда был гостем его ютуб-шоу. – Качественных центральных защитников в 16 лет не бывает, подумал я, но все-таки взял Маттейса на тест. Через неделю я подошел к Овермарсу и сказал: «Не вздумайте никуда отпускать этого парня. Он будет играть в главной команде».

Бос – фанат Кройффа. Они встретились незадолго до смерти Йохана и целую неделю разговаривали о футболе

«Кройфф – лучшее, что случалось с голландским футболом, – уверен Бос. – Когда я был подростком, мы вместе с друзьями вырезали его интервью из газет и вклеивали в альбом. Собирали все, что он когда-либо говорил о футболе. У нас все было поделено по главам: оборона, атака, тактические модели. В 18 лет я уже был профессиональным игроком «Витесса», но тем не менее купил абонемент на матчи «Аякса», чтобы посмотреть за игрой Йохана вживую. Он тогда как раз вернулся из Америки» (Петер в то время играл во второй лиге – Sports.ru).

«Как тренер он повлиял на меня даже сильнее, чем игрок. Я восторгался полету его мысли: тому, как он расставлял прессинг-ловушки или неожиданно превращал вратаря в полевого игрока. Не думал, что у меня когда-то появится возможность обсудить с ним эти вещи, но однажды мы встретились с ним в Тель-Авиве».

В 2014 году с Босом связался спортивный директор «Маккаби» Жорди Кройфф и предложил возглавить клуб из Тель-Авива. Бос удивился: «Я ответил ему что-то типа: «Жорди, ты серьезно предлагаешь мне работу в Израиле? Почему я должен ехать к тебе? У меня в приоритете – Испания, Германия, Англии». Он уговаривал меня где-то два года, в итоге я согласился, но с условием, что если меня позовет «Аякс», я тут же соберу вещи и уеду, потому что футбол, в который я хочу играть – это футбол «Аякса».

Так и получилось. Но до отъезда на родину летом 2016-го произошла встреча, о которой Петер мечтал всю жизнь. «На второй месяц моего пребывания в Израиле Жорди вдруг написал мне: «Мои родители приезжают в Тель-Авив в марте на неделю». Мой пульс участился, – признавался Бос. – Я тут же спросил у него: «А твой отец тоже приедет? А он сможет прийти к нам на тренировку?». Я не спал всю ночь перед визитом Йохана, продумывая программу занятий на завтрашний день, чтобы впечатлить кумира».

«Йохан приехал на базу и мы 4 часа разговаривали о футболе за чашкой кофе. Я знал про его болезнь, но Йохан держался мужественно и даже шутил. Мне нравилось, что он умел просто объяснять сложные вещи, но не думаю, что многие понимали его правильно, когда Йохан говорил о футболе на голландском. В такие моменты он в мыслях был на два шага впереди слушателя».

Общение Боса и Кройффа продолжалось всю неделю, они встречались за ужином и под конец уже просто обсуждали какие-то жизненные моменты. Бос вспоминает: «Йохан как-то сказал мне: «Мне повезло, что опухоль у меня именно с этой стороны головы. Если бы она образовалась на другой стороне, я бы не смог ходить». Это, пожалуй, главный урок, который я получил от легенды – видеть хорошее в плохих вещах. Это было невероятное знакомство, которое я никогда не забуду».

Через неделю Йохан Кройфф скончался в барселонской клинике. Фотография Йохана с Босом и сыном Жорди на лавке тренировочной базы «Маккаби» – последнее прижизненное фото великого голландца.

Источники: 11freunde.de, sportbuzzer.de, bayer04.de, dw.com, bild.de, theguardian.com.

Фото: Gettyimages.ru/Christof Koepsel / Stringer, VI Images, Julian Finney, Matthias Hangst, Dean Mouhtaropoulos; nos.nl/MTA MEDIA