13 мин.

106 лет назад было сыграно первое в истории Суперкласико

За 106-летнюю историю противостояния буэнос-айреских команд футболисты и болельщики обоих клубов сделали все возможное, чтобы их дерби стало самым мощным в мировом футболе.

На футбольной карте мира есть несколько городов, которые пару раз в год превращаются в арену для захватывающего матча между двумя местными командами. Это Глазго с его противостоянием между “Рейнджерс” и “Селтиком”, Рим с “Лацио” и “Ромой”, Стамбул с невероятным по накалу соперничеством между “Галатасараем” и “Фенербахче”, а также Лондон, Милан, Мадрид, Каир, Манчестер, Севилья и ряд других. Но столичное аргентинское дерби, известное под названием “Суперкласико”, держится особняком среди всех этих противостояний и считается главным в футбольном мире.

День дерби в Буэнос-Айресе открывает заново старый добрый футбол: игроки носятся по полю как школьники на перемене” – “The Observer” (первое место в списке “50 спортивный событий, которые вы должны увидеть перед смертью“)

Эта битва – ультимативный пример классовой войны в футболе” – “Daily Mirror” (первое место в “Топ-50 футбольных дерби мира“)

На трибунах ты можешь ожидать чего угодно, от куриных перьев до летающих свиней” – “FourFourTwo” (первое место в списке “50 лучших дерби мира“)

Каждый матч играется в непередаваемой атмосфере экстремального шума, обидчивости, бравады и жесткости” – “The Telegraph” (первое место в списке “25 крупнейших клубных противостояний мирового футбола“)

Как Суперкласико стало лучшим футбольным дерби на планете – в материале блога “В этот день”.

***

Дважды в год Буэнос-Айрес вымирает на два часа. Пустеют улицы, с перебоями ходит общественный транспорт, закрываются различные учреждения, а выключенного телевизора не найти даже в кабинете президента страны или родовой палате. В эти два часа вся столица, затаив дыхание, следит за главным клубным матчем Латинской Америки, противостоянием “Бока Хуниорс” и “Ривер Плейт”. Широко известен факт, зафиксированный специальными приборами, что стадионы обеих команд, “Бомбонера” и “Монументаль”, сотрясаются, когда многотысячная толпа фанатов одновременно подпрыгивает в ритм кричалок и песен. На трибунах, наблюдать за которыми не менее интересно, чем за действом, происходящим на поле, можно увидеть огромные шары в виде свиней, полуголого Марадону, размахивающего сине-желтым флагом (застекленные вип-ложи? это вам не Бернабеу!), болельщиков, покрытых перьями с ног до головы, гробы, окрашенные в клубные цвета, обнаженных красоток и несметное количество файеров и дымовых шашек. У темпераментных южноамериканцев любое соперничество вызывает сильнейшие эмоции, причем невероятная любовь к одной из противоборствующих сторон переходит в огненную ненависть к другой. Суперкласико определяет лучшую команду в Аргентине гораздо точнее, чем любые статистические выкладки или место в таблице чемпионата, но фанаты обеих команд следят за соперниками едва ли не пристальней, чем за своими любимцами.

Когда даже аут приходится вбрасывать под защитой полицейских

Первое Суперкласико после того как футбольные клубы Аргентины стали профессиональными (1931), закончилось скандалом. Нападающий “Боки” Варальо, пробив пенальти, набросился на вратаря “Ривера” Ирибаррена, зафиксировавшего мяч, выбил из его рук снаряд и заколотил его в сетку. Арбитр засчитал гол (атаковать голкипера, взявшего в руки мяч, не было запрещено тогдашними правилами), но игроки “Ривер Плейт” принялись шумно оспаривать его решение. Трое из них были удалены, однако остались на поле в качестве протеста. Стычки переросли в настоящую драку, на поле появилась полиция, после чего беспорядки перекинулись на трибуны. Властям пришлось использовать водометы, поскольку фанаты отказывались покидать стадион. Матч был прерван и “Бока Хуниорс” позже были лишены очков.

В 2011-м году “Ривер Плейт” впервые в своей 110-летней истории вылетел во второй дивизион. Фанаты “Боки” устроили на улицах Буэнос-Айреса настоящую праздничную процессию, выставив на тротуарах огромные гробы в бело-красных цветах и распевая “вверх-вниз, вверх-вниз, словно лифт!” Болельщики “Ривера” в долгу не остались, решив заступиться за любимый клуб с помощью кулаков. В результате за медицинской помощью обратилось не меньше сотни человек.

В 2015-м матч одной восьмой финала Кубка Либертадорес был прерван после того, как болельщики “Бока Хуниорс” распылили перцовый спрей в подтрибунном туннеле, когда по нему проходили футболисты “Ривер Плейт”. Четыре игрока были отправлены в больницу, где получили лечение от ожогов. Президент “Боки” принес официальные извинения соперникам, но сказал, что команда не должна страдать от действий отдельных болельщиков и выразил готовность помочь их найти. Несмотря на это, клуб был дисквалифицирован и покинул турнир, а “Ривер Плейт”, к негодованию фанатов “генуэзцев”, в том сезоне стали обладателем Кубка в третий раз в своей истории.

Футболисты “Ривер Плейт” пытаются промыть обожженные глаза

Но трагичнее всего закончилось дерби, проходившее на домашнем стадионе “Ривера” “Монументале” 23 июня 1968-го. Тогда произошла катастрофа, известная как “Tragedia de la Puerta 12” (“трагедия у 12-го выхода“), когда в давке у двенадцатого гейта погиб 71 человек и еще 150 было ранено. Эта трагедия стала самым страшным событием в истории аргентинского футбола, средний возраст погибших и раненых не превышал 19 лет. Есть несколько версий причин произошедшей катастрофы. По одной из них фанаты “Боки” жгли флаги своих противников на верхних ярусах трибун, бросая эти своеобразные факелы вниз, что вызвало панику у их же товарищей, бросившихся к выходу. Другая утверждает, что болельщики “Ривера” перебрались на трибуну своих оппонентов, спровоцировав их поспешное бегство. Третья обвиняет во всем полицейских, которые начали теснить фанатов “Бока Хуниорс” после того как те помочились на них с трибун. Как бы то ни было, многочисленные источники сходятся в том, что ворота не были открыты вовремя, а некоторые утверждают, что помимо обычной решетки с цепью кто-то подпер их с обратной стороны бетонными блоками. Это и стало причиной большого количества жертв. Снимки окровавленной лестницы, ведущей на улицу, и сваленных в кучу одежды и обуви, сорванных в давке, потрясли всю страну.

Лестница 12-го выхода со стадиона “Монументаль” после катастрофы

Расследование трагедии, длившееся больше трех лет, не нашло виновных, что возмутило аргентинское общество, поддерживавшее семьи погибших болельщиков. К концу сезона 68 клубов, входивших в футбольную ассоциацию Аргентины, собрали для родственников жертв более 100 тысяч песо. После трагедии выходы на стадионе “Монументаль” стали обозначать буквами вместо цифр.

***

Однако Суперкласико – это прежде всего все же футбол. В буэнос-айресском дерби за его многолетнюю историю приняли участие десятки игроков, ставших впоследствии настоящими легендами. Чего стоят только имена Марадоны, Альфредо Ди Стефано, Хуана Рикельме, Габриэля Батистуты – все они прошли через суровую школу самого напряженного матча Латинской Америки. Стадионы “Бомбонера” (официальное название “Стадион Альберто Армандо”) и “Монументаль” были свидетелями их вросления и возмужания. Суперкласико стало настоящей лакмусовой бумажкой для европейских скаутов, которые часто подписывали талантливых игроков обеих команд, проявивших себя именно в этом противостоянии.

Одним из главных “выпускников” дерби является Диего Марадона, который перешел в “Боку” после пяти лет, проведенных в клубе “Архентинос Хуниорс”, где он забил 116 голов в 186 матчах чемпионата страны и стал звездой местного футбола. Столичный клуб соответствовал амбициям Диего, но в этом трансфере был и другой, потаенный смысл. Дело в том, что корни противостояния “Ривер Плейт” и “Бока Хуниорс”, помимо естественного соперничества двух сильных клубов из столичного города, уходят в глубокие классовые различия между “миллионерами” и “генуэзцами”. Первые считают вторых плебеями, а вторые первых – снобами. Оба клуба были основаны в портовом районе Буэнос-Айреса “Ла Бока”, но в 1925-м офисы “Ривер Плейт” переехали в более богатый район “Нуньес”, после чего команду стали называть “миллионерами”. “Бока” так и осталась клубом портовых доков, итальянского района Буэнос-Айреса (потому и “генуэзцы”), где жил и работал отец Марадоны, Читоро. Вот почему один из лучших футболистов двадцатого века не смог сдержать слез, когда впервые вышел на поле в футболке “Бока Хуниорс” – он играл за команду из района, в котором много лет работал его отец.

Марадона – молодой и кучерявый

В первом Суперкласико Марадона сыграл 10 апреля 1981-го, когда ему был всего 21 год. “Бомбонера” была переполнена как фанатами, которых здесь собралось больше 60 тысяч, так и эмоциями: ведь в этом дерби решалась судьба чемпионства. Сине-желтая половина аргентинской столицы даже не рассматривала сценарий, по которому “Бока” могла проиграть в том матче. Груз ответственности давил на футболистов “генуэзцев” даже больше, чем обычно, но героем того матча суждено было стать Диего Марадоне, который забил мяч в своем дебютном дерби, навеки вписав свое имя в историю этого противостояния. Гол, забитый юным гением, когда он несколькими финтами сумел обыграть бросившегося на мяч Убальдо Фильоля, основного вратаря сборной Аргентины, был признан лучшим голом года в чемпионате страны. Этот матч сделал “Бока Хуниорс” чемпионами, а Марадону окончательно перевел из статуса звезды национального масштаба в ранг одного из лучших молодых футболистов мира, в котором он и перешел в “Барселону” через год.

Для оппонентов “Боки” главным воспитанником их академии был, конечно же, Альфредо Ди Стефано, игравший в “Ривер Плейт” в первые годы своей профессиональной карьеры, забивший за “миллионеров” больше полусотни голов и ставший частью команды, завоевавшей два чемпионских титула во второй половине 40-х. Несмотря на это, легендарный форвард “Реала” не успел проявить себя в матчах Суперкласико, поскольку уехал в Колумбию в 1949-м, после забастовки аргентинских футболистов.

Габриэль Батистута, воспитанник академии “Ньюэллс Олд Бойз” (откуда через 12 лет в Испанию уехал мальчик по имени Лионель) успел поиграть за обе столичные команды. И если в “Ривер Плейт” дела у форварда пошли неважно (4 мяча в 21-й игре), то в “Боке”, которая поспешила перекупить перспективного нападающего у заклятых врагов, Габриэль провел неплохой сезон, забив уже 13 голов в 30 матчах. При этом, Батистута в течении двух месяцев сумел основательно огорчить свою бывшую команду, сначала оформив дубль в ворота “Ривер Плейт” во время предсезонной подготовки, когда в Аргентине традиционно играются товарищеские мини-турниры, а потом сделав то же самое уже в самой что ни на есть официальной игре Кубка Либертадорес, мгновенно влюбив в себя многотысячную армию фанатов “Боки”, которым не раз признавался в ответном чувстве. Уже через год и Батистута, подобно Марадоне в свое время, оказался в Европе, но обоих не раз после этого видели на трибунах “Бомбонеры”, где восхищенные болельщики “генуэзцев” устраивали настоящую овацию своим кумирам.

Самое известное фото “Батигола” в форме “Боки”

Ещу одной иконой Суперкласико для фанатов “генуэзцев” по-прежнему является Хуан Роман Рикельме, атакующий полузащитник от бога, которому не слишком повезло с европейской карьерой. Зато футболист стал почти божеством для поклонников “сине-желтых”, забивая довольно большое количество мячей для игрока на его позиции, а также отдавая филигранные пасы партнерам по команде. Рикельме стал автором шести голов в ворота “Ривера”, при этом три из них он забил в двух четвертьфинальных матчах Кубка Либертадорес в 2000-м, который “Бока” в итоге выиграла. Кроме того, он стал автором одного из самых красивых мячей в истории противостояния (по мнению “El Grafico”), забив со штрафного в марте 2014-го, что, впрочем, не спасло его команду от проигрыша со счетом 1:2.

Несмотря на то, что “Бока” побеждала в Суперкласико немного чаще “Ривера” (88 побед “генуэзцев” против 83-х “миллионеров”), “Ривер Плейт” также могут похвастаться суперзвездными участниками главного дерби Латинской Америки. Правда, они не смогли принять участие в большом количестве таких матчей, поскольку довольно быстро покидали Аргентину, переходя в лучшие клубы Европы.

Эрнан Креспо поучаствовал в победе своего клуба над заклятыми врагами в апреле 1994-го, забив второй гол “Ривер Плейт” на 86-й минуте. Форварду не исполнилось и 19 лет. Отмечался голами в Суперкласико и Марсело Салас, а Гонсало Игуаин стал автором дубля в ворота “Боки”, после чего тренер “Ривера” Даниэль Пасарелла сказал, что у форварда “невероятное будущее” и ему уготована судьба “суперзвезды”. Сам нападающий тут же попал на карандаш к скаутам мадридского Реала, куда и перешел всего через два месяца. На счету Хавьера Савиолы, дебютировавшего в “Ривере” в 16 лет,  три мяча в Суперкласико, первый из которых он забил через месяц после своего 17-летия. Список юных талантов-участников дерби, ставших впоследствии известными на весь мир был бы неполным без Радамеля Фалькао, который поучаствовал в победе “Ривера” в 13-м туре чемпионата Аргентины в 2007-м, забив на 23-й минуте.

Счастливый Игу

Именно футболисты “Ривера” являются обладателями двух рекордов буэнос-айресского дерби. Лучшим бомбардиром Суперкласико по-прежнему является Анхель Лабруна, один из игроков знаменитой “Ла машины” (так называли “Ривер Плейт” в 40-х за точность и слаженность игры), который провел в команде 20 лет и стал автором 16 мячей в ворота “Боки”. А больше всех матчей (42) сыграл другой игрок “Ривера”, опорный полузащитник Рейнальдо Мерло, по прозвищу “Mostaza” (“Горчица”) из-за светлого цвета волос. “Миллионеры” также стали победителями в первом официальном Суперкласико, которое прошло в 1913-м году и завершилось со счетом 2:1.

***

Нередко и сами футболисты подогревали страсти, демонстрируя не совсем спортивное поведение на поле, после чего болельщики обеих команд теряли последние остатки самоконтроля. Одним из самых ярких примеров подобных выходок стало празнование забитого мяча Карлосом Тевесом в полуфинале Кубка Либертадорес в 2004-м, когда за пять минут до окончания матча форвард забил гол, выводивший “Боку” в финал соревнования. Тевес станцевал “куриный” танец, намекая на обидное прозвище “Ривера”, которого называют “цыплятами”. Нападающий был удален с поля, после чего “Бока Хуниорс” пропустили гол на последней минуте матча, но все же выцарапали победу в серии пенальти (5:4). Тевес потом принес свои извинения болельщикам “Ривер Плейт”, но было уже поздно: Карлос по-прежнему является одним из самых ненавидимых футболистов “сине-желтых”.

Тевес танцует “куриный” танец

Прозвище “цыплята” появилось в далеком 1966-м году, когда “миллионеры” вели в счете 2:0 в матче против “Пеньяроля”, но в итоге проиграли 2:4, а кто-то из болельщиков уругвайцев в знак унижения противника выпустил на поле курицу (кишка, мол, тонка). В 2002-м, в гостевом матче “Ривера” против “Кильмес”, начало второго тайма было отложено из-за того, что болельщики хозяев не нашли ничего лучшего, чем выгнать на поле куриц и петухов в цветах гостей.

“Боку” болельщики “Ривера” презрительно называют “свиньями”, намекая на то, что “Бомбонера”, расположенная у самой реки, нередко благоухает отнюдь не розами. Таким образом, изображения куриц и свиней стали своеобразными тотемами на Суперкласико: болельщики переодеваются в этих животных, приносят огромные шары, рисуют их на плакатах.

***

Противостояние “Бока Хуниорс” и “Ривер Плейт” давно перестало быть просто соперничеством двух титулованных команд из одного города. Это целая субкультура со своей философией, своими законами и образом жизни, непередаваемую атмосферу которой невозможно прочувствовать, не побывав на одном из самых главных футбольных матчей мира – аргентинском Суперкласико.

--

Телеграм-канал блога: