Сутормин будет правым полузащитником «Зенита». Главный конкурент – Ригони
Анализируем, где Семак будет использовать самого громкого летнего новичка.
Алексей Сутормин уже сегодня может дебютировать за «Зенит» – и это одна из главных интриг старта сезона (особенно, учитывая обстоятельства перехода). Интересно не только, заиграет ли Сутормин в топ-клубе, но и на какой позиции Алексея будет использовать Сергей Семак.
Прошлый сезон в «Оренбурге» Сутормин начинал правым латералем, с сентября переквалифицировался в инсайда (чаще действуя слева, но остро атакуя и справа – как в декабрьском матче с «Локомотивом), весной провел матчи с «Зенитом» и ЦСКА (и тайм с «Рубином») на позиции нападающего, а с «Ростовом» и «Енисеем» – левого латераля. В самом конце сезона Сутормин исполнял роль и крайнего центрального полузащитника в тройке.
Подробно о трансформации Сутормина в интервью Sports.ru рассказал Евгений Шевелев: «Леша достаточно просто переносит изменение функций на поле. У него есть два очень сильных качества: скорость действий и умение сыграть в отборе. Он очень сильно прибавил в отборе за этот год, да даже за весну: стал больше оттирать корпусом, умеет атаковать со спины, что очень ценно для игрока атаки.
Когда он стал играть второго нападающего, мы увидели, что он быстро и качественно играет в штрафной и между линиями – может забить гол или отдать пас одним-двумя касаниями. Есть люди, которые умеют принять мяч спиной и сохранить его, но теряющиеся в штрафной. Сутормин очень быстро реагирует перед чужими воротами – мы видели это по голам «Зениту» и «Краснодару».
Федотов еще по игре в ФНЛ понимал, что Сутормин может существенно прибавить в обороне. В плане атаки не все так очевидно было: например, осенью он оказывался на ударных позициях, но пытался еще обыграть, сделать лишнее касание. Возможно, после перехода на 5-3-2 его чуть перемкнуло – понял, что он теперь больше нападающий, что нужно чаще бить по воротам».
Где Сутормин будет играть в «Зените»?
«Зенит» отпустил Анюкова, но Сутормин вряд ли будет играть защитником в четверке
На этой неделе Александр Анюков неожиданно возобновил игровую карьеру в «Крыльях Советов», но «Зенит» с ним как с игроком расстался еще в мае – на австрийском сборе справа в обороне у Семака были Смольников и Терентьев.
Терентьев – очень старательный игрок (обычно забивающий очень красивые голы на сборах), но к 26 годам у него только один сезон в качестве полуосновного в РПЛ – «Ростов»-2015/16. Зимой Семак сослал Терентьева в «Зенит-2» – тоже показатель.
Смольников поучаствовал в двух голевых атаках в Суперкубке, но в остальном был очень плох – большое количество неточных обостряющих передач на Ригони по флангу (так самым частым адресатом пасов Игоря стал Рыбус), плохая обработка мяча в довольно простых ситуациях.
Новый правый защитник «Зениту» нужен, но вряд ли им станет Сутормин. На пресс-конференции перед матчем с «Тамбовом» я спросил Семака, рассматривает ли он Сутормина как правого защитника в четверке. Ответ был довольно конкретным: «Понимаем, что он играл справа в схеме с тремя центральными защитниками, но это игрок более атакующего плана. Сейчас рассматриваем его как игрока полузащиты. Естественно, есть форс-мажорные ситуации, будем смотреть и анализировать».
Так что пока Сутормин как стартовый правый защитник в четверке – мимо.
Так где Сутормин будет играть?
Главный вариант – правый фланг полузащиты. «Раньше я почему-то думал, что мне комфортнее играть крайнего полузащитника, но за последний год я и защитником был, и центральным полузащитником», – отмечал Сутормин.
В прошлом сезоне справа у «Зенита» чаще всего играли Мак (осенью) и Ригони (весной). Сейчас оба могут покинуть клуб – правда, если уйдут оба (вряд ли), петербуржцам точно нужен будет еще один игрок (желательно – сразу уровня Лиги чемпионов, потому что Мак – точно не то, Ригони нестабилен, а Сутормина мы видели всего год в новичке РПЛ) на эту позицию.
При учете главных стилистических различий Сутормина и Ригони нужно помнить, что Алексей отыграл сезон в качестве основного игрока (2514 минут), а Эмилиано ни за «Зенит», ни за «Аталанту» не отыграл больше 1000 минут (рекорд – 957 минут при Манчини-2017/18). Но разница в нескольких цифрах слишком существенна, чтобы их игнорировать:
1) количество кроссов (у Сутормина в «Оренбурге»-2018/19 2,5 за 90 минут с точностью 24%, у Ригони за два сезона в Европе – не меньше 8 за 90 минут, лучшая точность – 21,6% весной 2019-го в «Зените),
2) количество обводок (Сутормин шел в обводку 1,8 раз за 90 минут, Ригони – не меньше 2,4 – этой весной, а в «Аталанте» и первом сезоне в «Зените» было больше 4,5),
3) нестатистическое отличие: в финальной трети Сутормин очень часто уходит в полуфланг и даже середину. Ригони тоже не привязан к флангу (особенно – при начале позиционной атаки «Зенита», но хуже чувствует зоны, в которые можно ворваться и атаковать с мячом (и это несмотря на вполне рабочую левую ногу).
Справа также может сыграть Ерохин (его Семак пробовал на этой позиции на сборах, хотя классное лето-2018 Александр выдал слева) и Кузяев, который пока не тренируется в общей группе (и не очень понятно, когда сможет это сделать).
Второй вариант использования Сутормина – правый латераль в схеме с пятью защитниками. Но в оптимальном составе он возможен только в Лиге чемпионов из-за лимита.
На нее Семак переходил поздней осенью 2018-го (с матча с «Ростовом» до конца года) и поздней весной 2019-го (с середины первого тайма матча с «Ахматом», игры против ЦСКА и «Ростова»).
В таком случае весь правый фланг закрывали Смольников, Кузяев, Мак и Шатов. Локально относительно удачно играли даже Мак и Шатов (против «Копенгагена» и ЦСКА), но глобально ни один из четверых не подходит на позицию латераля: Мак и Шатов – из-за общего уровня, Смольников – больше из-за действий на чужой половине. Оптимальную позицию для Кузяева назвал сам Семак в интервью Sports.ru – центральный полузащитник в 4-3-3.
Сутормин ворвался в российский футбол именно как правый латераль – шесть матчей на старте сезона-2018/19 были очень яркими. Успешные врывания в полуфланг (гол «Анжи»), грамотные замыкания подач от левого латераля в центре штрафной, очень агрессивная игра в отборе (например, 8 успешных отборов из 8 против «Спартака»).
Вряд ли Семак полноценно перейдет на 3-5-2, но Сутормина как правого латераля в «Зените» мы наверняка увидим.
Возможно и использование Сутормина слева в полузащите – скорее, в случае предоставления отдыха Азмуну, Дзюбе (и перевода Дриусси в атаку) или самому Дриусси.
Мы же обещали, что летом Сутормин будет в топ-клубе
Фото: РИА Новости/Михаил Докудовский, Владимир Астапкович, Алексей Даничев