11 мин.

«Спартак» – «Краснодар»: зрелищно и сочно. Рабинер аплодирует матчу в Тушине

"Краснодар" был ближе к победе. Но и ничья – по делу

Этой игры ждали всю зиму. Блестящий футбол "Спартака" на турнире четырех российских клубов в Катаре ожидания распалил, но безвыигрышный февраль сменил их вектор для экзальтированных спартаковских болельщиков с радужного на мрачный. Еще тревожнее для них он стал после если не супер-, то более чем качественной для российского клуба игры, которую "быки" показали в обеих встречах с "Байером".

А проигрывать "Спартаку", отстававшему от прямого конкурента на пять очков, было никак нельзя. В том числе и с психологической точки зрения – случись такое, и без того нервная красно-белая аудитория (еще больше разозленная закрытием фанатской трибуны В на этот важнейший матч) разорвала бы команду и ее главного тренера в клочья.

По делу или без такового – в данном случае не имеет никакого значения. Тут же "доброжелатели" обязательно вспомнили бы, что "Спартак" не проигрывал "Краснодару" шесть матчей подряд, и пять из них – при Массимо Каррере. Каким чудесным образом красно-белые не просто "отскочили", а выиграли в гостях в этом сезоне, – опять же никто бы вспоминать не стал. Мне кажется, для нынешнего поколения поклонников "Спартака" результат по сравнению с игрой имеет гораздо большее значение, чем во времена Константина Бескова и Олега Романцева. От бесковско-романцевского принципа "результат через игру" их много лет отучали.

Олег Кононов – наследник двух мэтров в приверженности этому принципу. Но он прекрасно понимает настроения болельщиков и жесткость требований текущей ситуации. Никакого романтического прекраснодушия тут быть не может. Оттого, думаю, он и хватался за лицо, когда на 83-й минуте проходил острейший пас на Олссона, и спартаковский тренер еще не знал, что пару мгновений спустя шведа успеет "накрыть" Айртон. И это еще камеры не успели вывести Кононова крупным планом, когда на 89-й ошибся Рассказов, и Селихов тащил мяч в упор от того же Олссона, а затем Петров бил в перекладину...

"Краснодар" был поближе к победе по моментам, но в целом игра была равной (но не "равна", если исходить из генерального посыла знаменитой цитаты Валерия Карпина), и ничья, как мне кажется, по делу. На "Открытие Арене" две команды играли совершенно по-разному – но важно, что обе до последней секунды стремились к победе, и никакого намека на пресловутый чемпионат автобусных парков, слава богу, не было и в помине. Было бы здорово, если бы дух футбола в России всегда был таким – я бы сказал, в какой-то мере голландским. Здорово, но, увы, невозможно.

Когда "Спартак" включал прессинг, он нередко получался. Причем с первой же минуты, с первого же злого, но чистого отбора Гулиева и последовавшего за ним острого (пусть и не завершившегося ударом) прохода Рассказова. Раз за разом случались эпизоды, когда пять (!) игроков в красной форме прихватывали гостей у их штрафной, и те теряли мяч за мячом.

Показалось, что "быки" к такой стартовой энергетике хозяев были не готовы, довольно долго не понимая, как вообще надо начинать атаку, если к длинным передачам они не приучены, а все адресаты для короткого и среднего паса перекрыты. Хотя совершенно верно в предматчевом интервью заметил Мурад Мусаев, когда краснодарского главного тренера спросили о преимуществе его команды в игровой практике: дескать, у "Байера" перед матчами с "Краснодаром" такое преимущество по матчам в новом году было – 6:0. И что из всего этого получилось?..

"Спартак" начал резко, стремительно, щелкая зубами. Но даже в тот примерно 20-минутный стартовый отрезок, когда он почти полностью доминировал на поле и открыл счет, складывалось впечатление, что красно-белые не поспевают за собственными скоростями. В том смысле, что скорость их бега опережала скорость мысли. Отсюда – ошибки в простых передачах (в частности, такое нередко случалось у Ломовицкого, невзирая на его активность), разрушавшие ткань комбинационной игры. В этом смысле отзвуки зимы еще давали о себе знать.

Выбор в пользу Айртона сработал

А на 14-й минуте случился хозяйский гол. Для "Спартака" совершенно нехарактерный. До такой степени, что еще долго – аж до перерыва, если мне не изменяет память – авторы телетрансляции не могли показать гол Зе Луиша во всех его деталях, главной из которых был пас Айртона метров на 60. В конце второго десятилетия XXI века долго приходилось гадать, кто же отдал голевую передачу – бразильский новичок или Ханни.

За последние полтора месяца для меня, находящегося сейчас в Северной Америке и ежедневно наблюдающего за матчами НХЛ, это – нонсенс. Здесь спустя секунды каждый гол препарируется на молекулы – кто потерял (даже если это произошло у чужих ворот), кто подобрал, кто сделал первый и последующий пасы…

Повторяю: это происходит не в перерыве, а моментально. Да, футбольное поле намного больше хоккейной площадки, но темп игры, скорость развития событий и передвижения шайбы значительно выше. Сравните размеры шайбы и мяча, в конце концов. Отследить и тут же показать все – очень непросто. Тем не менее за океаном давно научились это делать на автоматизме. Есть чему поучиться.

Понятно, что наряду с передачей Айртона и отрывом Зе Луиша невозможно не сделать акцент на грубой позиционной ошибке Фьолусона, из-за которой форвард из Кабо-Верде, выражаясь опять же хоккейным термином, "один в ноль" и убежал. Исландец и сам признал свой ляп, мужественно давая интервью в перерыве.

С трудом, однако, поддается осознанию тот факт, что межконтинентальный (и, по моему мнению, совершенно осознанный) сверхдлинный пас Айртон сделал в одно касание "чужой", правой, ногой. Нет, всякое, конечно, бывает – вспомните, например, как Дмитрий Хлестов в легендарном матче 1999 года с французами на "Стад де Франс", отдав великолепный длинный пас Александру Панову, еще даже до гола схватился за голову от непривычности ощущения. Поэтому не стоит исключать, что и Айртон подобных фокусов никогда прежде не выделывал.

Однако когда человек отдает такую передачу в первом же официальном матче за новую команду – это показывает и способность к быстрой адаптации, и неизвестную прежде часть его потенциала. А другие составляющие мы видели на протяжении матча. Много раз Айртон уходил на паре шагов от соперников по краю – стартовая скорость у него бесподобная. И этим "Спартаку" еще предстоит научиться в полной мере пользоваться.

Выбор Кононова в пользу Айртона, а не Комбарова в данном конкретном матче оправдался. Ясно, что у каждого футболиста бывают подъемы и спады (а порой, увы, и травмы), но если дорогостоящий приезд из Бразилии в Россию Педро Роши до сих пор не отбивается ни на цент – вот и в воскресенье он на поле опять не появился, – то Айртон начал отрабатывать серьезную трансферную сумму с первого дня.

Вторым нашумевшим кадровым решением Кононова был выбор в центре поля в пользу Гулиева, а не Глушакова. Капитан впервые при Кононове не вышел с первых минут – и, хотя вернул себе повязку на последних минутах после замены, не обратить на случившееся внимание было нельзя.

Это можно трактовать как послание всем в команде, что незаменимых нет; как результат поиска тренера, как выходить из февральских проблем; как взгляд в будущее; как выбор в пользу игрока с более жестким и беспощадным отбором в центральной – любимой "Краснодаром" – зоне… Истину знает только Кононов, но вряд ли готов будет откровенно ее озвучить.

Пока же не могу сказать, что выбор в пользу Аяза оправдался. Невозможно сказать, как бы сыграл на его месте Глушаков, – может, и не лучше. Но и преимущество "быков" в центральной зоне имело место, и контроль мяча у них был качественнее, да и в момент ответного гола, показалось, именно Гулиев недоработал по Перейре. Боевитость и отвага молодого полузащитника были очевидны, как и его перспективы. Но матч показал, что ему еще потребуется время, чтобы начать показывать то, чего от него ждут.

Наконец, не сработало появление справа в стартовом составе Ломовицкого. Иной раз у них проходили "стенки" с Рассказовым, порой молодой хавбек перспективно смещался в центр – но уж больно много брака у него было, хотя пассивным его назвать нельзя. Кононов имел возможность во флеш-интервью после игры объяснить его замену на последних минутах первого тайма травмой, тем более что уходил Ломовицкий с поля с заметными усилиями. Но тренер не стал скрывать, что повреждение было из разряда "микро", а замена объясняется в том числе и "тактическими соображениями". Читай – тем, что хавбек, выходит, установку выполнял не ахти. Однако это ведь и тренерское признание, что сам не угадал с ним в стартовом составе – тем более при том выборе, который у красно-белых имеется.

Игра "Спартака" напоминала слишком быстро открытое шампанское

У "Краснодара" с выбором было гораздо сложнее. Один тот факт, что против 12 запасных у хозяев гости наскребли лишь шесть, из которых двое – вратари (!), чего стоит. С другой стороны, все четверо полевых, оставшихся на скамейке, Олссон, АриСкопинцев и не вышедший Стоцкий – это четыре полновесные боевые единицы.

Еще одну, Игнатьева, судя по всему, отправили сыграть за "Краснодар-2" из неких футбольно-педагогических соображений, которых нам тоже до конца откровенно излагать никто не будет. Но ведь просто так не бывает, чтобы, да, совсем молодой, но уже здорово проявляющий себя в основе форвард (четыре мяча в чемпионате плюс два на Кубок, включая победный "Крыльям" в овертайме) при полуживом Ари без серьезных на то причин отправился во вторую команду.

В результате-то на острие пришлось выходить Классону, привыкшему вообще-то к совсем другим функциям на поле. А справа впервые появился в стартовом составе фирменный джокер – Сулейманов. Шапи игра не больно удалась, и теперь он наверняка вновь будет усиливать "быков", выходя со скамейки. А лучшее, что сделал Классон,.. – это избежал соприкосновения с мячом, когда перед ответным голом "Краснодара" Петров с левого фланга отдал мяч на выход Перейре. Решение шведа, пропустившего мяч и одновременно отжавшего от него Джикию, оказалось для гола решающим, поскольку Гулиев не успел за Перейрой в начальной стадии его рывка, а Айртон – в завершающей.

Был еще у Классона и выстрел из-под Джикии с опаснейшей позиции, чуть-чуть срикошетивший от защитника чуть выше ворот, и удар в штангу в концовке первого тайма после двух подряд финтов, дезориентировавших не кого-нибудь, а Зобнина. Забей он – можно было бы однозначно говорить, что освоение новой позиции (после выхода Ари вместо Шапи он занялся более привычным делом) ему удалось. Теперь же все равно осталось ощущение, что Классону пришлось затыкать дыру. Относительно успешно за счет общего уровня мастерства – да. Но затыкать.

Центр поля же у "Краснодара", отойдя от спартаковского прессинга первой половины первого тайма, заработал с привычной сноровкой. "Спартаку" только предстоит отлаживать такую степень взаимопонимания, какая у "быков" давно уже есть. Преимущество гостей по голевым моментам в первую очередь объясняется, как мне кажется, именно сыгранностью. Из-под того же прессинга с какого-то момента выходить они наловчились. Не всегда это получалось, но если выходило – у "Спартака" начинались проблемы.

В какой-то момент ближе к концу первого тайма у моего отца, старого спартаковского болельщика, вместе с которым мы смотрели матч, возник, как мне кажется, интересный образ. "Спартак", по его наблюдениям, стал напоминать слишком быстро открытую бутылку шампанского – значительная доля которого оказалась разлитой не по бокалам, а на стол. Красно-белых никто не обвинил бы в вялости и равнодушии, но его суетливая игра была зачастую подобна той самой пене от шампанского.

В связи с этим возник вопрос. В связи с преимуществом "Краснодара" в центре поля, которое можно было предположить, был ли смысл "Спартаку" жертвовать одним хавбеком и играть с двумя чистыми нападающими? Луиз Адриану же, если не считать одного прохода и удара незадолго до замены, на своем уровне не сыграл. Допускаю (хотя и не утверждаю), что лишний полузащитник вместо него мог бы принести больше пользы.

Зато выход на замену Мелкадзе заметно обострил спартаковскую игру – тут впечатления сборов не обманули. Разноплановый форвард, умеющий и здорово обработать мяч в сложной ситуации, и "обыграться" с партнером, и пробить, в этом матче менее чем за полчаса, по моим ощущениям, принес гораздо больше пользы, чем Адриану. И, вполне допускаю, наработал на появление в том же кубковом Екатеринбурге с первых минут.

Если бы на первой добавленной минуте Зе Луиш вовремя отдал хорошо открывшемуся Мелкадзе, а не сыграл за его счет и пробил по воробьям – может, эффект этой замены мы бы увидели и на табло. Но победа "Спартака" не соответствовала бы логике этой игры. Так же, как если бы и Глушаков забил со штрафного на последних секундах после эпизода, приведшего к удалению Мартыновича. Там ведь, следует заметить, в начале спартаковской атаки Кирилл Левников проглядел фол Джикии на Ари. И, завершись все голом, боюсь, не миновать было бы большого скандала. Тем более если вспомнить некоторые детали первого матча "Спартака" с "Краснодаром" в этом сезоне.

А ничья как раз вполне логична – как, впрочем, была бы логика и в успехе "быков". Все остались при своих, дружно (еще ведь и "Локо" с ЦСКА очки потеряли) сработав в пользу "Зенита". Но глобально расстраиваться ничьей в Тушине не стоит никому. Футбол был пусть и не сверхмастерский, но зрелищный, сочный. Для конца апреля – мая, может, качества бы и недоставало. Для начала же марта – в самый раз.

Игорь Рабинер, "СЭ"