Большой футбол в небольшом городе
Я уже достаточно давно живу во Владимире. Город этот небольшой, тихий, с неторопливым и размеренным ритмом жизни. Величавые архитектурные сооружения перемежаются с новостройками андеграундного типа, старые улочки соседствуют с шумными центральными автомагистралями, а чистые, ухоженные парковые районы словно в калейдоскопе сменяются режущими глаз переделками в попытках найти баланс между старинным и современным. Однако в воздухе областного центра еще можно ощутить достаточное количество жизнетворных элементов, делающих атмосферу города безвредной и пригодной для существования.
Частицы этой атмосферы – тихие уголки, миролюбивые закоулки и переулки, не напоминающие о тщете всего сущего. Одно из таких местечек – Гончарный переулок, расположившийся на восточной возвышенности Студеной горы. Кстати, одно время эта гора носила название «Стадионная» - ведь именно в её равнинной впадине по сей день находится стадион «Торпедо», служивший и служащий клубу с одноименным названием и его болельщикам верой и правдой. Оказавшись в Гончарном переулке, мы сможем лицезреть сразу несколько картин: ухоженные и крепкие (в том числе и за счет вложенных в них средств) дома; фонари, верно хранящие секреты влюбленных, «тепло» освещающих переулок в вечернее время и, собственно, живописный спуск на арену, принимающей в нынешнем сезоне матчи ФНЛ.
Если же мы поднимемся выше, то окажемся на так называемом Валу. Его вполне уместно обозначить именно с заглавной буквы: из поединка в поединок Его Величество Вал – настоящий рай для безбилетников. Данная категория – лишь небольшая часть тех, кто имеет обыкновение выбираться во Владимире на футбол. Чаще всего она пополняется за счет «больших» игр, находя количественное подкрепление в виде приезжих. «Большие» по меркам провинции – матчи в Кубки России. По антуражу и ожиданию они сродни походу на баталии Лиги Чемпионов в середине девяностых, когда на осень, а иногда и раннюю весну Москва становилась миром в большом мире, в котором можно было посмотреть большой футбол.
Подобные поединки некогда хоть как-то выделяли футбольный Владимир на общероссийской карте. Игра с «ЦСКА», уже прилично «годичной» давности, заслужила отдельного упоминания в новостях федерального масштаба. «Стараниями» столичных фанатов ряд секторов стадиона пришли в полную негодность: дабы усмирить беспорядки-радости в бой были пущены даже поливомоечные машины, послужившие чуть ли не самыми яркими символами того большого безумия в маленьком городе. Затем в вотчину Андрея Боголюбского пожаловал и «Зенит» во главе с Диком Адвокатом, причем полностью основным составом. Пожалуй, в этом случае можно привести ассоциацию с выставочным матчем мадридского «Реала» где-нибудь в далекой Корее, когда основная цель – пристально посмотреть на других. В качестве «выставочного» посетил «Торпедо» и московский «Спартак». Валерию Карпину тогда понравилось.
С «тылового» спуска с Гончарного переулка можно уткнуться сразу в два места; первое – поля с искусственным газоном, заботливо выложенных по тысяче и одному разу озвученной программе лучшим англоговорящим министром страны Виталием Мутко, второе – с виду малопривлекательный столб. Если вглядеться повнимательнее, то есть шанс рассмотреть поистине «душекричащую» надпись: «Они продали Вязьмикина». Вязьмикин - в далеком прошлом - лучший бомбардир «Торпедо», которое московское, в недавнем прошлом – один из главных творцов успеха «Торпедо», которое владимирское, увенчавшийся выходом в ФНЛ, в настоящем – игрок костромского «Спартака» с действующим контрактом. Они – это функционеры (читай Администрация области) клуба, на протяжении нескольких лет изрядно поприпятствовавших проникновению старейшего коллектива города из убойной лиги в первую. Случай, увы, заурядный и такой болезненно-практичный.
Несколько раз удостоившись права принять участие в турнире рангом выше, попытку приходилось переносить на другое во временном промежутке преодоление, в этакий запас. Аргументация выглядела предельно простой – никаких гарантий по финансовому содержанию команды. Впрочем, на куда более закоренелом провинциальном уровне, нежели, например, в Томске к подобному привыкаешь и начинаешь относиться к проявлению таковой формы несправедливости, как к некой данности. Да и постоять за клуб по большому счету никто не мог – частым инвесторам спорт в регионе малоинтересен. За этот «неинтерес» сполна расплачиваются уже другие организации – хоккейный клуб и гимнастическая школа, вырастившая в своих стенах великого Андрианова с которым город простился этой весной.
Теперь главный спонсор «Торпедо-Владимир» - шоколадная фабрика, выпускающая киндер-сюрпризы неподалеку от конечной станции маршрута героя Венички Ерофеева и находящая применение своей продукции непосредственно и на футбольном поле. По заведенной традиции президент клуба Вячеслав Спицын (или кто-либо еще) вручает перед матчем сладкий набор одному из «киндеров». Как осуществляется его выбор – лично мне неизвестно. Происходит сие действо уже перед играми «Торпедо» в ранге участника турнира ФНЛ. Если Кубок России – это Лига Чемпионов, то ФНЛ – прежде всего, повод для некой гордости. Попадая на трибуну, приходит ясное осознание того, что мы находимся там, в той лиге, где давно уже заслужили находиться. Ну а борьба за место в десятке в ней – такой мощный мотивационный стимул для большого числа жителей отправиться после рабочего дня именно на футбол, а не домой – молодым и женатым и не по пивным заведениям – старшим, повидавшим на своем веку болельщикам. Тем более, если матч показывают в прямом эфире по «России-2», как это произошло в минувший понедельник в волевом противостоянии с ФК «КАМАЗ».
Проведя во Владимире уже почти пять полных лет, «Торпедо», со всеми его атрибутами и прилегающей территорией, стало для меня если не родным, то крайне приятным местом, где радуется глаз и успокаивается душа. Покинув окончательно Гончарный и обогнув стадион, имеет смысл подняться по лестнице и выйти к фонтану и монументальным колоннам, обозначающих собою центральный вход на арену. По этой мини-площади гуляют счастливые пары, чуть поодаль пролетают направляющиеся в центр автомобили, спешащая толпа устремляется в сторону троллейбусов, попутно обсуждая последние результаты. Вполне возможно, в одном из этих разговоров и промелькнет тема о сочтении, по мнению большинства футбольных экспертов, специалистов, комментаторов дней Кубка России. Что турнир изжил себя и не выглядит больше привлекательным. Однако Кубок, как мне представляется, все-таки несет в себе одну немаловажную, почти высокую миссию – он дает вполне определенное представление о том, что в регионах тоже существует футбол, зачастую служащий таким мощным средством социального сплочения и благополучия.
А с деепричастными оборотами беда.
Но географически даже Гусь-Хрустальный является средним городом.До Кубка России,на который,как я понял,ты сделал упор,гусевскому футболу,конечно,далеко,но,например,недавно у нас начался «Гусевские вести чемпионат города по мини-футболу»-первый в истории летний чемпионат и впервые на искусственном газоне.
А начать рассказ можно было,например,так:»В городе,который славен мастерами производства хрусталя и своими гопниками есть стадион,на котором обвалились половина трибун.Здесь об красивом натуральном газоне,который растили 2 года играет игры чемпионата области команда «Грань»,рядом раскинулось мини-футбольное искусственное поле,а за информационным табло находится железная дорога и,иногда,выражая своё удовольствие игрой,машинисты проезжающих мимо поездов гудят футболистам»
Видишь горы и леса... но я тоже этим страдаю)))