Два года назад он подарил Лестеру чудо, два дня назад – погрузил в траур
Дария Конурбаева попрощалась с разбившимся президентом.
Во вторник после обеда, через трое суток после того, как вертолет рухнул на площадку возле «Кинг Пауэр», витрина цветочного магазина в центре Лестера была полупустой.
– Простите, у нас сейчас не очень большой выбор, – говорил продавец. – Сами понимаете почему… И цветы остались только простые. Все хотят синие, но это редкий цвет, приходится заказывать дополнительно.
В Лестере действительно тяжело найти цветы любой расцветки, ведь поток людей с букетами третий день подряд безостановочно тянется к стадиону «Кинг Пауэр». Тому самому, который последние три года дарил всему городу ощущение счастья и чуда, но субботним вечером погрузил его в траур.
В катастрофе вертолета у стадиона «Лестера» никто не выжил. На борту был владелец клуба
***
В 2000-х в английский футбол хлынули иностранные деньги, и болельщики всех клубов замерли в нервном ожидании. В какой клуб придут следующим? Кто и откуда? Будут ли менять название клуба и цвет формы, сколько вложат в новых игроков и поднимут ли цены на билеты? Станут ли спасителями – или поразвлекаются с клубом пару лет и выбросят, как только дорогая игрушка надоест?
Вичай Сривадханапрабха купил «Лестер» в 2010-м. В АПЛ уже было много русских и ближневосточных денег, и статус «тайский миллиардер», слишком похожий на «русский олигарх», немного пугал.
Английский футбол знает самые разные типажи владельцев футбольных клубов. Самодуры, конфликтующие с болельщиками и тренерами, принимающие необдуманные и эмоциональные решения – совсем не редкость. Вичай оказался тихим, скромным и рассудительным человеком. Он заставил усомниться в себе лишь дважды: сначала уволив Найджела Пирсона, а затем – Клаудио Раньери. Первое решение подарило клубу чемпионство, второе – вывело в четвертьфинал Лиги чемпионов.
Вичай правда уважал местные традиции – и привносил новые. В подтрибунном помещении «Кинг Пауэр» появились буддистские молитвенные флаги, команда ездила на предсезонные турниры по юго-восточной Азии, а болельщики получали мелкие подарки. На все праздники вроде собственного дня рождения или Нового года владелец угощал всех на стадионе пивом, пончиками или рождественскими сладкими пирогами.
Он вкладывался не только в клуб, но и в город, став одним из главных филантропов Лестера. £2 млн – на детское отделение Королевского госпиталя, £1 млн – в «Foxes Foundation», клубный благотворительный фонд, £100 тысяч – на перезахоронение Ричарда III в 2015-м, £23 тысячи – на счет болельщика клуба, чей сын страдал от редкого генетического заболевания.
Вичай всеми силами стремился сделать «Лестер» центром городского сообщества – и ему это удалось.
***
Умение организовывать поминальные службы – это навык, которым очень хочется обладать лишь в теории. У «Лестера» получилось увековечить память владельца максимально просто и пронзительно.
«Лестер» попрощался с погибшим владельцем. А Марез посвятил ему гол в ворота «Тоттенхэма»
Две большие фотографии Вичая обрастали цветами так быстро, что к вечеру вторника секторов, из которых состоял мемориал, было уже четыре – по всей длине трибуны.
К большим памятным венкам от клуба и команды добавились тысячи букетов болельщиков. Новые появлялись каждую минуту: раз в полчаса по мемориалу проходили сотрудники клуба и осторожно перекладывали ряды плотнее друг к другу, освобождая место для новых.
К «Кинг Пауэр» несли не только цветы. На ограждения вешали снятые с шеи шарфы и флаги, на земле аккуратно раскладывали футболки всех клубов Европы – и всех эпох лестерской истории. Болельщики нежно поправляли уголки маек, клали рядом букет или ставили свечку и на минуту замирали. Дети на прощанье обнимали мягкие игрушки и оставляли рядом. Один мальчик возложил цветы с родителями, отошел на десять метров, но вдруг остановился, подбежал обратно и положил на флаг снятую с головы шапку в виде клубного маскота.
Особенно много было чемпионской атрибутики. Кубок поставили перед фотографией Вичая, а болельщики несли к стадиону памятные вещи с чемпионского парада: вырезки из газет, праздничные футболки и даже большой альбом с фотографиями.
Почти на каждом было рукописное обращение на пару строчек или на несколько листов бумаги, заботливо спрятанных от дождя в непромокаемый файл. Простое и емкое «спасибо вам» или длинное обращение одного фаната к умершим родителям: «Мама и папа, вы покинули нас за год до того, как премьер-лига стала нашей. И теперь мужчине, который подарил нам это чудо, нужна ваша помощь. Пожалуйста, встретьте его там с открытым сердцем и теплыми объятиями».
В большом шатре, поставленном утром во вторник, клуб разместил памятные книги соболезнований. Отстоять к ним очередь занимало час, но поток людей не стихал ни на минуту. Всех замерших на ветру отогревали в подтрибунном помещении, где «Лестер» организовал бесплатные горячие напитки.
***
Днем почтить память Вичай Сривадханапрабха пришли буддистские монахи.
Вечером на «Кинг Пауэр» пел церковный хор.
Ближе к ночи цветочное поле вытеснило болельщиков почти на проезжую часть, а они, стоя плечом к плечу, аплодировали – и пели.
«Чемпионы Англии – мы пели это благодаря вам».
Фото: Gettyimages.ru/Stephen Pond, Christopher Furlong; Дария Конурбаева; globallookpress.com/imago sportfotodienst; REUTERS/Eddie Keogh
Покойся с миром!
Победить в сложнейшей лиге мира с бюджетом чемпионшипа
Возродить тренерскую карьеру Раньери
Взрастить несколько самородков футбола
Думаю "невозможное-возможно" был для него девизом.
RIP.