4 мин.

Ювелирная работа

Нет и не может быть упоения результатом – в сущности, «Рубин» еще ничего не достиг в еврокубках. Проход в раунд плей-офф Лиги чемпионов дался, конечно, не даром, и соперник заслуживал серьезного к себе отношения, но в спортивном смысле это еще только прелюдия к серьезному разговору.

Вот если получится и дальше… Ну, тогда это будет, с одной стороны, всего лишь Лига, виданная-перевиданная уже и отдельно, и с «Барселоной». Но с другой-то результат будет исторический – наши клубы в чемпионском турнире втроем, как птица-тройка! Это ведь уже история будет.

Победа над киевским «Динамо» любопытна не сама по себе, а тем, как она была достигнута. Обычно говорят – непринужденно. Но «Рубину» это слово не подходит, в его игре немного приличной такому слову легкости. «Легко», кстати, про эту победу тоже не скажешь. «Рубин» играл очень спокойно, очень сосредоточенно, и о том, что это было не совсем просто, нам напоминают не столько фрагменты этих двух матчей, сколько пришедшаяся между ними игра чемпионата России с «Анжи». Именно в этот момент, когда казанцы на ровном месте проиграли вдруг крупно, и становится ясно, что эта сосредоточенность – не просто выражение серьезного лица, которое может напустить на себя всякий школьник, с нетерпением дослушивающий наставление. Работа это, и работа утомительная.

«Рубин» устроен так, что в нем практически все скрыто. Таится под каким-то непроницаемым спудом. И это давно перестало быть отражением нелюдимости тренера Бердыева, это уже органика самой команды. Она словно не стремится завоевать ваше внимание, объяснить что-либо. Хочешь – смотри, не хочешь – как хочешь, честный выбор. Выбора нет у соперника. Вот у него практически всегда в матче с «Рубином» будут проблемы. Исключения ровно в том количестве, чтобы подтвердить правило.

Иногда завеса, конечно, приоткрывается. Вот, например, с этого сезона к «Рубину» прилепилось кем-то озвученное (Бердыев не признает формулировку своей) намерение играть, как «Барселона». То есть изменение в игре – да, конечно; но чтобы именно как «Барселона»… Тем не менее именно сквозь эту довольно забавную призму на него смотрят, начиная с весны. Почему забавную? Хотя бы потому, что заставь двух разных людей описать, как устроена игра «Барселоны», – описания сойдутся в именах и только. Но имена ничего не объясняют.

А между тем взаимодействия Натхо и Нобоа действительно очень напоминают движение барселонских хавбеков. Нобоа хочется сравнить с Хави, в том числе потому, что очевидно внешнее сходство. Так! А где Иньеста, думаем мы? Натхо-то точно другой. Он тоже отлично работает с мячом, владеет любой передачей, в основном орудуя средней – другие просто обычно не требуются, игроки «Рубина» располагаются весьма компактно. Еще один, получается, в какой-то мере Хави. Вдвоем они управляют позиционной атакой команды, перемещают мяч в любом направлении, без внешней торопливости и суеты выискивая прореху в обороне соперника. Которую отчасти они же и создают этими самыми маневрами.

Вполне барселонские ценности, между прочим. Вам мало? Ну, так, во-первых, никто особенно и не обещал, а во-вторых, чтоб играть, как «Барселона», нужно не только мыслить, как она. У «Рубина» явный недостаток футболистов, которые могли бы брать на себя игру. Обыграть один в один. В данный момент не хватает нападающего. Это следующие этапы развития. Не знаю, какие планы на выздоровление у Карлоса Эдуардо, но если этот парень начнет показывать в «Рубине» просто то, что уже умеет, вы увидите новый почти барселонский штрих в игре Казани. И так далее.

А ждать, что в «Рубине» что-то случится быстро, срочно, опрометью – просто наивно. Вот скажите, вы вообще часто сталкивались с тем, что тренер, работающий в команде с большими амбициями (я напоминаю об этом потому, что чем выше амбиции, тем меньше права на ошибку), давал понять, что он решил очень серьезно перестроить игру команды? Я не припоминаю. Это очень рискованно, это, скорее всего, закончится отставкой. Наоборот поступают – клубные боссы, когда им кажется, что направление развития иссякло, прощаются с тренером и зовут другого.

Хотя то, что этим занимается сегодня Бердыев в «Рубине», кажется не то, чтоб нормальным, но – допустимым. Потому что выражение «отставка Бердыева» практически бессмысленно. Трудно себе представить, что должно стрястись, чтобы это произошло.

Маслаченко любил повторять, что основатель «Спартака» Николай Петрович Старостин обманул всю Советскую власть. Потому что во все эти времена, когда частная собственность была фактически отменена, «Спартак» на самом деле и был его частной собственностью. С некоторыми незначительными издержками. «Спартак» стал таким образом иконой стиля. Он стал термином – даже барселонскую игру мы называем иногда спартаковской, при всей звуковой абсурдности этого выражения. На самом деле это не абсурдно, потому что «Барселона» пестует этот стиль отнюдь не всю жизнь – в отличие от того же «Спартака».

Вот и Бердыев, который «Рубину» не хозяин и не основатель… Хотя почему не основатель? В нынешнем виде эта команда основана и создана им. Так вот Бердыев в том же смысле собственник «Рубина». Он определяет его всецело. И проворачивает на наших с вами глазах почти беспримерный эксперимент. Перестраивается на ходу – с тем же тренером, с теми же, в сущности, игроками. Смешно прикладывать к этому процессу броские ярлыки, он для них слишком уникален. Смешно считать, что это происходит слишком медленно… Это происходит так, как нужно – не медленно и не быстро.

Во всяком случае, Бердыев уже совершенно спокойно говорит, что хотел бы в соперники «Арсенал». Скажи это кто другой, его бы обсмеяли, потому что это звучит по-пижонски. Но Курбан Бекиевич – не пижон. Он даже не знает, думаю, смысла этого слова.

P.S. Этот текст – моя пятничная колонка для газеты «Советский Спорт». Читайте!