Почему все думают, что Месси выбирает состав Аргентины
И правда ли это?
Кажется, процесс запустил Марадона
«Я лучший, когда нахожусь у доски, расставляю игроков, рисую кружочки и стрелочки. Проблема в том, что, когда матч стартует, игроки начинают двигаться. Они двигаются!» – любимая шутка Альфио Басиле, который тренировал Аргентину перед Диего Марадоной. В 2008-м Диего пришел в сборную и сделал шутки Басиле чистейшей правдой. Тактический хаос – лучшее описание эпохи Марадоны.
Все начиналось неплохо. Помогать Диего тактически позвали Карлоса Билардо, который делал Аргентину чемпионом в 1986-м. Он получил должность генерального директора сборной.
Но Марадона с ним быстро разругался: Диего называл Билардо предателем и обвинял в закулисной работе против сборной. Абсурдность той эпохи можно понять по одному факту: в сборной почти не было утренних тренировок, потому что Марадона любил поспать до обеда.
Лионель Месси был слишком молод и еще не стал лидером команды. Главным Марадона на первой пресс-конференции назначил Хавьера Маскерано: «Моя команда – это Маскерано и еще 10 человек». Диего не давал команде информации о соперниках, выпускал игроков на незнакомых позициях, вообще не объясняя, что требуется. Аргентине отчаянно не хватало качественных тренировок и продуманной тактики. Лео наблюдал за ситуацией и видел, как реагируют опытные партнеры.
Показательный эпизод случился в квалификационном матче против Бразилии в сентябре 2009-го. Аргентина играла дома и к перерыву уступала 0:2. Ее возили, все шло к первому домашнему поражению в квалификации за 16 лет, а Марадона просто зашел в раздевалку и сказал: «Давайте! За страну! Мы можем это сделать». Перед выходом на поле игроки провели отдельное совещание и договорились о нескольких изменениях – в частности, Месси попросили играть глубже. Во второй половине Аргентина сильно прибавила в атаке и выглядела более цельно, хотя все равно проиграла 1:3.
Марадона вообще не препятствовал подобному. Иногда казалось, что он специально создает хаос, чтобы футболисты перехватывали инициативу: «Недавно говорил с Месси. Сказал, что мне никто и никогда не говорил, где играть. Следовательно, и я не должен говорить подобные вещи ему. Он сам решает, в какой зоне лучше действовать. Он взрослый. Когда я был игроком, я все решал сам. Сейчас его очередь».
Возможно, дело было не только в тактической безграмотности Диего. Он видел в этом хаосе важную часть аргентинской культуры и считал, что это сделает команду сильнее. В 1986-м в команде был серьезный конфликт между Даниэлем Пассареллой, который потерял капитанскую повязку, и Марадоной, которому Билардо ее отдал. Команда разделилась на два лагеря, но это только помогло. Билардо не вмешивался, а конфликт придал Марадоне дикую мотивацию, которая трансформировалась не только в великие перфомансы, но и в самые интенсивные в его жизни тренировки.
С поколением Месси эти методы совсем не сработали. Без тактики Аргентина провалилась на ЧМ-2010, получив 0:4 от Германии в четвертьфинале. Формально команда играла по схеме 4-4-2 ромб, но на деле она выглядела как 4-1-1-4. После матча Йоахим Лев удивлялся тому, как легко было ловить Аргентину на контратаках.
Батиста первым отбивался от обвинений
После турнира Аргентину возглавил Серхио Батиста. При нем родились первые теории о Месси, выбирающем состав. Все сошлось: Месси вышел на совсем космический уровень игры и популярности, Батиста использовал максимально похожую на барселонскую схему и резко отказался от Карлоса Тевеса, которого часто заносят в хейтлист Лео. За последнее решение Серхио досталось от Марадоны: «Наверное, он выбирает состав пьяным, если не вызывает Тевеса».
Схема при Батисте действительно копировала многие элементы ранней «Барсы» Пепа Гвардиолы. Лео был в хорошо знакомой роли на правом фланге, где его поддерживал атакующий крайний защитник Пабло Сабалета (Дани Алвес), на другом краю выходил более осторожный Хавьер Дзанетти (Эрик Абидаль). Месси мог свободно смещаться на позицию форварда, на это движение Гонсало Игуаин часто реагировал переходом на правый фланг (как это делал Самюэль Это’О).
Чтобы добиться этого, Батиста принял несколько нелогичных решений. Серхио Агуэро, один из лучших друзей Лео, получил незнакомую роль на левом фланге. Качественных аналогов полузащитникам «Барсы» у Аргентины вообще не находилось – это было главной проблемой, но совсем не останавливало Батисту.
Вероятно, эта тактика была лишь идеей Батисты по созданию максимально комфортных условий для лучшего игрока команды, но вопросы ожидаемо посыпались. «В мое время Месси никогда не просил вызывать или не вызывать кого-либо в сборную. Он не ставил никаких условий и не говорил мне, как играть. Никогда», – вспоминал Батиста в 2017-м.
Иронично, что Серхио уволили после провала на Кубке Америки-2011, куда он под общественным давлением все-таки взял Карлоса Тевеса. Попытки встроить его в команду в последний момент обернулись провалом. Проект копирования «Барсы» ради Месси временно свернули.
Сабелья воевал против Месси
На место Батисты пришел Алехандро Сабелья. У него были очень четкие взгляды, совсем противоположные философии «Барселоны». Одним из достижений, которые обеспечили ему это место в сборной, стала именно мощная игра против «Барсы» на клубном ЧМ-2009. «Эстудиантес» Сабельи играл автобусом и почти победил – лишь гол Педро на 89-й минуте перевел игру в дополнительное время.
Алехандро – самый умный из тренеров Месси в сборной. Он шел на уступки Лео в вопросах, где, вероятно, пришел бы к такому решению и без него, но показывал самостоятельность в ключевые моменты. Например, Сабелья пошел на компромисс по Тевесу, но не вызвал на ЧМ-2014 друга Месси Эвера Банегу. «Когда тренер огласил заявку, стало очевидно, что она его, а не Месси или чья-то еще, так как Лео был очень удивлен исключением Банеги», – вспоминал Мартин Демичелис.
В этот период желание Месси управлять сборной проявилось лучше всего. Возможно, из-за слишком разного с Сабельей видения футбола, возможно, из-за ощущения, что его влияние ослабевает, Лео чаще, чем когда-либо раньше, комментировал тактику сборной.
Самый показательный пример – стартовый матч ЧМ-2014 против Боснии. Согласно легенде, в перерыве схему с 3-5-2 на 4-3-3 сменил Месси, а не Сабелья. После игры Лео без наводящего вопроса бросил фразу: «Сабелья сам решил выпустить Гаго и Игуаина». Опровержение в таком стиле лишь придало слухам силы. Месси также сказал, что предпочитает 4-3-3, а не схему Сабельи с тремя защитниками, и призвал спросить тренера, почему он решил сыграть именно так.
«Конечно, Сабелью это раздражает, хотя он никогда не признается в этом публично. Такое признание ничего не изменит», – объяснял Басиле. Тактические намеки Месси в разных вариациях повторялись регулярно. Но в краткосрочной битве, пожалуй, победил Сабелья. На ЧМ-2014 Аргентина играла как его команда, а не как команда Месси. Результатом стал финал – до сих пор главное достижение в эпоху Лео.
Возможно, главным достоинством Сабельи было понимание статуса Месси и аргентинского менталитета. «Месси принимают как лидера, а аргентинцы всегда нуждаются в лидере, в человеке, который в одиночку ведет нас за собой. Так устроено наше общество. Думаю, капитанство помогло Лео. Он правильно воспринял эту ответственность. Что хорошо для Месси – хорошо для команды», – объяснял Сабелья.
Временный уход Месси из сборной
После Сабельи в сборной оказался Тата Мартино. Он работал с Лео в «Барсе» и не скрывал, что Месси повлиял на его приглашение в клуб. После разговоров о тактике Сабельи Месси замолчал. Возможно, потому, что советовал Мартино напрямую.
Тата все отрицает: «Люди хотят верить в эту теорию заговора, но это неправда. Журналисты дают людям то, что те хотят услышать. Я слышал об этом, другие тренеры сборной это тоже опровергали. В этих историях очень много искажений. Нам просто нравится верить, что есть плохие люди, которые все решают, и слабаки, которые им это позволяют».
Главное событие этого периода – уход Месси из сборной после Копы-2016. Кажется, это стало переломной точкой. Все в полной мере осознали важность Месси. Местная футбольная федерация находилась в ужасном состоянии после смерти Хулио Грондоны (футбольного диктатора и коррупционера, который удерживал пост президента больше 30 лет), и там быстро осознали, что сейчас зависят от Месси сильнее, чем когда-либо раньше – и в футбольном, и в финансовом плане.
Тренер теперь в заведомо проигрышной ситуации: сначала надо умолять Лео вернуться, а потом смягчать любую трудную ситуацию, понимая, что федерация всегда будет на стороне игроков. После возвращения слово Месси стало еще более весомым. Ситуацию, когда ему приходится воевать с неуступчивым тренером через медиа, больше не представить. Теперь нужно лишь грамотно распоряжаться властью.
Новым тренером стал Эдгардо Бауса. Он работал в сборной меньше года, но слухи добрались и до него. Публично Бауса тоже опроверг теорию: «Ни Маскерано, ни Месси, ни кто-либо еще никогда не влияли на то, кого я вызывал в команду или ставил в состав. За 8 месяцев моей работы в сборной ни один футболист команды не создавал проблем, и я благодарен каждому из них».
Сейчас Месси выбирает состав?
Карлос Дибос, работавший в штабе Аргентины с 2006 по 2008 год, считает, что да: «Месси в сборной Аргентины назначает тренеров, выбирает состав, руководит вообще всем. В Аргентине все об этом знают, но не говорят вслух, потому что это мнение непопулярно в стране». С похожими обвинениями выступал и Эрнан Креспо.
Как показала эпоха Сабельи, у Месси всегда было определенное желание влиять на команду, а после возвращения его власть стала слишком большой. Это понимал и Хорхе Сампаоли. Даже до ЧМ он подчеркивал: «Это команда Месси. Он лучший в истории. Он готов вести команду за собой. Это его команда». Тренер не скрывал, что в перерыве товарищеского матча с Испанией с игроками беседовал травмированный Лео, а не он.
Как сильно влияние Месси проявилось на ЧМ? Из схожих по авторитетности источников доносятся совсем разные инсайды.
По версии крупной газеты Clarín, Месси вмешивался с самого начала. Он был против использования Федерико Фасио и Джовани Ло Чельсо, а на одной тренировке наорал на Сампаоли, когда его поправил ассистент: «Чтобы такое больше не повторялось!».
Журналист TyC Sports Ариэль Сеносян пишет, что до матча с Хорватией Месси никак не влиял на Сампаоли, хотя тот регулярно интересовался его мнением.
Где-то между этими спорами – история с выходом Серхио Агуэро на замену в матче с Нигерией. После игры появилось видео: Сампаоли спрашивает у Месси, нужно ли выпустить Агуэро. Трудность в том, что слова Хорхе при определенной интонации могли быть утверждением.
Совсем запутвают мартовские инсайды аргентинской El Pais, в них затрагивалось содержание тактических бесед Сампаоли и Месси. Почти все так или иначе проявилось на турнире. Судя по постоянным высказываниям Сампаоли в духе «настоящий босс тут Лео, я это понимаю», такие консультации были регулярными, а сам тренер точно верил в миф о влиянии Месси.
Почти каждое решение Сампаоли на ЧМ-2018 было под Месси: либо игнорирование игроков, которые оперируют в его зоне и могут потенциально отобрать у него пространство, либо выбор в пользу схемы, которую хотел Месси, либо попытка возродить старый замысел с Лео в главной роли.
Это могло быть как самостоятельными идеями тренера, так и совместными решениями. Возможно, Месси действительно не назвал Сампаоли ни одну фамилию. Возможно, Месси решал практически все и абсолютно все – после Хорватии.
Важнее, что если бы Месси захотел решать в сборной все, то у него легко получилось бы.
Президент АФА Клаудио Тапия признал это публично: «Месси – важная экономическая помощь для АФА. Оставим его в покое, дадим ему время подумать, начать клубный сезон, а в следующем году будем беспокоить вопросами». Федерация всегда поддержит Месси, а не тренера (любого тренера). Это в очередной раз проявилось на ЧМ.
Скорее всего, Месси никогда не вписывал в заявку 11 фамилий вместо менеджера. Но влияние Лео точно очень велико. Как он им распоряжается, достоверной информации нет, но едва ли после противостояния с Сабельей он внезапно доверился тренерам – скорее просто почувствовал, что на других можно влиять напрямую.
Важнее всего даже не правдивость мифа, а люди, которые в него поверили. Сампаоли, один из самых авторитетных аргентинских тренеров, получив работу, явно поверил в этот миф настолько, что стал его пленником.
Фото: Gettyimages.ru/Lalo Yasky, Richard Heathcote, Jamie McDonald, Mike Stobe, Gabriel Rossi; globallookpress.com/x99/ZUMApress.com
Проблема в том, что в его карьере, такие были только в Барсе
Люди, не имеющего постоянного контакта с подлинником, неизбежно находятся в плену легенды и исходят уже из ее логики. Так воздух пронизывается стереотипами. Отсюда и рождаются подобные теории. И более того, они кажутся правдоподобными. И наоборот неправдоподобными начинают казаться проявления реального Месси.
Довольно типичная история
у Аргентины три железных момента было.
у Игуаина в первом выход один на один после скидки Крооса, во втором Месси один остался на углу штрафной и не докрутил в дальний угол, в овертайме Паласио в руки Нойеру пробил из убойной позиции. У немцев таких моментов не было, хотя били они чаще и мячом владели больше.