Зидан уходит как великий. Но почему сейчас?
Вы когда-нибудь видели Флорентино Переса таким потерянным, как во время сегодняшней пресс-конференции? Ни разу за 15 лет на посту президента «Реала» он не видел, чтобы тренер уходил по собственному желанию.
Три Лиги чемпионов подряд – это аномалия, порождающая странные последствия. Раньше из «Мадрида» уходили потому, что не выиграли Лигу чемпионов. Теперь уходят потому, что выиграли слишком много.
Зидан на прощальной пресс-конференции часто повторял слово desgaste – применительно к футболу, это усталость от работы, профессиональное выгорание. Его неоднократно произносил Хосеп Гвардиола, когда прощался с «Барселоной».
Еще один акцент – на время. «Сейчас правильный момент для того, чтобы что-то изменить. После трех лет работы это верное решение не только для меня, но и для игроков», – сказал Зидан.
Цикл подошел к концу. Гвардиола учился этому у Кройффа, Зидан – у Дель Боске: ресурс команды вырабатывается за несколько лет, после чего нужно менять либо тренера, либо игроков. Специалисты, работающие в клубах десятилетиями, так и остались редкими исключениями, постепенно сходящими со сцены.
Интересно, что самым счастливым моментом за тренерскую карьеру, несмотря на победы в Лиге чемпионов, Зидан назвал чемпионство в Испании. И проговорился про то, что его пугало в будущем: «Я не хочу начать новый сезон и оказаться в плохой ситуации, я хочу завершить путь в мадридском «Реале» на мажорной ноте».
76 очков в последнем чемпионате – это антирекорд клуба с сезона-2006/07. Главным козырем Зидана-тренера всегда было умение мотивировать. Это продолжало работать под аккомпанемент гимна Лиги чемпионов (пусть с перебоями), а на выездных играх в испанской провинции «Реал» представал аморфной командой.
У Зидана вообще все в полном порядке с самооценкой. Перед финалом с «Ливерпулем» он иронично отметил: «Я не лучший тренер с тактической точки зрения. Мне и не нужно об этом говорить, поскольку об этом постоянно говорят журналисты».
Удивительно и в некоторой мере парадоксально, что футбольные медиа сейчас меряют тренеров не титулами, а неким собственным представлением об их компетентности. Тактический фрик Бьелса, не одержавший ни одной победы в Европе, – футбольный гений. А те, кто регулярно выигрывает чемпионаты или еврокубки, но придерживаются двух стандартных формаций, – физруки.
А вышел бы он в финал Кубка России с курским «Авангардом»? Зидан не собирается класть карьеру на то, чтобы отвечать на идиотские вопросы. Да, он отказывается от вызова преодоления проблем или даже построения новой команды – в стратегическом смысле победоносная структура «Мадрида» была унаследована им от Рафы Бенитеса, своей полной противоположности. Бенитес умел в тактику, но был максимально далек от тренируемых футболистов.
В 2007 году легенда «Реала» и колумнист издания Marca Хорхе Вальдано написал текст о том, что Бенитес и Моуринью (они сошлись тогда в плей-офф ЛЧ) открыли новую эру футбола, в которой система давила индивидуальность. «Воткни палку с дерьмом в центре «Энфилда» и люди сочтут это произведением искусства. Но это не так. Это все еще торчащая из земли палка с дерьмом», – возмущался Вальдано.
Зря он переживал. Оба тренера потом возглавляли мадридский «Реал», но не добились того, чего достиг проповедник индивидуальных талантов Зинедин Зидан. Отчасти из-за того, в каких системах они выросли. Бенитес и Моуринью шли к признанию постепенно, работая с игроками так, как если бы те и сами играли на уровне Бенитеса и Моуринью. Зидан понимал, что нужно звездам, потому что сам был таким.
«Мы всегда хотим большего, но наступает момент, когда я больше не могу просить игроков о большем. Чтобы вновь побеждать, им нужно услышать новый голос», – сказал Зидан. Свет третьего Кубка чемпионов не мешает ему видеть не решенные им проблемы. Он не считает себя способным их решить. Он считает, что эти проблемы должен решить другой человек. Черт побери, что это, если не величие?
Тренеры не универсальны. Кто-то спасает аутсайдеров от вылета в низший дивизион, кто-то разгоняет середняков до уровня Лиги чемпионов, кто-то управляется с капризными звездами в грандах. Одни хорошо работают с молодежью, другие осваивают бюджетные деньги в северных городах. Три года мы думали, что лучшее в Зидане – умение мотивировать. Нет, лучшее – его умение определять свои сильные и слабые стороны.
В 2003 году капитан «Мадрида» задал Флорентино Пересу вопрос, касающийся продажи его соотечественника Клода Макелеле: «Зачем наносить на «Бентли» еще один слой золотой краски, если при этом теряешь двигатель?».
Сейчас он не дал Пересу возможности дать неверный ответ. Зидан откатал позолоченный «Бентли», но он гонщик, а не механик. Перебирать двигатель должен кто-то другой.
Зидан ушел из «Реала». Как мы это пережили
Фото: REUTERS/Juan Medina; globallookpress.com/Lorenzo Carnero
Вопрос-сможет ли он стать тем самым механиком в другой клубе?
Это признак не ’ величия’ , а ,скорее мудрости.