12 мин.

«Не совсем правильно ехать в страну, с которой воюешь». Украинские журналисты – без чемпионата мира

Почти все рады.

Федерация футбола Украины (ФФУ) официально отказалась от аккредитации журналистов на чемпионат мира-2018. По словам репортеров, в течение месяца организация ссылалась на технические проблемы с выдачей ключа и контрольного номера (данные нужны, чтобы подтвердить, что ты журналист медиа, одобренного федерацией– Sports.ru). А 30 января, за два дня до дедлайна по подаче заявки, сообщила, что не выдаст данные, потому что не может гарантировать безопасность своих граждан в России. Сейчас желающие пытаются пробиться на турнир напрямую через ФИФА – в Европе пока игнорируют их письма.

Sports.ru связался с украинскими журналистами и выяснил, сколько человек бьются за аккредитации на чемпионат мира и многие ли в стране поддерживают решение федерации.

Игорь Цыганык, комментатор, ведущий программы «ПроФутбол» на телеканале «2+2»

«Я не собирался посещать чемпионат мира и полностью поддерживаю решение федерации. Не знаю, как это воспринимается у вас, но мы считаем, что идет война. Не совсем правильно ехать в страну, с которой воюешь. Это аморально и неэтично. Война же продолжается на нашей территории. Если бы на другой, возможно, все воспринималось бы не так. Но у нас отобрали землю, понимаете? Гибнут люди. И как после этого себя чувствовать в России? Плюс есть вопросы к безопасности. Имеются прецеденты, когда украинских журналистов, которые приезжали в Россию, просто арестовывали. До сих пор идут суды.

Насколько понимаю, решение не аккредитовать журналистов, приняли давно. Просто официально озвучили именно сейчас. Я общаюсь с представителями федерации и уже год назад знал, что аккредитации не будет. Хотя вообще не думаю, что кто-то из украинских журналистов изъявил желание получить аккредитацию. Точно не скажу, но среди тех, с кем общаюсь, таких людей нет. Очень сомневаюсь, что ФФУ получила хотя бы одну заявку на аккредитацию.

Я поинтересуюсь результатами турнира. Это моя работа, я должен быть в курсе. Но не уверен, что буду смотреть матчи. Впервые в жизни не хочу, чтобы мероприятие вообще состоялось.

На сегодня в Украине никто не собирается показывать этот чемпионат. Не думаю, что кто-то в итоге согласится. Больше скажу – я не уверен, что сборная Украины поехала бы на чемпионат мира, если бы мы туда вышли. И сам не считаю, что было бы правильно туда ехать. «Плюсы» (медиахолдинг «1+1», куда входит канал «2+2» – Sports.ru) тоже не боролись за ТВ-права. Это принципиальная позиция. Но, если честно, сказался и тот факт, что каналы холдинга никогда не показывали подобные турниры. У нас немного другая задача – мы ориентируемся на внутренний чемпионат.  

Как мы будем освещать турнир на канале? Будет правильно, если состоится полное игнорирование истории. Вообще ни слова. Но каждое медиа принимает свое решение. Я лишь вижу, что у журналистов нет заинтересованности. Позиция большинства из них – нельзя проводить чемпионат мира в стране, которая воюет. Тем более, если воюет против нас.

Запретить людям интересоваться футболом никто не может. Но я общаюсь с болельщиками и могу сказать, что они тоже не особо ждут летнего события. Не думаю, что в Украине случится большой ажиотаж по этому поводу. Скорее, вообще никакого ажиотажа не будет. Скажется отсутствие сборной на турнире. Но в основном влияет то, что происходит между странами. Это не футбольная история. В глазах украинцев должны пройти века, чтобы все забылось».

Александр Приходько, фотограф ua-football.com

«После того, как Россия получила чемпионат мира, я планировал ехать на него, если наша сборная туда попадет. События 2014 года поменяли мое мнение. Решил, что если и поеду, то максимум в Калининград. Так можно было бы совместить летний отпуск на Балтийском море – в Литве или Польше – с посещением города в день матча.

Чем дальше, тем больше понимал, что ехать на чемпионат опасно. Для спортивных журналистов в том числе. Об этом говорят последние новости об аресте украинских журналистов или просто украинцев с активной позицией на территории России. Да даже сам факт, что я считаю Крым украинским, уже нарушает российские законы. Заходишь ко мне в профиль в соцсетях, видишь подтверждение – вот уже готовая статья. Так что сейчас я бы точно не поехал, даже если бы сборная туда пробилась.

К решению федерации я отнесся нормально. Точно не расстроился, даже рад. Не знаю, специально ли там тянули до последнего, но этим сообщением ФФУ дала явный сигнал, что если кто-то из журналистов поедет на турнир, то сделает это в обход федерации. На свой страх и риск. И в случае проблем чиновники точно не будут виноваты.

Следить за чемпионатом я буду, но не за всеми матчами. В группах посмотрю на топ-сборные, а на все остальные – начиная с четвертьфиналов. Матчи России тоже включу, но чтобы болеть за соперников. Если трансляции на ТВ не произойдет, всегда найду ее в интернете».

Артем Франков, главный редактор украинского еженедельника «Футбол»

«Я не подавал заявку на аккредитацию. Все-таки не только журналист, еще член исполкома ФФУ. Из-за этого не счел правильным отправляться в Россию. Никто не говорил, что надо отказаться, такое решение я принял сам. Меня могли бы просто не понять. Но, конечно, я увлечен чемпионатом мира, буду следить за турниром и как-то освещать его. Жалею, что не попаду туда. И вообще сожалею о том, что происходит между нашими странами.

Рады ли мои знакомые-журналисты отказу от аккредитации? А чему радоваться? Они просто воспринимают ситуацию как должное, с пониманием. Я тоже это так воспринял. Это политика.

Насколько знаю, ажиотажа по поводу аккредитаций не возникло. Но спрос был. Кстати, федерация отказалась еще от тех билетов, которые положены ей как национальной ассоциации – для сотрудников, официальной делегации. Это важно, потому что некоторые посчитали, что отказались еще и от квоты для болельщиков. Нет, именно для чиновников. Никакой квоты для болельщиков не существовало в природе – для них есть отдельная процедура в виде лотереи.

Не скажу точно, могло ли что-то угрожать украинским журналистам на турнире. Мне кажется, Россия примет все усилия, чтобы чемпионат мира стал образцовым. Но вижу ситуацию так: федерация не может ничего гарантировать в плане безопасности и сама не едет, поэтому и журналистов отпускать нехорошо.  

Никаких претендентов на показ турнира по ТВ сейчас нет. Хотя не думаю, что каналы будут полностью игнорировать его. До такого маразма не дойдет – результаты сообщат. Если произойдет что-то плохое, расскажут не только в спортивных новостях.

В еженедельнике мы осветим турнир в обычном формате. Друзья из России, возможно, сделают репортажи с места событий. Но из них я по максимуму уберу политику. Все-таки чемпионат не российский, а ФИФА. И участвует там не только Россия, но и еще 31 команда.

Следить за чемпионатом украинцы будут. Ждать, чтобы Россия выступила как можно более неудачно. Антиболение – это ведь то же самое боление. Поэтому говорить о турнире в медиа надо. Если откажемся, люди просто пойдут на российские сайты. У вас вырастет посещаемость за счет Украины».

Владимир Крамар, репортер ТРК «Украина» в ответ на просьбу о комментарии в фейсбуке (орфография и пунктуация автора сохранены)

«Коментарі? Які можуть бути коментарі для росії, якщо це країна-окупант??? Якщо це – підлий і підступний ворог не лише для мене особисто, а й для УСІХ українців !!! Спочатку хай ваше ##### перестане вбивати наших воїнів на Донбасі і поверне Крим!!! А потім поговоримо про якісь коментарі! СЛАВА УКРАЇНІ !!!!»

[Комментарии? Какие могут быть комментарии для россии, если это страна-оккупант??? Если это – подлый и коварный враг не только для меня лично, но и для ВСЕХ Украинцев !!! Сначала пусть ваше ##### перестанет убивать наших воинов на Донбассе и вернет Крым!!! А потом поговорим о каких-то комментариях! СЛАВА УКРАИНЕ !!!!]

Юрий Конкевич, корреспондент sportarena.com

«Решение ФФУ в украинских медиа восприняли спокойно. Но если бы оно появилось, например, в сентябре 2017-го, когда результаты отбора казались не ясны, наверное, надо было поаплодировать принципиальности федерации, которая не хочет отправлять болельщиков и журналистов в страну-агрессора. Сейчас это выглядит запоздалым и немного конъюктурным.

Пока наши страны находятся фактически в состоянии войны, сам я даже не стал бы думать о работе на турнире. В первую очередь это моральные принципы. Но, насколько знаю, граждане Украины уже зарезервировали несколько десятков тысяч билетов на чемпионат. Это их выбор. Как и выбор коллег, которые, может быть, захотят поехать. Хотя о таком я пока не слышал. Но читал уже несколько дискуссий знакомых в фейсбуке о «злой ФФУ», которая запрещает футбол и лезет в политику. Судя по всему, в Украине все еще есть много людей, которых принято считать коллаборантами. Именно так сейчас я бы квалифицировал поездку в РФ – даже туристическую. Лучше спокойно отнестись к бойкоту и вспомнить, что это не первый такой случай на больших спортивных соревнованиях.

Вопрос – ехать или нет – в любом случае разделил бы общество. Другое дело, что после непопадания сборной острота снизилась. Многим показалось, что руководство ФФУ после поражения от хорватов (последняя игра отбора к ЧМ-2018, Украина проиграла 0:2 и не попала в стыковые матчи – Sports.ru) даже облегченно вздохнуло.

За чемпионатом я следить, конечно, буду. О том, как осветит турнир мой сайт, лучше спросить у редакторов, но считаю, что пропустить такое событие – себе в убыток».

Сергей, журналист, попросил об анонимности

«Ситуация с аккредитациями абсолютно идентична 2014 году, когда не было никакой политики. Перед Бразилией вышла такая же тягомотина. В федерации долго говорили, что не получается, журналисты полтора месяца находились в подвешенном состоянии. Кто-то уже билеты купил. Некоторые даже в ФИФА стали жаловаться. В итоге четверых все-таки аккредитовали. Процедура завершалась в ночь на первое февраля, а электронный ключ одному репортеру дали только в обед 31 января. Другому – пресс-атташе сборной – не выдали в срок. Потом отдельно просили за него после дедлайна. А шесть человек вообще никуда не поехали.

Думаю, проблема в том, что ФФУ – государственная организация. Это означает неэффективность, лень, маленькие зарплаты. В пресс-службе работают 8 человек. Получают 3,5 тысячи гривен (7,3 тысячи рублей – Sports.ru), сидят толпой в одной комнате. Всегда полная неразбериха. Видимо, еще вспомнили ту ситуацию с ЧМ-2014. Подумали, что если тогда обслужили только троих за полтора месяца, то в Россию поедет больше людей, и они вообще ничего не смогут. Будет скандал, у многих билеты пропадут. Допускаю, что разговор был такой: «Давайте скажем, что никому не даем аккредитации. Пусть обращаются в ФИФА».

Особого ажиотажа по поводу турнира у журналистов я не заметил. Решающий фактор – на нем нет Украины. Вот в 2016-м получилось наоборот. Квота 50, а поехали 88. Правда, все кто послал бригады во Францию, попали на деньги. Никто затраты не отбил. А умные люди не репортеров посылали, а закупали поисковые слова. Как сайт terrikon.com, например. Трафик у них взлетел выше крыши».

Александр Гапоненко, главный редактор football24.ua

«Я не собирался на турнир. Это принципиальная позиция журналиста и гражданина. Та агрессия, которая исходит к Украине со стороны РФ, не секрет. Поэтому я не еду. Дело не в боязни. Кстати, я более чем уверен, что с точки зрения организации чемпионат проведут нормально.

По моей информации, решение об отказе в аккредитациях, федерация приняла в последний момент – за пять дней до официального сообщения. До этого планировалась обычная процедура, но в итоге решили ее не проводить и переложить все на плечи ФИФА. Речь шла о квоте на 7 мест: 5 для пишущих журналистов и 2 для фотокорреспондентов. На все 7 аккредитаций претендовали люди. Они точно собирались ехать, но имен я не знаю. Имелся вариант и поездки нашего журналиста, но он все-таки передумал.

На сайте мы собираемся освещать турнир, дадим информацию обо всех матчах. Игнорировать сборную России не будем. Может, подадим тексты о ней немного иронично, но искажать оценку игры не станем. Сделаем все максимально объективно.

Турнир однозначно вызовет интерес у широкой аудитории. Люди будут следить за матчами, большинство станет болеть против хозяев. Если в определенный момент не покажут более интересного матча, я включу игру сборной России. Тоже поболею против.

Права на показ чемпиона сейчас находятся у Национальной общественной телерадиокомпании Украины. Но ее позиция – турнир не транслировать. И пока ни один другой холдинг эти права не выкупил. Думаю, что это чисто политические моменты, элементы гражданской позиции со стороны медиагрупп. Даже если трансляции не произойдет, люди найдут, как выйти из положения. Хотя случится и отток зрителей. Часть из них окажется принципиально против того, чтобы даже смотреть турнир в стране-агрессоре. Но я не знаю, сколько таких людей. Для этого надо проводить исследование, разбрасываться цифрами не хочу.

Я общаюсь с тобой, потому что уважаю sports.ru. У него репутация сайта, который не носит пропагандистской функции. Если бы ты был из пропагандистских медиа, я бы с тобой не говорил. При этом у меня и многих украинцев нет негативного отношения ко всем русским. Только к тем, кто выступает за агрессию к Украине, поддерживает незаконную аннексию Крыма или участвует в боевых действиях на востоке нашей страны. К здравомыслящим людям нормальное отношение».

 ***

Президент ФФУ Андрей Павелко от комментариев отказался. Глава пресс-службы федерации Татьяна Горобченко не ответила на звонки и сообщение корреспондента Sports.ru.

Фото: globallookpress.com/Sergii Kharchenko/NurPhoto; Facebook/ihor.tsyhanyk , katatonia82, artem.frankov.3, volodymyr.kramar.73, YuriyKonkevych, alexandr.gaponenko12